О гандикапных гонках

Для соревнований судов разных классов между собой используется исправление времени по таблице гандикапа: фактическое время прохождения дистанции умножается на коэффициент, зависящий от класса судна по площади парусов и численности экипажа. Этот коэффициент призван дать фору судам младших классов, чтобы их экипажи имели шансы на победу в соревновании с судами, несущими больше парусов.

Сколько времени проводятся гандикапные гонки судов разных классов, столько же времени продолжаются в "поисках справедливости" и споры вокруг гандикапа. Основной довод противников ныне действующей системы сводится к тому, что, несмотря на гандикап, почти всегда побеждают самые крупные и быстроходные суда.

Пожалуй, это действительно так. Для остальных участие в гонках становится неинтересным, и это плохо: именно в обеспечении интереса к гонкам у возможно большего числа экипажей заключается смысл гандикапа на наших соревнованиях. Гонки должны быть не слишком предсказуемы, иначе зачем гоняться?

Вместе с тем вряд ли стоит ставить цель как можно точнее выровнять шансы рулевых и пытаться копировать развитые яхтенные системы обмера и расчета гоночного балла. Учет площади парусов представляется вполне достаточным для туристских судов.

Но насколько отвечают реальной быстроходности судов коэффициенты гандикапа, применяемые сейчас на проводимых МПТК соревнованиях?

Сколько у вас квадратных метров?

Были проанализированы результаты гонок, проводившихся в 1997-2001 г.г. Исходные данные доступны в разделе "регаты" на сайте parusanarod.ru. За базу для сравнения был взят 10-метровый класс, так как десятиметровики в заметном числе участвовали во всех рассмотренных соревнованиях.

В каждой отдельной гонке рассчитывалось среднее время прохождения общей дистанции судами каждого из классов T13, T10, T8,5 и т.д. Затем определялась относительная быстроходность судов класса по сравнению с 10-метровиками. Например, если для 10 метровиков T10=120 минут, а для 13-метровиков T13=100 минут, относительная быстроходность 13-метровиков в этой гонке 120/100=1,20.

В единичных случаях были отброшены результаты судов, в ряде гонок регаты показавших много худшее время по сравнению с другими судами своего класса.

Средние величины рассчитывались с учетом числа результатов гонок.

Поясним на примере: пусть в первой гонке участвовало 3 судна некоторого класса, и их средняя относительная быстроходность по сравнению с 10-метровиками составила 0,7. Во второй гонке финишировал лишь одно судно этого класса, показавшее относительную быстроходность 0,9.

Среднее по этим двум гонкам рассчитывается так: ((3*0,7)+(1*0,9))/4 = 0,75.

Что видим

В следующей таблице сравнивается действующий гандикап рассчитанная выше относительная быстроходность судов в гонках и соотношение величины квадратного корня из площади парусности, характеризующее энерговооруженность (без учета массы судов).

КлассДействующий
гандикап
Рез.Быстр.
10
Г(7,5)По Sqr(S)
5 (1 чел.) 0,9220,760,940,82
7,5 (2 чел.)1 380,811 1
8,5 (2 чел.)1,1700,871,081,06
10 (2 чел.) 1,21321,001,241,16
13 (2 чел.) 1,31491,171,461,32

Здесь Рез. — число результатов гонок, по которым получено значение; Быстр.(10) — относительная быстроходность по отношению к 10-метровикам; Быстр. (7,5) — то же по отношению к классу 7,5 кв.м, как принято в существующей таблице гандикапа.

Похоже, что действующий гандикап действительно несправедлив — дает преимущество большим лодкам.

Заметно, что быстроходность судов в интервале 7,5-13 растет заметно быстрее, чем корень из площади парусности. Тому есть несколько причин:

5-метровики с одним рулевым почти не уступают судам 7,5 кв.м с двумя членами экипажа на борту. Однако статистика по классу 5 кв.м невелика, поэтому разумно для этого класса пока ничего не менять.

Экипаж

Учет численности экипажа предлагается оставить прежним: изменение гандикапа на 0,05 на каждого члена экипажа. При этом для более чувствительных к нагрузке малых судов относительное изменение коэффициента гандикапа оказывается больше, чем для старших классов.

Сейчас в таблице гандикапа стоят прочерки в строке "1 чел." — плавание в одиночку разрешено в маршрутных гонках, как и в треугольных, только на лодках класса 5 кв.м. А собственно, на каком основании? Не говоря уж о славных традициях одиночного мореплавания под парусами, вспомним хотя бы патриарха парусного туризма С.Н.Парфенова — будучи ветераном совковых туристских органов, запрещавших одиночное хождение, сам он совершал свои дальние плавания на парусной байдарке один. Да и существующие правила плавания накладывают ограничения только на максимальную пассажировместимость лодки.

На ралли 2001 г. в одной из радиальных гонок судья К.Федоров оставил вопрос о экипаже на усмотрение рулевого. Кто пошел вдвоем, кто втроем, кто в одиночку. Гандикап был соответственно учтен. Это правильное решение, и его следует узаконить.

Есть еще одно спорное обстоятельство: дети, не достигшие возраста "юниоров" - 12 лет. Предлагалось не засчитывать их при расчете гандикапа, но в ходе обсуждения это вызвало возражения. Говорилось, что участие детей надо поощрять, и к тому же на мальца берется с собой много вещей. Что ж, можно согласиться. А в серьезных крейсерских гонках, если такие у нас появятся, лучше вообще запретить участие в экипажах малолетних детей.

Итак, приведем существующую и предлагаемую гандикапную таблицу целиком. Там, где предлагается изменить коэффициент, "старое" и "новое" значения разделены дефисом.

Экипаж, чел. до 5 м2 до 7,5 м2 до 8,5 м2 до 10 м2 до 13 м2 Свободный
10,90нет-1,05нет-1,15нет-1,30нет-1,50нет-1,65
20,851,001,101,2-1,251,3-1,451,4-1,6
3нет-0,800,951,051,15-1,201,25-1,401,35-1,55
40,901,001,10-1,151,20-1,351,25-1,50
51,15-1,301,20-1,45
6-

1,15-1,40

Soft & Hard

...Коэффициенты действительны для судов с мягкой оболочкой (включая каркасные и имеющие жёсткие носовые обтекатели). Для судов с жёстким корпусом коэффициент устанавливается на 0,05 выше, чем указано в таблице...

Появилось правило, кажется, вместе с "Янтарями". Но, если быть последовательными, надо штрафовать и за применяемые сейчас обтекатели, жесткие вставки, за отличный от сосиски крой баллона — в общем, за все хорошее. Поэтому-то и не надо вводить штрафы и обмерные формулы, что нам нужно хорошее — чтобы лодки становились лучше. Итак, штрафные 0,05 "за жесткость" предлагается убрать.

Выбирай сам

Если царит штиль, а хорошей стоянки не видно (а то и берег далеко), в походе никто не запретит взяться за вёсла. Только здравый смысл, настроение... ну, и лень-матушка определяют способ движения. А вот в наших маршрутных гонках гребля разрешена только "при отсутствии ветровой ряби на всей видимой акватории". Не слишком четкое определение, им удобно руководствоваться разве что на Косинском озере. Ну, а если действительно штиль? Гонка (маршрутная, ориентирование и т.п.) превращается в гребную? Если это гонка около базового лагеря, лучше отменить ее вовсе. А если надо идти по маршруту? Первая гонка ралли 2001 г. все равно кончилась греблей (даже лидеров), но большая часть участников из-за штиля не финишировала. Более того, суда рассеялись, не смогли собраться к вечеру в одном лагере.

Думаю, что в маршрутных гонках, как и в походе, способ движения должен выбирать рулевой каждой лодки, не оглядывая акваторию в поисках ряби. Охота помогать веслом парусу - помогай! При сколько-нибудь дующем ветре весла будут отложены просто за бесполезностью.

Если разрешить свободное использование весел, можно ВООБЩЕ НЕ УЧИТЫВАТЬ В ГАНДИКАПЕ ЧИСЛЕННОСТЬ ЭКИПАЖА (брать "базовый" гандикап для 2 чел.). Т.е., хочешь взять гребцов — бери, при штилевой погоде будешь в выигрыше.

Григорий Шмерлинг
3-я редакция статьи - 24.09.2001

Отправить письмо