Катера и яхты, 1982, № 1, с.57

СТРАНИЧКА БАЙДАРОЧНИКА

НА БАЙДАРКЕ ПОД ПАРУСОМ

ОТ РЕДАКЦИИ:

Сначала была получена открытка с видом новгородского памятника Тысячелетию России: «Ильмень прошел благополучно. С. Парфенов». Через несколько дней в редакцию позвонил один из ленинградских яхтсменов и рассказал, что пять минут назад видел в центре города — на Неве, у крейсера «Аврора», байдарку с довольно странным голубым прямоугольным парусом. Затем стало известно, что, встретив эту байдарку, досаафовцы пригласили приплывшего на ней в Ленинград москвича остановиться у них в СТК и там, на берегу, уже началась «пресс-конференция». («Говорит, что ему семьдесят пять, но вид молодой, энергичный, даже не верится, что в одиночку только что прошел 500 км!» — так отозвались о своем госте хозяева-водномоторники.)

Нам удалось встретиться с Сергеем Николаевичем Парфеновым и осмотреть его байдарку, приспособленную для плаваний под парусом в одиночку. Предлагаем читателям сокращенную запись состоявшейся беседы.

Читатели «Катеров и яхт» и журнала «Турист» знают С.Н.Парфенова как ветерана туризма, плававшего под парусом по Енисею, Оби, Днепру, Ангаре, Уралу, Дону и т. д. А самая первая его заметка в нашем журнале, посвященная герметизации наручных часов, была напечатана еще в 1973 г.


Мне неизменно задают вопрос о цели подобных плаваний. Я считаю так. Первое и главное — пропаганда паруса в самодеятельном туризме. Пропаганда и делом — каждое лето провожу в походах, и словом: ведь стоит пристать к берегу, подходят люди, расспрашивают. А вторая цель — прокладка парусных маршрутов. Парус дает возможность на байдарке пройти за отпуск 500—1000 км. И важно, что для выбора маршрута не приходится непременно залезать в «необитаемые» районы. Практически все мои маршруты — под боком у горожан, доступны для заброски багажа поездом. Многие наши реки, озера и водохранилища, не говоря уже о морских заливах, — раздолье для походов под парусами. А много ли здесь увидишь туристов-байдарочников?

Плаваю я в одиночку, хотя это и не поощряется общественностью нашего самодеятельного туризма. В принципе, я и сам не рекомендую одиночные плавания другим. Меня «извиняет» возраст, да и опыт таких плаваний накоплен уже немалый. Да и не так уж я одинок: всегда и везде мне охотно помогают, люди у нас замечательные!

Теперь небольшое уточнение. Практически, при плавании даже по большим водоемам, значительную часть пути приходится преодолевать на веслах. Поэтому от весел я никоим образом не отказываюсь. Наоборот: ратую за разумное сочетание хороших удобных весел и простого в управлении безопасного паруса. Этим и объясняются все те особенности оборудования моей байдарки, на которые вы сразу же обратили внимание. Да, гребу я не байдарочным — двухлопастным — веслом, а двумя парными веслами. Я убедился, что самый эффективный и наименее утомительный для меня способ гребли—именно такими веслами и сидя лицом вперед, упираясь. спиной. Спинка сделана очень удобной, так что руки устают мало; мне все хорошо видно по курсу, можно легко приспособиться к волне, проще маневрировать в узких местах. Длина весел, положение и конструкция уключин — все отработано годами, продиктовано опытом.

Теперь о вооружении. Я давно уже пришел к выводу, что лавировать, ходить круто к ветру чисто под парусом мне как туристу никакого смысла нет. Проще и быстрее проходить такие участки пути, сочетая парус и весла. А при ходе полными курсами прямоугольный парус достаточного удлинения (у меня это около 1,5) оказывается даже более эффективным, чем бермудский. Другими словами, я агитирую за упрощенный гафельный вариант. Разумеется, речь идет о туристских плаваниях, а не о гонках на олимпийской дистанции.

Если при плавании с попутным ветром уж очень захочется увеличить площадь парусности, ставлю дополнительный парус к борту от мачты — я называю его борт-сейлем, который совмещает качества стакселя и спинакера. В принципе, гнаться за большой площадью парусности нам, туристам, не следует. На «Салюте» или «Таймене» 4 м2 более чем достаточно.

Как управиться одному и с рулем, и со шкотами, и с веслами? С каждым годом я понемногу вносил все новые и новые дополнения и усовершенствования, добиваясь в первую очередь удобства и стопроцентной надежности всех без исключения устройств. Как только я понял, что переносить байдарку со всем снаряжением мне все равно одному не удастся, ограничивающее фантазию требование минимума веса перестало быть самым главным. Уже все равно, сколько отправлять багажом — 120 или 150 кг. Отчего же не завести еще одну снасть, не поставить дополнительный блочок?

Итак — парус. Вам мой грот кажется необычным, поскольку гафель сделан горизонтальным. Для удобства управления парусом через блочки на ноке этого гафеля и на конце продольной балки, уложенной на деку байдарки, проведена снасточка (эренс-бакштаг?): ею я пользуюсь как гафель-шкотом—для управления формой паруса и устранения скручивания.

Чтобы можно было быстро и не вставая с места рифиться — уменьшать площадь паруса до 2,2 м2, сделана своя система: выбираю всего один ходовой конец — и парус за три точки плавно осаживается вниз, к гику. Можно так и полностью убрать парус. Так же просто, как видите, поднять гафель до места и увеличить площадь грота до полной. Все до единой снасти проведены так, что все под рукой, не приходится привставать или тянуться.

Мачта высотой 4 м сделана заваливающейся — иначе на туристской байдарке нельзя. Штаг закольцован; бакштаги раздергиваются, так что заваливание и установка мачты также выполняются «не выходя из кокпита» и быстро.

Поскольку лавировочные качества меня не волнуют, применен один дюралевый шверц (600Х300), раскрепляемый в рабочем положении особым захватом.

Теперь — руль. Чтобы руки были свободны, рулевое управление сделано ножным. Штуртросы скрещиваются и проведены на стремена. Вот, кстати сказать, казалось бы, мелочь; положение стремян по длине лодки можно регулировать, а благодаря этому устаешь гораздо меньше, так как удается менять положение ног. Должен сказать, что были у меня безостановочные переходы по 10—11 часов. Если бы не было сделано все как можно более удобным, конечно же, много бы я не наплавал.

У меня, как видите, не два поплавка, а целых четыре. На так называемом «классическом» парусном тримаране на базе байдарки, т. е. той же байдарке с двумя вынесенными бортовыми поплавками, грести плохо — поплавки мешают. Неудобно и то, что намного увеличивается габаритная ширина судна. Другими словами, для работы с веслами среднюю часть по длине лодки надо оставлять свободной. Вот и получились два носовых и два кормовых поплавка, поставленных вплотную к борту и, естественно, чуть выше ватерлинии. Это повышает и «мореходные» качества байдарки при плавании как навстречу волне, так и с попутной волной. Благодаря низко расположенному центру парусности и поплавкам остойчивость загруженного «Салюта» под парусом опасений не, вызывает. Корпус байдарки соответственно подкреплен: под килевой фермой пропущены две мощные трубчатые балки; появились продольные трубы в носу и в корме. Дюралевые пластины, подкрепляющие фальшборты, одновременно увеличивают высоту борта; есть и мягкие обвесы, а кокпит надежно закрывается фартуком-тентом.

Пользуясь возможностями пенсионера, лишь при помощи туризма и строгого режима восстановившего свое здоровье (в годы войны я был и ранен и контужен), каждое лето я совершаю два—три плавания. В мае — июне 1981 г. был на Маныче и Дону. Потом отправил свое судно багажом из Ростова в Старую Руссу, а затем по Ильменю, Волхову, ладожским каналам и Неве приплыл сюда—в гости к ленинградцам. Жаль, не успел к соревнованиям в Кавголово — виной тому обилие великолепных исторических памятников на маршруте. О планах? Готовлюсь к плаванию по Амударье.

Буду рад, если сегодняшнее знакомство с моей байдаркой поможет кому-то заинтересоваться парусным туризмом. Паруса бывают разные, одного рецепта быть не может. Каждый должен выбрать именно то, что ему больше по вкусу, по силам, по возрасту — лучше соответствует его целям. Главное — обеспечить безопасность плавания!

Ну и по опыту своему добавлю: на парус надейся, но сам не плошай — имей хорошие весла наготове!

С. Н. Парфенов