МОРСКАЯ ГАЗЕТА № 1, 1991 г., Махачкала.
См. оригинал

Нешто рылом не вышли?

28 октября прошлого года от причала австралийского . порта Сидней отошла парусная яхта «Каэран» (в переводе с языка та­мошних аборигенов — «Мирная зона») и взяла курс на мыс Горн (Южная Америка). Ее капитан, наш соотечественник Федор Конюхов, намерен за семь месяцев плавания в одиночку пройти вокруг соета.

Невозможно сказать, где и когда впервые родилась мечта сб одиночном кругосветном плавании под парусами, но известно, что 8 марта 1898 года американский рыбак Джошуа Спокам первым воплотил ее в жизнь. С той, поры более двухсот мореплавателей-одиночек обогнули земной шар, свыше тысячи пересекли океан. Идут на яхтах мужчины и женщины, дети (Роберт -Ли Грэхем — 16 лет), и старики, инвалиды (Говард Блэкберн без пальцев обеих рук, с искалеченными ногами), и слепой — Джим Диксон. Идут американцы и французы, англичане и японцы, болгары, чехи, поляки, австралийцы, новозеландцы... И ни одного нашего соотечественника!

Почему? Неужто рылом не вышли?

Находились и в России желающие померяться силами с океа­ном. Но одним поворачивали голову на 180 градусов, другие вынуждены были искать приюта у чужих берегов, третьи до скончания дней своих мыкались по служебным кабинетам.

Полжизни шел к вожделенному старту Федор Конюхов — 19 лет из своих 39. Сколько же душевных сил и физической энергии затратил этот, несомненно, мужественный человек! И на что?! Ответ дает сам Конюхов: «Все время меня не пускали, запрещали. Вот почему я приехал в Сидней, ухожу из Астралии и финиширую в Астралии».

Сомневаться в искренности этих слов не приходится. Вспомним историю Александра Чебанюка. Капитан второго ранга запаса ВМФ, ветеран Беликой Отечественной войны, коммунист, Действительный член Географи­ческого общества СССР, опытный моряк и яхтсмен, Александр Чебанюк восемь лет упорно готовился к одиночному кругосветному плаванию. Истратил все свои сбережения, собственноручно построил яхту «Русь» и... 9 февраля 1975 года в «Комсомольской правде» в статье «Под парусами саморекламы» извращены факты, облито помоями честное имя. В итоге — надругались над человеческой мечтой.

Мечта о кругосветке не обошла стороной и меня.

Моряк по профессии, я понимал, что ждет меня в океане. Готовился тщательно. Два года ушло на строительство первой яхты. И вот осенью 1979 года — двухмесячное плавание по штормовому Каспию. Летом следующего года отпуск провел в открытом море (снова Каспий) без захода в порты. После очередного плавания (декабрь—январь) убеждаюсь: к встрече с океаном готов. Спланировал переход через Атлантику по маршруту Ленинград — Гавана (Куба). Определил день старта. Но при оформлении разрешения на выезд влип в такой «океан», какой вот уже десять лет не могу преодолеть.

Пытался действовать через прессу. Святая простота! Не буду перечислять наименования газет и журналов, куда обращался неоднократно за помощью. Их более тридцати — от районной многотиражки до «Правды». Скажу только — то был глас вопиющего в пустыне. Но не выбрасывать же продукты, припасенные для Атлантики! Снова иду в поход по Каспию (1983 год). Через 118 суток в осенне-зимних условиях без захода в порты пройдено свыше шести тысяч миль (расстояние от Ленинграда до Гаваны). После того похода, окрепший духом и телом, с утроенной энергией опять бросаюсь в объятия бюрократов. Из МВД ДАССР меня отфутболили в Спорткомитет СССР, из Спорткомитета в МИД СССР. И пошло-поехало: МВД СССР, ЦК КПСС, Верховный Совет СССР, Совмин СССР, снова МВД ДАССР. Обращался и к Генеральному секретарю ЦК КПСС Брежневу, но к великому моему огорчению дорогой Леонид Ильич не успел ответить. Писал и Андропову, и Черненко...

В июне 1985 года обратился к Генеральному секретарю ЦК КПСС М. Горбачеву с просьбой помочь мне получить загранпаспорт и прочие документы, необходимые для выхода в Атлантику. Ответа не последовало. В мае следующего года повторно пишу на имя Горбачева. Ответа нет. Обращался и к делегатам 28 съезда КПСС...

В одиночку тридцать девять раз я пересок Каспийское море, а в бюрократическом болоте увяз.

Француз Бернэр Муатисье, обогнувший в 1969 году, земной шар, утверждал: «Подготовить путешествие в одиночку труднее, чем совершить его». Любопытно, смог бы этот сильный человек осуществвить свою мечту будучи гражданином  нашей страны?

В минувшем году мелькнул тонюсенький луч надежды: Верховный Совет страны принял в первом чтении Закон о выезде и въезде в СССР. Однако его тут же упрятали в долгий ящик. И пока он там пылится, мечты советских яхтсменов о дальних океанских плаваниях блистательно разбиваются о пороги бесконечных чиновничьих кабинетов...

Евгений ГВОЗДЕВ,
яхтенный капитан,
г. Махачкала.

На снимке: Евгений Гвоздев (второй справа) с друзьями-яхтсменами Каспия. Слева направо — Станислав Семейко (пос. Бекдаш), Александр Аверкиев и Григорий Паныч (г. Шевченко). Остров Кара-Ада, август 1984 г.

Фото В. РУСЛАНОВА.