Капитан-Клуб, 2000, № 4, с. 36

Кто откажется превратиться из бледного пользователя компьютера в могущественного покорителя ветра? Когда ближе к концу рабочей недели в офисе раздается телефонный звонок и на другом конце провода звучит монолог старого друга, нет никакой возможности отказаться от очередного выхода в море. На этот раз — на парусном катамаране «Ветер».


Как «Ветер»
победил ветер


















Столичные соревнования по парусному туризму «Весенняя регата», традиционно про-
водимые в небольшом городке Конаково на Волге, стали экзаменом не только для нашего экипажа, но и для нового 10-метрового катамарана, предоставленного фирмой ТРИТОН. Все лодки были разбиты на 4 класса: парусностью 7.5 м2 (плюс Альбатрос), 8,5 м2 (плюс Простор), 10 и 13 м2. Всего собралось 28 экипажей, что свидетельствовало о приличном уровне состязаний. И нам с "Ветром" предстояло не ударить в грязь лицом в глазах сего благородного собрания.

Большой палаточный лагерь на берегу Волги, окруженный десятками парусных "машин" — от самоделок до фирменных красавцев, походил на музей кораблестроительного искусства. Представители всех "времен" и "народов" были выставлены здесь в той или иной мере, но наш "Ветер" невозможно было ни с кем спутать. Он стоял на берегу, в тени деревьев; его белые баллоны казались изготовленными из тончайшего китайского фарфора (современный материал с экзотическим названием виниплан). Новенький дакроновый парус на суше выглядел по-голубячьему горделиво, несмотря на свой невеликий размер — 8 м2. Мачта, гик, рама. шпангоуты и прочие любовно сделанные "железки" но цвету и на ощупь напоминали о серебристом "Мерседесе" с тефлоновым покрытием.

За пару галсов мы освоились с рулевым управлением, швертом, парусами и рванули в бой. Правда, то что началось, боем назвать сложно: скорее, это были гонки на выносливость. Москвичи, устроители гонок, привыкшие к своим ветрам, дают старт, несмотря на "зеркало". А мы-то люди не местные, в общем-то, бывалые, ходили и в ладожских, и в балтийских штормах... Водная гладь пугала. Спустя час лавировки на первый знак оценили: наш "кат" медленно, но упорно двигался, причем, быстрее других. Благодаря легкой конструкции (60 кг), небольшой осадке, хорошей форме корпусов и опыту рулевого "Ветер" улавливал малейшие дуновения.

В первый день провели всего две гонки, и мы были первыми. Второй день оказался не менее приятным. Утро началось с команды: "Ветер!", к обеду был поставлен диагноз "умеренный", к ужину — "сильный". В 07.50 мы с "Ветром" уже бежали по песчаному берегу к воде. И вот он в своей стихии, будто снулую рыбу пустили в воду. Грот хлопнул "в ладоши", и "Ветер" полетел против ветра, отслеживая профиль волны. Запели победную песню ванты. Команда рулевого: "На подветренный!" — и "Ветер" лениво вытащил из мохнатых волн белую "лапу", демонстрируя голубую подошву.

По итогам пяти заездов наш катамаран стал лидером в 10-метровом классе. "Циклон", его "младший брат", занял 3-е место среди "семиметровиков".

После гонок мне довелось покататься самостоятельно. Освоиться с румпельным управлением просто: "Ветер" отлично контролируется даже на одном баллоне, "развал-сходимость" выше всяческих похвал. Чувствуется, что шверт, руль, корпус — части единого, хорошо отрегулированного организма. Правда, поворот оверштаг мне сразу сделать не удалось: упала скорость, и мы встали: а вот с любимым "фордаком" оказалось почему-то проще. Когда видишь приближение порыва и пытаешься встретить его достойно, получаешь удар в парус и порцию адреналина в кровь — страшно перевернуться...

Вечером Игорь Романов, главный конструктор "Ветра", приготовил отменный плов. Отужинав, мы сели на песчаном берегу неторопливой Волги, где он и ответил на мои вопросы, поведав о некоторых "ветряных" особенностях.

Сильный ветер и большая волна — нормальные условия, на которые надо рассчитывать. Несомненно, этот вид судов не предназначен для путешествий вокруг света — "мастера" не рекомендуют терять из вида береговую линию, особенно если ветер усиливается и меняет направление в море. Игорь попытался сделать "Ветер" максимально безопасным.

Оказывается, перевернуть "Ветер" в одиночку сложно: грота-шкот не имеет стопоров, его приходится держать в руках, и это маленькое неудобство обезопасит от переворота.

Силовые рамы корпусов выполнены в виде объемной фермы. Конструкции имеют особенность — между двумя поперечными балками стоит продольная, которая распределяет на них нагрузку от мачты, шверта и руля на две поперечные, уменьшая скручивание и ударные нагрузки. Если заглянуть под палубу, можно увидеть продолжение мачты в виде небольшой стойки, от которой растянуты ванты; то же сверху — так мачта оказывается растянутой четырьмя вантами сверху и четырьмя растяжками снизу, что и обеспечивает целостность конструкции, не умаляя ее возможностей.

Ходить на "Ветре" в сильный ветер очень интересно, это ни с чем не сравнимые ощущения, особенно на одном баллоне. На скорости "Ветер" прорезает волну благодаря усиленным носовым обтекателям. В средний и слабый ветер при большой волне он повторяет ее профиль. Цельноклееные поплавки легче и удобнее комбинированных, хотя их изготовление — сложная и кропотливая работа. Разделенные на отсеки перегородками, они сделаны из герметичного и износостойкого виниплана.

Игорь Романов довольно успешно воплотил в этой модели удачные разработки предшественников, добавив то, чего, на его взгляд, недоставало. Старшим братом "Ветра" является собственный катамаран Игоря — гоночный "Дракон", флагман парусного туристического флота. "Ветер" на него очень похож, правда, Игорь несколько усмирил в серийной модели свои спортивные амбиции, сделав катамаран универсальным для соревнований,походов и коротких прогулок.

И еще одно очко в пользу "Ветра". На берегу неофициально проводились соревнования на скорость сборки. Питерцы впятером собрали четыре катамарана за три часа, москвичи один собирали полдня. После награждения нам потребовался всего час, чтобы разобрать лагерь, включая "каты" и палатки, погрузить скарб на машину и двинуться в путь...

Анастасия Кобзева
фото Евгения Захарова, Анастасии Кобзевой.

Первые парусные разборные катамараны появились благодаря изобретательности "монобайдарочников": им надоело грести — и они прикрепили к лодке парус. Соединенные вместе поперечными балками лодки были более устойчивы, но судно оставалось сложным и тяжелым. Класс разборных катамаранов быстро развивался и к середине 80-х гг. составлял добрую половину флота многокорпусников, а катамараны "Альбатрос" и "Простор" с резиновыми баллонами выпускались серийно.