Ветер странствий, выпуск 11, 1976 г., c. 157-158
А.Берман

Парус на байдарке

Оснащая байдарку парусом, некоторые просто копируют вооружение яхты, лишь уменьшив его в размерах. Однако из этого ничего не получается, поскольку у байдарки совсем иной корпус. Он не может идти с сильным креном: сразу возникает слишком большое сопротивление, и скорост пропадает. Его трудно откренивать, ведь он не жесткий. Для байдарки нужно конструировать специальное парусное вооружение. Вот один из вариантов.

Нижний конец мачты — шпор входит в специальное отверстие в кильсоне — степс. Выше мачта проходит в отверстие в палубе — пяртнерс. У байдарки пяртнерс выполнен в виде проушины, закрепленной на переднем шпангоуте кокпита.

Нужно поменять местами передни шпангоут кокпита и задний (обычно они одинаковы по размерам). Теперь мачту можно поставить сзади кокпита, за спиной у заднего гребца. Чтобы шпор попал в степс кильсона, надо этт степс, ыполненный в виде пластинки с отверстием, перенести с передней части кильсона на заднюю. У некоторых байдарок передняя и задняя половины кильсона полностью симметричны. Тогда х можно поменять местами, ничего не переделывая.

Итак, мачта установлена сзади. И сразу видно преимущество такой компоновки: задний гребец откренивае прямо у мачты, и байдарка скручиваться не будет. Он даже может взяться рукой за мачту.

Из парусов установим один большой стаксель — треугольный передний парус. Но это не просто стаксель. На курсах галфвинд 9ветер сбоку), бейдевинд (ветер под углом спереди) он будет работать как стаксель, а на курсе фордевинд (ветер попутный) — как спинакер (спинакер — грушевидной формы пузатый передний парус, который поднимают на гоночных яхтах в попутный ветер).

Как же превратить треугольный стаксель в грушевидный спинакер? Наш спинакер по форме скорее близок к ромбу. По его диагонали будет пришит штаг — трос, идущий от верхней части мачты к самому носу судна.

Для галфвинда и бейдевинда спинакер перегнется пополам на штае и превратится в треугольнфй стаксель. В на попуном уцрсе — фордевинде мы раздернем сложенный стаксель в разные стороны. Он надуется ветром, превратится в спинакер и помчит нас вперед. Но не только вперед. Наш спинакер будет наклонным, ветер будет задувать в него снизу, и парус выгнется пузом вверх. Он захочет поднять байдарку, оторвать ее от воды. Для этого у него не хватит силы, но нос байдарки он приподнимет. Тогда байдарка, обгоняя волны, станет легко перескакивать через них, скользя на одной корме. При свежем ветре мы выйдем на глиссирование и понесемся со скоростью катера.

Вот что дает спинакер. А грот — яхтенный парус, который часто копируют байдарочники, топил бы нос байдарки.

Наш парус хорош еще и тем, что пракически не мешает работать веслами. Если ветер упал, или, наоборот, стал слишком сильным, или задул в лоб, убрать парус — минутное дело: отпустте штаг, и парус упадет в кокпит. Штаг проходит на самй верхушке мачты (топ мачты) в кольцо, идет вниз (теперь уже называясь стаксеь-фалом) и закрепляется на кильсоне или на шпангоуте одинарным бантиком (шлюпочный узел). Дернешь этот узел за хвостик, и он сразу развяжется. а другой коней штага проходит в носовой рым 9кольцо) и тоже идет в кокпит.

Мачту лучше поставить не длиннее 2 м. Тогда площадь стакселя будет около 3,5 кв.м. С таким хорошо сшитым стакселем можно научиться уверенно ходить в галфвинд и даже немножко в бейдевинд. А на попутных курсах, раздернув стаксель в спинакер, помчишься вперед.

Спинакеры делают из легкого парашютного шелка, а стаксель получится из двойного парашютного шелка и будет хорошо "держать ветер".

Теперь о безопасности парусных плаваний на байдарке.

Во-первых, необходимо иметь спасательные жилеты.

Во-вторых, на больших водоемах нужно сцеплять две байдарки рядом, превращая их в катамаран.

В-третьих, парусную байдарку надо оборудовать дополнительным рангоутом. Это рея, но укрепленная не на мачте, а на комингсах кокпита у пяртнерса мачты. К рее (будем ее так условно называть) идут ванты — боковые оттяжки мачты. На ней же укреплены кольца, выполняющие роль кип для проводки стаксель-шкотов (см. рисунок). На концах реи надо укрепить поплавки — аутригеры. Аутригеры склеивают из легкого пенопласта в виде цилиндрических бочек, слегка заостренных не концах. Диаметр их 30, а длина 40 см. Это довольно громоздкие поплавки, но при погружении каждого из них в воду создается подъемная сила примерно 25 кГ, и она не даст байдарке перевернуться. Рея с аутригерами будет мешать заднему гребцу работать веслами, поэтому она должна быть на удобных крючках, быстро сниматься и крепиться к мачте, причем ваниы отцеплять не потребуется.

И наконец, последнее, очень важное правило: никогда не нужно ходить на одной байдарке. Всегда должны идти вместе хотя бы две. Если вторая не оборудована парусом, то можно тащить ее на буксире, а команда будет помогать веслами.