Российская газета, 17 декабря 1999 г.

НАШЕ НАСЛЕДИЕ

«РОССИЯ» — звучит гордо и точно

Наталия Ячменникова

Русь, русский, Россия... Что означают эти древние слова? Их тайна будоражит умы ученых уже не одно десятилетие. Гипотез много, но ответа нет по-прежнему. И вот, похоже, создан уникальный «ключ» к разгадке.

Наверное, вряд ли найдется человек, который хотя бы из любопытства не задумывался о значении древнерусских имен, названии, терминов. Какой издревле заложен в них смысл?

Не исключено, что откроет «ларчик» так называемая азбука археоморф, созданная российским писателем Сергеем Павловым. Разрабатывая ее, он исходил из одной простой вещи: словарный фонд протоиндоевропейцев, или древних людей, населявших Севернее полушарие планеты, был более чем скромен. Практически весь спектр необходимых в быту понятий они "кодировали" двусложными звукосочетаниями — "ха", "ра", "ву", "ди", "ма" и прочее. Вот их-то Павлов и назвал археоморфами, а проще — языковыми "генами", каждый из которых заведует определенным кругом родственных понятий.

— В ряде случаев заложенный в древнем слове изначальный смысл удается сейчас установить едва ли не с математической точностью, — говорит Сергей Иванович,

— К "Руси" и "россиянам" это относится? — спрашиваю я.

— Конечно.

Мой собеседник рассказывает, какое охватило его волнение, когда анализ археоморф, реконструированных в названии "Русь", подошел к концу:

"Я был изумлен результатом, не сразу поверил. Десятки раз проверял и перепроверял".

Но факты, что называется, вещь упрямая. Слово «Русь» в реконструированном по модели первобытного языка виде выглядело так: ра + у + са + и. Сергей Иванович берет лист бумаги и начинает писать. Археоморфа «ра» означает "верх", "вверху". "у" — "выпуклый". "са"— "много", "полно". ''и" — "белый". После дешифровки получилось следующее:

«Вверху выпуклых полно белых». Что такое? Облака?.. Сугробы?.. Нет, это сразу отпало. Наша древняя родина, и особенно ее южная половина, не самая облачная и не самая сугробистая страна на Евразийском континенте.

— Значит, речь в старинной фразе идет о парусах, — убежден Сергей Иванович. — И не просто о парусах, потому что «выпуклых белых полно», а о большом количестве парусов... О флоте!

Как считает писатель, подобная расшифровка термина «Русь», который он отождествил с современным термином «флот», предельно четко расставляет все точки над i. Почему? Определяющая фраза «Киевская Русь» означала не что иное, как «киевские парусники», «киевский флот». Когда киевские князья объявляли военные походы, их столица становилась центром объединения родовых и племенных парусных отрядов кривичей, древлян, радимичей, полян, вятичей и т.д. Образовывался огромный конгломерат — флот. Не потому ли вся северо-западная часть Черного моря — от дельты Днепра и вплоть до Константинополя — называлась Русским морем? Не потому ли Поднепровье, Причерноморье и Приазовье считались русскими землями? И не потому ли скандинавские вожди, иногда захватывавшие на какое-то время власть над киевским престолом, при нападении на Византию и при заключении с нею мирных договоров «прозъвашася русию».

— Нет, они не переставали чувствовать себя викингами-мореходами, но называли себя "русию", потому что выступали представителями киевского "флота", — подчеркивает Сергей Павлов. — Пример? Пожалуйста — князь Олег.

Олег, как известно из летописей, — викинг, родственник полулегендарного Рюрика, ставший после смерти последнего новгородским князем. В 882 году Олег совершил поход в землю кривичей и захватил их центр — Смоленск. Спустившись вниз по Днепру, взял Любеч, а затем и Киев, который сделал столицей своего государства. Собрав здесь громадное войско под парусами — "флот", пошел на Царьград, где, "прозъвашася русию" заключил мирный договор с Византией и с частью добычи вернулся со своей дружиной через Новгород и Ладогу "за море. В Скандинавию?.. Летопись о сем молчит, однако, скорее всего, именно туда.

— Разумеется, он не был «этническим русским», — делится писатель.

— Но зато он был временным вождем огромного парусного флота, называемого Русью.

Да такого, пожалуй, еще и не было, чтобы, скажем, этимологи в своих научных поисках обращались к той же флотской тематике. Хотя даже самые поверхностные знания истории говорят: именно сильный флот всегда диктовал политику развития цивилизации. И вовсе не случайно, подчеркивает Павлов, морские "гены" присутствуют практически во всех названиях и именах высших должностных лиц, а также людей, оставивших о себе память в истории человечества. Любопытны, к примеру, его рассуждения о древнеперсидском царе-воителе Дарий, при котором, как пишут, необычайно развилась международная торговля. Очень часто его имя отождествляют со словом "подарок". "Но вообще-то ни для кого он подарком не был, разве что для петухов: царь запретил их резать — мол, петухи отпугивают своим криком злых духов", — рассказывает писатель. Так вот, оказывается, имя "Дариа" реконструируется с помощью археоморф, как "море, насыщенное парусами".

А, допустим, имя Нефертити? Читай: "Привезенная на корабле издалека". "Дело в том, что Нефертити, — просвещает меня Павлов, — была метаннийской принцессой по имени Тадухепа, которая проделала длинный путь в Египет. И по-новому ее нарекли уже здесь. Но ведь и Тадухепа "добуквенно" переводится — "движет по воде внутри широкое полотно". То есть "парус", "парусник". Выходит, уже тогда, столетия назад, с ними сравнивали красивую девочку или женщину. Как тут не вспомнить современную французскую поговорку: нет ничего прекраснее танцующей женщины, скачущего коня и парусника в море...

Подобных примеров, совершенно неожиданных, у Павлова сотни и сотни. Здесь и названия городов, и различные понятия, и религиозные термины, и имена... Итак, Русь — это "парусный флот". Ну а теперь идем дальше. Слова "русский", "русские", рожденные от более раннего термина "русичи", имеют совершенно четкую расшифровку — "военный моряк". Не вдаваясь в подробности, скажу лишь, что наличие в слове буквосочетания "ск", или "си"+"ки°, по теории Павлова, свидетельствуют: это слово имеет отношение к железу и войнам. А что стоит за археоморфой "ру", мы уже знаем.

Безусловно, за минувшие века изначальный смысл этих древнерусских терминов забылся. Они превратились сперва в слова нарицательные, а потом — в узаконенные временем названия нации, народа, страны. На их основе появились более современные — Россия, россияне, российский. Берем в руки азбуку археоморф и видим; слово "Россия" вобрала в себя фразу "флот поднял паруса".

— Есть, правда, варианты, — уточняет Сергей Павлов: Флот поднимает паруса. Или флот, поднимающий паруса. Но все равно неплохое имя для нашей родины, правда?

И с ним нельзя не согласиться.