К «ТАКТИКЕ...»

Евгений Антонов

Несомненно – очень интересный и полезный материал; * очень хотелось бы, чтобы он расширялся за счет дополнений, которые могут давать другие авторы. Если уважаемый автор (В. Калачихин), возьмет на себя труд пригласить к такому соавторству и потом редактировать присланное, со временем может получиться весьма ценное «Наставление по тактике парусного туризма». Очень бы хотелось увидеть такие разделы:

... и другие.

Позволю себе некоторые дополнения к уже изложенному автором “Тактики…”.

Штиль
Конечно, если есть чем заняться на берегу – можно и дневку сделать. Если же пресной воды в обрез, отпуск заканчивается и достопримечательностей на берегу нет, то можно попробовать ветер и поискать. Вполне может оказаться, что ваш штиль – местное явление и стоит отгрести на веслах мили полторы в море или за ближайший мыс и поймать ветерок. Особенно много шансов под небольшими кучевыми облачками.

Высматривайте ветер по пятнам мелкой ряби на зеркально гладкой воде, постарайтесь вычислить закономерность их перемещения, и у вас есть шанс пройти приличный отрезок пути, особенно, если вы не поленитесь иногда подгребать веслами. Кстати, иногда движение на веслах более эффективно в штиль, чем проводка, особенно если берег сильно изрезан бухтами и, тем более, если есть благоприятное течение.

Сильный ветер.
Наиболее тонкими тактическими моментами являются старт через прибой и финиш в прибое. Должен признаться, что стартовать при крепком навальном ветре через прибой, да еще с отмелого берега занятие не из приятных. Особенно если вода холодная. Может быть кем-то выработана какая-нибудь более правильная тактика – с удовольствием поучился бы. Пока что мы поступаем примерно так: полностью загруженный (все крепко привязать) катамаран располагается на линии прибоя носом на ветер.

Ставится полная лавировочная парусность (брать рифы приходится, как правило, уже на ходу после старта, так как пробиться через прибой на зарифленном гроте не всегда возможно), рулевой возле кормы, весь остальной экипаж – как можно ближе к носу у бортов.

Изучаем регулярность волны. Дождавшись максимально гладкого “куска воды” – очень быстро и энергично толкаем против волны, насколько позволяет глубина и удары прибоя.

Главное – создать хоть какой-нибудь ход по инерции. Последний раз, сильно толкнув, экипаж запрыгивает на борт и выбирает шкоты. Рулевой при этом толкает корму слегка на ветер для уваливания лодки и быстро опускает рули (руль). Шверт или полностью убран или слегка опущен (если глубина позволяет).

Далее следует движение в бейдевинд без шверта, скулой на гребень волны.

Довольно тонкая процедура – если сильно увалиться, ударом в скулу поставит лагом и замолотит даже о песчаный пляж. Даже небольшой прибой (1.5 –2 метра) способен нанести серьезные увечья и более крепким катамаранам, чем Простор. Достанется и экипажу.

Если же слишком привестись – застрянешь в левентике и получишь задний ход, переходящий в серфинг обратно на берег (прощай рули – они откидываются в другую сторону). К сожалению, большинство катамаранов без швертов в сильный ветер и без инерции плохо слушаются руля, поэтому если членов экипажа много – следует немедленно самого здорового, с самым здоровым веслом отправить на нос – подрулить.

При этом не забывать крепко держаться (автора этих строк однажды просто смыло с борта волной на старте и экипаж ушел без рулевого). В любом случае применение этой тактики не сулит 100% успех. Если группа состоит из нескольких катамаранов мы использовали следующую тактику: Выбирали самую мореходную лодку (она стартует последней) и дополняли ее экипаж, за счет других экипажей (со своими веслами). Потом всей толпой выталкиваем по очереди все лодки, ну а усиленный экипаж стартует сам, как может. На воде “лишние” переходят на свои лодки и продолжают ход в обычном порядке.

Говорят, есть и другие способы (например, с помощью верпования: т.е. при подходе к берегу вне прибойной зоны бросают якорь, а потом при отходе к нему подтягиваются), но мы их не пробовали. Надеюсь, кто-нибудьиз более опытных мореходов опишет их в дополнениях к “Тактике…”.

Подход к берегу в сильный навальный ветер и прибой конечно проще отхода, если берег не слишком скалистый или крупновалунный. Однако ситуация осложняется тем, что отход в шторм – дело не обязательное. Всегда можно и переждать немного на берегу. Причаливать же, как правило, в шторм вынуждает необходимость, особенно если есть тенденция к дальнейшему усилению ветра.

Проще всего если перед вами пологий (но не сильно отмелый) песчаный или мелко галечный пляж. В этом случае можно финишировать выбросившись на скорости на берег (это не касается Просторов с пластиковыми обтекателями). Главное не сильно разгоняться, так как скорость в режиме серфинга на прибое может стать такой, что удар о грунт снесет мачту.

Для контроля хода убирают грот и подходят на стакселе, регулируя скорость вытравливанием шкотов вперед до флюгерного положения (оказавшись в зоне прибоя, поджидают самую большую волну, выбирают стаксельшкоты и пытаются выехать как можно дальше на берег на ее гребне). После касания грунта пытаются как можно быстрее вытянуть лодку выше полосы прибоя, используя накатывающиеся волны и удерживая кат от сползания в воду и разворота лагом при откате волны. Хотя, как правило, прежде чем успеваешь вытянуть лодку на берег, одна-две волны все-таки перекатятся через лодку. Все плохо привязанное или плохо загерметизированное может пережить целый ходовой день в штормовую погоду и пострадать при финише.

Рули нужно успеть поднять в момент касания носами грунта или чуть раньше, однако даже поднятые перья рулей подвергаются риску при ударе накатывающейся на корму прибойной волны. Также случается, что при накате гребня волны на корму стоящего в зоне прибоя катамарана с поднятыми перьями рулей, происходит резкое перекладывание румпеля, которое может нанести травму человеку, оказавшемуся в “зоне поражения”.

Как правильно финишировать на “Просторе” с пластиковыми обтекателями я не знаю, хотя и ходил на нем пару лет по Азову. Возможно, весь груз нужно перетащить на корму, чтобы носы поднялись повыше.

Если пляжа нет, или галька на нем крупнее футбольного мяча - дело плохо. Катамарану возможно ничего не будет - а вот экипаж может получить серьезные травмы. Лучше поискать какой – нибудь заливчик или мысок, прикрывающий от прибоя. Если же их нет, а причаливать к скалистому или крупновалунному берегу срочно необходимо, то я и не знаю, какую тактику выбрать – такой практики у меня нет. На этот счет можно теоретизировать.

Например, предположить стать в левентик, убрать паруса, бросить якорь и медленно стравиться на якорном лине в зону прибоя носами на волну с поднятыми зарание рулями и швертами. Но лучше пусть на этот вопрос ответят люди, имеющие положительный практический опыт. **

Что касается предложенного уважаемым автором (В. Калачихиным), способа проводки катамарана при штормовой погоде “бечевой” лагом в прибое, то актуальность данного способа просматривается только при определенных условиях: ветер отжимной – встречный.

В этом случае прибоя как такового нет, а лавировка затруднена. Однако это более относится не к исправному полноценному катамарану, а, например, с поврежденными швертами. Во всех остальных случаях, если вам удается проводка в сильный ветер в прибое, то, скорее всего, это не прибой и не сильный ветер – следует попытаться пойти нормальным способом – это будет безопасней, чем тащить лодку в прибойной волне.

В моей практике был случай, когда катамаран с поврежденным швертом пытались провести метров 500 вдоль пляжа (в районе Евпатории) при сравнительно небольшом (3-4 балла) прибое. Вскоре убедившись в бесперспективности этого дела, пришлось вытащить катамаран из воды и нести его на руках по берегу.

Как уже справедливо отмечалось В. Калачихиным, возможность движения в крепкий ветер зависит от предполагаемого курса. Действительно, при ветре 15-20 м/сек. и волне 4-5 баллов лавировка – дурацкое занятие, движение в галфинд опасно чрезмерными нагрузками на катамаран, зато стоит вам увалиться до полного бакштага – и борьба за выживание превращается в интересное приключение.

Опытный экипаж на надежном катамаране способен без особого ущерба убегать от шторма с силой ветра более 20 м/с, высоте волны 2-4 метра и длине волны 20-40 метров. (Если длинна волны меньше из-за малой глубины, то волна становится слишком крутой и обрушивающейся – по такой лучше не ходить, особенно на коротких катамаранах.)

Если вы решили, что вам 100% не придется менять курс, то лучше совсем убрать грот и двигаться на стакселе. Если вам кажется, что вы движетесь слишком медленно, можно поставить еще один стаксель (или спинакер, или грот как стаксель на штаге). В этом случае рулевой будет чувствовать себя более уверенно – ему не грозит непроизвольный поворот фордевинд с ударной сменой галса. При ветре 20-25м\сек. переброс гика на непроизвольном фордевинде опасен даже при глухо зарифленном гроте (не обольщайтесь, владельцы высоко закрепленных гиков–уишбонов, по голове вы им не получите, но все равно – мало не покажется). Опасайтесь также закреплять гик на галсе к одному борту – вы не на килевой яхте. Кроме того, без грота вас не будет так сильно приводить.

На бакштаге в сильный ветер приводящие нагрузки на рулях иногда достигают невероятной силы – или вы не удержите руль, или он (или румпель) сломается. Для компенсации нагрузок на некоторых катамаранах достаточно поставить шверт в рабочее положение, на некоторых и это не помогает.

Однако, должен предостеречь: убрав грот, вы можете стать заложником полного курса. В ряде случаев при очень крепких ветрах вы не сможете поставить грот. Советую потренироваться на берегу, чтобы точно знать при какой максимальной силе ветра вам удастся поднять грот (учтите, что делать это вам придется на большой волне). Случись перед вами препятствие или другая причина изменить курс (например, человек за бортом) – без грота вы не сможете лавировать. Так что трезво оценивайте выбранную тактику.

Кстати, чтобы не приводило, можно и трос вытравить с кормы, как это практикуют на взрослых яхтах.

Двигаясь с попутным штормом, у рулевого возникает соблазн серфинга на переднем склоне волны. Это дает, конечно, очень острые ощущения, но не всегда полезно вашему катамарану – перегрузки бывают довольно значительные. Кроме того, опасайтесь брочинга. Когда нос начинает ехать вниз, рули могут оголиться и вас резко приведет к ветру и лагом к волне! Следите также и за возможным появлением ненормальных волн, идущих поперек всех остальных! Не расслабляйтесь.

Шквал

Какова тактика при приближении шквала? Приметы приближения последнего многократно описаны, но как повести себя, если эти приметы проявились?

Можно, конечно, убрать паруса и дрейфовать в ожидании развития погоды. Но всякие мелкие и очень мелкие шквалики могут идти один за другим довольно долго – всех не переждешь. И в то же время может ударить такой сильный, что жди беды.

Не факт, что шквал можно переждать просто "в приводе”. Года три назад, расслабленный “несерьезным” водоемом (водохранилище на Днепре близ Черкасс) и близостью берега (20 м), я решил переждать один из многочисленных в тот день мокрых шквалов просто в положении левентик, полагая, что жесткий грот с восемью сквозными латами позволит сохранить управляемость при минимальных углах атаки.

Однако удар ветра был настолько силен, что, испугавшись поломки мачты, я растравил грота-шкот. Жесткий грот заполоскал и его в мгновение ока “располоскало” на лоскутки вдоль латкарманов (сами латы при этом поломало на кусочки по 5-10см длиной и выбрасывало из карманов подобно автоматным гильзам).

Движение ночью

Движение ночью однозначно не рекомендуется.

Однако бывает, что некуда деваться – идешь и днем и ночью. Особенно это касается пересечения открытых пространств (см. у Калачихина). Также в ряде случаев, погода днем неблагоприятная (штиль или встречный шторм, а ночной бриз дает возможность передвигаться в нужном направлении.

>Если уже вечер, а “пространство” еще пересекать и пересекать, следует подготовиться к ночному переходу. Проверить все имеющиеся осветительные приборы и разместить их в удобных местах.

Сварить ужин (если погода позволяет и есть на чем) или поужинать “сухпаем”. Ночью, как правило, экипаж становится жутко голодным, а искать что-либо в темноте в гермоупаковках - хлопотное занятие.

Найти и разместить в доступных местах всякую мелочь, которая может понадобиться среди ночи ( нож, плоскогубцы, топор, сигнальные ракеты и фальшфееры и т.п.) И наоборот все ненужное упаковать и привязать. Приготовить теплую и непромокаемую одежду, если спасжилеты не на экипаже – с заходом солнца надеть их.

На закате подкачать баллоны, так как они обязательно остынут, и давление упадет. Определиться с вахтами.

Если на борту много народа (больше двух), то лучше нести вахту по двое. Капитан берет себе вахту на закате солнца и “собаку”. Для подвахты нужно устроить лежбище поуютнее – постелить кариматы или надувные матрасы в закрытом от ветра месте, лучше на наветренном борту – пусть откренивают во сне.

Спать в спасжилетах, в спальные мешки лучше не влезать, а если не жаль намочить (намокнет обязательно в любую погоду) – просто укрыться.

Еще раз сверить курс по карте и постараться запомнить очертания данного участка (в темноте, как правило, уже не до карты). Договориться о взаимодействии с катамаранами вашей группы (при эскадренном плавании). Обозначить походный ордер и дистанцию. Договориться о световых сигналах и о радиосвязи (при наличии раций). Если в группе идут катамараны разные по ходовым качествам, то для того, чтоб не разбрестись в темноте, следует уравнять скорости ( более скоростным – зарифиться и т. д.)

В практике автора был случай, когда на ночном пересечении Азовского моря, два катамарана связывались длинным 100-метровым линем и шли оба под парусами в связке, при этом, более скоростной ускорял более тихоходный и в тоже время тихоход притормаживал скоростного до средней скорости остальной группы.

Навигация в темноте при отсутствии четких ориентиров (маяка) довольно сложная.

Варианты с использованием GPS не рассматриваются – это достаточно просто. Отмечу только, что использование GPS в качестве путевого компаса невозможно по причине большой инерции картушки ***. Компас без подсветки, как правило, не виден несмотря на всякие там флюоресцирующие штуки. Приходится на него то и дело светить фонарем, после чего долго привыкаешь к темноте и ничего вокруг не видишь. Хорошо если небо ясное – можно рулить по какой-нибудь звезде, периодически сверяясь с компасом (по мере движения звезд не забывать корректировать курс).

В судоходных зонах легко ориентироваться по проходящим кораблям. Например, при пересечении Азова, суда идут по Керчь-Еникальскому каналу (не путать с Баб-эль-Мандебским проливом) как по шоссе с соблюдением осевой разметки, и если рулить по обочине – не заблудишься. Однако если заметил зеленый и красный огни одновременно – нужно “ играть аврал и срочное погружение”.

Вообще-то большинство крупных кораблей благородно уступают дорогу, если удается качественно осветить паруса, но лучше не экспериментировать и ходить так, чтобы никогда не вынуждать крупные суда к маневрам. Мелкие же, как правило, управляются всяким нетрезвым сбродом (да простят меня моряки тюлечно-москитного флота всего мира) и поэтому уступать дорогу паруснику и не подумают, а наоборот, могут попытаться давить вас из спортивного интереса.

Если какие-то маяки (или другие светящиеся объекты) видны, советую проверить несколько раз – то ли это, что вы думаете? Можно сильно обмануться. Старые лоции, которые доступны нашему брату, давно не корректированы и знаки обстановки могут гореть не так, как там написано. На многих водоемах обстановка вообще не горит! Хорошо, что мы не стеснены своей осадкой практически никогда.

Ночью особенно страшно выпадение человека за борт. Через пару минут его уже очень сложно обнаружить (если, конечно, у него нет лампочки на спасжилете). Поэтому, если рулевой несет вахту один, ему бы лучше привязаться.


Тактика прохождения админзарегулированных зон.

1. Погранзоны Крымского побережья (Украина).

Все берега Крыма являются погранзоной. Однако следует знать, что, несмотря на то, что все они подчиняются одному начальству, сложности на разных участках разные. Наибольшей зловредностью отличается командование погранзастав, находящихся вблизи всем известных правительственных дач. Не рекомендуется начинать поход с застав №№ 7, 8, 9, 10, 11,

Вообще-то существует как бы двойной (и даже тройной ) стандарт на оформление прибрежного плавания в крымских погранводах:

Первый путь является единственно верным (что не значит - самым простым и предпочтительным).

И выглядит так: заблаговременно выслать (а лучше привезти лично) пакет документов включающий :

Приехать за пару дней до выхода в Симферополь на ул. Буденного и забрать это самое письмо, но уже с визой “разрешить”. Вообще-то при применении “УСКОРИТЕЛЯ” можно заранее ничего не слать, а все решить сразу по приезде.

Потом с этой судовой ролью, письмом и оригинальными паспортами участников следует явиться на заставу по месту старта похода, где вам поставят штамп “приход-отход” и проинструктируют, как далее двигаться.

Учтите, что от вас будут требовать в обязательном порядке радиостанцию с 16-м каналом УКВ (вызывной).

Если у вас она есть, желательно иметь еще и разрешение от радиокомитета. Если у вас ее нет, то вам необходимо убедить командира заставы в том, что вы будете поддерживать с пограничниками связь другим способом (мобильный телефон, обычный телефон на берегу и т.д.) и успех этого мероприятия малопредсказуем (хотя у нас ещё не было случая, чтобы мы из-за такой чепухи уехали домой, хотя рации у нас нет) .

Вообще- то наличие нормальной морской рации значительно облегчает жизнь в погранзоне. Например можно остановиться не на причале, как того захотят пограничники, а где-то в более приятном месте, можно согласовать изменение маршрута и.т.д.. Прослушивая радиообмен можно выяснить общую обстановку в р-не. На 12-14 каналах можно поговорить с портовыми службами и малыми прогулочными теплоходами. Можно вызвать проходящий морской корабль и попросить поделиться информацией, о погоде, которую они черпают из факсимильных карт погоды и иностранных интернет–прогнозов.

Если двигаться по второму пути – то в Симферополь может и не придется ехать. В особенности это актуально при заходе в Крым из других районов, например из Херсона-Очакова или из Азовского моря через Керчь. В этом случае все вопросы решаются на месте (в комендатуре – или Евпаторийской, или Керченской ОПК. С Ливадийской ОПК номер не пройдет точно, а в Феодосии не знаю.

Севастопольская застава (Лебедь-6) вероятнее всего отправит вас в Симферополь, но можно попробовать. Ротация командиров по заставам в/ч 2161 происходит столь стремительно, что невозможно предположить заранее, где этим летом будет нормальный командир, а где перепуганный. Второй путь более непредсказуем, но имеет преимущество в том, что вас будут передавать от заставы к заставе "по горизонтали”, а не спускать сверху, как в первом случае, поэтому степень “запуганности” пограничников будет меньше и контроль менее жестким.

Пограничники:

Крымский погранотряд: в/ч2161, г. Симферополь, ул.Будённого 16

Радиосвязь c заставами - 16 канал (156,8 МГц), позывные застав: "Лебедь-(№ заставы)"

№ заставы, местоКод МТС в КрымуТлф. дежурного
Приморское
Окунёвка
Штормовое
Евпатория
Песчаное
6 Севастополь
7 м.Сарыч
8 Форос
9 Кастрополь
10 Алупка (м.Опасный)0654 2472-50-80
11 Ялта0654 2431-54-48
12 Гурзуф0654 2436-33-45
13 Кипарисное06560 2606-42-16
14 Алушта 06560 2603-34-09
15 Приветное 06560 2607-53-36
16 Судак06566 2662-16-75
17 Коктебель3-63-19
18 Феодосия 3-23-50
Керчь

Причалы:
№, местоЧейТлф.дежурного
167 м.Плакасан."Утёс" 06560 (260) 6-42-28
196а Весёлое
199 Судак (под крепостью)Рыбхоз06566 (266) 2-25-58

Дополнение:
сообщение от фирмы "Паруса Юга" (parusa@nvrsk.ru) в конференции Yachting.ru от 12.01.2003: таблица с позывными и телефонами пограничных застав на Черном море
ПозывнойТелефонПримечание
1. мыс. Тузла 1Тамань 791 3 06
2. мыс. Железный РогЖелезный Рог 2
3. ст. БлаговещенскаяБлаговещенна 3; Берег 37 82 75
4. г. АнапаБерега 42 20 33
5. Б. УтришУтриш 4
6. М. УтришУтришёнок 595 23 65
7. Ю. ОзерейкаОзереевка 695 3 65
8. МысхакоАлексено 728 83 90
9. г.НовороссийскБерег23 56 54 коммутаторпого БИП гл.радиост. 9 канал
10. Обр ПСКРБерег 9
11. КабардинкаКабардинка 995 6 86
12. ГеленджикВосход
13. п. Прасковеевка 11Прасковеевка 11, Берег 1197 3 46
14. п. КриницаКриница 1299 3 21
15. п. Орхипо-ОсиповкаОрхипо-Осиповка 1392 2 35
16. п. ЛермонтоваЛермонтова 1492 2 82
17. п. НебугНебуг 1568 3 78
18. г. ТуапсеТуапсе 16; Берег 162 11 61
19. п. ЛазаревскоеЛазаревское 672 22 32
20. п. ГоловинкаГоловинка 676 52 67
21. п. ДагомысДагомыс 699 37 26
24. г. СочиСочи 61; Сочи 6994 71 47 если звонить по мобильному то через 4
25. г. АдлерАдлер 644 03 23

2.Природные заповедники Казантип, Карадаг, Новый Свет, Аю-даг, Айя, Тарханкут, Тендра

Все вышеперечисленные охраняемые территории имеют различный статус и степень заповедности, однако из всех вас будут выгонять. Абсолютно недоступен из них только Карадаг. Здесь можно внезапно нарушить их морскую границу и приблизившись к скалам не снижая хода немного пофотографировать, а потом быстро убежать в море. Если очень хочется все же высадится на берег в Сердоликовой или, скажем, Парцеляновой бухте – придется раскошелиться. И дешевле это сделать до высадки, чем после. Можно купить и право на погружения с аквалангом, и на пешеходную экскурсию.

На прочих заповедных зонах можно при желании нагло остановиться, разобрать полкатамарана, и по прибытии охраны прикинуться потерпевшими крушение и скромно попросить несколько часов подремонтироваться, а там глядишь и на сутки задержаться (см. фильм “Формула любви”). Но, конечно, при этом следует вести себя поскромнее – не жечь костров, не загрязнять берег, не ловить рыбу, не пилить деревья и палатки ставить уже в темноте. Однако, если не повезет – могут составить протокол нарушения. Напишите в пояснениях, что вас выбросило волной, а никаких аншлагов о том, что это заповедник вы не видели (их, как правило, и правда нет со стороны моря.

3. Частные и ведомственные владения

Таких мест становится всё больше и больше, и не только в солнечном Крыму. Даже подходя к давно знакомому и любимому дикому берегу где-нибудь в средней полосе можно увидеть терем с высоким забором, хмурой охраной и злыми собаками. Попытка причалить может повлечь совершенно непредсказуемые последствия, от приглашения к столу до стрельбы поверх голов. Однозначных рекомендаций на этот случай нет и быть не может.

Единственное, что могло бы нам помочь, это постоянно обновляемая база данных по таким объектам. В связи с чем хотелось бы обратиться с просьбой к администраторам сайтов выделить место для такого рода информации, а ко всем путешествующим – позаботиться, чтобы это место не пустовало.



* Речь о статье В.Калачихина «О тактике в парусном походе»

** Отрицательный опыт тоже ценен: см. сообщение А.Харитонова о перевороте катамарана в прибое.

*** По опыту работы с самым доступным GPS приемником ETrex, время его реакции на изменение направления движения ("инерция картушки") составляет несколько секунд, что, по-моему, никак не затрудняет работу. Другое дело, что простые модели GPS "чувствуют" направления только в движении, и в штиль указатель цели и электронная "картушка" могут начать беспорядочно вращаться. А вот как пеленгатор GPS использовать нельзя, тут компас незаменим.

Положение указывающей на цель стрелки на экране GPS не зависит от ориентации самого приборчика. Например, вы ввели координаты точки назначения и перешли в режим GOTO - указания направления на цель, расстояния до нее и времени подхода. Если лодка идет курсом точно на цель, стрелка на экране GPS будет показывать точно вверх, "на север". При этом можно устроиться у румпеля и положить GPS перед глазами, как удобнее. Если стрелка пошла вправо — подрулите туда же, вы отклонились от направления на цель. Прим. Г.Шмерлинга.