Верхневолжская парусная регата:
взгляд изнутри

Оказывается не все так плохо на поприще разборных парусников - надувников. Яхтсмены "высокой", традиционной ориентации называют нас, капитанов надувных и разборных судов, "капитанами надувных табуреток". Справедливо ли это. Думаю, нет. Именно об этом и хочется рассказать далее В этом году (2004г.) в первый раз за последние два года принимал участие в Верхневолжской Парусной регате в качестве капитана или лучше сказать рулевого своего парусного катамарана построенного на основе серийного катамарана "Альбатрос". В 2002 я уже был участником тогда еще первой регаты, но на крейсерском швертботе "Алекстар-25" "Пилигрим" в роли матроса под командованием капитана Валентина Бимбириса.

Уровень сегодняшнего разборного флота произвел на меня самое благотворное впечатление. Как человек новый, ходил по расположению парусного лагеря и приятно удивлялся на каждом шагу. Постоянно находясь в виртуальном пространстве, я не смог полностью представить панорамы, которая в действительности имеет место быть. Просто здорово увидеть столь развернутую линейку всяческих разборных судов, начиная от традиционных моделей: "Простор", "Альбатрос", "Ветер", "Тайфун". И заканчивая всевозможными модификациями этих же судов только с любовно доработанным парусным вооружением, такелажем, мостами - трамплинами и прочим, прочим, прочим.

Отдельно хочется отметить полностью самодельные и экспериментальные суда. Уровень изготовления столь высок, что очень сложно отличить самоделку от конвейерного варианта. Мне лично понравились многие суда. И все они относятся и к монотипам, и к доработкам этих монотипов, и к самодельным судам. Сначала о монотипах. Из монотипов большее впечатление на мою "слабую душу" произвел катамаран производства компании "Тритон" "Тайфун". Когда увидел его на берегу, я просто потерял дар речи. И раньше знал, что такое судно существует, и не раз читал о нем. Но в реальности впечатление было не передаваемое. Аккуратность изготовления деталей и узлов, профессиональный такелаж и рангоут, паруса стоящие на мачте как влитые без единой складки (не в пример тем парусам, которые я получил в 1988 году в комплектации моего штатного "Альбатроса"). Механизация и дельные вещи, близкие по качеству к импортным аналогам, поплавки которые уже на берегу производят впечатление "победителей". И все это удачно и эргономично скомпоновано в поистине прекрасную парусную машину.

Просто здорово, что появились такие суда. В последующем, надеюсь, позволят финансы, я и сам постараюсь стать обладателем сего совершенства. Или может быть, к тому времени выпустят лучшее? (Пусть простят меня настоящие профессионалы, специалисты и ценители за столь эмоциональное изложение. Был бы рад получить развернутую информацию по поводу этого судна) Следующий монотип "Альбатрос-16" (поплавки от Сергея Чайкина). Согласитесь хорошее судно!

Многие утверждают, что поплавки не отвечают тем самым характеристикам, которыми наделил их сам производитель, но все же они ходят, и достаточно неплохо. Профессионально исполнены с точки зрения производства, имеют свой конструкторский шарм, современный дизайн, а главное и, наверное, со мною согласятся многие, выглядят просто красиво. Как среди авиаторов есть мнение, что хорошо летает красивый самолет. Так и среди парусников бытует подобное мнение. Жаль, что в этот раз не увидел полностью скомплектованное судно "Альбатрос-16" с новым мостиком - трамплином. Лодочка "Альбатрос-16" М-503, рулевой Конончук Игорь и матрос Крылов Виктор, с бело-зелено-красным гротом "Стриж" из Москвы как впрочем, и двумя годами раньше лодка Сергея Мягкова "Синяя птичка", мне лично понравились очень.

Поменять шверцы на центральный шверт, переустановить полубалансирный, штатный руль на обычный балансир с несколько увеличенной площадью и оборудованным традиционным румпелем, немного изменить парусное вооружение (система "Фридом-Стриж" несколько изжила себя. Небольшое удлинение и тем самым неважная аэродинамика паруса), и новая жизнь "Альбатросу" обеспечена. Для туризма эта лодка незаменима. Очень жаль потерять этот популярный катамаран со столь богатой биографией. Очень интересно кто и где шьет стандартные, штатные паруса для сегодняшних "Альбатросов"

Сам Сергей Чайкин гонялся на катамаране "Барракуда", думаю, что это судно с достоинством займет место среди разборных надувных судов в разряде морской крейсер. Лодка поражает своими внушительными размерами. И то, что поплавки не имеют традиционных, для поплавков от Чайкина, жестких носовых вставок (в Таверне представлен катамаран "Барракуда" с жесткими носовыми вставками), наверное, больше плюс, чем минус.

С монотипами, наверное, все. Следующее их доработанные братья. И здесь на первом месте для меня был катамаран Сергея Мягкова на основе "Тритоновского" "Ветра". Я увидел его в двух ипостасях. Катамаран со штатными для "Ветра" поплавками. И катамаран с новыми поплавками производства Успенских. В первом варианте я увидел судно с технично доработанным вооружением (паруса, рангоут, такелаж), во втором классно бегающее гоночное судно. (Подобные поплавки собирается выпустить в продажу в ближайшее время и фирма "Тритон") Все это дополнял сработанный экипаж, состоящий из отца Сергея Мягкова и сына Андрея Мягкова. Настоящие бойцы. И других слов не подобрать. Следующее судно это Московский катамаран, так же на основе катамарана "Ветер" под номером М-208 Василия Долматова.

Эта лодка поразила меня гоночным профессионализмом. Паруса с иголочки. Рангоут и стоячий такелаж от нуля, ни к чему не придраться. Бегучка это просто что-то. Появляется незамысловатый вопрос, а как они со всем этим управляются? На дистанции это судно, я, к сожалению, не видел и только на награждении понял, в чем тут дело. Просто когда мы только стартовали, ребята с М-208 уже летели обратно к поворотным воротам, и мы просто не встречались. М-208 занял, если не ошибаюсь, первое место среди катамаранов первой группы. Один из катамаранов, что не ходил, а летал это "Ветер" с броской надписью на весь борт. "Товарищ Сухов". Рангоут и паруса то же ничего. Впечатляет! А как ходят. Просто камикадзе, какие то! Все это великолепие, как и профессиональная работа экипажа, просто не поддается описанию. Не судно а "конфетка".

И опять "Альбатрос-16". Не знаю, кто шил паруса, но вооружение "шлюп-гуари" достаточно гармонично смотрится на этой лодке. И бегает она под ним очень даже ничего. Жаль, что не было времени, познакомится с экипажем этого судна. Надеюсь в ближайшее время восполнить этот пробел хотя бы в виртуальном пространстве, если не получится в реалии.

Были и другие разработки. Из этих "были" отмечу два катамарана, один из которых трудно назвать "Альбатросом" так как от "Альбатроса от него остался только каркас мостика (полностью "уделанный"), а поплавки веретенообразные от "Тритона" Александра Яковлева и Ирины Катаевой (ОК 1). А второй напоминает его только поплавками. Катамаран Максима Руденко и Аллы Конько (ОК 2) Во всем остальном это достаточно продуманная компоновка из силовой рамы от прототипа, парусов и рангоута от "Простора" и работы руками как я привык высказываться, от себя. Это катамараны из г. Обнинска. На этой регате им не особенно везло. Но буду надеяться, что в следующий раз им обязательно повезет. Желаю удачи, ребята!

И, конечно же, просто "Альбатрос" на "Тритоновских" поплавках с импортным подвесным моторчиком на кормовой пятой балке, и ветхим штатным трамплином. Приятный в общении капитан, Виталий Зайцев, обладатель настоящей "морской" бородки, и, конечно же, недюжей морской закалки, в комплексе со своим судном в конечном итоге взял приз от организаторов регаты: "Самая элегантная яхта". Этот маленький кораблик постоянно "делал" меня на лавировке. А капитан сего "парохода" проходя мимо меня огорошенного, всегда приветливо кивал головой, всячески выражая свое уважение ко мне любимому, моему экипажу и всему что происходит вокруг.

Не перевелись еще действительно настоящие капитаны, пусть даже на столь "игрушечных" судах, умеющих вести себя достойно. Многим "крейсерам" нужно хорошо поучится корректному обращению, а не орать из кокпита своих дубовых и краснодеревных посудин о том, что кто-то им мешает на их "праведном" пути. Во времена "Голубой Ленты Атлантики" учрежденной компанией "Кунард" (приз за наилучшее время пересечения Северной Атлантики пассажирским судном), громадные стальные колоссы несущиеся на пределе своих скоростей замедляли свой стремительный бег дабы пропустить и не причинить бед маленькой яхте. Это было продиктовано уважением к маленьким посудинам, на борту которых было ой как не легко по сравнению с роскошью и безопасностью большого судна. Читайте литературу прошлого и позапрошлого века нынешние капитаны и владельцы больших яхт!

Далее самоделки. И здесь первое место я отдаю катамарану "Симба" Сергея Успенского. Назвать это судно самодельным очень трудно. Столь тщательно строители подошли к выполнению всех работ. Позже я узнал, что прототипом для катамарана послужил катамаран "Адреналин" разработанный самими Успенскими. Классная штучка. А ходит как!? Просто сказка! Они продаются. Интересно сколько стоят? Сызмальства мне нравились маленькие парусные лодочки. И в этот раз маленький катамаран СП 5 Сергея Новицкого очаровал меня.

Маленький легкий катамаран с вооружением "Стриж-Кэт". Идеальное судно для плавания в одиночку. Жалею о том, что подробно не разузнал об этой конструкции. Хотя времени для этого было предостаточно. Поплавки с уже становящимися традиционными носовыми перемычками, легкий мостик и прекрасно пошитый парус на свободностоящей мачте, по типу "Бриз Микро". Добавить нечего.

Секционный тримаран "Три в одном" из Смоленска. Обидно, что организаторы соревнований обошли своим вниманием и это судно, и сам экипаж. Состоящий из капитана (Александр Юданов): настоящего яхтенного конструктора самодельщика, в своем роде "Кулибина". Тех самых, старых, и забытых времен, того первого "Парусного берега". И матроса поэта-песенника (Владимир Глазков), просто романтика из племени Юрия Визбора, Александра Городницкого и Галича, Юрия Кима и т.д и т.п.

Если бы наша промышленность, частная фирма или компания освоила производство подобного судна, спрос бы на него был и это я знаю точно. Это почти настоящий кораблик, но со всеми достоинствами настоящего корабля (каламбур вышел). Гармоничный внешний вид объединен с большой надежностью и безопасностью. Продуманность всего, начиная внешним видом, обводы и компоновка. И заканчивая легкостью в сборке и разборке. Возможность одного из членов экипажа в длительном плавании отдыхать пусть в маленькой, но все же рубке убежище. Да и потом это просто жесткое судно с традиционными обводами и традиционной конструкцией легко перевозимое на багажнике автомобиля.

Для него бы более удачные паруса и рангоут, плюс, слаженная работа экипажа и я думаю, успех этому тримарану в гонках был бы обеспечен. Мое личное мнение. Сам я гонялся в конце всех!

И опять абсолютно нетрадиционная конструкция, которая, к сожалению не разу не приняла участия ни в одной гонке, да и, положа руку на сердце, я не разу не видел ее на воде под парусом. Это поистине "здоровская" лодочка. Сборная "солянка" на основе байдарки "Таймень" каркас, катамарана "Альбатрос" рангоут, некоторые узлы, шверцы, и парусное вооружение от виндсерфера. Все это так сильно сжато, что получилась каркасно-надувная, страшно экстремальная лодка с банками для откренивания и очень аккуратно слаженная. Я просто в восторге. Но все-таки как же она ходит? Вот в чем вопрос.

Именно это суденышко я отношу к разряду экспериментальных. Во многом концепция, вложенная в эту конструкцию импонирует моим конструкторским решениям и где-то пересекается с моими взглядами на парусное однокорпусное разборное судно. Но об этом потом. Свое судно я оцениваю достаточно критично. Я сразу же не угадал центровку. Графическая прорисовка не помогла, или я что-то напутал. Мой "Пудель" страшно не хотел идти против ветра, висел на руле и тянул воду транцем. "Прокол" с поддувами (внутренними камерами) не позволил полностью обходить судно как я и хотел. Практически хорошо шли мы только на одном галсе, на нормально "набитом" баллоне.

Паруса старые и вытянутые надо перешивать, что в свою очередь повлечет к уменьшению парусности и без того маленькой. И все же приняв участие в регате, я получил бесценный опыт, которым можно реально воспользоваться. Надеюсь на следующий год выйти на более совершенной посудине. Организация соревнований мне очень понравилась, хотя я, может быть, не видел лучшего.

Легкие суда придают соревнованиям подобного плана большую зрелищность, и динамику. Зрители могли вплотную подойти к "надувнушкам" на берегу и рассмотреть все до мелочей, в отличие от "крейсеров" стоящих достаточно уединенно на своих якорях. По крайней мере, не всегда у гостевого причала.

Регата прошла, да здравствует следующая регата! Надеюсь, что мы опять встретимся под ее флагом и в последующие годы и эти встречи станут по настоящему традиционными и главное интересными и плодотворными.

Иван Синявин

г. Тверь, 26 авг. 2004 г.