Катера и яхты, 1982, № 4, с.70
|
На Парусном берегу Московского моря ежегодно проводятся традиционные соревнования туристов-парусников страны — «Осенняя регата». Одновременно с гонками обычно проходит и Конкурс на лучшую конструкцию прогулочно-туристского разборного судна. Цель этих конкурсов — выявить среди самодельных судов (напомним — промышленный их выпуск пока не налажен!) наиболее интересные, оригинальные, простые и надежные конструкции. Жюри испытывает представленные участниками конкурса лодки на воде и рекомендует лучшие из них для самостоятельной постройки либо для внедрения в производство.
Очередной V Конкурс оказался намного более представительным, чем все проведенные ранее: свыше 150 самых различных разборных байдарок, швертботов и многокорпусников были предложены вниманию жюри и сотен туристов-водников, собравшихся на Парусном берегу. Уже одна эта цифра красноречиво свидетельствует о росте популярности водного туризма!
Коротко расскажем о наиболее перспективных, на наш взгляд, предложениях самодеятельных конструкторов. Лучшие их разработки были награждены Дипломами «КиЯ» I, II и III степеней.
Как и в предыдущие годы, наибольшее число «самоделок», осмотренных жюри, имело парусное вооружение типа «Стриж» (ему уже было посвящено немало публикации в «КиЯ»), впервые показанное и премированное на самом первом конкурсе. Теперь, на V Конкурсе, был представлен его более совершенный новый вариант; при этом вооружение типа «Стриж» можно было видеть и на очень легком самодельном катамаране, и на катамаране «Альбатрос» промышленного производства. Та же «типовая» конструкция «Стрижа» послужила основой и при разработке «Универсального парусного вооружения для байдарок», опытный образец которого демонстрировался туристам. Жюри конкурса под председательством В.П.Филатова отметило этот тип парусного вооружения (автор — В. М. Перегудов) Дипломом I степени.
За разработку новой конструкции вооружения Диплом III степени вручили калининградцу Г.А.Лисину: он показал удобный и высокоэффективный грот с изогнутым коротким гафелем. Вращающийся гик позволяет без особых хлопот убирать парус на стоянке или рифиться. Мачта и гафель вставляются в карманы-обтекатели паруса, образуемые шнуровкой по шкаторинам.
Отсутствие в продаже разборных парусников продолжает служить причиной разработки туристами все новых собственных, порой довольно оригинальных конструкций. Диплом II степени получил москвич В.И.Иванов, показавший швертбот с дюралевым каркасом и оболочкой из прорезиненной ткани. Его парусник, практически не отличаясь от старой польской «Мевы» по габаритам, имеет меньшую массу (50 кг) и выглядит современнее своих «старших» собратьев. Продумано общее расположение лодки и архитектура надводной части. В конструкции предусмотрены и носовой козырек, и легкие бортовые обвесы кокпита. Под длинными бортовыми сиденьями, которые обеспечивают жесткость конструкции, удачно размещены большие надувные гермоупаковки — их объема вполне хватает для того, чтобы швертбот, положенный парусами на воду, мог плавать на борту, не принимая воды в кокпит.
При обсуждении этого швертбота члены жюри отметили также и некоторые недостатки, после устранения которых проект можно будет рекомендовать в качестве прототипа для разработки промышленного образца.
Упоминая о «Мевах», следует отметить, что «старение» этих парусных лодок, столь полюбившихся нашим туристам, приводит к оживлению творческой активности тех, кому когда-то посчастливилось их приобрести. Хорошее впечатление, в частности, произвела работа москвича А.И.Докукина, который заменил пришедшие в негодность деревянные детали каркаса и рангоута «Мевы» изготовленными из легкого сплава; при этом судно стало не только прочнее, но и легче почти на 20 кг.
Можно отметить явную тенденцию наших туристов строить относительно крупные парусные многокорпусники, рассчитанные на плавание по сложным туристским маршрутам. Именно поэтому на конкурс было представлено много тримаранов, оснащенных парусами площадью 7 м2.
Диплом II степени был присужден москвичам А.В.Тимофееву и К.К. Потапову. Они оснастили байдарку «Таймень» надувными емкостями, которые разнесли на 3,6 м. Между поперечными балками натянули брезентовые сиденья для откренивания. По днищу между оболочкой и набором корпуса поместили надувные емкости, это повысило безопасность плавания и исключило перегибы обшивки на стрингерах. Средние шпангоуты усилили накладками из дюралевого листа. Масса тримарана — 72 кг.
Куйбышевцы Н.А.Прохоров и Ю.П.Ерендеев при креплении поплавков на концах балки пропилили пазы, позволяющие поплавкам свободно качаться в вертикальной плоскости на угол до ±30°. Такая система при ходе на волнении снижает сопротивление движению поплавков и практически исключает скручивание балки.
На «Осенней регате» были представлены образцы двух типов .разборных парусных судов, подготавливаемых промышленностью к выпуску: катамарана «Альбатрос» и картоп-лодки «320», а также «Универсальное парусное вооружение для байдарок». Они находились в центре внимания как участников регаты, так и жюри.
«Универсальное парусное вооружение для байдарок», сделанное Тюменским заводом им. 50-летия СССР, предполагается поставлять в торговую сеть в виде отдельного комплекта, в который войдут две поперечных балки, струбцины для их крепления к фальшбортам байдарок «Салют» и «Таймень», два поплавка емкостью по 50 л, шверц, рангоут и парус площадью 4 м2. Масса вооружения 15-17 кг. При сборке все детали поперечных балок укладываются в одну трубу 50 X 1450 мм. Конструкцией предусмотрена постановка дополнительного стакселя при слабых ветрах.
Секционная алюминиевая картоп-лодка «320» была представлена двумя опытными образцами. При длине 3,2 м и ширине 1,5 м лодки имеют массу около 50 кг и вооружены парусом площадью 5м2 — одна латинским гротом, другая — бермудским. Испытания показали, что парусники безопасны, легко управляемы и способны принимать на борт до 3 человек.
В заключение приглашаем всех, интересующихся разборными туристскими судами, принять участие в следующих конкурсах.
В. М. Перегудов,
председатель технического сектора парусно-туристской подкомиссии МГКТ.