Московский парусно-туристический клуб

Прошло уже более четверти века с того момента, когда в 1973 году в Московском городском клубе туристов на Большой Коммунистической по объявлению, написанному Михаилам Лимонадом, собрались туристы-байдарочники, которые использовали самодельное парусное вооружение при путешествиях по озёрам и водохранилищам, а к ним присоединились немногочисленные тогда владельцы импортных разборных швертботов (польская "Мева" и немецкий "Дельфин"}. Этап становления коллектива, формирование его творческого ядра продолжался до 1974 года.


В июне 1974 г. парусная секция Московского туристического клуба послала экипаж А.Карпухина для участия во 2-й регате разборных парусных судов в Лосеве. Неожиданно друг для друга там оказались ещё два экипажа из Москвы, рулевыми которых были Валерий Перегудов (в будущем конструктор "Альбатроса") и Виктор Белоозеров. Мы увидели, что в Ленинграде идея плавания на байдарках под парусами уже получила признание и находит сторонников в других городах, например, в Николаеве, откуда приехал на гонки экипаж Сарина, который своим участием от лица Николаевского кораблестроительного института как бы научно подтвердил правильность этой идеи. Дебют москвичей был успешным - экипаж Белоозерова занял 1-е место.

Это вдохновило парусную секцию Московского турклуба в том же году провести аналогичные гонки. Первые московские соревнования состоялись в июле 1974 г. на Борцинском плёсе Иваньковского водохранилища. На этих соревнованиях конструкция парусной байдарки с боковыми поплавками В.Перегудова имела явное преимущество перед всеми другими судами. С этих пор берег Московского моря на 15 лет стал базой туристов-парусников.

Перед нами стояли три задачи: утвердить себя в структуре спорта и туризма; выработать оптимальные конструкции судов; найти формы спортивных мероприятий.

В результате работы был создан Московский Парусно-Туристический Клуб (МПТК) на Преображенской площади; проводились ежегодные регаты с участием до 200 вымпелов из многих регионов СССР, на которых первая десятка практически целиком состояла из московских экипажей; члены клуба успешно выступали в соревнованиях, проводимых в других городах,

Основными нашими судами стали полноценные парусники, способные ходить в крутой бейдевинд при ветрах силой до шести баллов. Конструкция судна позволяет разобрать и сложить его в компактные упаковки общим весом до 100 кг, которые легко размещаются в купейных и плацкартных вагонах пассажирского поезда и, как правило, не вызывают раздражения у проводников. Наши паруса появились на озёрах практических всех регионов страны, включая Байкал, Иссык-Куль, Онего, Ладогу. Вышли мы и на моря: Каспийское, Азовское, Чёрное, Белое, Балтийское и Баренцево.

Начинали мы с байдарок с боковыми поплавками обтекаемой формы, превращавшими её в тримаран. Уже в первые годы соревнований Виктор Дзюба продемонстрировал идею парусного катамарана, поставив довольно большой парус (10 кв.м) на соединённые корпуса двух байдарок. На следующем этапе развития байдарки были заменены на надувные корпуса с внешним набором из стрингеров и шпангоутов, что произвело революцию. Конструкция надувного парусного катамарана, доработанная совместными усилиями активных членов нашего коллектива (В.Успенский, В.Кузнецов, В.Святенко, К.Фёдоров и др.), стала основным типом современного судна. Типичные параметры катамаранов таковы: максимальная длина - 5-6.5 м, диаметр корпусов - 0.4-0.5 м, высота трамплина над водой - 0.5-0.7 м, высота мачты - 6-8 м, парусное вооружение - классический бермудский шлюп площадью 7-13 кв.м, экипаж в дальнем походе - до 4-х человек.

Основным видом путешествия в парусном туризме является прибрежное плавание группой от двух до шести судов по маршруту протяжённостью 150 - 500 км в течение 1-4 недель с ночевками, как правило, на берегу пешими экскурсиями вблизи мест стоянок, посещением достопримечательных мест. Экипажи и группы формируются в зависимости от сложности маршрута и общности интересов.

В ненапряжённых походах преобладают семейные экипажи с участием детей от 7 лет. Такие походы чаще всего совершаются по Онежскому и Ладожскому озёрам в июле -августе. На более сложных, спортивных, маршрутах преобладают чисто мужские экипажи. Примером может быть неоднократно организованное клубом пересечение Азовского моря (1-10 мая), походы по Белому морю, озеру Байкал. Самый интересный и протяженный маршрут в суровых условиях Баренцева и Белого морей (Мурманск - Архангельск) в 1998 г. прошёл экипаж крейсерского тримарана В.Гуськова.

Не менее важную роль в жизни клуба играют соревнования, которые для нас имеют гораздо большее значение, чем в большинстве других видах туризма. Соревнования проводятся как классические парусные регаты, на которых действуют общепринятые международные правила парусных гонок. Борьба идёт не только за личное первенство, в гонках совершенствуются конструкции судов, обкатываются новые технические идеи. С этого года предполагается ввести розыгрыш Переходящего Кубка как среди гонщиков, так и среди конструкторов. В программу соревнований включаются обычно чисто туристские дисциплины: ориентирование с обходом контрольных пунктов, упражнение по аварийным работам (восстановление перевернувшегося судна), топографическая съёмка и др.

Гонки проводятся с зачетом по классам судов, по площади паруса (5, 7, 10 и 13 кв.м) и типу (катамаран, тримаран, швертбот).

Мы применяем и гандикапные системы для определения абсолютных победителей в соревнованиях судов различных классов. Особый интерес представляют соревнования типа ралли, когда участвующие суда проходят совместно маршрут с серией промежуточных финишей (1-10 мая).

Эпизодически некоторые члены клуба принимали участие в гонках с парусными судами олимпийских классов, в частности, катамаран Успенских неоднократно принимал участие в гонках "Торнадо" на Истринском водохранилище и занимал призовые места.

В перспективе предполагается установить связь с системой парусного спорта, с тем чтобы наши соревнования принимались в зачёт для присвоения спортивных разрядов.

С 1979 по 1994 год МПТК возглавлял Владимир Кузнецов, это был период набольшего расцвета нашего движения. На московские соревнования приезжали команды из Балтии, Харькова, Донецка, Львова, Ташкента, Новосибирска, Краснодара, Куйбышева, Мурманска. Регаты на Московском море стали фактически всесоюзными чемпионатами, на которых собиралось свыше 200 вымпелов. Лагерь на Парусном берегу превратился в постоянный центр отдыха и парусного дела, который действовал весь сезон, от ледохода до ледостава. Организационная сторона дела была решена включением парусного туризма в структуру Федерации туризма, были разработаны нормативные документу по организации путешествий и соревнований. Нормы спортивных показателей по парусному туризму были включены в Единую спортивную классификацию с возможностью получения туристами спортивных разрядов и мастерских званий. Ежегодно при МПТК проводится силами наших активистов школа по подготовке судоводителей парусных туристических судов с вручением клубных удостоверений. Опыт школы был обобщен в учебнике, написанным Ю.Ивановым, В.Успенским, И. Добронравовым, а опыт самостоятельной постройки судов - в книге В.Перегудова. Регулярно материалы наших походов и соревнований появлялись на страницах журнала "Катера и Яхты", "Турист" и др. изданий. По идеям наших конструкторов некоторые предприятия стали выпускать промышленные суда для массового потребителя. Как пример можно привести катамаран конструкции В.Перегудова ( "Альбатрос"), который до настоящего времени выпускается в Ташкенте. Другой катамаран - "Простор" (конструктор В.Румянцев) нашел спрос как судно для соревнований и пляжного отдыха.

В 90-х годах начался спад нашего движения, но нашему коллективу удалось стабилизировать деятельность клуба. Массовость соревнований сократилась, но мы смогли сохранить полностью ежегодный график мероприятий, сложившийся в 80-х годах: весеннее ралли, две майские регаты, две осенние регаты, работу летнего лагеря в промежутке между весенними и осенними соревнованиями, организацию и обслуживание путешествий. Клуб сохранил помещение, в чем большая заслуга Б.Комарова, возглавлявшего клуб в этот трудный период. Единственной существенной переменой стало перебазирование летнего лагеря с Парусного берега в окрестности г. Конаково.

В 1996 году МПТК был зарегистрирован в управлении Министерства юстиции по городу Москве как региональная общественная организация. Сейчас МПТК активно функционирует, готовится к новым соревнованиям, путешествиям и приглашает в свои ряды всех желающих.

Наш адрес: Преображенский вал, 24, строение 2.
Вечером по четвергам.

Виктор Белоозеров, Вячеслав Стрелков
ЯХТИНГ В РОССИИ №3(39) 2000

А это мы — когда нам было 25!

25-летие клуба, Конаково, 6 июня 1999 г.

Если навести курсор мыши на лицо человека, всплывет его имя и фамилия. У тех, кого мы смогли узнать.



Тоже история...

Долгие годы МПТК, а до этого Куйбышевский районный клуб туристов жили в достопамятном подвале на Преображенке (Преображенский вал 24, стр. 2.) Но...

3 и 11 мая 2005 г. в Арбитражном суде состоялся процесс "Город Москва против Московского парусно-туристического клуба". МПТК не заключил договор на аренду помещения и не платил арендную плату. Таким образом, клуб занимал "оставшийся в наследство" от Куйбышевского районного турклуба подвал незаконно.

Москомимущество осталось довольно, законность и справедливость восторжествовали. Нас выгнали.

В 2006-2008 г.г. мы жили при НИИ Речфлота, филиал Академии водного транспорта (м. Коломенская).

В 2009-2014 г.г. МПТК работал в помещении частной школы на Хавской, 24.

C 2015 г. клуб не имеет определенного места жительства. Спасибо движению "За права человека" — иногда наши мероприятия разрешают провести в помещении по адресу Каланчёвская 47.