Катера и яхты, 1981, № 6, с.9

«АЛЬБАТРОС»
готов к запуску на конвейер

В.И. Бирюлин

В «КЯ» № 86 под рубрикой «Подготовлено к выпуску» была опубликована небольшая заметка о разборном — надувном — парусном катамаране «Альбатрос», в которой приводились краткие данные и схема этого судна по первоначальному проекту.

Коллектив конструкторов и рабочих, работающих над воплощением этого проекта в жизнь, с радостью узнал о принятом в конце 1980 г. постановлении ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС «О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-экскурсионного дела в стране». Перед промышленностью поставлены большие задачи как по значительному увеличению выпуска товаров для туризма, так и по расширению их ассортимента. Нашим вкладом в решение этих задач будет создание совершенно нового вида малого прогулочно-туристского судна и освоение его производства для продажи населению.

Катамаран «Альбатрос» создается в содружестве с Всесоюзной научно-исследовательской лабораторией по туризму и экскурсиям при активной помощи хорошо известного постоянным читателям сборника туриста-парусника В.М. Перегудова. В испытаниях ходового макета катамарана на Пироговском водохранилище под Москвой и в Геленджикской бухте принимали участие опытные московские туристы В.Н. Белоозеров, В.М. Бабенков, Л.Р. Мороз, В.М. Перегудов, Н.И. Пушкин, С.А. Домрачев и С.Л. Прокофьев.

Основные данные катамарана КМ-1 «Альбатрос»:


Длина габаритная, м4,5
Ширина габаритная, м2,2
Диаметр надувного поплавка, м0,45
Высота габаритная, с мачтой / без мачты6,0/0,8
Осадка, м: с поднятыми шверцами и рулём / с опущенными шверцами и рулем0,14 / 0,83
Масса полная, кг

Не более 60

Полезная грузоподъемность, кг320
Площадь парусности полная, м28
Мощность ПМ, л. с.до 5


Несколько слов о конструкции «Альбатроса» в окончательном его варианте.

Поплавки выполнены трехсекционными из прорезиненной ткани. Каждая секция снабжена отдельным клапаном для наполнения. Вдоль поплавков закрепляются по два трубчатых стрингера, при помощи которых поплавки крепятся к мосту катамарана, имеющему пять поперечных и одну центральную продольную балку. Все балки представляют собой трубы из закаленного дюралюминия.

Катамаран в процессе эксплуатации претерпевает ряд значительных и довольно сложных нагрузок, однако, насколько нам известно, в литературе нет сведений, освещающих проблемы прочности двухкорпусных судов с надувными поплавками и трубчатой конструкцией моста. В процессе проектирования «Альбатроса» были разработаны типовые расчетные случаи, на базе которых удалось провести прочностные расчеты основных узлов и деталей. Силовые узлы, соединяющие между собой продольную и поперечные балки моста, а также стрингера поплавков с по перечными балками, выполнены из прочной и упру гой пластмассы типа полиамида. Испытания натурного макета катамарана показали достаточную прочность как силовой схемы в целом, так и деталей конструкции. Предстоящие всесторонние эксплуатационные испытания на предельных режимах должны еще раз подтвердить теоретические обоснования прочности и выносливости судна.

На трубы моста натягивается (пришнуровывается) мягкое днище кокпита, сшитое из прочной ткани. Наклонные борта образованы обвесами из влагонепроницаемой ткани типа «болоньи», защищающими экипаж от волн, брызг и ветра.

Носовая часть кокпита (перед мачтой) сверху закрыта мягким козырьком из той же «болоньи»; здесь укладывается багаж. Предусмотрено закрытие кокпита съемным тентом. Этот тент защищает от дождя на стоянке и позволяет двум взрослым на надувных матрасах с удобством ночевать в катамаране.

Для противодействия дрейфу при ходе под парусами служат поворотные профилированные шверцы, навешенные на поплавки снаружи на концах второй поперечной балки. Шверцы изготовлены из дюраля и заполнены вспененным пенопластом. В поднятом — нерабочем — положении шверцы фиксируются фалами; при освобождении фала шверц опускается в рабочее положение амортизатором.

Руль, имеющий ту же конструкцию, что и шверцы, закреплен на кормовом конце центральной продольной балки. Удлинитель румпеля выведен в кокпит, что позволяет удобно управлять судном любому члену экипажа с любого места в кокпите.

Мачта (дюралевая, трубчатая) собирается из трех частей; она опирается на центральный силовой узел, образованный центральной продольной и второй поперечной балками, и раскрепляется штагом, заложенным за носовую часть продольной балки, и вантами, закрепленными за концы третьей поперечной трубы. Штаг и ванты вырублены из стального троса.

При натурных испытаниях ходового макета были опробованы четыре варианта парусного вооружений. Базовым вариантом было бермудское вооружение с площадью грота 5,3 м2 и стакселя 1,7 м2. Кроме этого, были опробованы паруса типа «Стриж» конструкции В.М.Перегудова, В.Н.Белозерова и С.А.Домрачева и площадью от 3,7 до 5,5 м2.

Испытания на Пироговском водохранилище проходили при сильном порывистом ветре 10—12 м/с (порывами до 15 м/с) при высоте волны около 0,25 м и температуре воздуха около нуля. Временами шел снег.

В Геленджикской бухте временами скорость ветре доходила до 8 — 10 м/с, высота волны — до 0,8—0,9 м; температура воды составляла 8—10°, воздуха — 10—15°.

Были проведены испытания «Альбатроса» при движении под парусами, с мотором «Салют» и на веслах; катамаран опрокидывался на бок и ставился на ровный киль; проверялась возможность продолжения плавания при одном и двух «пробитых» отсеках поплавков.

Получены следующие результаты. Скорость движения под гротом типа «Стриж» (5,3 м2) и стакселем при ветре 6,5 м/с и волне около 0,3 м колебалась в пределах 4,5 — 6,5 км/ч. Угол лавировки составлял 45—55°. Катамаран хорошо лежал на курсе и управлялся, легко совершал повороты.

Учитывая эти положительные результаты, конструкторы приняли решение ставить на «Альбатрос» в качестве основного парус типа «Стриж» конструкции В.М.Перегудова площадью около 5,5 м2. Вспомогательным парусом, используемым при несильных ветрах, будет стаксель площадью около 3 м2. Паруса пошиты из лавсана «яхта».

При использовании мотора «Салют» мощностью 2 л.с. скорость движения при волне около 0,3 м составляла 6,5—8,5 км/ч. Оказалось, что при ходе под мотором удобнее управлять рулем, зафиксировав «Салют» в среднем положении.

«Альбатрос» хорошо идет по волне как под парусами, так и под мотором. При ходе по волне высотой до 0.8 — 0,9 м ощущается мягкое и упругое движение судна, в отличие от резких ударов, которые чувствуются при плавании на судах с жесткими корпусами. При плавании в указанных выше условиях ударов волн по днищу кокпита не наблюдалось.

Применены короткие весла-гребки. Грести ими можно как сидя, так и стоя на одном колене — как гребут на спортивном каноэ. Если приходится грести одному человеку, следует, отклонив немного руль в нужную сторону, зафиксировав удлинитель румпеля на кокпите; это обеспечивает прямолинейность движения судна при гребле.

Было проверено поведение катамарана при «аварии» — проколе оболочки поплавков. Оказалось, что выход из строя одного отсека практически мало влияет на положение катамарана на воде и его движение: можно без всяких осложнений дойти до берега для исправления повреждений. При потере герметичности двух соседних отсеков катамаран получает существенный крен и дифферент, но сохраняет достаточный запас плавучести; при перемещении одного члена экипажа в противоположный угол кокпита — в направлении, уменьшающем крен и дифферент, можно на веслах добраться до берега.

При неоднократном искусственном опрокидывании катамаран ложился на бок. Благодаря наличию на топе мачты небольшой емкости она оставалась на поверхности воды. Два члена экипажа, встав на нижний поплавок, в течение 1—2 сек без особого труда возвращали судно в положение на ровный киль.

В принципе общий запас плавучести превышает полное водоизмещение не менее чем втрое. Испытания проводились практически при полной загрузке: кроме двух взрослых членов экипажа в кокпите были закреплены два мешка с грузом весом по 50 кг.

Разобранный катамаран укладывается в две упаковки: рюкзак с размерами 750 X 430 X 250 мм и мешок длиной 1900 мм диаметром 300 мм. Время полной сборки (разборки) и вооружения судна не превышает 40 мин.

Испытания показали, что заложенные в проект основные идеи реализованы успешно и катамаран соответствует требованиям технического задания. Катамаран можно использовать как для отдыха в выходные дни, так и для многодневных туристских походов по внутренним акваториям страны при волне высотой до 0,5 м и ветре скоростью до 10 м/с. в прибрежных водах с удалением от берега до 1000 м. Для начинаюшкх туристов ограничения строже: волна — до 0,3 м, ветер — до 7 м/с.

В то же время выявился ряд слабых мест и отдельных недостатков конструкции. По доработанной технической документации в настоящее время строится опытная партия (6 штук) «Альбатросов», которые будут служить прототипами для серийного производства. Эти суда за первый же летний сезон пройдут широкие эксплуатационные испытания в трех зонах европейской части страны: на севере, в средней полосе и на юге. Испытания будут вестись опытными туристами-парусниками под общим руководством отдела водного туризма ВНИЛТЭ.

После этих завершающих испытаний катамаранов им будет дана «путевка в жизнь», и будем надеяться, что не позднее начала 1983 г. «Альбатрос» поступит в продажу. Реальные сроки организации производства и, естественно, количество выпускаемых катамаранов будут в немалой степени зависеть от активности туристской общественности страны и заказа торгующих организаций. Ориентировочная цена катамарана — порядка 450 руб. В комплект поставки кроме парусного вооружения, тента и весел предполагается включить плавучий и донный якоря, спасательное кольцо с 25-метровым концом, ремонтный комплект, инструмент и мех (насос) для накачивания отсеков поплавков.

В заключение нужно отметить, что в редакцию сборника пришло несколько десятков писем — откликов на первую заметку об «Альбатросе». В письмах — вопросы, предложения, мнения. Мы внимательно изучили все переданные нам материалы. На большинство поставленных вопросов ответ дан в настоящей статье. Ряд пожеланий учитывается при отработке чертежей в настоящее время. В целом же авторы писем восприняли создание туристского судна нового типа с энтузиазмом.