Катера и яхты, 1981, № 6, с.21

По Белому морю на судне, вынутом из рюкзака

О. П. Кислицкий

«У вас есть яхта «Фолькбот»? Смело выходите на ней в море», — сказал в свое время Эрик Табарли. У нас, жителей Томска, не было яхты «Фолькбот», не было и настоящего моря. Была только жажда ощутить суровую романтику морских походов. Однако безвыходных положений, как известно, не существует. Нашли выход и мы. В 1976 г. (тогда мы еще были студентами Томского политехнического института) мы связали шесть надутых камер от «Белаза» и, подняв паруса, отправились в первое плавание по Бухтарминскому водохранилищу.

Наше судно мало напоминало яхту «Фолькбот». Это был обыкновенный надувной плот, сверху покрытый брезентом. На следующий год, путешествуя по тому же водохранилищу, для улучшения ходовых качеств судна затянули брезентом и дно, придали ему при помощи длинных сосновых слег желаемую форму. В 1979 г., изменив парусное вооружение, мы прошли по Байкалу от Слюдянки до бухты Песчаной. Судно нашей конструкции обеспечивало удовлетворительные мореходные качества и при этом обладало достаточной транспортабельностью для перевозки в купе поезда.

В конце мая прошлого года мы упаковали свою мореходную шхуну (длина — 8,5 м; ширина — 3,2 м; масса в упаковке — 250 кг) в тюки и чемоданы и отправились в путь. На этот раз решили путешествовать по Белому морю. Страницы судового дневника:

27 мая. Прибыли в город Онегу. На попутном «Кразе» добрались до берега моря. Вот оно — настоящее, соленое, с приливами и отливами! Берег песчаный. В отлив вода уходит без малого на километр. Все кругом завалено лесом.

Расположились на ночлег а избушке рыбаков. Уже поздний час, но привычной темноты нет и нет — стоят белые ночи. Чтобы уснуть, пришлось даже занавешивать окна.

28 мая.Приступили к сборке судна. Киль, бимсы, мачты, реи изготовили из местного материала. Оборудовали вместительный кубрик. На постройку, закупку продуктов и прочие дела пришлось потратить восемь дней, зато мы вдоволь полакомились ухой из камбалы, которая, по словам местных жителей, никогда не приедается.

4 июня. Наконец, шхуна закачалась на волне. Мы подняли паруса и... начались неприятности: судно не хотело стоять на курсе, все время разворачивалось бортом к волне или вообще шло кормой вперед. В конце концов пришлось причаливать к берегу и увеличивать площадь руля.

7 июня. Теперь шхуна хорошо слушается руля. Ветер сильный. Ходко идем по направлению к Соловецким островам. Из моря то и дело высовываются любопытные морды нерп, вдалеке резвятся белухи. Впервые сталкиваемся с морскими течениями. Море течет, да как быстро!

Причаливаем на дымок, поднимающийся из-за леса. Рыбачья избушка. Неразговорчивый хозяин без лишних слов угощает знаменитой соловецкой сельдью. Следует сказать, что везде нас встречали очень гостеприимно.

На берегу на песке встретили свежий медвежий след. По спине пробежал холодок, и мы поспешили поднять паруса.

12 июня. Из-за крутого глинистого яра появляется старинное русское село Лямца. В Крымскую войну пушки английских фрегатов были бессильны против этого естественного укрепления, десант же был отбит силами местных жителей. В селе в честь этих далеких событий установлен обелиск.

Здесь совершенно непривычная для нас, сибиряков, архитектура: окна домов подняты над землей на 2—3 метра. В Лямце запасаемся свежим хлебом. После морских сухарей он необыкновенно вкусен.

15 июня. Еще одна интересная встреча — мы в гостях у деда Фомы Павловича. Старик живет в избушке на берегу моря, собирает для колхоза водоросли, которые щедро выносят приливы. За свои 89 лет он много видел. Рассказал про времена былые, про Соловецкий монастырь.

16 июня. Пора в путь. Сильно задул долгожданный попутный ветер. Ход быстрый, как никогда. Из-за горизонта как бы нехотя поднимаются Соловки. Забелела часовня на горе Голгофе.

Попадаем в сулой — место, где сталкиваются течения. На поверхности невообразимая толкотня волн. Зрелище жутковатое, тем более, что от палубы до воды не более полуметра.

Ветер и волнение усиливаются, волны уже до 3 метров. Толковой карты у нас нет, поэтому решили пристать к ближайшему острову. Откуда-то вынырнул карбас с местными ребятами. Без .лишних слов они взяли нашу шхуну на буксир и привели к пирсу острова Малая Муксалма. Встречало нас почти все немногочисленное население острова.

Выяснилось, что, не зная фарватера, судну с такой осадкой как у нас, на Большой Соловецкий остров не пройти. Пришлось опять брать буксир.

19 июня. Подходим к гавани Благополучия. Вода удивительно прозрачна. На дне колышутся огромными листьями бурые водоросли — ламинарии, предмет промысла местного населения.

Швартуемся на Соловецком рейде. Мы у цели нашего похода — Соловецкого монастыря. Он действительно впечатляет: оранжевые замшелые камни стен, островерхие башни, узкие бойницы, маковки часовен — все дышит историей.

Внутри монастыря повсюду ведутся реставрационные работы. Поднимают его из руин студенческие строительные отряды.

Наше путешествие закончилось. За полтора месяца пройдено морем 300 км. Наше судно достойно выдержало испытание Белым морем. Устранив кое-какие недоработки в конструкции и повысив надежность такелажа, его можно вполне использовать и для более длительных морских походов.


Итак, если у вас нет яхты «Фолькбот», следуйте нашему примеру!