Катера и яхты, 1981, № 3 (91), с. 82

В походах и гонках —
седьмой сезон московских
туристов-парусников

В.Б.Кузнецов, М.Г.Власенко

Лето 1981 г. для москвичей — уже восьмой по счету сезон соревнований по технике парусного туризма. Соревнования на широко распространенных туристских судах под парусами играют большую роль в деле развития этого вида туризма. Именно участие в гонках послужило практический школой управления малым судном под парусами: новички, заимствуя опыт у лидеров, под опекой спасательной службы осваивали раскладку галсов, технику поворотов, откренивание и все прочие элементы работы рулевого в матроса, включая аварийно-спасательные операция. Состязания оказались совершенно необходимыми и для совершенствования самих малых парусников. Путевку в жизнь получают наиболее эффективные и надежные, простые н технологичные конструкции. В прошлые годы именно с московских соревнований пошла «мода» на байдарочные тримараны, по своим эксплуатационным свойствам представляющие большой шаг вперед по сравнению с обычными парусными байдарками. В сезоне 1980 г. можно было отметить растущее применение туристами надувных катамаранов; москвичи снова выступили здесь в качестве пионеров.

Календарь парусных соревнований московских туристов-водников в принципе уже установился. Теперь дело за тем, чтобы повышать уровень проведения ставших традиционными встреч, а также за тем, чтобы разнообразить самые формы соревнований, чтобы каждый мог найти себе спортивное мероприятие и по вкусу, и по силам.

Рассмотрим наш парусный сезон на примере 1980 года.

Как обычно, соревнования начались, едва сошел лед. Первые старты были даны в майские праздничные дни, причем открыли сезон наши сильнейшие экипажи, выступающие на разборных .туристских швертботах — «Мевах». Достаточно сказать, что семь из восьми стартовавших экипажей в разное время были победителями и призерами встреч на приз «Катеров и яхт». Новинкой было то, что впервые наши гонки проводились с пересадкой экипажей; это позволяло исключить влияние на спортивный результат качества материальной части. Несмотря на плохую погоду — шквалистый ветер, дождь, мокрый снег, удалось провести все 8 гонок. Победу одержал экипаж М. Власенко.

В столь же сложных погодных условиях 17—18 мая было проведено парусное ралли. Это тоже не совсем обычное для вас соревнование: его задачи и условия максимально приближены к условиям туристского похода. Конечно, получилось не совсем то, что принято обозначать словом «ралли», однако это уже и не обычная серия гонок, копирующая соревнования яхтсменов на олимпийское трассе. В первый день 22 участвующих экипажа состязались в 30-километровой маршрутной гонке от г. Конаково на Волге до Парусного Берега на Шошинском плесе водохранилища — излюбленного места встреч наших парусников. Во второй день на плесе состоялись очень интересные гонки с ориентированием. Всем участникам были розданы карты; надо было так спланировать свой маршрут, чтобы за установленное время набрать максимальное количество очков, отметившись на всех оборудованных в разных местах берега контрольных пунктах. По сумме двух дней победила и завоевала переходящий приз журнала «Турист» команда «Строитель» (рулевые С. Козлов, В. Колесов, М. Голованов).

В конце мая на Московском море в два этапа было разыграно открытое первенство Москвы (отдельно для многокорпусных судов и для швертботов), на которое собралось 59 экипажей. Это было единственное соревнование года, проходившее в хорошую солнечную погоду при несильных ветрах. Победу одержали:

В. Рябинин (класс—тримаран 4,5 м2, М. Голованов (тримаран м2), Е. Шаломский (катамаран 7 м2), М. Власенко (швертбот «Мева» — монотип) и В. Филиппов (швертбот 6,4 м2). В командном зачете среди многокорпусников впереди снова оказалась команда «Строитель» (рулевые М. Голованов, С. Козлов, В. Колесов), а среди швертботов—команда «Бриз» (М. Власенко, В. Латонов).

Минувший год был необычным. То, что и Москва и Ленинград являлись олимпийскими городами, в какой-то степени повлияло на решение вопроса об участии москвичей в иногородних состязаниях. Во всяком случае, впервые за много лет команда Москвы не участвовала в традиционных соревнованиях в Ленинграде (Лосеве, см. «КЯ» № 88) на приз «Катеров и яхт». Немного меньше, чем обычно, гостей из других городов было и на нашем главном парусно-туристском мероприятии года — Регате Московского моря, проводившейся в августе, вскоре после закрытия XXII Олимпийских игр. Тем не менее, общее число участвующих экипажей, приехавших из 11 городов страны, оказалось внушительным — 121! Для удобства управления столь большим флотом регату разделили на два этапа, как и на весеннем первенстве: 22—23 августа состязались экипажи на многокорпусниках, а 29—30 — на швертботах.

Отчаявшись весной запугать туристов снегом, погода на этот раз решила сделать это штормовым ветром: в пятницу 21 августа — в день массового заезда участников, ветер разошелся баллов до 7—8. Крутая волна устроила суровый экзамен туристам, добирающимся от железной дороги до Парусного Берега на своих загруженных походным имуществом небольших суденышках. Скорость идущих курсом бакштаг байдарочных тримаранов даже под голым рангоутом была такой, что они мчались, взрывая волны и оставляя за собой пенный бурун. Некоторые экипажи, лодки которых набрали воды по планширь, вынуждены были выброситься на берег. Тем не менее, никаких серьезных аварий не произошло. Участники в конце концов собрались в лагере, который пришлось перенести с обычного места на прибрежном лугу в лес, под защиту деревьев.

Утром хотя ветер немного и ослабел, но замеры анемометром показывали скорость 14 м/с. Судьи долго не решались назначить первый старт. В 2 часа дня старт все же дали, и началась исключительная по напряженности и азарту серия гонок, в которой участникам пришлось мобилизовать все умение и силы и снова подвергнуть жестокому испытанию надежность своих судов. К слову сказать, и умение и надежность оказались на высоте: поломок и оверкилей было даже меньше, чем на не столь сильных ветрах в предшествующие годы. На второй день погода была в целом потише, хотя на шквалах сила ветра достигала 7 баллов.

Победителями стали рулевые Н.Иванов (класс тримаран 4,5 м2), москвичи—С.Козлов (тримаран 7 м2), В.Перегудов (катамаран 7 м2), В.Дзюба (катамаран 13 м2) В.Багров (парусно-гребные лодки и Э.Заичкин (надувные лодки).


Швертбогы «Мева» на Регате Московского моря. Фото И. Глебова.

В следующие субботу и воскресенье, когда соревновались в основ ном экипажи на швертботах, на отсутствие ветра также жаловаться не приходилось. Чемпионами регаты стали М. Власенко («Мева»-монотип) С. Корбан (швертбот 6,4 м2), И.Ильевский (швертбот 8,5 м2), Н.Вайнонен (надувные лодки) и Н.Прохоров (байдарки).

В Матче городов, зачет по которому велся в ходе обоих этапов, победила команда Ленинграда (рулевые С.Корбан, В.Пивоваров, А.Николаев, В.Калачев, А.Лебедев и Н.Иванов).

По традиции руководители команд городов провели совещание для обсуждения назревших вопросов парусного туризма — молодого и развивающегося вида самодеятельного туризма. Было отмечено расширение географии парусно-туристских секций: сейчас они имеются уже более чем в 40 городах страны. В связи с этим очевидно настало время проводить на малых туристских судах под парусами официальные всесоюзные соревнования. Участники регаты обратились к Центральному совету по туризму с просьбой придать всесоюзный статус соревнованиям ва приз «Катеров и яхт» в Ленинграде и августовской Регате Московского моря.

Осень минувшего года порадовала нас мягкой солнечной погодой, поэтому паруса на подмосковных водоемах можно было встретить и чаще и дольше, чем обычно. Не угасал и соревновательный дух. В середине сентября четыре московских экипажа выезжали в Таллин; там гонки проводятся прямо в пределах городской черты — на оз. Харку. Москвичи завоевали первые места в классах тримаран-7 м2, тримаран-4,5 м2 и в командном зачете.

Наконец, в последний уик-энд сентября 10 экипажей встретились на гонке закрытия сезона — на небольшом оз. Белом у самой границы Москвы. Победу в классе тримаран-4,5 м2 одержал Н.Боркун.

Чтобы у читателей не создалось превратного представления о нашей секции как о «клубе гонщиков», уравновесим рассказ о соревнованиях хотя бы кратким описанием главных походов того же сезона. Ведь наш девиз — «гонки и походы!». Причем походы на тех же судах, которые использовались на гоночной трассе.

В майские праздники большая группа туристов под руководством В. Канюкова отправилась в поход на
Азов. Заметим, что Азовское море стало для московских туристов-парусников своеобразным тренировочным полигоном: каждый год здесь проводится по несколько походов. Не стал исключением и минувший сезон.

В составе группы было семь «Мев», катамаран и виндсерфер. В связи с таким большим числом судов и существенной разницей в их скорости управлять «эскадрой» оказалось сложно, иногда суда растягивались на несколько километров (опыт походов свидетельствует, что наличие в группе более трех-четырех судов нецелесообразно. За 7 ходовых дней группа В.Канюкова прошла около 150 км от Геническа до м. Казантип. Средняя скорость получилась небольшой — 2,5 км/ч, так как ветры в основном были встречные. Интересно, что Алексей Рябченко, который шел на виндсерфере, преодолел маршрут без затруднений, несмотря на холодную погоду, сильные ветры (до 6 баллов) и волнение. В ходе плавания отмечены два случая оверкиля швертботов: благодаря близости берега закончились они без особых неприятностей, если не считать «традиционной» порчи кинокамер.

В то же время у северного побережья того же Азовского моря В.Перегудов в Е.Кузнецов в походных условиях испытывали действующий макет промышленного надувного катамарана «Альбатрос» (о нем писалось в «КЯ» № 78 и в «Туристе» № 8 за 1980 г.). За 5 ходовых дней они прошли 200 км от Бердянска до Геническа, причем максимальный дневной переход составил 75 км, а средняя скорость 6 км/ч. Новое судно произвело хорошее впечатление.


Тримаран В. Байбакова на косе Бирючей перед началом азовского рейса.
Фото В. Латонова.

На Горьковском водохранилище.
Фото Н. Боркуна.

Швертботы выходят в Белое море.
Фото Г. Шмерлинга.

В конце июня на Азове был проведен еще один интересный испытательный рейс. От Геническа до Приморско-Ахтарска напрямую — в широтном направлении — прошли 250 км за 42 часа В. Байбаков и В. Латонов на надувном тримаране конструкции В. Байбакова, построенном годом раньше и уже испытанном в прибрежном плавании на том же Азовском море. В отличие от других малых туристских судов, на этом тримаране есть самоотливной кокпит и постоянная рубка — палатка. Поплавками служат клеенчатые чехлы-обтекатели, набитые детскими полихлорвиниловыми надувными мячами (по 35 шт.).

Стартовали вечером 30 июня с оконечности косы Бирючей. Пошли курсом бейдевинд при ветре 5— 6 баллов; за ночь ветер зашел так, что остальную часть пути шли на фордевинде. Во время перехода один член экипажа нес вахту на руле, а второй мог отдыхать в каюте. Все время шли под штормовыми парусами, а во вторую ночь ветер усилился настолько, что пришлось убрать и их; даже под рангоутом судно продолжало идти с хорошей скоростью по 2-метровой волне. Никаких поломок не было; правда, постоянно отвинчивались гайки крепления рулевой коробки и приходилось принимать холодный душ всякий раз, когда нужно было их подворачивать. Когда до берега оставалось 30— 40 км, подкорректировали свой курс при помощи радиоприемника («радиопеленгатор») и около 2 часов дня подошли к берегу недалеко от Приморско-Ахтарского маяка. Затем Байбаков и Латонов за неделю прошли еще 200 км вдоль берега до Керчи, где и закончили свой поход.

География наших походов охватывает почти все большие водоемы европейской части страны и уже многие из акваторий азиатской части. Особенно популярны водохранилища Волги и Днепра. Накопленный опыт позволил в 1980 г. выдвинуть проект всесоюзной классификации водоемов и маршрутов. По этому проекту за низший по сложности принимается поход протяженностью 150 км по небольшим водохранилищам или озерам, а за высший — шхерное или вдоль открытого берега морское плавание (например, по Белому морю) на расстояние не менее 500 км. Проверке этой классификации и отработке ряда методических вопросов была посвящена проводившаяся в июле официальная экспедиция на Горьковское водохранилище, организованная МКТ.

В состав одного ее отряда (руководитель — В.Белоозеров) вошли два тримарана, в состав другого (В.Филиппов) четыре «Мевы». За две недели оба отряда прошли около 250 км по маршруту Кинешма — Горький с заходом в боковые заливы водохранилища. Этот район хотя и относительно доступен, но мало знаком москвичам. Экспедиция доказала его пригодность для туристских плаваний хорошо подготовленных групп. Здесь на плесах пришлось преодолевать крупную волну; «Мевы» заливало так, что несколько раз срочно поворачивали к берегу и выбрасывались на пляжи (в то же время на довольно протяженных участках встречались высокие обрывистые берега, не дающие никакой возможности аварийного подхода).

Следует отметить и ряд других путешествий под флагом МКТ. Старейший турист-парусник Москвы С.Н.Парфенов каждый год совершает по два-три похода по крупным рекам СССР с целью исследования маршрутов. В 1980 г. он прошел на парусной байдарке по Енисею, Дону и Каховскому водохранилищу в общей сложности более 1800 км. Состоялся и очередной поход по Белому морю: группа под руководством М. Власенко на двух швертботах «Мева» прошла около 200 км по маршруту Кемь — Соловки — Беломорск. Последние несколько лет по этому очень сложному для малых судов морскому району регулярно путешествуют московские туристы.

Несколько групп, то объединяясь, то разделяясь, ходили на Аральское море. От Аральска до Куландов прошли две «Мевы» под руководством И.Огнева. Уже седьмой год подряд ходила на «Меве» на Арал единственная среди московских туристов женщина-рулевой Н.Дорошенко; на этот раз она прошла более 300 км от Аральска до залива Кумсуот.

Интересный поход совершили В.Рябинин и И.Дюргеров на «RZ», вооруженной двумя мачтами с парусами типа «Стриж» общей площадью всего 4,5 м2; это давало возможность идти без откренивания даже в свежий ветер, можно было быстро убирать мачты с парусами при ухудшении погоды. Байдарка была заполнена надувными емкостями; даже при заливании ее волной можно было продолжать движение. За 9 суток пройдено 550 км (Аральск — о. Барса-Кельмес — зал. Кумсуот — м. Актумсык — Муйнак). Наибольший переход открытым морем составил 120 км; 5 раз ночевали в море на ходу. Разобрав в Муйнаке байдарку, туристы поездом доехали до Шевченко и прошли по Каспийскому морю еще 170 км (до Баутино) в крайне неблагоприятных условиях: при встречном ветре, на волне, достигавшей 3 м. Таким образом, за обычный отпуск В.Рябинин и И.Дюргеров прошли более 700 км по двум морям.

На Каспийском же море путешествовала и группа А.Аристова на «Мевах», прошедшая за 7 дней от Махачкалы до Дербента.

Еще ряд маршрутов пролегал по Волге, Ахтубе, Кременчугскому водохранилищу, озерам средней полосы. Следует отметить и бесчисленное количество походов выходного дня на подмосковных водохранилищах, в ходе которых многие туристы прошли практическую школу управления парусными судами, доводили конструкцию самих этих судов. За субботу-воскресенье зачастую в сложных ветровых условиях лодки обычно покрывают расстояние в 50—60 км.

Оценивая в целом походы 1980 г., можно видеть, что некоторые из них носили рекордно-испытательный характер и были направлены на выявление возможностей как лодок, так и экипажей. Такая исключительность не позволяет рекомендовать их в качестве примера для подражания. Скорее наоборот: следует предостеречь туристов от неоправданного увлечения морскими походами с удалением от берега, где трудно обеспечить полную безопасность и слишком большой становится роль случая. Тем не менее, тщательно подготовленные плавания наших опытнейших туристов-парусников дали богатый материал; в обобщенном вале их опыт пойдет на пользу всему парусному туризму.

В заключение — информация о сроках проведения главных московских соревнований 1981 г. на Парусном Берегу. Осенняя регата Московского моря и Матч команд городов, как и в прошлом году, пройдут в два этапа: 22—23 августа гоняются тримараны, катамараны и парусно-гребные суда, а 29—30 августа — швертботы и надувные лодки. (Обратите внимание: сроки несколько изменены по сравнению с объявленными первоначально в № 88 «КЯ».) Будем рады участникам из любых городов нашей страны.