ИЗВЕСТИЯ, 04.03.1997
— Я жив!.
Этот раздавшийся на днях телефонный крик с Маркизских островов в Тихом океане достиг Мариуполя на Азовском море как раз тогда, когда здесь уже отчаялись ждать хоть каких-либо вестей от 55-летнего жителя города, капитана дальнего плавания Ивана Кириченко, отправившегося еще в июле прошлого года в кругосветное путешествие на яхте в одиночку.
— Многих искателей приключений повидал Мировой океан, но всего лишь чуть более двухсот мужественных одиночек смогли пройти вокруг Земного шара. Если это удастся и Кириченко, то он может быть отнесен к числу самых отчаянных и авантюрных, а вместе с тем и самых невезучих участников кругосветных плаваний.
Так считает хорошо знающий историю этих путешествий 70-летний моряк Владимир Андреевич Павлий, директор музея Азовского пароходства. Он активно помогал своему земляку готовиться к дальнему переходу, а сейчас, отслеживая по огромной карте его маршрут, испытывает нарастающее беспокойство за судьбу этого предприятия.
— Меньше всего тревожат физическая и профессиональная форма Кириченко. — говорит Павлий. — Он сильный, хорошо тренированный человек. В 1992 году пересек под парусом Атлантику и первым из иностранных яхтсменов вошел в порт Майами в США в первый день празднования 500-летнего юбилея открытия Колумбом Америки.
Успех этого плавания придал Кириченко решимость воплотить мечту детства — обойти вокруг Земли. Но нужны средства, а где их взять?
Занявшись торговлей, в частности, поставками из-за рубежа цитрусовых и бананов, смог купить на верфи в Николаеве океанскую яхту (длиной 10,2 метра, шириной 3,4, водоизмещением 4,5 тонны) и в честь жены Ларисы назвал ее "Леди-Л". Но деньги требовались не только на яхту, отсюда и пошли потом все проблемы. Откликнувшиеся на романтический з ов местные спонсоры не смогли выложиться на полную экипировку.
— Мне не известен другой такой случай, когда бы еще на берегу яхтсмен заложил столь великую долю риска для себя, как это сделал Иван. — говорит Павлий. —Сказались тут не только безденежье, но и его характер. Кириченко из тех, кто следует изречению: сколько много и долго не будешь готовиться — все равно до конца готовым не будешь. Он придает особое значение воле случая, твердо веря при этом, что в самый критический момент удача будет на его стороне. Авось пронесет!
Из-за нехватки средств "Леди-Л" покинула Мариуполь без радиосвязи, без запасных комплектов парусов, без устройства для приема через эфир синоптических карт, которые давали бы прогноз погоды по курсу следования. Все по той же финансовой причине яхта не оборудована водоотливными устройствами, необходимыми при штормах. Нет и крайне желательной в подобных экспедициях специальной шлюпки. И это далеко не полный перечень того, чем не удалось обзавестись на берегу.
Без каких-либо происшествий Кириченко достиг Гибралтара, а затем и Лас Пальмаса на Канарских островах, где на 11 сентября был назначен официальный старт. К этому моменту здесь собралось человек тридцать из других стран, готовившихся на своих яхтах преодолевать Атлантический океан, в основном американцы, французы, немцы, итальянцы. Но после объявленного прогноза, что в течение месяца впереди по курсу будет штормовая погода, все они разлетелись на это время по домам. Остался один Иван — он не мог себе позволить такой роскоши. Более того, для него оказалась весьма существенной ежедневная плата в сорок долларов за место на стоянке в яхт-клубе.
И он стартует под удивленные и неодобряющие взгляды местных моряков и яхтсменов. А через двое суток вынужден был вернуться — прогноз подтвердился: разыгрался дикий шторм. Но чтобы не терять деньги и время, через несколько дней Кириченко вновь снимается с якоря, однако резко меняет маршрут с западного на южный: идет параллельно африканскому берегу чуть ли не до экватора. Сделав таким образом за десять суток крюк в 1500 миль, обходит зону тропических циклонов и движется на остров Барбадос у американского континента. Но шторм достал его и здесь: выбит иллюминатор, залит водой и вышел из строя кислотный аккумулятор. Двигатель не заводился, ходовые огни не горели, авторулевой не работал. Было выявлено множество других поломок и повреждений.
После восстановительных работ, пополнения запасов воды и продовольствия Кириченко выруливает в направлении Панамского канала. В своих расходах на Барбадосе, а потом и в Панаме он экономит буквально на центах, не подозревая, какое финансовое бедствие подстерегает его впереди.
Войдя по каналу в Тихий океан, через неделю "Леди-Л" оказалась еще в более тяжелой, чем в Атлантике, штормовой переделке. Яхта получила такие сильные повреждения, что Кириченко решил вернуться на берег — сделать ремонт в ближайшем эквадорском порту Эсперальдос. Вот здесь-то и случилось непредвиденное: у Ивана украли не только наличные деньги (их было долларов сто), но и кредитную карточку, по которой он мог снимать валюту в местных банках со своего довольно скромного счета, заведенного в Мариуполе.
Не имея средств связи, Кириченко за все время плавания подавал о себе знать лишь несколько раз по телефону откуда-нибудь с берега. А каждый раз по меркантильным соображениям говорил минуту-две, не дольше. Особенно тревожными для семьи и друзей были сорок суток его молчания, когда он, уже обворованный, пробивался бушующим Тихим океаном к Маркизским островам в Полинезии. И вот сейчас, наконец-то, этот звонок жене: "Я жив!."
— Еще он успел сообщить, что очень многое на яхте повыходило из строя, - рассказывает Лариса Кириченко. — Но настроение не паническое, это ему не свойственно.
Возникла крайне неприятная ситуация, считает Павлий, да и какая-то глупая. Вместе со спонсорами он прорабатывает варианты, куда и как переслать Ивану дубликат кредитной карточки. Если на Маркизы, то неизвестно, когда она попадет адресату, да и попадет ли вообще. Если в Сидней, где планировал быть Кириченко, то тоже неизвестно, как он туда доберется и когда. Больше всего в Мариуполе полагаются на находчивость и энергию самого пострадавшего. Хотя у него и сильно ломанный английский, он наверняка постарается обаять местную туземную власть и добиться ее содействия в ремонте яхты. Не исключено, что подрядится на какую-то физическую работу — руки у белого человека из совершенно незнакомой Полинезии страны крепкие и мастеровые.
Что касается родных властей в Донбассе и Киеве, то некоторые их представители уже высказывались в том смысле, что кругосветное плавание Кириченко поднимает государственный престиж независимой морской державы Украины. Можно предположить без большого риска ошибиться, что в случае полного успеха этой экспедиции по Украине пройдет высокая пропагандистcкая волна. При этом вряд ли кто повинится в том, что власть и пальцем не ударила для организации самого путешествия. Если называть вещи своими именами, то Кириченко — полунищий в Мировом океане, и не потому, что похитили карточку, а судя по его экипировке. Но упрекать, тем более винить его лично за это нельзя — у человека была мечта и он героически ее осуществляет.
Есть одна причина, почему жена и дети даже чуть довольны, что телефонный разговор с Маркизами был короток: не пришлось подробно отвечать на вопросы, как дела дома. А дома несчастье: из-за прогнившей электропроводки сгорел магазин, принадлежащий Кириченко.
— Хочется надеяться, что лимит неприятностей для Ивана уже исчерпан, — говорит В.Павлий. — Теперь бы ему спокойного плавания до места финиша, а это все тот же Лас Пальмас на Канарах. Но вот как быть с карточкой?..
МАРИУПОЛЬ,
Донецкая обл.
В 1998 г. И.Кириченко завершил кругосветное плавание.
...Кириченко родился 3 октября 1941 года в небольшом селе в Краснодарском крае. Он окончил Ростовский университет и мореходное училище. Работал на Ждановском судоремонтном заводе и в Азовском морском пароходстве (Мариуполь).
...В ночь с 6 на 7 октября 2020 г. не стало украинского яхтсмена Ивана Кириченко.