Семинар МПТК 18 февраля 2004 года: встреча с инспектором ГИМС
Запись сделана, откорректирована и опубликована на форуме www.catamaranforum.ru
участником встречи - Стенографистом.



Поликарпов Николай Анатольевич, старший государственный инспектор ГИМС г.Москвы, начальник патрульной службы города (ул. Чаплыгина, д. 15, ком. 12, тел. 925-83-42).

Часть 1. Выступление инспектора

В ГИМС РФ деления – региональные. У нас в Москве - две инспекции: городская, в которой я работаю, и областная. Наша оперативная зона деятельности – водоемы, которые входят в черту города Москвы. Поэтому, если у вас возникнут какие-то вопросы (вас кто-то обидел или протокол написал незаконно), то можете обращаться ко мне. Если же дело касается Московской области, то обращайтесь в ГИМС Московской области по адресу: ул.Кокинаки, д.6, тел. 155-86-88.

Чтобы вы не сомневались в моей компетентности: я на реке работаю с 1985 года, два раза прошел все должности от матроса до II помощника капитана-второго помощника механика на различных видах судов (на яхте ЦК, на нефтеналивном флоте, сухогрузном, на толкачах). И вот уже 8 лет работаю в инспекции. Начинал обычным патрульным, но, в принципе, я им и остался: просто немного должностных обязанностей добавили, и все, а так я такой же патрульный инспектор, как и все наши инспектора.

По поводу государственной регистрации плавсредств. Правила регистрации у нас очень просты. Последний раз они были утверждены в 1983 году Советом Министров РСФСР и подтверждены Советом Министров СССР. Административное законодательство, а именно Кодекс об административных правонарушениях, подтвердил их в 2002 году. Итак, подлежат обязательной регистрации маломерные плавсредства: моторные – не зависимо от мощности мотора, гребные жесткокорпусные лодки – грузоподъемностью 100 кг и более, надувные лодки – грузоподъемностью 225 кг и более, байдарки сборно-разборные различных конструкций - грузоподъемностью 150 кг и более. Это – обязательная государственная регистрация! За ее отсутствие, если вас на водоеме остановили, то полагается штраф. В старом Кодексе было предупреждение или штраф, а сейчас – только штраф.

Регистрация достаточно простая для тех, кто покупает лодку в магазине. Магазин выдает договор купли-продажи, чек и руководство по эксплуатации. Для регистрации еще необходим ваш паспорт и ваша явка (или вашего доверенного лица). В случае доверенного лица – еще и нотариально заверенная доверенность на право ведения регистрационных действий. Она может быть вплоть до генеральной доверенности. Но если доверенность – генеральная, то в ней должны быть прописаны все действия, связанные с регистрацией, техосмотром, управлением, продажей, сдачей в наем и т.д. Лодки на регистрацию не возят: на данный момент везут только документы. Приезжаете, заполняете бланк карточки (он выдается в отделе регистрации). Оставляете документы, за исключением паспорта: паспортные данные сверяются и паспорт отдается вам на руки. И, обычно, на регистрацию отводится 5-7 дней.

Стоимость регистрации:

- первичная регистрация - 150 рублей (+3% СБ РФ),

- изменения в судовом билете (например, если вы докупили мотор) - 150 рублей (+3% СБ РФ).

Стоимость снятия судна с учета – 120 рублей (+3% СБ РФ). Снятие с учета производится на двух законных основаниях:

- невозможность дальнейшей эксплуатации судна в связи с его конструктивной негодностью, т.е. разрушен, уничтожен;

- изменение вещных прав, т.е. вы его продали, подарили, завещали, и кто-то уже вступил в это наследство (изменение владельца).

Но у многих вас суда штучного производства, индивидуальной постройки. С такими судами несколько сложнее, потому что по закону должны производиться следующие процедуры. Перед постройкой проект (чертежи в трех проекциях в виде план-схемы, техническое описание, из чего вы собираетесь делать лодку и, желательно, расчеты непотопляемости и остойчивости) вы должны в папочку положить, оплатить 841 руб. (+3% СБ РФ) и написать заявление: "Прошу рассмотреть индивидуальный проект и согласовать постройку". У нас в ГИМС г. Москвы на это отводится не более 10-ти суток. Т.е. в течение 10-ти дней вам дают ответ. Вам написали: "Одобрено". Вы с одобренными документами строите лодку (катамаран), после чего приходите к инспектору и говорите: "Я все построил". Что важно: в процессе производства собираете чеки на материалы. Если у вас в проекте произошли какие-то изменения и отклонения (допустим брус не 40-ой вы взяли, а 50 на 70), то это должно быть указано. (Особенно это важно для того, что будет выше палубы: метацентрическая высота уменьшается и может перейти из положительной в отрицательную, поэтому будет возникать опрокидывающий момент.) Затем договариваетесь с инспектором, и он выезжает на место, где вы построили лодку. Если он в чем-то сомневается, то обмеряет: соответствует ли конструкция вашему утвержденному проекту. Проверяет основные узлы на прочность и надежность, измеряет длину и ширину. Иногда такие осмотры занимают 2-3 дня. После осмотра инспектор пишет развернутый акт первичного технического осмотра. И вот с этим актом, с чеками, с утвержденным проектом вы приезжаете уже на регистрацию в ГИМС и вам выдается судовой документ. Это будет судовой билет, но на судно самостоятельной постройки.

Стоимость первичного техосмотра с актом первичного технического освидетельствования после самостоятельной постройки – коэффициент 1,5 к обычному техосмотру (+3% СБ РФ).

Скажем честно, что это достаточно простой способ, потому что со вступлением в силу в 1998 году закона о сертификации, там появились такие интересные, но спорные моменты. Полагается все плавсредства, даже индивидуальной постройки, сертифицировать на безопасность. И как только начинается серийное строительство, серия и производство должны быть сертифицированы. Наступают немного другие отношения, которые от инспекторов не зависят.

Как из такого положения выходить? Если этот проект был где-то опубликован (чаще всего строят по чертежам из журнала "Катера и яхты"), то делается просто копия из журнала и такое производство уже не сертифицируют. Вроде бы как каждый из вас построил себе лодку по типовому проекту, т.е. индивидуально, а не цеховым образом.

Итак, вы получили судовые документы - судовой билет. Новые образцы рассчитаны на многих владельцев, т.к. лодка будет продаваться и перепродаваться. Это единый документ для всей территории РФ. В судовом билете указывается регистрационный номер вашего судна. В номере указано - моторное или не моторное плавсредство: по типу номера инспектор всегда определит, принадлежит ли частному лицу или юридическому. Этот номер должен быть нанесен на борт вашего судна. В п.45 "Правил плавания по внутренним водным путям" 2002-го года написано, как наносить номер. Я объясню просто: номер наносится в надводной части корпуса на обе стороны (на оба борта) так, чтобы середина номера находилась в одной четверти длины судна от носовой оконечности. Номер должен быть контрастным по отношению к цвету корпуса. По ГОСТу он наносится несмываемой краской, но мы допускаем отклонения: на жесткокорпусные – наклейки (смотрятся очень красиво), на надувные лодки – лучше всего делать из ткани (вырезать литеры и цифры и приклеивать). Это будет намного лучше и намного надежнее.

После этого, собирается имущество, которое у вас указано в судовом билете. Обычно - это спасательные жилеты, якорь, веревки, весла (могут быть комбинированные с багром или с отпорным крюком), электрофонарик, медицинская аптечка. В этом состоянии судно предъявляется на ежегодное техническое освидетельствование на годность к плаванию, т.е. на техосмотр.

Техосмотр проводится раз в год. Состояние судна – на плаву. Неудобство какое: техосмотр проводится в двух местах – на нашей водной базе на Химкинском водохранилище и в Строгино, на выездном пункте. Итак, судно предъявляется на плаву в исправном состоянии с бортовыми номерами, и укомплектованное согласно требованиям судового билета.

Когда бы вы не прошли, техосмотр действует до конца текущего календарного года, т.е. с 1-го января следующего года он не действует. У нас не месяц в месяц, как в ГАИ, а только на текущий календарный год. Техосмотр проводится с начала сезона. У нас в ГИМС г. Москвы обычно с 20-24 апреля (лед сходит – можно проводить).

Стоимость ежегодных техосмотров в ГИМС г. Москвы следующая:

- гребное судно – 152 руб. (+3% СБ РФ),

- парусное безмоторное судно – 254 руб. (+3% СБ РФ),

- мотолодка до 10 л.с. – 187 руб. (+3% СБ РФ),

- мотолодка более 10 л.с. – 384 руб. (+3% СБ РФ),

- катер – 424 руб. (+3% СБ РФ),

- гидроцикл – 187 руб. (+3% СБ РФ),

- парусно-моторное судно – 332 руб. (+3% СБ РФ)

Техосмотр действует также, как и регистрация, на всей территории РФ. Регистрация действует и за границей. Единственный нюанс: если вы вдруг поехали на Украину, Финляндию, Германию и т.д., то судовой билет должен иметь перевод на английский язык и нотариально заверен. Не важно, в какую страну вы поехали: переводите на английский язык и нотариально заверяете этот перевод. Это будет действовать. А вот техосмотр может не действовать. Чаще всего, в "нормальных" странах – он действует, в "ненормальных" (на территории СНГ) – не действует. Так же, как и транспортный налог, и обязательное страхование гражданской автоответственности.

Если у вас нет регистрации, нет техосмотра – все это классифицируется по одной статье 11.8 части 1 КоАП РФ и за это полагается штраф от 5-ти до 10-ти МРОТ (т.е. от 500 до 1000 руб. на данный момент). Если у вас нет удостоверения на право управления, то, соответственно, часть 2 статьи 11.8 – от 10-ти до 15-ти МРОТ.

Инспектор вправе в целях предотвращения длящегося правонарушения задержать или временно изъять из использования объект правонарушения (в нашем случае объектом правонарушения является плавсредство) полностью или частично (обычно с моторными лодками). С чем это связано? По закону у нас для моторных плавсредств обязательно удостоверение на право управления, а для гребных – нет. В некоторых инспекциях поступают так: движок снимают под протокол (под акт) и увозят на свою базу. А на веслах – катайся: нарушения закона нет. А могут и целиком лодку забрать для предотвращения длящегося правонарушения. Ну понятно, что посреди Онежского озера, вы правонарушение на месте явно не исправите (кататься не прекратите) и вам надо куда-то плыть: по закону полагается вас пересадить в инспекторскую лодку, зацепить ваше плавсредство на буксир (или сдуть и погрузить) и доставить в ближайший порт на берег. Не везде это действует, но поверьте, что я ситуацию знаю (и не очень плохо знаю). Очень часто бывая в различных командировках, я вижу, что потихонечку-потихонечку, не быстро, не скоро, но инспекция поднимается на тот уровень, на котором она была 20-30 лет назад. И постепенно-постепенно все возвращается на "круги своя".

Я такой пример могу привести. В 1997 году мы начали активно патрулировать Строгино. Первоначально был упор на опасные плавсредства - гидроциклы, потому что у них большая энерговооруженность и очень хорошая маневренность. Все было, даже ОМОН приезжал по три раза на неделе и работал с нами. Сейчас их в чувство привели, начали – катера и т.д. Постепенно дойдет очередь и до вас. Постепенно – это не значит, что пройдет 10-20 лет, это достаточно быстро происходит. И будут на полную катушку с вас требовать, что полагается по закону. Будьте к этому готовы.

По парусным судам. Удостоверение на право управления парусными судами: у нас по положению о ГИМС РФ 1983 года полагается при площади парусности до 5 кв.м. – без удостоверения, от 5 кв.м. - с удостоверением. Никто до сих пор не отменил постановление Верховного Совета и Госкомспорта СССР от 1982 года, в котором говорится, что даже лицо, управляющее виндсерфингом, должно иметь специальное квалификационное удостоверение рулевого виндсерфинга. Я крейсерским парусом занимался 13 лет и знаю, о чем говорю. Более того, я даже видел эти удостоверения в живую!

Яхтенные рулевые официально у нас в РФ делятся на следующие категории:

- яхтенный рулевой второго класса (площадь парусности до 22-х кв.м.),

- рулевой первого класса (площадь парусности до 60-ти кв.м.),

- яхтенный капитан (площадь парусности свыше 60-ти кв.м.).

Методы обучения на права во всех инспекциях разные. Если вы хотите серьезно заняться парусом, я вам посоветую пройти обучение в Питере. В питерском ГИМС начальник - Константин Пашинский, капитан первого ранга в отставке. У него очень хорошо поставлено парусное обучение (именно парусное). У нас тоже существует учебный центр: приходите (или звоните) и записываетесь. Правда базовым, у нас (и это по всем ГИМС) считается курс "Катер, мотолодка, гидроцикл". И вторичным – "Парус". Но были прецеденты, и мы к ним нормально относимся, когда люди учились только на парус. Единственный нюанс: на парусных курсах не преподаются правила плавания по внутренним водным путям. Соответственно у вас в категории "Район плавания" будет стоять только "ВП", т.е. водные пути без эксплуатации на судоходных водоемах. Таковы особенности, к сожалению.

Что будет в дальнейшем – я не знаю. Существует такая версия, что в связи с передачей ГИМС в МЧС, где-то с июля месяца вообще курсов ГИМС не будет, т.е. их ликвидируют. Считается, что должностные лица, которые аттестуют граждан на какие-либо права, не имеют права им читать лекции. Считается, что взамен будут курсы у ДОСААФ.

По правилам, любые курсы должны быть зарегистрированы в местном ГИМС, должен быть осуществлен контроль (сотрудники ГИМС могут приехать на любое занятие и проверить), а экзамены вы должны сдавать только в ГИМС. На данный момент законом установлено так, что на крупнотоннажный флот дипломирует Государственная судоходная речная инспекция, на маломерные прогулочные (в том числе парусные и парусно-моторные) – дипломирует ГИМС. Наши свидетельства зарегистрированы в Минюсте и имеют определенные степени защиты. Хотя и их тоже подделывают (были такие случаи).

После курсов полагается практика. Мы практику предоставляем в том числе и по парусу. Не очень "крутую", но для начинающих - ее достаточно. У нас есть "Компромисс" (крейсерский, туполевской конструкции) и на нем мы выкатываем студентов. После моторных курсов – тем более выкатываем: у нас есть мотолодки и катера. Для этих целей выделен и бензин.

Принцип у нас такой: позвонили, записались (телефон учебного центра ГИМС г. Москвы 925-88-41). У нас курсы работают без остановки, только перерыв на праздники. Никаких каникул и отпусков на курсах не бывает. Каждый год мы выпускаем 14 (иногда 18) моторных групп. Группа занимается три раза в неделю (понедельник, среда, пятница) с 18-ти до 22-х часов, 11 занятий, 12-е – зачет.

Стоимость курсов следующая:

- моторных (базовые) – 1811 руб. (+3% СБ РФ),

- парусных – 1135 руб. (+3% СБ РФ),

- район плавания "Морской прибрежный" (отдельно) – 389 руб. (+3% СБ РФ).

Наименьшая загрузка – с середины июня до середины сентября. Самая большая – с конца декабря до середины апреля. Потому как, весна пришла – у всех зачесалось! А круглый год - мы спим.

После моторных курсов вам выдается удостоверение с разрешением управлять мотолодкой, катером и гидроциклом на судоходном и несудоходном водоеме (ВВП и ВП). Сейчас "моторная" группа записывается уже на июль. Мы приложим усилия и разгрузим к середине июня этот поток. Если вы все соберетесь, напишите письмо от клуба и оплатите парусный курс, то мы его вам прочитаем (но вам придется приезжать к нам Чаплыгина). Вам надо собрать свою группу, хотя бы 10 человек. Еще 10 человек мы сами найдем из тех, кто записался на парус на следующий год. И за весну вполне реально все решить.

Парусные группы, к сожалению, очень плохо комплектуются. В парусной группе у нас особенность: читаются лекции по морскому прибрежному району плавания. И после этого получаете удостоверение "яхтенный рулевой второго класса", но с районом плавания МП.

Программа вся прописана в книге "Маломерные суда на водоемах России" (авторы: Романов – бывший заместитель начальника главного управления ГИМС и Антонов – действующий начальник главного управления ГИМС). Типовая моторная программа содержит 5 разделов:

1) "Теория устройства маломерного судна";

2) "Теория устройства судового ДВС";

3) Начальные азы по лоции и навигационное оборудование судовых ходов;

4) "Правила плавания по внутренним водным путям, огни и знаки на судах, звуковая, радиотелефонная связь, сигнализация";

5) Административное право (правила регистрации, правила проведения техосмотра, основы безопасности на водоеме, помощь пострадавшим и т.д.).

После лекций сдается зачет, вам выдается свидетельство об окончании курсов, с которым в течение 2-х лет (с момента его получения) вы можете в любом региональном отделении инспекции сдать экзамен на права.

Расценки по экзаменам на права в ГИМС г. Москвы следующие:

- экзамен после базовых курсов – 569 руб. (+3% СБ РФ),

- экзамен экстерном – 719 руб. (+3% СБ РФ),

- проверка знаний в форме "собеседования" при замене старых удостоверений на новые – 451 руб. (+3% СБ РФ).

Удостоверение рулевого – заламинированная корочка. По-английски там только написано заглавие. Если вам надо будет, то мы продублируем записи по-английски. Эти удостоверения введены в действие с 1 января 1998 года.

Часть 2. Вопросы и ответы по удостоверению на право управления маломерным судном



Вопрос из зала:

А что со старыми корочками яхтенного рулевого делать?

Инспектор:

У кого есть заслуги перед отечественным парусным спортом в виде яхт-клубных корочек, вопрос упрощается. Вы можете пойти с этими корочками и получить ныне действующие по результатам проверки знаний в форме "собеседования" (не экзамена), но там будет стоять "яхтенный рулевой". Может это покажется вам экономически не целесообразно и напряжено по времени, но я бы посоветовал сделать так: записаться на моторные курсы, когда подойдет срок сдачи экзамена, сдать "моторный" экзамен, предъявить это удостоверение и сразу получить удостоверение на все.

Реплика из зала:

А мотор то мне зачем? Он у меня висит на транце: мало ли что у меня в карманах лежит! Я его использую или когда ЧП, или когда ветра нет.

Инспектор:

По закону – мотор есть, значит должны быть права: на ряде водоемов хождение без мотора вообще запрещено (например, канал имени Москвы).

Вопрос из зала:

А если есть движок, то необходимо удостоверение от ГИМС на право управления судном с движком или достаточно удостоверения рулевого второго класса?

Инспектор:

Нет, обязательно удостоверение на право управления моторным судном. Эти удостоверения сейчас объединили. В одном удостоверении и гидроцикл, и мотолодка, и катер, и парусно-моторное судно с 22, 60 и более 60 кв.м. площадью парусности. И идут районы плавания: их специально объединяли, чтобы не было ни 10-ять удостоверений, ни 20-ать.

Вопрос из зала:

А где территориально находится учебный центр?

Инспектор:

Начальник учебного центра и методист – в инспекции на Чаплыгина, д.15. А занятия проходят моторные на Живописной, д. 28 в учебно-методическом центре МЧС. Парусные курсы, когда проходят у нас непосредственно на Чаплыгина, и бывает что и на Живописной, в зависимости от загрузки.

Вопрос из зала:

Вот Вы говорите про московский ГИМС, а кто за городом живет может обращаться в московский или только в областной?

Инспектор:

По поводу обучения – не вопрос, где вы прошли обучение, сдали экзамены и получили права.

Часть 3. Вопросы и ответы по регистрации и техническому осмотру маломерного судна

Вопрос из зала:

А зарегистрировать судно можно в любом ГИМС?

Инспектор:

Первичная регистрация - по месту жительства владельца судна, по месту его официальной регистрации. И допускается в виде исключения регистрация судна по месту его постоянного базирования.

Вот у Полякова: есть лодки, которые в Москве зарегистрированы, а есть, которые в Конаково. И никаких вопросов не возникает. Захочет он проходить техосмотр в Ярославской области – пусть проходит: никто его за это не накажет. Если ему так удобно: захочет на Сахалине – ради бога. Все достаточно демократично.

Еще один нюанс по техосмотрам. В отличие от ГАИ у нас правила говорят следующее: не эксплуатируете вы плавсредство в эту навигацию, в этот сезон – вы можете техосмотр не проходить. Эксплуатируете – перед началом эксплуатации его надо пройти.

Некоторым это помогает не проходить техосмотр никогда. Но, если вас на водоеме поймали, – вас накажут.

Вопрос из зала:

А если нет судового билета и нет техосмотра?

Инспектор:

Это одна и та же статья – от 500 до 1000 руб.: отсутствие техосмотра, отсутствие бортовых номеров, отсутствие регистрации, отсутствие судовых документов, превышение грузоподъемности, пассажировместимости и т.д.

Реплика из зала:

Построил я лодку. У меня в комиссионном магазине работает друг Петя. Я говорю: продай мне лодку. И в ГИМС я прихожу с самостройной лодкой, но с документами из магазина.

Инспектор:

Не получится: он вам кроме договора купли-продажи ничего не выдаст. Руководство по эксплуатации он вам не выдаст.

Реплика из зала:

Да, на принтере напечатаем!

Инспектор:

А вот это уже называется подделкой государственных документов. По закону о сертификации все, что продается в магазине, подлежит обязательной сертификации.

Реплика из зала:

Раньше украинские ребята строили лодки, Питер строил лодки, был Простор и у Альбатроса был написан ГОСТ, ТУ, ОСТ, Ташкентский авиационный завод, бирочка ОТК на парусе. Теперь реальный производитель лодок – только Питер. Сильно сомневаюсь, что сейчас есть какая-то сертификация.

Инспектор:

Поверьте, что этим сильно сейчас занимаются. По руководству по эксплуатации сразу можно определить, прошла лодка сертификацию или нет. Это не наш коммерческий интерес: инспекция с этого ничего не имеет.

Вопрос из зала:

А если Питерские лодки уже не в единичном экземпляре зарегистрированы, говорит ли это о том, что с ними все нормально?

Инспектор:

В принципе, - говорит.

Вопрос из зала:

Говорили, что сертификат нужен и для регистрации самодельного судна.

Инспектор:

Нет, в этом случае мы стараемся обойтись без сертификатов.

Вопрос из зала:

Лодка "Простор" покупалась из рук в руки. Есть руководство по эксплуатации, чек - из магазина старый 1992 года (12 тысяч руб. с чем-то).

Инспектор:

Вам обязаны ее зарегистрировать. Главное, чтобы у Вас не было в чеке, в договоре или в руководстве по эксплуатации написана другая фамилия.

Вопрос из зала:

А у меня – Альбатрос, а чека – нет.

Инспектор:

Без чека – уже сложнее: без чека не зарегистрируют.

Реплика из зала:

А есть же договор купли-продажи!

Инспектор:

К договору должен прилагаться чек.

Вопрос из зала:

А какой должен быть чек: кассовый, товарный?

Инспектор:

Если у вас лодка до 1 января 1998 года, то кассового чека может и не быть, но должен быть корешок приходного ордера и товарная накладная. Может не быть договора купли-продажи, в связи с тем, что только с 1 января 1998 года вступил в силу новый Налоговый кодекс. Договор купли-продажи должен содержать ваши паспортные данные (серия, номер паспорта, когда и кем он выдан, адрес места постоянного жительства, фамилия, имя, отчество). От продавца – наименование продавца, дата и место сделки, юридический адрес продавца, юридические реквизиты продавца и предмет договора. При этом предмет договора указывается целиком. Это связано с большим количеством разных моделей. Чтобы не было различных имущественных споров. Например, гидроцикл SP: я знаю, что SP – это Bombardire, а инспектор на регистрации (девушка) может и не знать. Дальше в договоре купли-продажи обязательно прописывается заводской номер корпуса или мотора. Данные сведения (полное наименование модели, номер корпуса или номер двигателя) дублируются в документах, прилагаемых к судну, и там же отмечается дата продажи. Этими документами могут быть руководство по эксплуатации, паспорт на судно, паспорт на двигатель, гарантийное обязательство, гарантийный талон. Еще там должны быть указаны длина, ширина, высота борта, пассажировместимость, грузоподъемость, допустимая высота волны при эксплуатации, площадь паруса. А если мотор, то и его мощность.

Вопрос из зала:

Катамаран "Простор" промышленного изготовления. Я купил его по частям, собрал и у меня ни чека, ни руководства по эксплуатации. И чего, мне его не зарегистрируют?

Инспектор:

Принципиально не имеют права.

Реплика из зала:

Еще Володя Машков мне говорил, что мотор Салют до 2-х лошадиных сил, даже когда запретили все моторы в период нереста, не подлежал регистрации. Был какой-то подзаконный акт.

Инспектор:

А сам Машков его видел? Нет такого закона и подзаконного акта! Все как было так и осталось: моторное плавсредство подлежит регистрации и обязательны права. Сколько бы ни был мотор по мощности.

Вопрос из зала:

А официально к какой категории относятся наши суда, катамараны?

Инспектор:

Парусное - если без мотора, или парусно-моторное – если с мотором.

Вопрос из зала:

Катамаран изначально моторный: есть транцевая доска, но мотора в данный момент нет.

Инспектор:

Выдается судовой билет парусно-моторного судна, т.е. регистрируется как парусно-моторное, но без мотора.

Вопрос из зала:

Хорошо, а если меня ловят - я спускаю парус и у меня - два весла и больше ничего, т.е. гребное судно?

Инспектор:

Тогда по грузоподъемности Ваше судно подлежит обязательной регистрации.

Реплика из зала:

Мотор куплен за бугром. Конечно к нему есть книжечка, которая с ним была, но никаких чеков. Там не знают, что это такое.

Инспектор:

Это Вы не рассказывайте, пожалуйста, что там никто об этом не знает!

Вопрос из зала:

Ну, привезен частным порядком! Как быть?

Инспектор:

Да, это серый ввоз называется. Таких случаев очень много. Я могу посоветовать, как поступить законным путем.

Суд обязан установить право владения. Идете к мировому судье с заявлением: "Прошу установить право владения". И он выдает вам свидетельство о том, что вы добросовестный приобретатель. А нам в этом же свидетельстве он вписывает: "Обязать ГИМС зарегистрировать". И все: мы не имеем права отказать. Во всех остальных случаях, к сожалению, мы вынуждены отказать. С чем это связано? С тем, что мы несем ответственность за предоставление ложных сведений налоговыми органами: откуда вы это взяли и почему мы это зарегистрировали.

Вопрос из зала:

У меня Простор, давно купленный и уже переделанный, а документов просто не сохранилось. Значит, регистрировать только через суд?

Инспектор:

Да. К сожалению, да!

Вопрос из зала:

Сделал я свое судно лет пять назад. Нужно регистрировать. Конечно никаких чеков уже нет: ни на трубы, ни на материал. Может также через суд?

Реплика из зала:

По Гражданскому кодексу – достаточно договора в простой письменной форме!

Инспектор:

Есть у нас кодексы равные по значению, но содержащие совершенно разные положения. Есть Гражданский кодекс, который говорит о простой письменной форме договора, а есть Налоговый кодекс, который говорит, что все плавсредства являются недвижимостью, т.е. все суда по налогообложению являются недвижимостью, хотя налог с них берется как с транспортного средства. А все сделки с недвижимостью согласно Семейного и Налогового кодексов, - только через нотариат. Более того, с приводом всех своих сожителей, сожительниц, взрослых детей и с их письменным согласием: "я согласен, что папа продает эту лодку".

Реплика из зала:

Кошмар!

Инспектор:

Вот если есть отдельное судебное решение по этому вопросу, то мы не имеем права отказать. Судебного решения достаточно для регистрации.

Реплика из зала:

Регистрационным номером не хочется уродовать борт, не красиво, не эстетично. На Верхневолжской регате сколько яхт было – они себе такого не позволяют делать: на борт из красного дерева такие буквы лепить!

Инспектор:

В виде исключения, при невозможности размещения номерного регистрационного знака на борту, мы допускаем размещение его на леерах. А в вашем случае – на борту кокпита катамарана в виде таблички.

Вопрос из зала:

А какой шрифт должен быть?

Инспектор:

Высота – от 150 мм до 200 мм, прямое трафаретное написание, толщина вертикальной линии - 10% от ширины символа.

Вопрос из зала:

А нельзя ли зарегистрировать наши номера, которые нанесены на парус?

Инспектор:

Нет, нельзя.

Вопрос из зала:

А как по поводу старых судовых билетов 80-х, начала 90-х гг.?

Инспектор:

Да, билеты на белой ватманской бумаге: номера МИС, МИК, МИМ, МИЦ, ГР, ГЦ и т.д. Я сейчас точно не помню: ГР и МИС – московская регистрация, остальные - не помню, надо разбираться (областные или городские). Если городские, то приходите и пишите заявление: "Прошу выдать новый судовой билет".

Вопрос из зала:

Я прошлой зимой звонил в ГИМС по поводу регистрации. Мне сказали, огорченно, что Дума приняла новый Кодекс внутреннего водного транспорта и у нас отняли право регистрации судов.

Инспектор:

Да, было такое, но сейчас все вернулось "на круги своя". Только написано интересно: "парусное несамоходное плавсредство". Памятник Петру I видели? Парусный? Парусный! Несамоходный? Конечно! А кто постарее, то вообще должен знать, что у нас еще одно парусное несамоходное судно есть в Москве. Сквер Дружбы народов знаете, на Ленинградском шоссе, на Речном вокзале? Девушка в белом, но не смерть, за троллейбусной остановкой яхточку держит. Яхточка есть? Есть. Парусное? Парусное. Но не самоходное!

Здесь же, конечно, подразумевалось парусное безмоторное судно. Но вместе с парусным безмоторным сюда же шли и все парусные, которые с моторами нашей поднадзорности. А моторы нашей поднадзорности на данный момент – без ограничений по мощности. У нас есть Кодекс внутреннего водного транспорта, в котором говориться, что маломерное судно – это судно со стационарным двигателем до 75 л.с., а с подвесным – без ограничений по мощности. А есть Кодекс торгового мореплавания, который, в принципе, говорит тоже самое. Но есть Постановление Правительства РФ от 31 января 2001 года N74. И вот долго спорили: постановление касается упорядочивания мореплавания, а по внутренним водным путям – судоходство! Судоходчики за эту тему зацепились и очень долго ее развивали. Но в Самаре в прошлом 2003 году был судебный прецедент. Самарская ГИМС суд проиграла, и было вынесено постановление: обязать наравне между собой принимать КТМ, КВВТ и Постановление Правительства N74. А в данном постановлении говориться, об упорядочении регистрации плавательных средств, предназначенных для мореплавания. Морские прогулочные плавсредства пассажировместимостью до 12 человек, включая экипаж, независимо от их мощности двигателя, не занимающиеся коммерческой деятельностью, подлежат обязательной регистрации, как маломерные плавсредства.

И кто знает об этом, тот приходит в ГИМС и говорит: "Вы обязаны зарегистрировать на основании этого постановления". А в бланке вписывает: "для мореплавания". И мы не имеем права отказать. А то, что этот гражданин с яхтой за 5 млн. долларов США никогда из Москвы не выйдет, (более того, он даже не выйдет за 6-ой шлюз) - это его личные проблемы. У него может не быть денег на бензин, чтобы дойти до моря, но зарегистрировать мы его обязаны, потому что он прописан в г.Москве (первичная регистрация судна - по месту жительства владельца). Такие прецеденты тоже уже имеются.

Вопрос из зала:

Есть лодка, которая была зарегистрирована несколько лет назад. Произошли некоторые изменения: мачта стала больше.

Инспектор:

Надо сделать акт первичного освидетельствования и внести изменения в судовой билет.

Вопрос из зала:

Если судно приобретено серийное, а в процессе эксплуатации вносятся изменения: шверты большего размера, балки меняются, растяжки. Это каким-либо образом отразится на результате прохождения техосмотра?

Инспектор:

Длина, ширина, высота борта, площадь парусности не меняется от этого? Нет. Живите спокойно!

Вопрос из зала:

Вот центральный шверт на Просторе поставил: визуально не видно, как бы ничего не поменялось. Я правильно понимаю?

Инспектор:

Да.

Вопрос из зала:

А если мы организуем приезд на наши соревнования инспекторов ГИМС, и они начнут нас мерить: они будут мерить с рулеткой у всех и площадь парусности?

Инспектор:

Если это надо будет, то "да".

Вопрос из зала:

Сколько стоит выезд инспектора на место с целью проведения техосмотра?

Инспектор:

Коэффициент 1,5 от стоимости техосмотра (+3% СБ РФ).

Вопрос из зала:

Что понимается под высотой борта применительно к катамаранам с надувными баллонами?

Инспектор:

Диаметр баллона. Так же как и для надувной лодки.

Вопрос из зала:

Когда машину пригоняешь на техосмотр, тебе говорят: "Иди и устрани неисправности, а потом приходи". А с катамаранами не будет такого, что плохо покрашена труба, значит "иди отсюда и устраняй".

Инспектор:

Есть перечень неисправностей, при которых эксплуатация запрещена. На учебных курсах мы его даем. В системе "Гарант-Москва" можно посмотреть Постановление Правительства Москвы от 24 июня 1997 года N474.

Вопрос из зала:

Зачем на катамаране нужен черпак? Он вписан в судовой билет. А если я приду без черпака на техосмотр?

Реплика из зала:

Возьми пластиковую бутылку, обрежь ее, а потом выкини!

Инспектор:

Есть типовые требования. Со своей стороны мы пытаемся их изменить в законном порядке.

Инспектор:

Мы, инспекторский состав ГИМС г. Москвы, разработали новые нормы комплектации судов, но они пока не утверждены в связи с тем, что для этого необходимо отдельное постановление Правительства г. Москвы.

Итак, все, что написано в судовом билете, должно быть! А в судовой билет все должно переноситься из руководства по эксплуатации. Если в руководстве нет, значит теоретически не должно быть и в судовом билете. И вы должны сами за этим проследить.

Фальшфейер и красную парашютную ракету я советую иметь.

Реплика из зала:

Да на них никто внимания не обращает: на реке поперек курса Ярославцу, чуть ли не в окна, - проехали, ручкой только махнули!

Реплика из зала:

А в Карелии были случаи, когда пограничники прибегали!

Инспектор:

У нас был случай, когда проходящий мимо Хлебниковского затона "Шлюзовой" высадил матроса на баржу, отцепил ее на ходу и понесся в яхт-клуб "Спартак" на 9-ое мая ночью полным ходом. Там граждане в состоянии алкогольного опьянения ракеты красные пускали! И поперек канала баржа с песком встала!

Вопрос из зала:

А можно ли под видом фальшфейера зарегистрировать ракетницу СПШ-26, без всяких там охотничьих билетов? Типа, у меня есть парусное судно и мне необходимо ее иметь на борту.

Инспектор:

Нет, в любом случае у вас должно быть разрешение на оружие, и в нем будет стоять запись "Сигнальное средство". Это разрешение можно пробить, только в заявлении нужно обосновать: "С целью обеспечения безопасности плавания и в соответствии с требованиями". Но помните о том, что СПШ-26 запрещены частным лицам и патроны к ним не продаются. И это касается всех ракетниц данного типа.

Есть фирменная нормальная красная парашютная ракета Mariteam за 300-350 рублей, без всякого разрешения.

Вопрос из зала:

А оранжевый дым?

Инспектор:

Отменили его в речных правилах.

Реплика из зала:

История ГИМС говорит вот о чем. Когда Володя Машков был начальником ГИМС г. Москвы и речь шла о техническом осмотре, то он говорил: "Давайте к нам привозите суда на техосмотр". На что Миша Лимонад встал и сказал следующее: "Хорошо, вы будете принимать техосмотр наших парусных судов. Кто будет принимать? Вот катамаран такой-то, площадь паруса, ширина, длина шпрюйта. Вот трос толщиной 3 мм на шпрюйте – это много, мало или в самый раз?" Тишина была мертвая. Потом задали вопрос: "А что вы предлагаете?" И Лимонад предложил: "Давайте мы будем вашими нештатными инспекторами и у себя будем принимать техосмотр". С этим согласились, и много лет это было. Зачем повторять вторые ошибки? Куда-то тащить суда, когда вы просто не определите хорошее оно судно или нет, потонет или нет. Т.е. это будет пыль в глаза. Не хочется ни вам проблем, ни нам.

Инспектор:

На это есть следующий ответ. Пойдите и скажите сотруднику ГАИ: "Братан, что ты понимаешь в машине Тойота? Что ты у меня техосмотр проверяешь?" Это примерно такой детсадовский разговор, на самом деле.

Реплика из зала:

Вы путаете одну вещь. Тойота – это предприятие, которое изготавливает продукт и дает на него сертификат. Сотрудник ГАИ видит Тойоту и по сертификату понимает, что это машина надежная. Тоже самое, когда мы изготавливаем свои суда, у нас есть техническая комиссия, которая их выпускает на соревнования. Эти вещи путать нельзя.

Инспектор:

Вот и не путайте: есть установленный законом порядок, что если этот человек – инспектор, то он имеет определенные знания. У кого нет знаний, или кто-то в своих знаниях сомневается, т.к. помнить все технические требования невозможно, у того в кармашке сумки лежит приказ о нормах проведения техосмотров. Поверьте, что там прописано абсолютно все. Если мне надо: я на основании этого приказа любое ваше судно задроблю. Если мне надо будет.

Реплика из зала:

Нет, речь идет о том, чтобы было лучше, а не о том, чтобы "заграбастать" по приказу.

Инспектор:

Дальше: институт внештатных инспекторов, к сожалению, законодательно умервщлен. В данном случае помощи я вам оказать не смогу.

И последнее: еще раз говорю, что техосмотр проводится в состоянии "судно на плаву".

Реплика из зала:

Но и мы можем проводить весной на соревнованиях, на плаву.

Инспектор:

Это философский спор ни о чем: вы останетесь при своем мнении, я – при своем. Потому что у меня другого быть не может: я - человек служивый. Когда я форму снял, тогда у меня – другое мнение может возникнуть. А сейчас я вам буду говорить то, что прописано по закону. Не имею права другое сказать.

Если вы хотите облегчить себе жизнь, делается это все просто официальным образом. Опять же, в связи с тем, что институт внештатных инспекторов де-факто умервщлен, пишется письмо за подписью председателя клуба, назначается день, выезжает к вам инспектор (один, два, три, вся бригада инспекторов) и проводит техосмотр. Просто, дешево и сердито.

Техосмотр вы можете проходить по месту постоянного базирования судна. Если вам удобно, вы можете сейчас погрузить в самолет и отвезти на Сахалин. Там техосмотр круглогодичный, т.к. Тихий океан не замерзает.

Вопрос из зала:

На сколько реально Вы оцениваете возможность выезда инспектора ГИМС г.Москвы в Конаково для проведения техосмотра?

Инспектор:

Зачем московского? В Конаково у пантонного "Пьяного моста" на первом этаже в девяти-этажке в торце конаковский инспектор тверской ГИМС сидит. В бланке заявления указывается место стоянки судна. Пишите: "Машковский залив". И все!

Вопрос из зала:

Есть такое понятие "спортивное" и "парусное спортивное судно": допустим байдарка "восьмерка" за 350 кг грузоподъемность.

Инспектор:

Спортивные суда по международным спортивным канонам предназначены только для спортивных соревнований. Например, гребное спортивное - распашная восьмерка. Они не регистрируются. Все, что не входит в международные олимпийские парусные классы, не является спортивными судами. Например, Солинг и Финн вывели из олимпийских классов, а ввели сначала Луч, потом Лазер. Именно так трактуют наше законодательство. И не я это придумал!

Вопрос из зала:

Теоретический вопрос: есть такие экранопланы, которые и по воде ходят и могут взлетать до 5 метров, а с ними как?

Инспектор:

По международным канонам – это судно. До 10 метров над поверхностью воды – судно. Экранопланы эксплуатируются в РФ: например, рейсовый экраноплан в Нижнем Новгороде. На Азове один отдан в МЧС, а другой – на Каспии у погранслужбы.

Вопрос из зала:

А регистрируются ли у вас амфибии?

Инспектор:

У нас зарегистрированы и до сих пор стоят на учете БРДМ. Здесь тоже интересно: поскольку он плавает, то он должен иметь наши номера, поскольку он колесный, то должен иметь номера ГАИ. И БРДМ, которые зарегистрированы у нас, имеют два номера. Это вступает в противоречие с налоговым законодательством: двойная регистрация – двойное налогообложение.

Вопрос из зала:

А налоги нам платить надо?

Инспектор:

Если судно моторное, то надо. Налоговая инспекция сама присылает уведомление об уплате налога. Контроль за уплатой налогов – не наша функция.

Часть 4. Вопросы и ответы по осуществлению надзора за маломерными судами



Вопрос из зала:

Кто на воде и в какой форме с меня может что-то спросить или попросить показать? Кому я обязан показывать, а кому – нет?

Инспектор:

Я не могу говорить за все инспекции (у нас их 73, плюс Спецморинспекции). Я скажу, что у нас в ГИМС г. Москвы все патрульные суда имеют служебные надписи: либо "ГИМС", либо "Госинспекция". На патрулирование инспектора выходят либо в полной форме, либо в упрощенной (летом). Полная форма – черный низ, синий верх, белая или серо-голубая рубашка. У всех штатных инспекторов имеется свои номерные жетоны (а институт внештатников, как я еже сказал, умер). У нас у всех инспекторов обязательно удостоверение Правительства Москвы, ГИМС города Москвы (с фотографией и гербовой печатью). Упрощенная форма – камуфлированный костюм (обычно серого цвета). Но у всех нашивки "Патрульная служба ГИМС" или "Государственная инспекция по маломерным судам". И еще шевроны у всех есть, но по правилам на камуфляж шевроны не нашиваются. У нас суда оборудованы проблесковыми маячками синего цвета, как и полагается органам надзора, и громкоговорящими устройствами, т.е. внятно вам объяснить, что вам надо сделать, мы найдем способ.

В связи с тем, что у нас в РФ есть проблемы с финансированием ряда инспекций, к сожалению, на федеральном уровне не все наши проблемы пока решены. И у нас нет единого для всех бланка удостоверения инспектора. Не во всех инспекциях есть форменная одежда и не во всех инспекциях есть жетоны. Сейчас нас передали в МЧС: может быть что-то изменится.

Вопрос из зала:

Вот иду я себе на любимом Верхневолжском, подходит ко мне какая-то казанка, а там - пара мужиков в камуфляже (но в нем кто только не ходит: за грибами – каждый второй) и начинают с меня что-то требовать. Да я не против показать, Вы сами видели, что есть. Но не хочу показывать кому не попадя.

Инспектор:

Удостоверение попросите показать! Оно у них должно быть.

Реплика из зала:

А если у них его нет, то можно их послать?

Инспектор:

Да, но только вежливо!

Вопрос из зала:

А если два-три мужика: у одного есть удостоверение, а у остальных – нет, только автоматы?

Реплика из зала:

Тогда тебе по любому придется делать все, что они скажут!

Инспектор:

Достаточно одного удостоверения.

Вопрос из зала:

А речная милиция может проверить документы?

Инспектор:

Речная милиция, по их внутреннему приказу МВД о разделении зон ответственности, несет службу на основных судовых ходах, в речных портах и на пристанях. Помимо этого, на основных судовых ходах она отвечает за навигационную обстановку (плавучую) и за охрану транспортного флота. Удостоверения на право управления она у вас потребовать не может, а судовой билет – может. Кроме того, документ на право собственности на судно может потребовать любой сотрудник ГАИ при перевозке судна. Везете в машине: "А откуда это у тебя этот мотор, откуда у тебя эта лодка?"

Вопрос из зала:

А дарственной не достаточно для подтверждения права собственности?

Инспектор:

Дарственная – это только подтверждение того, что вам дарят. Так же как и наследство: у вас кто-то умер, а вам оставил завещание. Вы являетесь одним из официальных претендентов. Вы не являетесь собственником до тех пор, пока вы на себя это не оформили в установленном законом порядке. Соответственно, в дарственной собственник должен прописать документ, на основании которого он имеет право дарить.

Вопрос из зала:

А пограничники имеют право нас осматривать?

Инспектор:

Да, в погранзоне – обязательно! Перед тем как выходить в море, вы приезжаете на погранзаставу и вам к судовому билету дают вкладыш со штампиком: "Зарегистрировано на заставе такой-то". Потом едешь и в каждой заставе отмечаешься.

Вопрос из зала:

А вот, например, по Черному морю вдоль берега в Турцию - реально это?

Инспектор:

Я к этому отношусь так. (Поймите, не для того, чтобы вас обидеть!) На этом … - постесняться надо в Турцию идти! Но Турция – ладно, но в Финляндию я на этом бы не пошел! Мне было безумно стыдно на прошлой неделе, когда я в Финляндии на "Boat-Show" увидел стенд "Орион-Ярославрезинотехника": я впал в ступор! Вот такого болотного цвета, тальком обсыпанное стоит гордо, и только надпись по-английски "ORION". Понимаете, это не серьезно! Мы сами себя опускаем в их глазах.

Реплика из зала:

Наш товарищ ходил в Финляндию на хорошем самодельном катамаране: это все вызвало у местной публики бурный восторг. У них нет таких катамаранов: они ходят на жестких корпусах.

Инспектор:

Есть у них все! Просто это узкая специфика у них. Естественно для них - это "рашн экзотик". А если полистать каталог Mariteam, то там такое же есть, только фирменное, например Helen Hunter. Нации, у которой в семье минимум две лодки, - это не интересно. Есть у них экстремалы, составляющие 0,001 процента от всего населения. Они конечно знают, что есть надувные байдарки и катамараны и этим занимаются. А всем остальным это просто не интересно. Они смотрят на нас, как на ненормальных, а мы - на них, также.

Вопрос из зала:

Какова процедура проверки документов на воде?

Инспектор:

Как делаю я, если мне надо проверить документы. Выходишь на параллельный путь, выравниваешь скорость (не важно с кем: с парусником, мотолодкой), включаешь проблесковый маячок (чтобы не пугать население вокруг). Обычно, когда начинаешь выходить на параллельный курс и выравниваешь скорость на дистанции метр между бортами, человек начинает головой вертеть. Ему показывается международный знак "убавьте скорость", чтобы без всяких криков и оров (все это делается максимально спокойно). Если он не понимает, значит включаем СГУ и голосом подаем команду: "Остановитесь и подойдите к борту". Если он не может, то я сам подхожу (мне так проще). Парусное судно приводится в левентик и останавливается. Я к его борту подхожу аккуратненько, подаю свою веревочку, или он мне свою. И все!

Вопрос из зала:

А если я игнорирую команды ГИМС, беру и удираю?

Инспектор:

Если надо будет, то вас остановят: вам просто поперек курса поставят лодку.

Вопрос из зала:

Как инспектор ГИМС обследует человека на предмет алкогольного и наркотического опьянения?

Инспектор:

Сложный вопрос! Разные инспекции работаю по-разному. У нас установлен законом такой порядок, что первично вам предлагается подышать в персональный алкометр. Алкометр оттарирован, на него имеются все документы. Мундштук – одноразовый из пакетика. Отказ является подтверждением вины. Если прибор показывает более 0,5 промилле, то вам выдается направление или вас доставляют до медицинского учреждения. В Москве есть везде ЛПМ с "обезъянником", доставили туда и вызвали "скорую". И результат: лишение прав до полугода.

В самарской губернии поступили проще. Они подписали договор с местным наркодиспансером. У них есть базовое судно для выхода в рейд (катер "Ярославец") и есть отдельная каюта. Оплачивают наркодиспансеру услуги врача вместе с оборудованием. И он с ними ездит. Он все на месте решает сразу без всякого доставления.

Вопрос из зала:

А есть ли платные штрафные стоянки?

Инспектор:

У нас есть право хранения, но бесплатного.

Вопрос из зала:

А план у вас есть по штрафам?

Инспектор:

Нет, плана у нас ни по чему нет. Хотя, мы теперь сотрудники МЧС, все может измениться.

Как мы оказались в МЧС? В 68-ми региональных инспекциях, за исключением Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и еще некоторых регионов, в структуру ГИМС входят спасательные службы. Поэтому нас и передали в МЧС.

Существуют планы, что будет создан государственный комитет вне всех министерств, т.к. надзорный орган не может принадлежать министерству, над которым он надзирает. Когда это будет и будет ли это действительно так или по другому – пока никто ничего сказать не может.

Часть 5. Вопросы и ответы по правилам плавания

Вопрос из зала:

Поскольку суда подлежат регистрации, то для того, чтобы пользоваться ими, нужно соответствующее разрешительное удостоверение. Соответственно, это парусное судно является полноправным участником движения на водных просторах. Тогда распространяются ли на нас правила судового хода?

Инспектор:

Правило одно: транспорт идет по судовому ходу и самое главное – не мешать транспортнику, потому что он большой и ему тяжело. А регистрация нужна для того, чтобы мы платили налоги! И все!

У нас патрульный состав к регистрации судов никакого отношения не имеет – это четко разделенные ветви. Более того, у патрульной службы скорее всего будут отобраны функции технического освидетельствования судов, т.е. будет создан отдельный техосмотровый отдел. Это все делается на федеральном уровне: в связи с передачей в МЧС, у нас началась борьба с коррупцией.

Вопрос из зала:

В районе Кижей по узкому фарватеру ходит "Метеор" и он там никуда не может свернуть. Есть такая установка у капитанов, что если он не может свернуть, то имеет право переезжать препятствие?

Инспектор:

Да, есть такая установка, но она нигде не прописана.

Реплика из зала:

Иногда забавляются на "Ракетах": идешь по Волге, а он с фарватера сворачивает и - на тебя!

Вопрос из зала:

Прописано ли где-нибудь минимальное расстояние, на котором суда должны расходиться?

Инспектор:

На реке – нет, а в море – прописано: дистанция безопасности – две морские мили. Это указано в Международных правилах предупреждения столкновения судов.

Вопрос из зала:

Можно ли нам шлюзоваться?

Инспектор:

Пока еще нет.

Вопрос из зала:

Я слышал, что некоторые катамараны шлюзуют, но не в Москве.

Инспектор:

В Дубне могут прошлюзовать. Договор шлюзования на Московских шлюзах - надо заключать (бесплатно). Но какой будет вариант с вами – я не знаю. Надо создавать судебный прецедент на эту тему.

На волжских шлюзах я могу рассказать как это осуществляется. В Тольятти , в Балаково местными правилами волжского бассейна закреплено, что любое маломерное судно шлюзуется без экипажа, пришвартованное к борту транспортного судна. Капитан маломерного судна находится на борту маломерного судна, а экипаж гуляет по берегу. Если надежно закрепить, то болтать судно не будет. А чтобы борта не терлись – в цивилизованном мире существуют кранцы.

Вопрос из зала:

Районы плавания раньше были "Р", "Л". Сейчас какая система?

Инспектор:

Вы путаете район плавания по правам и район плавания по высоте волны. По правам – это внутренние водные пути (судоходные водоемы), водные пути (несудоходные водоемы) и морские прибрежные. По высоте волны – это зависит от вашего судна. Но принцип остался тот же – это высота волны: "Л" – 0,6 м., "Р" – 1,2 м., "О" – 2,5 м., "М" – 4 м.

Вопрос из зала:

А у нас получается, что диаметр баллона влияет на район плавания по высоте волны?

Инспектор:

Да.

Вопрос из зала:

А в морской прибрежный нас выпустят?

Инспектор:

Выпустят, но очень недалеко. Диаметр баллона умножаете на 2 – это высота волны. Допустим получаем 1 м, значит район – "Р" (высота волны до 1,2 м). Но чем выше волна, тем меньше удаление от берега. Т.е. если в классе "Р" у вас будет 5000 метров удаление от берега, то в классе "О" будет уже 2500 м. Связано это с тем, чтобы при аварии на волнении вы могли дойти до берега. Есть такие нормативы, и по ним строятся и большие суда, и катера, и лодки.

Вопрос из зала:

Высота волны определяется только диаметром баллона или еще и жесткостью конструкции?

Инспектор:

Есть график зависимости допустимой высоты волны для определенного плавстредства. Но нормативы старые, поэтому к каждому судну стараются походить индивидуально.

На Западе все очень просто: есть четыре класса судов: "A", "B", "C" и "D". Класс "D" соответствует нашему "Р", т.е. внутренние воды, мелкие водоемы. Класс "C" – внутренние воды, крупные водоемы и прибрежная зона открытых морей с высотой волны до 2-х метров. Класс "B" – до 4-х метров и класс "A" – без ограничений. Стоит Единый европейский стандарт CE класс "A" – хоть в океан!

Вопрос из зала:

Должна ли быть на катамаране судовая роль?

Инспектор:

В море и в прибрежном районе – да.

Вопрос из зала:

Кто ее заверяет?

Инспектор:

Капитан морского порта.

Вопрос из зала:

Есть ли ограничения по возрасту для матроса, может ли быть ребенок 10-ти лет матросом?

Инспектор:

До 14-ти лет – дети, и на каждого ребенка должен быть взрослый, не занятый работами по судну и умеющий плавать, т.е. пассажир. Т.о. на судне с ребенком должно быть как минимум два пассажира. Как быть в вашем случае с матросом – большой вопрос. Таковы, к сожалению, правила.