СТРАНИЧКА БАЙДАРОЧНИКА

парусное вооружение тримарана «Стриж»

В. М. Перегудов

Несколько простейших тримаранов типа «Стриж» были построены членами парусной подсекции Московского клуба туристов. На них неоднократно выигрывались гонки на разборных парусных судах в Москве и Ленинграде.

Собственно устройство тримаранов уже хорошо известно читателям сборника. На концах двух трубчатых поперечных балок закреплены надувные поплавки объемом не менее чем по 20 л (до 100 л), заключенные в жесткие обтекатели. Балки крепятся к фальшбортам байдарки без какого-либо усиления или переделок ее корпуса. Оптимальный дифферент — угол атаки поплавков устанавливается с помощью регулировки раздвоенных вант.

Тримаран вооружен кэтом, т. е. имеет лишь один парус — грот. Мачта встает на переднюю балку, раскрепляется штагом и двумя вантами, каждая из которых внизу раздваивается и крепится к двум поперечным балкам.

Парус «Стрижа» напоминает парус виндсерфера и снабжается внутренним гиком (если парус сделан двойным) или охватывающим парус снаружи двойным гиком-уишбоном, расположенным высоко над головами экипажа. Задняя и нижняя шкаторины паруса поддерживаются предварительно натянутыми тросиками-булинями, расположенными в накладных полосах шкаторин. С помощью изменения положения пятки гика по высоте мачты можно эффективно изгибать мачту и тем самым регулировать профиль паруса.

Испытаны два варианта паруса. Один из них — однослойный площадью 4,5 м2 — крепится к мачте при помощи кармана, пришитого по передней шкаторине; надевается он на мачту подобно чулку. Гик-уишбон, изготовленный из дюралевых трубок 35Х1,5, ноком крепится к шкотовому углу паруса, а пяткой в виде хомутика из полосы 28Х1,5 мм охватывает трубу мачты на такой высоте, чтобы при обычном ходовом крене гик занимал горизонтальное положение. Булини из стального тросика диаметром 1,5—2 мм натягиваются из фалового и галсового угла к ноку гика. Синтетический шнур здесь не пригоден, так как сильно вытягивается, что ухудшает форму паруса. Задняя и нижняя шкаторины паруса выкраиваются с отрицательным серпом.

При постановке паруса на мачту его пузо должно быть плавным, расположенным по середине паруса и составляющим по величине 5—8% ширины паруса на данном участке. В районе гика пузо должно иметь наибольшую величину.

Парус типа «Стриж» обладает неплохими тяговыми свойствами при лавировке, тек как благодаря жестким булиням отсутствует скручивание его по высоте и, следовательно, парус имеет оптимальный угол атаки и правильный профиль по всей высоте мечты. Как показывает опыт, касание паруса гиком на величине тяги практически не сказывается.

При спуске паруса надо при постепенной отдаче талрепа троса нижней шкаторины поднимать галсовый угол паруса к гику. К моменту, когда мачта выпрямится, булинь и нижняя шкаторина должны быть ослаблены; если этого не сделать, то при отдаче талрепа вся сила изогнутой мачты будет приложена к материалу паруса в районе нижней шкаторины и может порвать его.

Парус по второму варианту сшивается из двух одинаковых полотнищ по всем трем шкаторинам, причем во всех углах швы до конца не доводятся. Внутри, между полотнищами, помещаются и мачта, и прямой гик. Мачта (дюралевая труба) становится частью объемного в передней части паруса и не оказывает на его работу никакого вредного влияния. Нок гика пропускается между шкотовыми углами полотнищ и крепится к ним неподвижно. Пятка гика имеет возможность подниматься и опускаться по мачте от нижнего положения на уровне галсового угла до верхнего — перпендикулярного мачте. Регулировка положения пятки гика осуществляется с помощью двух снастей, верхняя из которых перекинута через блок, закрепленный на мачте выше гика.

В сильный ветер, когда скорость тримарана велика, а поперечные балки работают с перегрузкой, гик надо постепенно поднимать по мачте. При этом расстояние между мачтой и шкотовым углом паруса увеличивается, а гик, упираясь в мачту, изгибает ее, образуя горб по передней шкаторине (до 20 см — в зависимости от гибкости мачты). В этот горб и уходит весь тот излишек материала, из которого в слабый ветер образовывалось пузо. Когда гик доходит до крайнего верхнего положения, парус должен быть совершенно плоским и сильно растянутым; обладая минимальной тягой и минимальной поперечной силой, он будет меньше кренить тримаран.

Этот путь снижения тяги, по нашему мнению, более эффективен, чем взятие рифов. Путем обычного рифления можно уменьшить площадь грота и соответственно тягу в 1,5—2 раза. Уменьшая же пузо «Стрижа» и используя возможность его работы без заполаскивания на малых углах атаки, в том числе нулевом, можно плавно снизить тягу в 5—6 раз. Впрочем, вполне возможно и взятие рифов при помощи нашитых риф-штертов, т. е. применение сразу обоих способов уменьшения тяги.

Рекомендуемый вариант паруса хорош тем, что позволяет легко настраиваться на любые условия плавания.

Парус шьется из легкого и прочного непродуваемого материала; годится, например, хороший тик для пера. Некоторая эластичность ткани не является особым недостатком, так как пузо поддается регулировке.

Для мачты пригодны трубы 40*1,5—2 из дюралюминия Д16Т, Д1 или сплава АМг-6Н. Подходят и имеющиеся в продаже шесты для прыжков в высоту. Если трубы некондиционные, стоит проверить их способность выдерживать изгибающий момент без остаточных деформаций. Для этого надо уложить трубу на две опоры, а посередине подвесить груз. Постепенно раздвигая опоры или увеличивая груз, найдите тот минимальный изгибающий момент, при котором труба получает остаточную деформацию; значение этого момента не должно быть менее 40 кгм. Более жесткие мачты лучше при порывистом и сильном ветре.

Поднимается парус на мачту с помощью фала. При этом пятку гика необходимо опустить в нижнее положение, чтобы мачта выпрямилась, а парус скользил бы по ней свободно.

На стоянках, если парус не спускается, гик необходимо ставить в положение наименьшего пуза, чтобы он работал на ветру как флюгер, без заполаскивания и создания подъемной силы.

Подобный парус площадью 4,5 м2 был испытан на тримаране на основе байдарки «Салют-5,2». Вес парусного вооружения в сборе составил всего 13—16 кг. При наличии определенного опыта плавания на байдарках этого типа можно увеличить площадь паруса на тримаране до 7 м2; соответственно необходимо усиление прочности всех узлов вооружения и крепления поплавков.

По названию первого тримарана с таким парусом название «Стриж» перешло и на описываемое здесь парусное вооружение. Московскими туристами-водниками уже накоплен известный опыт применения такого парусного вооружения в качестве типового для установки на самых различных судах. В самое последнее время широко практикуется применение «Стрижей» на самодельных надувных катамаранах, которые еще более удобны в эксплуатации и надежны, чем тримараны на базе байдарки.

Возможны и различные варианты несения типового вооружения, включая комбинацию «Стрижа» со стакселем и даже несение двух «Стрижей» на одном судне.

Два варианта типового парусного вооружения «Стриж», а — площадью 4,5м2 с двойным гиком-уишбоном; б — двухслойный парус 4 м2 с гиком между полотнищами.

1— фиксатор шкотового угла;
2— булинь;
3—мачта;
4—карман на передней шкаторине;
5—штаг;
6—ванты;
7— парус;
8—фиксатор гика на мачте;
9—гик, труба 35*1,6;
10—галс-оттяжка;
11—внутренний гик;
12— кольцо (вместо блока);
13, 14 — снасточки для регулирования положения гика по высоте;
15 — щека, дюраль 1,5;
16 — ролик;
17—труба 32*1 (у нока гика расклепать) или полоса;
18 — полоса 28*1,5.