Сезон Ветра

Г.Шмерлинг

Почему Ветер?

Весной 2000-го после перерыва в несколько лет в семействе снова забродили мысли о парусном походе, и наш старый верный катамаран (10-метровик "Сталкер") был привезен в Завидово и на майские праздники спущен на воду. Заплату из куска брезента пришлось пришивать сразу же: трамплин из старого "камазовского" тента после 13 лет катамаранной жизни просто расползался под ногами. Похода в тот год так и не получилось, но в регатах на Волге поучаствовали... занимая, правда, в основном последние места.

К концу сезона стало ясно, что заплатами и текущим ремонтом больше не обойтись. Капитальная переделка или постройка новой лодки отпадали: ни времени, ни технологических возможностей для этого не было. Оставалась покупка. Выбор оказался невелик:

Потом выяснилось, что жуковцы делают не только баллоны и можно купить новый «Альбатрос-16». Вариант с покупкой старой лодки был отвергнут сразу, но и новый "16" мы бы не взяли: во-первых, ограничивала более высокая цена, во-вторых, для троих взрослых (наша полная команда) лодка тесновата, в третьих — пересаживаться с 10 квадратов на 7,5 не хотелось. Да и к сторонникам вооружения «Стриж» не отношусь. На «Ветре» и «Просторе» оно в принципе такое же, но хоть шкотовый угол пониже, парус смотрится приятнее.

Уже набрасывались эскизы доделок Простора, но разговор с представителем завода В.Мельниковым заставил задуматься. Цена выросла, и было сказано: берите скорей, у нас сейчас как раз лежит последняя лодка, к которой есть обтекатели и хорошие клапана, а что будет дальше — неизвестно. Сворачивание выпуска товара — плохая реклама.

Наконец, увиденный в Конакове «Ветер» понравился. Хорошая лодка должна быть красивой, и «Ветер» этому требованию удовлетворял, выгодно отличаясь от самодельных машин: анодированные трубы, на шпангоутах сварка вместо болтиков-заклёпочек, аккуратно сделанные баллоны из PVC ткани, хорошо пошитые дакроновые паруса. Вся команда, сравнив «Простор» и «Ветер», решительно сделала выбор в пользу последнего.

Покупка

Лодка была заказана непосредственно у фирмы "Тритон" по е-mail и доставлена по адресу в Москву в ноябре 2000 г., причем даже без дополнительной оплаты. Мы приобрели удлиненный трамплин и носовой козырек, поскольку и то и другое необходимо для походов. От варианта со стакселем отказались: он сильно увеличивал цену, а ресурсы и так были на пределе. Было решено, если потом захочется, самостоятельно поставить еще одну балку и купить или пошить стаксель — обойдется дешевле. Позже так и было сделано.

Инструкция

Прилагаемая к лодке инструкция при спокойном изучении позволяет в основном разобраться, где какая деталь и как их соединять. Но разобраться не до конца. У меня, например, оказались два «лишних» тросика — только весной, увидев на выставке родственный «Ветру» «Циклон», выяснил, что это нижняя пара вант. А ставить их надо обязательно, иначе в сильный ветер мачту может согнуть. Опытные капитаны «Просторов», где аналогичное вооружение, о таких случаях рассказывали. Не описано в инструкции, как рифить парус.

Для человека, незнакомого с парусом, инструкции к лодке будет совершенно недостаточно — фактически, это описание сборки рамы катамарана — не более того! Как настроить оснастку, как управлять парусами, в общем, как пользоваться приобретенным изделием, в ней не говорится. Чтобы новичкам было легче, было бы неплохо включить в документацию к катаматрану если не "школу парусного рулевого", так хоть "букварь" для освоения азов парусной грамоты. Такой брошюрой можно было бы комплектовать не только "Ветер", но и все выпускаемые "Тритоном" парусные суда.

Какие недостатки были замечены нами или известны из других сообщений

  1. Алюминиевые пластинки, с помощью которых баллоны пришнуровываются к стрингерам, входили в петли с большим трудом (разумеется, баллоны пришнуровываются в спущенном виде). Несмотря на все усилия, согнутые пластинки и намученные руки, прошить до конца некоторые соединения так и не удалось. После первого выхода плоские пластинки были заменены на спицы из 3-мм нерж. проволоки, с которыми сборка идет нормально.
  2. Винты крепления ликпаза к мачте были затянуты плохо, устроили им протяжку.
  3. Кромки ликпаза острые, из предосторожности были затуплены надфилем и шкуркой. К концу сезона у фалового угла (там наибольшие нагрузки) ликтрос все-таки стал отрываться от паруса. Видимо, это место придётся усилить.
  4. Самая большая неприятность, обнаруженная только при первом выходе уже на воде: трубки на заделках тросов оказались обжаты плохо. Под нагрузкой трубки на вантах сразу поползли. Так как сама заделка выполнена сплеснем троса, она не отдалась, хотя могла бы потом и расплестись. Сообщения о таких случаях были.
  5. Некоторые отверстия в балках и шпангоутах при нескольких сборках оказывалась немного несоосны, хотя детали должны быть взаимозаменяемы. В эти отверстия болты шли с трудом, продирая кромки резьбой.
  6. Надо затупить закругленные торцы кормовой балки там, где они будут касаться баллонов. За 3-недельный поход в этих местах на обоих баллонах оказался насквозь протёрт наружный оранжевый слой пластика, пришлось наклеить заплатки. Кстати, клей "Уран", тюбик которого оказался в комплекте лодки, при склейке с прогревом клеит материал баллонов действительно прочно. При применении к склеенной на пробу полоске тисков, пассатижей и грубой физической силы полоска порвалась не по склейке, а в стороне.
  7. На нашем катамаране клапана укреплены хорошо и никаких проблем с ними не было (тьфу-тьфу!). Однако, известен случай откручивания наружной гайки и падения клапана внутрь баллона при вращении за внешнюю крышку. Проверьте, прочно ли установлены клапана (их при сборке затягивают специальным ключом) и покажите своему матросу, как с ними обращаться.
  8. Хорошие латы для обеспечения оптимального профиля паруса должны быть жестче в задней части и легче гнуться впереди, а тут просто ровные линеечки. Впрочем, это существенно только для тех, кто хочет претендовать на призовые места в регатах.

Возможно, на вашей лодке все уже в порядке; во всяком случае, судя по позднейшим отзывам, контроль за заделкой тросов уже нормальный. Но проверить не мешает — ходить-то вам.

PS-2002. Одна штатная заделка на тросе паука таки не выдержала хода по болтанке на майском ралли под Тольятти. Громкий треск... к счастью, без других последствий. Возможно, благодаря усилению труб, о котором забыл написать в первой редакции статьи. Представив, как моя туша (с амуницией считай центнер) с размаху плюхается на середину поперечной балки из трубы 55х1,5, я сразу же усилил две балки, загнав в середину одной кусок подошедшей трубы потоньше длиной около 0,7 м, а в другую - вертикально поставленную полоску 10-мм фанеры. И запенил все это дело. Носовая балка осталась как была.

Что было сделано при доводке лодки

Шверт

Шверт СП-4, сломанный сильным порывом ветра.Штатный шверт был заменен на дюралевый от старого катамарана, площадью 0,3 кв.м.

О недостаточной площади штатного шверта было сказано еще в публикации о "Ветре" в КиЯ, да и сам убедился в этом, наблюдая за "Ветрами" на регатах 2000 г. К тому же у «Ветра» выпуска до 2001 г. шверт слабый, известен ряд случаев поломки.

Одному из них был свидетелем на весеннем ралли. Слой стеклорогожи и какая-то пена внутри — о прочности тут говорить трудно. Тритоновцы говорят, что в новые шверты ставятся усиливающие дюралевые трубы. Кроме того, считаю, что на лодке для походов шверт (а лучше и руль) должны быть металлическими — это увеличит шансы экипажа выжить при навале на провод ЛЭП или ударе молнии.

Проводка шверт-талей

Штатная проводка неудобна тем, что стопор опускания шверта вынесен к передней балке. В походе это место будет глубоко под козырьком, там будут лежать какие-то вещи.

Что было сделано, ясно из второго рисунка:

На самом деле это просто один конец, идущий от шверта к шверту. Потянули в одну сторону - поднимает, в другую - опускает. Для работы достаточно одного щелевого стопора у второй балки, у которого спиливается верхняя перемычка, что позволяет заложить в него по выбору любую из ветвей петли.

Штатная проводка:
Переделанная проводка:

Кокпит

Для увеличения полезного пространства и комфорта были сделаны продольные банки, релинги и бортовые обвесы в дополнение к носовому козырьку. Предлагаемые фирмой поддувные багажные мешки по бортам как альтернатива обвесам нам не понравились, так как они занимают полезную площадь палубы и могут служить сиденьем, но не защитой от ветра и брызг.

Банки размером 1750х500 изготовлены из листа 8-мм водостойкой фанеры, пропитанной препаратом Aquatex и покрытой лаком. В походном варианте укладываются на верхние стрингеры над баллонами, расширяя кокпит на всю ширину лодки. Очень удобно! Каждая банка фиксируется двумя болтами, проходящими через балки и шпангоуты. Кроме того, банка опирается на шайбы, установленные на трубчатых стойках релингов, которые, в свою очередь, опираются на внешние стрингера.

Щелкните для увеличения снимка.

Смысл релингов у нас не такой, как на яхте (держаться), скорее наши релинги — как спинка у кресла или скамейки. Очень удобно опереться спиной, положить руку. Пространство "внутри" сразу кажется более закрытым. А при установленных обвесах можно лечь на банку, и окажешься закрыт от ветра. Не рубка, но всё же.

Обвесы сняты, видны релинги и банки. Катамаран с обвесами кокпита.

В связи с установкой банок пришлось поменять местами переднюю и заднюю пары вант, переставив вант-путенсы с перфорированными пластинами вперед. Ванты с кольцами для веревочных талрепов теперь заводятся назад, а сами талрепы сделаны в виде "раздвойки" (анапуть).

Что на юте?

Там, «в самой кормовой части парусника за последней мачтой», в трамплине «Ветра» дырища (пардон, вырез), через который проходит наклонный румпель. Оно бы и ничего, даже красиво, но... Но не внушает доверия кормовая балка, в отличие от прочих сделанная из трубы диаметром 40, а не 55. Она заметно гнётся под тягой шнуровки. От изгиба вниз балку предохраняет коробка руля и ее подкосы. Для предохранения от изгиба вперед решено было поставить центральный упор, замкнув треугольник с нижним продольным подкосом. Румпель при этом потребовалось поднять наверх.

Щечки коробки были удлинены накладками из дюралевых пластин, и румпель оказался на привычном месте над трамплином. Если тоже решите удлинять коробку, не забудьте, что растояние между осью баллера (шпеньком сверху) и румпелем должно быть больше 40 мм, чтобы при сборке можно было завести на место кормовую балку.

Отказались мы и от резинового амортизатора для опускания пера руля, заменив его концом, пропущенным через блочок у 3-й балки и выведенным назад на кормовую.

На какой скорости резинка не сможет удержать руль и перо начнёт подниматься (что сделает руль неэффективным и будет грозить поломкой пера) — не выясняли, но и с недостаточно туго выбранным капроновым 6-мм концом такое бывало. Эластичность же примерно 2,5 м капрона вполне достаточна для того, чтобы дать перу руля подняться при наезде на мель. Сорлинь был пропущен внутри трубы румпеля и выведен через отверстие сверху прямо перед стопором, который переставили сбоку на верхнюю сторону трубы и немного подвинули назад, чтобы он при такой установке не мешал удлинителю румпеля. С тягой опускания руля и сорлинем поступили так же, как со шверт-талями: это петля из одного конца, а у стопора спилена перемычка, чтобы не нужно было ставить второй стопор.

Таким образом, у нас осталось не парированным только одно направление изгиба кормовой балки: вверх. И такой изгиб себя тоже показал. На ралли, спихивая на воду груженый катамаран, я имел неосторожность приподнять его за середину кормовой балки.

Оттолкнувшись от берега и плюхнувшись на трамплин, взялся за румпель и... обнаружил, что вся рулевая коробка свободно болтается: державший коробку шпенек оси выскочил из отверстия в балке. К счастью, камыши были еще рядом — через пару минут, упираясь ногой в подкос, балку удалось снова приподнять и поставить коробку на место.

Снизу такой же шпенек оси фиксируется на планке крепления подкосов заводным кольцом, а сверху — ничего, конец шпенька короткий и оказывается где-то посреди трубы. Лечится эта беда просто: шкертиком, которым рулевая коробка привязывается к балке так, чтобы он не давал оттянуть балку вверх.

Один из трубчатых подкосов в походе был погнут от удара при неудачном подходе с кормы другого катамарана, и к сезону 2002 г. предполагается заменить подкосы тросовыми растяжками.
PS-2002: сделано. Ничуть не хуже трубок.

Проводка шкота

Изменена проводка шкота: с нока гика на блок на тросике над румпелем, обратно на нок и через блок на стопор на 3-й балке. Все время держать шкот в руках, как предполагается в штатном варианте — что за безобразие. Безопасность от этого только проиграет: неудобно, и в конце концов шкот будет завязан за что-нибудь, возможно, за руку или ногу. Рассчитывать на вечно разумное поведение любого экипажа нельзя, так пусть уж лучше будет нормальный стопор, из которого шкот легко отдать! Нашу систему рекомендовать не будем: пожалуй, наиболее удобно решение, применяемое гонщиками «Тритона» на своих лодках: стопор, совмещенный с блоками (на фото справа).
PS-2002: сделано, но не очень удачно. Во-первых, при слабом ветре, когда шкот не натянут, конструкция оседает и цепляется за румпель. Во-вторых, для отдачи шкота из стопора надо дернуть его вниз, что не всегда выходит быстро и удобно.
PS-2004: немного изменен угол установки стопора (на заводских узлах его делают регулируемым) и стало нормально.

Как ходилось

Первый выход на воду катамарана, получившего имя "Сполох", состоялся в майские праздники на Московском море. Ветер слабый, дует еле-еле, но первое ощущение: лодка лёгка на ходу. Зная по опыту "Сталкера", что при вооружении кэт с поворотами оверштаг могут быть проблемы, при сборке сразу же немного наклонил мачту вперед, и расчет оправдался: несмотря на отсутствие стакселя, лодка повороты делает уверенно. Позже, при настройке паруса для регаты, наклон мачты для смещения ЦП вперед был увеличен еще больше, и он стал хорошо заметен на глаз.

Впереди мост Ленинградского шоссе, и тут приходится горько пожалеть о старой мачте с подъёмной стеньгой: если раньше для прохода под мостом было достаточно отдать таль и опустить стеньгу, теперь приходится валить и ставить мачту. Операция хлопотная, но всё же удаётся осуществить её без высадки на берег, работая только на палубе.

Через день мы участвовали в гонке ралли с Низовки до Конаково, проходившей в основном в свежий попутный ветер (от фордевинда до галфвинда). И вот тут стало ясно, что стакселя очень не хватает. Если на острых курсах, наклоняя мачту вперед, можно добиться хорошей центровки и при вооружении кэтом, то на полных курсах в 5-6 баллов катамаран без стакселя приводило так, что уже не только лодка, но и рулевой «лежал на руле». Только вцепившись в румпель и пуская пером руля мощный бурун, удавалось удерживать лодку от бросков на приведение при сильных порывах.

Назад из Конаково в Завидово мы шли втроем, приняв еще одного члена экипажа и солидный багаж. Прыткость "Ветра" несколько поубавилась, но шел он вполне прилично, причём острыми курсами и в лавировку.

В регатах 2001 г. мы участвовали без стакселя, в классе 8,5 кв.м. И весной, и осенью удалось занять первое место в классе, выиграв у "Просторов" — весной легко, осенью, когда собрались наиболее опытные гонщики, в упорной борьбе на равных. Осталось впечатление, что "Просторы" несколько лучше шли в слабые и средние ветра (да и экипаж наш был потяжелее соперников), а вот сильный ветер был благоприятнее для нас.

В одной из гонок весенней регаты ветер усилился явно более чем до 6 баллов (на одном из участвовавших в гонке "Альбатросов" GPS зафиксировал скорость хода 30 км/час). Разумеется, в походе такой ветер пережидали бы на берегу, а застигни он на воде — спустили бы парус и взяли рифы, да и под голым рангоутом ход по ветру был бы вполне достаточным.

Но на то и гонка, чтобы испытать судно. "Ветер" не подвёл, хотя на фордевинде ситуация временами была довольно острой. Лодка просто летела, носы вспарывали волну остриями несмотря на то, что экипаж сидел сзади, держась за кормовую балку. Один из сильных порывов я все-таки почёл за благо пропустить, несколько приведясь и на несколько секунд сбросив с паруса ветер: вдавливающий, сгибающий мачту вперёд порыв вызвал уже ощущение боли, испытываемой конструкцией.

Наконец, главное испытание наш "Сполох" прошёл летом в 3-недельном походе по Финскому заливу.

К походу был приобретен штатный стаксель (2 кв.м), который установили на балансирном рейке (первый раз прямо в походе). Всё управление — шкот в ведении матроса, никаких кип-стопоров-погонов. Помогал стаксель очень неплохо (в один из дней даже шли на фордаке под одним стакселем со скоростью 8 км/ч). Но некоторой доводки рейковая установка стакселя ещё требует, поэтому подробностями поделимся в следующем сезоне.

PS-2004 Пока ветер до 6 баллов, все хорошо. Но за эти годы несколько раз приходилось попадать и в 6-7, и тут на бейдевинде беда. Передняя шкаторина выгибается под ветер, и стаксель превращается в "мини-спинч", который тянет вбок и, хоть и мал, но ощутимо тужится положить лодку. Фалом добрать не получается (мачту отгибает от нормального положения, сзади-то внизу вант веревки). Травишь шкот - стаксель начинает хлестать с такой силой что раза два думал - ну все, сейчас в клочья. Но ничего, сдергивал.

Лавировочными качествами на волне, с нагрузкой около 300 кг и значительно увеличивающими паразитную парусность обвесами похвалиться трудно: намеренный по компасу угол лавировки 120±10° значит, с учетом дрейфа и все 140. Но, тем не менее, переходы в лавировку с преимуществом одного галса были — главное, что лодка против ветра и примерно метровой волны идёт. Пойдёт ли с зарифленным парусом, в самых жестких условиях — не выяснили, обошлось.

PS-2002.
При 6 баллах и волне до 1,5 м, а максимум и 2 — идет, и уверенно. Правда, дело было не в походном варианте, а на ралли: без обвесов (но с козырьком) и с нагрузкой около 170 кг. Иногда при неудачном выборе момента поворота зависания на оверштаге имели место, но в основном поворачивал чисто. При подготовке к этому переходу, т.к. было ясно, что идти придется под одним зарифленным гротом, мачта была наклонена вперед от обычного положения.

Лавировал наш Ветер хорошо, в гонках мы хорошо проходили лавировку и проигрывали из-за отсутствия спинакера на полных курсах. При легком ветерке GPS давал 80-85 градусов... Но вот осенью 2002 г. сломался наш самодельный дюралевый шверт, унаследованный от "Сталкера" (не выдержала его центральная труба по отверстию - видно, за 15 лет металл устал). Пришлось поставить штатный, полезная площадь которого 0,18 кв. м (у новых Ветров — 0,21, почти как... один шверт Простора (0,22). На тренировочном выходе перед Верхневолжской регатой мы летали даже, казалось, пошустрее, чем раньше... но и на глаз было видно, что заметно полнее; в общем лавировка заметно ухудшилась.

В походе 2001 г. мы шли вместе с 13-метровиками К.Федорова и А.Макарова, нагрузка которых была ещё больше; обвесы на этих лодках низкие, зато стоят носовые рубки. Когда большие катамараны шли под рифами, а мы с полной парусностью или под одним гротом, ходовые качества судов оказывались вполне сопоставимы.

Понравилась "классическая" симметричная форма баллонов: острые носы легко, без торможения входят в волну, вместе с тем они достаточно полны, опасного зарывания в попутную волну не происходило.

Конечно, брызги в свежий ветер на бейдевинде летят — особенно брызгает "ступенька" наверху баллона, у крепления стаксельной балки, когда до нее долетает заплеск волны. Но благодаря обвесам и фанерным банкам на палубе несравненно суше, чем в штатном "гоночном варианте", когда в свежую погоду маленьких отверстий-шпигатов оказывается совершенно недостаточно для слива воды с трамплина. Сидишь не в центре лужи, собравшейся в промятом собственным задом углублении, а на чуть приподнятой банке. Совсем другое дело!

В общем, катамараном наш экипаж доволен, серьезных доработок больше не предполагается.

Но, конечно, зимними вечерами продолжаются размышления о том, какая лодка была бы ещё лучше.

Закрывающую кокпит тент-палатку по образцу сшитой Федоровым мы, наверное, соорудим. А вот рубку-убежище на "Ветре" разместить уже негде. Вот если бы взять за основу платформы "Катану"...

Да нормальный бы грот с патент-рифом... А еще интересней — попробовать вооружение "Аэрориг", в котором грот и стаксель ставятся на общем гике-рейке, и управление должно быть куда проще, чем парой грот-стаксель...

Раз уж все равно катамаран ездит на автомобиле, зачем ограничение в 2 метра по длине труб, осточертевшие стыки-сочленения-винтики? Поехать покататься в выходной день — теоретически можно, практически нереально: клади минимум 3 часа на сборку, час на разборку. А вот сделать бы картоп-вариант, да чтоб лодку действительно можно было собрать за час — вот бы славно...

И цена. Сегодня тритоновские катамараны наиболее доступны, но "Ветер" как раз где-то на "границе доступности". Числящийся в разработках Тайфун aka Катана, как и тримараны фирмы Кулик, уже за этой границей — там речь вряд ли может идти о массовом выпуске, скорее о работе под заказ.

Отдельные советы

Весна 2003

Возник проект "Дальний зов", объявлена регата на Ладоге... и гибнут ребята на старте второго Казанского ралли.

Так все-таки поставлю опрокинувшийся кат или нет? Понятно, что в принципе можно — устраивали даже такое упражнение на регатах. Но это когда в экипаже двое, они ловки и готовы. Еще более понятно, что если не успел удержать катамаран на боку и он лег мачтой вниз, поставить его будет невозможно. Разве что с посторонней помощью и в благоприятных условиях.

Значит, делаем топовую емкость. Грубая оценка дает необходимый объем около 10 л. Конструкция выбрана такая: сшитая из листов пенки "подушка", плотно насаживаемая на топ мачты. Еще и стопорится с помощью короткого толстого шкертика, пропущенного через отверстия на топе. Под фаловую дощечку сделана прорезь до блока, так что ежели в нее попасть - подушка послужит и аэродинамической шайбой. Ну и то хлеб, а то ведь точит червяк - паразитная парусность, да наверху... Объем вышел даже поболе, около 12 л.

И, кроме того, два верхних колена мачты набиты пенкой (вставлял кусками, обматывая их ниткой и потом выдергивая ее. Целая песня, а уж как фал пропихивал)...

Для подъема лодки под передней балкой подвязана стропа с петлями (спасибо за совет Успенским!), ее слабина выбрана и подвязана ниткой. Сначала пробуем на бережку: пустой Ветер поднимается легко. Моих 95 кг нетто более чем достаточно. На воде, с парусами, - тоже легко. И держит подушка хорошо, примерно треть ее объема остается над водой. А вот забраться на катамаран из воды в брутто-виде (болотные сапоги, штаны, штормовка, жилет) - еле-еле. Еще бы мокрый свитер, и капут.

2005

Неприятное происшествие на ладожской регате: при подъеме паруса, когда остается каких-нибудь полметра, его намертво заклинивает. Ни вверх ни вниз. Хорошо что дело происходит почти в штиль (по правилам, для перехода к гребле парус спускался). Быстро выясняю, что фал... невозможно пропихнуть в мачту! Стоящий там ролик из круглого превратился в нечто безобразное с наплывом, как будто его грели паяльником. Наплыв и заклинил фал. Удается отковырять его кончиком ножа, ролик начинает кое-как проворачиваться. Парус удается поставить а потом и спустить.

Причина видимо такова: стоит ролику немного подклинить, как трение фала (тянуть часто приходится изо всех сил) подплавляет канавку. Шкив вращается хуже, и... дальше - больше. Отзыв в Таверне: есть такое дело, проблема не у меня одного.

Домашняя работа. Начальная стадия процесса оказалась заметна и на верхнем ролике, а туда в случае чего на воде не доберешься! Ролик нижнего шкива протерт до канавки с шариками, сами шарики частично тоже стерты в какие-то крупинки. Обойма из нержавейки, в которой стоит ролик, НЕ СВАРЕНА - две разрезанные встык оправки держатся только на заклепках крепления к мачте и общей оси. Естественно, под нагрузкой ее немного перекашивает и блок начинает клинить. Так или иначе, нагрузку узел не держит.

Выковыряв из мачты это говно, поставил прикупленные в "Моторсервисе" (www.mdiesel.ru) блочки от Barton. Под фал до 8 мм, нагрузка 350 кгс. Вот это по-нашему. Заодно и сам фал - дубово-жесткий плетеный 8-мм капрон, с трудом огибающий ролики, сменен на 6-мм помягче.