КАТЕРА И ЯХТЫ № 99 (5/1982 г), с. 24

Парусно-гребная лодка «ЯМАЛ»

Подготовлено к выпуску

Легких и транспортабельных разборных парусных судов на сегодня наша промышленность не выпускает. А именно такие суда необходимы, если учесть особенности и перспективы развития парусного туризма в нашей стране. Об этом говорит хотя бы тот факт, что московские соревнования на приз журнала «Катера и яхты» собирают до 300 самодельных разборных туристских парусников; их экипажи представляют не менее десяти городов страны. Такие состязания являются, прежде всего, смотром любительских конструкций, дающим богатейший материал для проектирования новых моделей.

Наша ВНИЛТЭ (Всесоюзная научно-исследовательская лаборатория туризма и экскурсий), прогнозируя перспективы развития парусного туризма, опирается на опыт любителей-судостроителей. Так, совместно с одним из предприятий проводилась разработка разборного парусного катамарана «Альбатрос», за основу которого взята любительская конструкция В. Перегудова.

Изучение накопленного опыта позволило нам сформулировать основные требования к туристским парусникам. Прежде всего, такое судно должно быть разборным; мы считаем, что время сборки-разборки лодок, предназначенных для двух-, трехдневных походов, должно составлять 20—30 мин, а рассчитанных на длительные путешествия — до 1,5—2,0 часов. Неразборными или частично разборными могут быть суда, предназначенные для проката на турбазах, в зонах отдыха, для автотуризма.

Важными требованиями являются непотопляемость, возможность постановки на ровный киль и продолжения плавания после опрокидывания. Пассажировместимость должна составлять от двух до пяти человек.

Вес (масса) прогулочных разборных лодок для непродолжительных выходов не должен превышать 30— 40 кг, для дальних путешествий — 60—80 кг (в двух-трех упаковках с тележкой для перевозки). Неразборные суда могут не иметь ограничений по весу, но для картоп-лодок необходимо иметь в виду максимальную нагрузку, допустимую для перевозки на багажнике автомобиля.

Площадь парусов на судах рассматриваемого класса должна быть умеренной и не превышать величины, определяемой по формуле:

Sп = (0,5-1,0)*B*L

где В и L — ширина и длина по ватерлинии (м), причем нижнее значение коэффициента относится к байдаркам без поплавков-аутригеров.

Тип и конструкция парусного вооружения должны при достаточно высоких лавировочных качествах обеспечивать предельную простоту управления, хороший обзор, возможность быстрого уменьшения площади парусности и полной уборки парусов, а также быстрого опускания мачты.

Дополнительно необходимо учитывать возможность подхода к берегу при крутой прибойной волне — без заливания с кормы; лодка должна удовлетворительно идти под веслами, причем переход с паруса на весла и наоборот должен быть удобным и быстрым.

На базе этих требований ВНИЛТЭ была разработана подробная «Программа и методика испытаний туристских парусных судов».

В дальнейшем обобщение опыта проектирования и эксплуатации разборных (каркасных, складных, секционных и надувных) парусных судов помогло ВНИЛТЭ создать оригинальную конструкцию каркасно-надувной двухместной лодки «Ямал», отвечающей перечисленным выше подчас противоречивым требованиям и предлагаемой ныне для освоения промышленности.

По форме корпуса «Ямал» (название это составлено из сокращений слов «яхта малая») напоминает индейское каноэ и обладает легким ходом под веслами, а также хорошей всхожестью на волну. Существенным отличием «Ямала» от известных нам разборных лодок является возможность трансформации обводов корпуса — увеличения ширины и уменьшения угла килеватости, что достигается весьма простым путем — раздвижной конструкцией шверцбал-ки, распирающей бортовые баллоны. Такая трансформация обеспечивает повышение остойчивости, необходимое при ходе как под парусами,так и с подвесным мотором (у борта), а также некоторое увеличение грузоподъемности или уменьшение осадки,

Корпус «Ямала» наряду с жесткими элементами каркаса имеет надувные бортовые баллоны довольно большого диаметра (320 мм); общий их объем — 450 л. Стянутые между собой при помощи полос прорезиненной ткани концы баллонов придают жесткость оконечностям. Корпус лодки в сборе получился довольно легким и в то же время достаточно жестким благодаря упруго-напряженной конструкции, образованной надувными бортами.

Основные данные парусно-гребной лодки «Ямал»

Длина наибольшая, м

3,9

Ширина, м: наибольшая наименьшая

1.25 0,8

Площадь паруса, м2

4,0

Масса в упаковке, кг

30

Масса гребного варианта, кг

18

Грузоподъемность, кг

300

Размеры упаковки, м

1,Зx0,45x0,25

Узлы крепления мачты и шверц-балки как наиболее нагруженные участки конструкции подкреплены жесткими раскосами, образующими замкнутые треугольные элементы.

На «Ямале» применен ряд узлов и устройств, позаимствованных у любителей. Так, имеется возможность размещения багажа в бортовых надувных баллонах. Между кильсоном и оболочкой расположен полиэтиленовый «коврик безопасности», нашедший широкое применение у ленинградских туристов. Для повышения надежности каждый баллон разделен поперечной перегородкой на два независимых надувных отсека. Следует отметить, что конструкция лодки защищена четырьмя авторскими свидетельствами.

Летом 1980 г. опытный образец «Ямала» прошел первые и довольно интенсивные испытания на Клязьминском водохранилище, где отрабатывались варианты отдельных узлов, корректировались некоторые разме-рения и центровка. Затем, в следующем году, лодка прошла более суровые ходовые испытания на плесах Селигера. В результате конструкция приобрела законченный вид и в середине июля была испытана в экстремальных условиях на Кременчугском водохранилище при ветре до 5 баллов и высоте волны до 0,4 м.

Было установлено, что лавировать можно при ветре до 4 баллов; при более сильном ветре лодка идет лишь чуть круче галфвинда. На курсе фордевинд можно нести полную площадь парусности при ветре до 5 баллов; при этом лодка часто идет, «оседлав» волну.

При проверки возможности постановки лодки на ровный киль после опрокидывания это удавалось сделать одному человеку; благодаря большим диаметрам бортовых баллонов воды внутри спрямленной лодки не оказывалось. Остойчивости было достаточно для того, чтобы человек мог забраться в нее из воды, не опрокинув ее вторично.

Сначала «Ямал» испытывался с парусом от виндсерфера площадью 5,3 м2, затем проводились испытания с вооружением типа «стриж» со свободно стоящей мачтой и двойным парусом площадью 4 м2 и профилированными дюралюминиевыми поворотными шверцами. Такое парусное вооружение вполне оправдало себя: оно эффективно, просто в управлении и доступно людям, не искушенным в парусном деле. В слабый ветер площадь парусности может быть увеличена (мачта сделана телескопической). При усилении ветра или для перехода на весла в полный штиль парус можно быстро снять вместе с мачтой и укосинами. Уменьшение ширины лодки позволяет двигаться со скоростью обычной байдарки; при этом могут использоваться как байдарочные весла, так и весла-гребки от каноэ.

В этом году мы плавали на «Ямале» по Азовскому морю — в свежий ветер и на крутой волне в прибрежной зоне. Остойчивость проверялась при ходе лагом к волне высотой более 1 м. Лодка и при этом сохраняла неплохую управляемость; радиус циркуляции составлял около 3—4 м. Приподнятая «вель-ботная» корма хорошо защищала от попадания пенных гребней при подходе к наветренному берегу. Мы убедились в достаточно высоких ходовых качествах, надежности и удобстве в эксплуатации новой лодки.

Сравнение «Ямала» с хорошо известным советским туристам разборным швертботом «Мева» (к сожалению, ныне не выпускающимся) оказывается в пользу новой лодки. Масса комплекта «Ямала» в 2,3 раза меньше, хотя «Мева» имеет ту же пассажировместимость и примерно такие же размерения (3,5x1,3 м).

Успешные испытания показали, что «Ямал» удовлетворяет требованиям массового потребителя и может использоваться для прогулок и туризма на большинстве внутренних акваторий страны. ВНИЛТЭ рекомендует лодку к серийному производству и готова принять участие в разработке необходимой техдокументации, в изготовлении и испытаниях опытной партии.

В. А. Строгонов