Парусный туризм в Украине

История и перспективы. Или прощай, парус.

Государство есть аппарат насилия,
существующий для защиты интересов
экономически господствующего класса.
Ф.Энгельс
Происхождение семьи, частной собственности и государства


Вся власть от Бога.

Библия. Новый завет.


Счастливые детство и юность! Кто из нас в эту пору не мечтал о дальних морских странствиях? Кто не прыгал от радости вместе с Колумбом, услышав крик вперед смотрящего «Земля! Земля!». Кто не продирался сквозь таинственные тропические заросли неведомых островов? Кто не стоял у штурвала летящего под всеми парусами и черпающего бортом воду фрегата? Кто не испытывал сладкой дрожи, когда, воткнув за пояс пару добрых пистолетов и сжимая в одной руке абордажный крюк, а в другой – шпагу, зажав в зубах нож, с ухмылкой поглядывал то на пытающегося удрать «купца», то на реющего на флагштоке славного «Веселого Роджера»? Кто не бродил по Острову Сокровищ, а попугай на плече не кричал «Пиастры!»?

Для жителей удаленной от океанских просторов Украины эти мечты вылились в создание разборных парусных судов. Жители Донецка могли их видеть на Кальмиусском водохранилище на День Шахтера в 2002 году и на День Победы в 2003. Эти лодки, как и пиратский корабль, полностью лишены какого-либо комфорта, зато в разобранном виде на своих плечах, или на общественном транспорте могут быть доставлены к любому водоему. Так, автор этих строк «со товарищи» в свое время смог побывать в тех местах, о которых владельцы «настоящих» яхт могут только мечтать.

Вспоминаются Карельский перешеек с системой озер Вуокса в обрамлении стройных вековых елей. Скалы и останки укреплений линии Маннергейма.

Вот стоящий на реке Великой древний Псков. Некогда мощные его крепостные стены. Чудское озеро. Разворот в обратный путь вокруг вешки, стоящей над ушедшим под воду Вороньим камнем, за которым Александр Невский когда-то устраивал засаду.

Первое путешествие по Азовскому морю. Неописуемое удивление от поднимающихся из-за горизонта громад корпусов домов отдыха при подходе к Арабатской стрелке, тогда как по карте там не должно быть ничего. Затем сотня километров великолепного пляжа без единой живой души. Остатки турецкой крепости перед самым Крымом.

Онежское озеро. Гигантские деревянные постройки на о.Кижи, которые там таковыми не казались. В отличие от характерных для дореволюционной Украины сельских халуп, там все строения такие. Местный рыбак, подаривший два ведра великолепной рыбы. Мол, такой жалкий улов стыдно домой везти.

Ладожское озеро. Выплывающий из тумана, заросший дремучим лесом островок. Вот-вот из-за могучих лап елей выглянут леший или баба Яга. Поляны, укутанные мягчайшей периной серебряно-седого мха, унизанного тут и там кровавыми точками ароматнейшей земляники.

Опять Азовское море со своей жемчужиной – полуостровом Казантип. Сияющая башня гелиоэлектростанции на горизонте. Брошенная циклопическая громада Крымской АЭС.

Цимлянское водохранилище. Уха и шашлыки из двухметровых сомов – подарком отдыхавших там москвичей, больших любителей и специалистов по ловле этих чудовищ.

Волга. Три недели мелкого непрерывного дождя при встречном ветре. Как следствие – непрестанная, изматывающая, с утра до вечера, лавировка – опаздываем по графику. Ночевки в топях и трясинах, которые с воды имеют вид изумрудных лужаек. Выплывающая из-за поворота реки громада очередного сухогруза. Как ему удается втиснуться в ширину фарватера – уму не постижимо. Вспышка отблескового огня по левому борту – в соответствии с ППСС (правила предупреждения столкновения судов) расходимся левыми бортами на встречных курсах. Лихие ковбои на Метеорах и Кометах: любые попытки удрать от них заканчиваются тем, что те со свистом проносятся на своих подводных крыльях прямо по носу, хоть до берега рукой подать, а до фарватера добрых пара кабельтовых. Когда, в конце концов, мы перестали им уступать дорогу, те спокойно начали идти своим курсом.

И это далеко не полный список мест, где побывали туристы-парусники.

Потом началась перестройка и рыночные преобразования. Цены на все подскочили. Походы по России стали не по карману. Украина, отгородившись таможнями от внешнего мира, стала «вільною самостійною та незалежною”. А чтобы “будь - який клятий москаль” не воспользовался Азовским морем, пограничники его перекрыли напрочь для всех. Бей своих, чтоб чужие боялись. На Днепре свирепствует рыбнадзор.

Оказывается, рыба столь привыкла к реву моторов, что, не нанюхавшись вдоволь выхлопных газов и не наглотавшись досыта выливаемой в водоемы отравы, напрочь отказывается от приема пищи и икрометания. А удары винта ей только на пользу: отваливаются присосавшиеся паразиты. Наоборот, туристы-парусники – злейшие враги рыбоводства. Стоит взрослой рыбине или мальку хоть одним глазком взглянуть на шверт, мачту или парус, как у них навсегда теряется способность к росту и размножению.

Ходить стало негде. Но государству этого показалось мало. Она объявляет надувные раскладушки транспортным средством, тождественным океанской яхте. После чего вводит налоги и сборы по расценкам этих яхт. Скажите, много бы осталось в Украине велосипедистов, если бы ГАИ их обязало платить по расценкам владельцев Мерседесов? Но те хоть пользуются своим педальным средством передвижения более-менее регулярно. А за что наказаны туристы-парусники, которые раз в сезон на своем горбу притаскивают к водоему груду железяк в надежде собрать свою раскладушку, а им говорят: “Платите за это удовольствие так же, как будто вы прохлаждаетесь на роскошной яхте, иначе – марш на штрафплощадку, а там к вечеру от раскладушки останутся рожки да ножки”. Это фактическое удушение парусного туризма на разборных судах госфлотнадзор обьясняет заботой о жизни и здоровье туристов. При этом на свет Божий каждый раз вытаскивается недавняя трагедия на яхте “Мариуполь” и гибель экипажа серийной надувнушки Альбатрос в незапамятном году.

Умиляет трогательная забота именно о туристах. Взяться за румпель раскладной надувнушки без удостоверения яхтенного рулевого – ни-ни! Это очень опасно! В то же время любой встречный-поперечный может взять на прокат водный мотоцикл и гацать на нем куда глаза глядят. Оказывается, табун разьяренных коней в руках неуча столь же безопасная цацка, как погремушка в ручке младенца.

Ходить под парусами стало невозможно. Чтоб хоть как-то облегчить душу, на уединенном водоеме занялись соревнованиями. Ласковая государственная десница туда еще не достигла, поэтому «Кубок Донбасса» по парусному туризму превратился в самую крупную регату в Украине.

В основном с целью привлечения в свои ряды молодежи, вышли «на люди» – провели соревнования на Кальмиусском водохранилище. Для чего, в ущерб гонкам, специально ввели в программу регаты катание всех желающих. Тут же прозвучал грозный окрик транспортной прокуратуры. Как вы посмели, такие-рассякие, не оплатив налога на транспортное средство, выйти на оживленную водную магистраль - большую грязную лужу в центре Донецка?

Сделано все это государственными мужами по недоразумению, незнанию или целенаправленно, для удовлетворения чьих-то интересов?

Может, действительно, без уплаты внушительной суммы за техосмотр всякая яхта кувыркается, как клоун на манеже, но стоит прилепить к мачте квитанцию, то судно не положить не борт ни какими силами? Для теории судостроения это великое открытие.

А может, после выкладывания кругленькой суммы для получения свидетельства на право управления, исчезает желание побольше заработать, как это произошло с “Мариуполем”, перевернувшимся в результате черезмерной перегрузки бестолковыми пассажирами? Это великое открытие следует внести в учебники по политэкономии и психологии.

А может выворачивание карманов для получения судового билета отучит дураков на ночь глядя, да еще при ухудшении погоды, выходить в Казантипский залив, как это сделали экстремалы на Альбатросе? Жаль, умер Макаренко. Он бы по достоинству оценил великий вклад в педагогику.

Или после уплаты внушительного налога на такое раскошное транспортное средство, как надувная раскладушка, у туристов на пузе вырастает воздушный пузырь, а рядом с легкими – жабры? Однако физиологи почему-то сомневаются в эффективности такого способа выращивания Ихтиандров.

Или дело не в безопасности, а в желании наших государственных мужей пополнить государственную казну за счет этих бездельников – туристов? Давайте сосчитаем. Даже если из каждой оставшейся “в живых” в Украине одной, максимум, пары сотен раскладушек содрать по тысяче гривен (намеренно увеличенная сумма), получим несметное сокровище – 200 тысяч в год. Смехотворность этого невиданного клада становится очевидной при сравнении с расходами только одного Донецка только на один праздник – День Шахтера – 2 000 000 гривен!

Таким образом, на Украине идет целенаправленное уничтожение парусного туризма на разборных судах. Кому это выгодно? Чьи интересы защищают наши, плоть от плоти народные избранники?

Во-первых, наркодельцов: чем вдыхать аромат дальних странствий, лучше наслаждаться запахом “травки”. Чем смотреть на пенный кильваторный след, лучше любоваться пузырьками на поверхности “ширки” в шприце.

Во-вторых, водочных королей: чем слушать плеск разрезаемой форштевнем волны, лучше слушать бульканье наливаемой в стакан водки.

В третьих, торговцев “живым товаром”: чем отдаваться единению с природой, лучше отдаваться клиенту с тугим кошельком.

Ликуй, государство! Ты победило! Парусный туризм на разборных судах уже в агонии. Но нет худа без добра. Если прав Энгельс, мы теперь знаем, кто у нас экономически господствующий класс.

Парусный туризм на разборных судах есть продукт развития спортивного туризма, как такового, поэтому еще при своем зарождении он базировался и впитал в себя опыт туристических походов. За четверть века существования в Украине отточил свою специфику. Опыт проведения безопасных путешествий еще не утерян. И, как стоявший у истоков этого вида туризма, могу заверить, что черпак, огнетушитель, кошма, шар, конус и другие бесполезные предметы, которые по теперешним требованиям должны быть на борту туристской лодки, только ускорит ее путь на дно, а экипаж - в гости к Богу. Даже если перед походом выложить из кармана вдесятеро больше того, чем сейчас требует государство.

В походы ходят группой. Даже пешеходное путешествие в одиночку таит опасности. Что говорить о водной стихии! Выпуском групп на маршруты по достаточно хорошо проверенной методике занимались туристские клубы. За всю историю существования парусного туризма в организованных группа смертных случаев не было. Если и гибли парусники, так это дуралеи, в одиночку желавшие на надувнушке покорить водные просторы. Ими, как щитом, сейчас прикрывается государство, своей политикой провоцируя именно такие авантюрные походы: заплатил за все, получил на руки документы, значит безопасность гарантирована. Плыви, куда глаза глядят. А потонешь - так это еще лучше. Появится предлог проявить еще большую заботу, т.е. поднять расценки, заставить еще больше тягать ненужного хлама с собой. Не будет удивительным, если заставят иметь на борту туристской лодки спасательный плот. Вот тут-то она, к вящей радости, потонет сразу.

Уважаемые господа государственные мужи! Если вы действительно беспокоитесь о жизни и здоровье туристов, то отдайте Богу - Богово, а кесарю - кесарево. Правопреемниками умерших туристских клубов стали региональные федерации спортивного туризма. Так дайте им возможность, освободив от государственных поборов, заниматься своим делом - выпускать группы на маршрут и контролировать безопасность походов. А любителей суицида, не желающих выполнять требования маршрутно-кваликационных комиссий при федерациях, можете взять себе. Сдерите с них по три шкуры, после чего с черпаком в одной руке и огнетушителем в другой, пусть, наивные, плывут к своей мечте. Но мы то знаем, что они вернутся целыми и невредимыми, как бы ни старались. Ведь квитанции и справки являются стопроцентной гарантией, что все будет "OK"! А пустые карманы обладают столь потрясающей плавучестью, что их можно использовать в качестве понтонов для подъема «Титаника».

Если боитесь, что оскудеет государственная казна, во-первых, уменьшите количество чиновников, не дающих туристам и шага ступить и поглощающих всю прибыль. Во-вторых, урежьте на долю процента какую-нибудь молодежную программу, и полученная экономия с лихвой покроет дефицит поступления. А если ваша забота о молодежи такая же, как и о туристах-парусниках, то молодежные программы лучше вовсе отменить. Молодежи от этого будет только лучше.

А что сейчас можно посоветовать папам и мамам, пекущимся о благополучии своих чад? Идите в церковь, там вам процитируют второй эпиграф данной статьи. Там же, став рядышком с бывшими борцами за атеизм, можете заказать две молитвы. Одну – за упокой своих детишек, вторую – за здравие экономически господствующего класса.

Аминь.

Авторский гонорар прошу перечислить на счет футбольного клуба “Шахтер”. Как-то на просьбу помочь в проведении соревнований по парусному туризму, те, даже не спросив, что надо, ответили категорическим отказом. Отсюда следует, что этот клуб очень стеснен в средствах. И даже нескольким гривням он будет несказанно рад.

 

Председатель парусной комиссии
Донецкой областной федерации спортивного туризма,
Главный судья или организатор практически всех соревнований
по парусному туризму в Украине рангом выше городских

Игорь Крыгин.