История одного «Простора»
с техническим уклоном

 

Анкетные данные:

Год рождения (постройки на «Энергомаше») 1990

Имя так и не придумано, приклеивались некоторые прозвища, но ненадолго. Ходит под гоночным номером У0517.

Первое плавание – лето 1990, небольшое водохранилище в центре Донецка. Если не считать нескольких «заевших» при сборке резьб, то без происшествий.

Второе плавание – конец сентября того же года, Оскольское водохранилище. Результаты – сломаны оба руля (один у берега по чистой глупости, второй на ходу из-за случайно поднятого румпеля).

Перья были переделаны, изготовлены из фанеры. Переделаны рулевые коробки, вместо «просторовского» решения рули теперь поднимаются классическим сорлинем, а опускаются амортизатором. Заодно подстрахованы от потери с помощью концов из репшнура обтекатели и шверты. Штатное весло заменено двумя с тайменевскими лопастями.

На грот нашиты риф-банты и заделаны риф-кренгельсы.

 

Год 1991.

Первое свидание с морем.

Поползли назад баллоны. Устранено местной прошивкой ликтроса к ткани в носовой части и стопорным элементом (прошитая подмотка изолентой) на носовом конце ликтроса. Барашки норовят открутится, пришлось просверлить концы шпилек для контровочной проволоки.

Маршрут Мариуполь – Таганрог – Ялта – Мариуполь. Участие в первых ралли «Кубок Азовского моря – 91» (Таганрог - Ялта). Разболтались и потрескались элементы продольных стыков балок. Баллоны из секционированных как-то незаметно стали односекционными, перегородки «исчезли».

С первым справились изготовлением стыка заново из стали толщиной 1,5 мм (родные были 1мм) и установкой усиливающей накладки из «оконного» профиля.

При внимательном осмотре замечены трещины в продольных балках - коробах вокруг болтов с конической головкой, крепящих кронштейны поперечных балок. При дальнейшем осмотре выясняется, что скобы крепления шпрюйта штага просто прикручены винтами М5 к полуторамилиметровой стенке продольной балки. Срочно подложили изнутри большие шайбы из нержавейки. Тонкими (0,5мм) нержавеющими пластинами снаружи и изнутри усилены места установки кронштейнов поперечных балок (усиления приклепаны вытяжными заклепками через стенку продольной балки).

 

Год 1992.

Появился спинакер площадью «целых» 4,5 кв.м.

Маршрут Геническ – м. Зюк. Сюрпризы конструкции вроде заканчиваются, или нам так кажется.

 

Год 1993.

Первая радикальная перестройка лодки. Изготовлены новые баллоны увеличенного диаметра, а родные остались внутри них в качестве аварийных емкостей. Появились шпангоуты и стрингер-тросы. Добавлена носовая поперечная балка. Парусный гардероб пополнился стакселем на 2,5 квадрата.

Маршрут Мариуполь – мыс Зюк.

Впечатления: улучшилась грузоподъемность и скорость «в грузу». Лавировка немного хуже, но в рамках.

Новая поломка – продавлена подмачтовая балка. Заменяем ее местным бревном (дешево, тяжело и сердито) и идем дальше. Дома балка была отремонтирована и подкреплена с помощью шпрюйтовой растяжки (полоса из нержавейки сечением 25х1).

Начал разбалтываться стык секций мачты. Временно устраняем прокладкой из подобранной пивной банки. Дома наконец дошли руки до краспиц и ромбовант. Точка крепления стоячего такелажа поднята на нижнюю часть верхней секции мачты, мачта, наконец, обрела цельность и устойчивость.

Выводы: хочешь на «Просторе» нести что-либо сверх штатного грота – подкрепи подмачтовую балку и саму мачту.

 

Год 1994.

Эксперименты (впоследствии признанные неудачными) с установкой дополнительного шпангоута на носовую балку.

Маршрут Мариуполь – мыс Зюк.

 

Год 1995.

Маршрут Севастополь – Мариуполь.

 

Год 1996.

Маршрут Мариуполь – мыс Зюк – Геническ.

 

Год 1997.

Маршрут Мариуполь – мыс Зюк – Пресноводная.

Самый тяжелый по погодным условиям сезон.

Потеряла прочность ткань на верхней части баллонов (съедена ультрафиолетом).

 

Год 1998.

Вторая радикальная перестройка лодки. Изготовлены новые баллоны увеличенной длины. Родные рули заменены одним на кормовой балке. Шверты пока родные.

Увеличилась скорость. В мае впервые выигран Кубок Донбасса.

Маршрут Мариуполь – мыс Зюк - Пресноводная.

В Мариуполе нас заметно «облегчили» местные воришки (остались без части продуктов, гермоупаковок, запасных парусов, непромоканцев и даже «лягушки»). Закупив полиэтиленовых мешков, все-таки вышли.

 

Год 1999.

Перестройка лодки продолжается. Шверты заменены одним центральным, подвешенным на дополнительной поперечной балке. На эту же балку «завязаны» кормовые шпангоуты (до этого шпангоуты крепились только к продольным балкам, что вообще-то нехорошо из-за скручивающих нагрузок на оные). Пошиты стаксель на 3 квадрата и спинакер на 7, а также новый трамплин. Лодка обрела нынешний вид.

Лавировка стала гораздо лучше, немного увеличилась и ходкость.

Маршрут Киев – Днепродзержинск.

 

Год 2000.

Маршрут Мариуполь – Мысовое – Чаганы – Мысовое, включая прямой переход через Азов с Обиточной на Мысовое.

 

Годы 2001…2003.

По не зависящим от экипажа причинам пришлось ограничится участием в соревнованиях и небольшими вылазками. Лодка ведет себя прилично, хотя заметно ее старение.

За 1999…2002 трижды выигран кубок Донбасса, дважды чемпионат Украины в классе до 12 квадратов и один раз Кубок Украины. В 2003 нас обошел экипаж Киевских «Утят» - ничего поделать не смогли, экипаж классный, а лодка современная, превосходящая нашу по всем (может, кроме запаса прочности) параметрам. Александр Еременко
Донецк
окт. 2005 г.