Семейный туризм


Иногда кажется, что город просто задавил нас своим шумом и суетой. И куда же податься от этой современности? Хочется, чего ни будь нового, тихого, красивого и спокойного. Когда отдых на Канарах не по карману, или Российские красоты ближе и роднее, начинаешь задумываться об активном отдыхе на природе. Тем более, что после некоторого анализа начинаешь удивляться от осознания того, как много отдыхающих иностранцев в вашей местности!? И тут вступает в силу Его Величество Случай. Кого-то агитируют друзья – товарищи, кого-то статья в газете, кого-то интересная книга, кого то еще что-то… В конечном итоге, каждый кто задумался над проблемой активного и здорового отдыха, приходит к своему способу разрядки от современной урбанизации, побегу от шума и суеты.

Сегодня я хочу рассказать о семейном водном туризме, проанализировать некоторые стороны и проблемы этого вида отдыха. Забегая вперед, скажу, что, по мнению моей семьи это - здорово! А Ваше мнение думаю сложится и окрепнет к концу данного опуса. Особенно, если Вы наберетесь терпения и заглянете в Сеть по указанным ниже ссылкам. Автор этих строк занимается данным видом туризма всего два года поэтому заранее просит извинения за возможные неточности у корифеев водного туризма.

1. На чем остановиться?

Выбирать вид туризма можно по - разному. Критериев действительно много. Одни склоняются к пешим походам, другие к вело туризму, третьи ….. В общем, сколько людей – столько мнений, а видов туризма гораздо меньше, чем людей, так что на каждый вид туризма приходится уйма народу.

У нас семья героически большая. Папа (т.е. я), мама, три дочери, два сына, зять и внук.

Конечно по туризму «страдают» не все, но в обсуждении туристических проблем принимают активное участие все абсолютно. Правда каждый по своим причинам, на пример незамужние средняя и младшая дочери ждут не дождутся когда «предки» заберут пацанов и свалят из дому, оставив их в покое. Хотя и сами иногда просятся с нами. «Просятся куда?» - спросите Вы. И будете абсолютно правы. Пора наконец и рассказать чем же мы конкретно занимаемся. Мы долго анализировали и спорили по - поводу где и как отдыхать. Потом пошли от противного. Начали отбрасывать те виды туризма, которые нам не подходят. Так мы остановились на сплавах по спокойным рекам на надувных лодках. На этот выбор оказали влияние следующие два главных фактора:

  1. Наличие реки.
  2. Максимальное отсутствие в этом виде туризма экстрима

Большое влияние на наш выбор оказала повесть Феликса Квадригина «На байдарке» (кто не читал, советую прочесть http://caravan.hobby.ru/reports/baida/index.html). Это занимательная, веселая повесть, которая редко кого оставит равнодушным. Данное произведение мы читали долгими зимними вечерами всей семьей, и эти чтения во многом определили направление нашего решения. Кроме того, мы скачали много интересной информации с сайта http://lib.novgorod.net/TURIZM/ (2008 - сайт недоступен :-( Здесь Вы найдете множество описаний, отчетов о путешествиях, полезных советов, в общем если что – то решите, то обязательно сходите по этой ссылке, не пожалеете. Сплав по спокойным рекам имеет свои неоспоримые преимущества. Спокойное движение вниз по течению реки практически не требует физических усилий. Подгребай чуть-чуть справа, чуть - чуть слева, выравнивая лодку на курсе, грейся на солнышке да любуйся проплывающими мимо красотами.

 Тишину нарушает только легкий плеск волны о борта лодки. А все остальное как у настоящих туристов – костер, рыбалка, палатка… Но в отличии от пеших туристов мы приходим на стоянку свежие, отдохнувшие, полные сил и энергии. Немаловажным оказалось и то, что данный вид отдыха не потребовал капиталовложений, которых не смогла бы осилить семья даже с небольшим достатком (гораздо ниже среднего).

2. Снаряжение

Исходив и исползав кучу сайтов, мы начали анализ и подбор снаряжения по принципу цена  - качество. Первое, что было необходимо выбрать это судно. Проанализировав модели надувных лодок отечественных и зарубежных изготовителей, мы остановились на многоместных лодках Ярославского производителя. Эти лодки имеют среднюю ценовую категорию при довольно высоком качестве. Достаточно привести пример того, что я знаю как минимум десяток человек, серьезных любителей рыбалки использующих резиновые лодки, и имеющие опыт использования лодок разных производителей. Мнение этих людей однозначно – Ярославские лодки выгодно отличаются своим качеством, надежностью, ремонтопригодностью, долговечностью и многим - многим другим.

Ярославль изготавливает различные модели лодок, такое количество и разнообразие типов, размеров и функциональных различий удовлетворят самого изысканного туриста, рыбака или спортсмена. Найти каталог ярославских лодок можно в Интернете.  Мы произвели анализ этих  лодок и, исходя из потребностей, разбили их на следующие группы:

Естественно, нас привлекли суда второй категории. Моделей было отобрано много, но предпочтение было отдано следующим судам: Вега 3 исполнения 6, Вега3 исполнения 7, Орион от 6 до 25Н, Скиф, Бриз от10 до 20, Вега-Спарт модификации от 6 до 10, Ласточка, Ласточка 2.

Каждая лодка выполнена для определенных задач. Каждая соответствует этим задачам своей конструкцией и ценой. Попробуем проанализировать перечисленные произведения искусства (по-другому Ярославские лодки не назовешь).

Итак, если Вы хотите ощутить всю прелесть одиночества и минимума комфорта при движении по воде, то для Вас выбор не велик – это надувная байдарка Ласточка 1. Острые обводы, двухлопастное весло, мягкие борта, более высокая плавучесть на воде относительно своих разборных собратьев (все таки целых три надувных отсека плюс надувное сиденье, а это что-то значит). В скорости Ласточка немного уступает «Тайменям» и другим корпусным байдаркам, но это, весьма относительно, и так ли важна скорость, не на гонках же? За то небольшой вес и габариты позволяют, доставлять ее к намеченному участку старта без особых хлопот. Снаряжение туриста одиночки неприхотливо и помещается в один большой рюкзак, который способен переносить один, повторяю ОДИН человек, этот рюкзак ВХОДИТ в общественный транспорт и даже легко размещается в герметичных носовом и кормовом отсеках судна. Главное, в таких случаях исповедовать религию г-на Квадригина, который правильно заметил, что в поход нужно брать только то, без чего нельзя обойтись. За то Вы в полной мере насладитесь своим одиночеством и возможностью еще раз проверить на что Вы еще годны в этой жизни в почти автономном плавании.

Если Вы не хотите расставаться даже на время отпуска с одним человеком (или же наоборот весь отпуск и был изобретен для этого человека), но при этом желаете все того-же - дикой полной независимости от цивилизации то лучше, чем надувная байдарка Ласточка 2 не придумать. Правда Вам придется нести уже два рюкзака, но в остальном это того стоитJ.

Следующий класс лодок для тех, кто любит путешествовать с комфортом и в компании. К этому классу относятся весельные лодки: Вега 3 исполнения 6, Скиф, Вега –Спарт. Эти лодки отличаются не только большой грузоподъемностью (кстати намного больше заявленной производителем), не только большим удобным кокпитом, но и высокими бортами, позволяющими удобно разместить количество пассажиров в двое превышающее паспортное. Недостатком можно считать большой вес и габариты, но для тех, кто имеет возможность доставки снаряжения к месту старта автомобилем или другим видом транспорта это большого значения не имеет. Необходимо только дополнительно приобрести необходимое количество весел и … в путь.

Гребная лодка хорошо, а лодка с возможностью установки подвесного лодочного мотора (ПЛМ) лучше. В походе по большой реке могут возникнуть ситуации, когда необходимо немного вернуться назад (вверх по течению), быстро пересечь реку или ускорить движение на маршруте (отпуск кончается, компания надоела J, или не дай Бог конечно что то произойдет экстра ординарное, ну заболел кто-нибудь внезапно). Лодки моторного класса в нашем списке начинаются с Веги 3 исполнения 7 и заканчиваются Ороном 25Н и имеют возможность установки моторов от минимальных (2-3 л.с.) и до 25-30 сильных ПЛМ, выводящих лодку не только на глиссирование но и стремящихся поднять легкое резиновое судно в полет над водой. Для туризма можно ограничиться маломощными собратьями ПЛМ.

Вообще, правильный выбор мотора хорошо обоснован в статье по адресу http://www.boat.vladivostok.ru/power.htm (2011 - ссылка неактуальна), полезную информацию по этому вопросу с избытком можно почерпнуть по адресу http://www.boat.ru/motor/index.shtml (2011 - ссылка неактуальна), но лучше всех по этому поводу пишет в своей статье «Подвесной мотор для парусного катамарана» Александр Киселев, который пишет, цитирую: «Согласно теоретической гидродинамике для катамарана  (судна прим. автора) длиной 5 – 6 м. оптимальная крейсерская скорость в водоизмещающем режиме движения (согласно так называемому «числу Фруда») составляет 8 -11 км/ч. Эту скорость ему с лихвой обеспечит ПЛМ в 2 л.с. Плавание с той же скоростью но на более мощном подвеснике будет приводить к перерасходу топлива. При задействовании всей мощности более сильного мотора и увеличении скорости плавания, расход топлива скачкообразно возрастет непропорционально приросту скорости, т.к. начнется «перекачка» мощности мотора в волнообразование.» Конечно туристическая надувная лодка имеет несколько большее сопротивление, чем катамаран, но в общем то Киселев прав. Мне приходилось использовать отечественный мотор Салют, мощность всего в 2 л.с. на лодке Вега 3 исполнение 7 и его тяговых характеристик хватало с лихвой для движения в водоизмещающем положении на Оби. Скорость была небольшая, но ведь это аварийный способ движения. На лодке Орион 15, я использовал ПЛМ Ветерок 8. Это давало возможность при загруженности около 500 кг и буксировании грузовой лодки, загруженной на 100-120 кг.(Барнаульская Омега 2) получить скорость против течения около 7-8 км\час. В общем из этого класса лодок каждый может выбрать себе то, что больше по душе. К стати лодки с жестким полом (Орион 6-25) можно оборудовать парусным вооружением, как это сделал автор этих строк. Подробно о конструкции парусного вооружения можно ознакомиться по адресу http://parusanarod.ru/bib/papers/2005/skobelev/index.htm  Это уже совершенно другой отдых, другая тема и не для этой статьи.

Кстати, наличие возможности установки парусного вооружения не отрицает использование лодки в обычном исполнении т.е. в весельном или весельно – моторном исполнении. Лодки этого класса принципиально отличаются только размерами и ценой. Конструктивные особенности заключаются в наличии или отсутствии жесткого пола (кстати изготовить самостоятельно разборный жесткий пол не представляет труда). Естественно, наличие жесткого, или хотя бы надувного пола в лодка весьма желательно для туризма. Некоторое отличие вносит надувной киль, он заметно повышает устойчивость движения лодки на курсе под ПЛМ. При движении же в весельном положении, это заметно снижает проходимость лодки по мелководью, а на устойчивость на самосплавном курсе не отражается. В общем, данный вид лодок, по мнению автора, является наиболее демократичным выбором для большинства потенциальных туристов водников.

Последним классом Ярославских лодок для туризма можно назвать более дорогие моторные лодки класса Бриз, Сириус, Ибис. Это лодки из более современного материала ПВХ, отличаются от тех же Орионов ценой (она выше) и некоторым незначительным снижением веса, а в остальном …

Анализируя лодки Ярославского производителя, хотелось бы (не в виде рекламы) отметить, что отечественные производители выпускают разнообразные суда для водного туризма. К выбору судна необходимо относиться ответственно. Отдых на воде всегда сопряжен с определенной долей риска и вопрос безопасности такого отдыха должен решаться в первую очередь. Вторым немало важным вопросом в выборе судна является его вместимость, универсальность и в последнюю очередь (а может и не в последнюю) – цена вашего выбора.

Вторым приобретением после лодки, для соблюдения требований безопасности является снаряжение, перечисленные ГИМС, как обязательные. К ним относятся: спасательные жилеты, водоотливной, противопожарный инвентарь, аптечка, якорь и багор. Начну по порядку. Спасательные жилеты делятся по запасу плавучести на взрослые и детские (7-9 литров в первом и 9-12 литров во втором случае), а так же по цене – дорогие (около 850 рублей) и очень дорогие (свыше 1000 рублей). Подробнее с устройством и ценовым диапазоном  спасательных жилетов можно ознакомится в Сети.

Oсновательно «изучив требования по запасу плавучести», моя семья, как истинные сухопутные, панически боящиеся воды и по этой причине плохо умеющие держаться на воде, взбунтовались и приняли решение: изготовим спас. жилеты самостоятельно. Материалы для пошива жилетов были проанализированы и подобраны, аксессуаров в виде застежек, липучек и т. д. и т. п. в магазинах хоть отбавляй за копейки. В результате конструирования моей половиной своих фантазий на тему спасательный жилет, получились не очень эстетичные, но очень крепкие и надежные конструкции с запасом плавучести ….. 44 ЛИТРА!!! Стоимость материалов на пошив такого монстра укладывается в 150 рублей, работа по пошиву не в счет, а удовольствие торчать по пояс из воды как поплавок -сногсшибательное. По этому поводу я даже произнес кощунственное предположение, что Иисус Христос наверняка по воде как по-суху передвигался в тапочках подобной конструкции.

К водоотливным средствам ГИМС относит водоотливной черпак, не тонущий, выполненный из плавучих материалов и т. д.. К стати, в магазинах такой найти не удалось, но, чтобы не мучить читателя, скажу, что мы вышли из положения, используя в качестве водоотливного черпака мерную кулинарную пластмассовую кружку емкостью 1 литр, которая по совместительству в походе выполняет и свою прямую функциональную обязанность.

Противопожарный инвентарь в виде кошмы представляет собой кусок плотного брезента размером 1Х1.5 метра, удобно используемый в походе у костра в виде подстилки в сырую погоду. Можно конечно использовать для этого стандартную кошму из асбестовой ткани, но и при виде такого средства у инспекторов ГИМС не возникает претензий.

Медицинская аптечка в походе может укомплектовываться по – разному. Хотя в принципе и автомобильной аптечки вполне достаточно, но для продолжительных походов перечень медикаментов и материалов все равно придется увеличить, особенно если придется учитывать неокрепшее здоровье новичков. Но здесь вопрос остается открытым т. к. сугубо индивидуален для каждого похода.Лучше указанной статьи по указанному выше адресу автору настоящего опуса найти не удалось.

Якорь в лодке – вещь, без сомнения необходимая (для инспекторов ГИМС) и абсолютно бесполезная для туристов. Он, конечно был приобретен на рынке у народного умельца за 200 рублей, но за все время путешествий по прямому назначению ни разу не использовался, только мешал в лодке. Одно согревало душу – он складывающийся по принципу цангового патрона, в плотном чехле, и лодку проткнуть не может.

Особого места в описании требует багор. Ибо именно эта позиция всегда больше всего интересует «бдительных» инспекторов ГИМС. Ваши объяснения относительно того, что наличие багра в резиновой лодке не безопасно успеха наверняка иметь не будут. По этому поводу мы всегда идем на обман и убеждаем инспектора, что он (т.е. багор) только что утонул, при чем на всех лодках одновременно J. Проходит. Инспектора улыбаются, ценя наш юмор, становятся мягче и желают счастливого пути.

Третьим крупным приобретением для туризма становиться палатка. Тут возникает определенная трудность в выборе. Проанализировав рынок современных товаров, я остановился на продукции фирмы Triton. Современные палатки выгодно отличаются от палаток 70-х и 80-х годов разницей в весе, габаритах в сложенном состоянии, комфортности и скорости установки. Мне кажется, что палатка, для которой каждый раз нужно по-варварски вырубать колья, палатка, в которой отсутствует противомоскитная сетка и т.д. и т. п. просто пережиток прошлого. Современные технологии дали нам легкие, прочные, дешевые материалы, из которых изготавливают красивые, удобные, легкие и недорогие палатки.

Для коллективного отдыха я приобрел палатку Аляска -5. Во-первых это 5 местная палатка с противомаскитной сеткой, с двумя функциональными помещениями. Во -вторых после армейской брезентовой палатки (которая предшествовала Аляске в течение многих сухопутных лет), габариты и вес Аляски меня просто изумляли. В общем, современный рынок предлагает широкий выбор покупателю. Главное, при покупке палатки, обратить внимание на фирму изготовитель (это во многих случаях определяет качество), технические характеристики по промокаемости (чем больше миллиметров водяного столба указано, тем больше их на совести производителя, а нам лишь бы в дождь не промокала, так что запасной целлофан для страховки все равно возить придется, так, на всякий случай). Обратите внимание на качество швов, это определяет долговечность палатки и Ваших нервов. Размеры палатки подбирают из расчета удобства, но большая палатка всегда имеет преимущество в том, что позволяет укрыть от непогоды весь туристический скарб. В общем случае спать с комфортом можно только в большой палатке. Если Вы приобретете маленькую палатку, то где-нибудь на привале, встретив группу туристов, оснащенную большей, вы можете почувствовать к своему походному дому определенную неприязнь.

Палатка без спального мешка от холода не спасает. Современные спальные мешки, как и палатки, выполненные из современных материалов, обладают малым весом и габаритами. Они выполняются из наполнителей типа синтипон или заменителя пуха. Такие спальные мешки стоят приличных денег, однако т. к. материалы для изготовления спальных мешков продают практически во всех магазинах тканей, то и изготовление спальных мешков в домашних условиях не представляет особых трудностей. Таким образом нам удалось сшить один большой 5 местный спальный мешок, затратив на него средств столько же сколько мы бы потратили на приобретение одного одноместного в магазине. Спальник получился намного теплее, а по габаритам едва ли превысил размер двух магазинных. Испытания его показали, что наружный материал спального мешка (плащевка) очень скользит по палаточному дну (варианты с подстилкой из кариматов помогают плохо). Кроме того, слегка жестковато, а подстелить лапник или траву удается не всегда. Принято решение докупить надувной матрац размером 2,2Х2,5 метра (в магазине цена 2200 рублей), покрытый с двух сторон ворсистым материалом. Будет и тепло и мягко, и запасное плав. средство не помешает J.

Относительно остального оснащения, то тут каждый выбирает как ему нравиться. Лучше конечно опираться на опус Квадригина, но к этому бессмертному произведению автору хотелось бы добавить несколько строк.

В магазинах появились чудные туристические пилы, напоминающие цепь для бензопилы. Приобретение такой незаменимой в походе вещи оправдывает себя после первой же заготовки дров. Берега рек часто усеяны плавунами, перерубить которые топором весьма и весьма непростое занятие, особенно, когда это топливо основательно высушено ветром и солнцем и толщина как раз соответствует Вашему пониманию пригодности для костра. Стоимость такой чудо пилы около 200 рублей, а места она занимает немного.

Выбор  посуды и другого кухонного инвентаря сугубо индивидуален. Однако ножи лучше иметь складные и вообще чем меньше колющих предметов в резиновой лодке, тем лучше для лодки и как не странно безопаснее.

Одеждой для похода служат в основном старые поношенные вещи, добротные, теплые (для ночлегов),  легкие, для движения на воде, солнцезащитные, для защиты от переизбытка солнца, обязательно наличие широкополых шляп, желательны солнечные очки. Обувь для похода нужна такая, чтобы было не жалко прыгнуть на заиленный берег, в идеальном случае подходят старые кроссовки. Однако обязательно нужно иметь более - менее приличный спортивный костюм, в который Вы облачитесь перед финишем или в случае необходимости посетить цивилизацию (промежуточные населенные пункты) для пополнения продуктов или узла связи и т.д. и т.п.

Пару слов хотелось бы сказать о чудо печке. Это просто незаменимая вещь в комфортном походе. Представляет она собой малую паяльную лампу (емкость бачка 1 литр) с треногой заводского изготовления. Расход бензина составляет от 0.3 до 0.4 литра на одно приготовление пищи и время приготовления снижается в несколько раз. Особенно начинаешь ценить это устройство, когда после дождя пытаешься что-то приготовить на сырых дровах. Бензин лучше всего хранить в герметичной алюминиевой канистре и в паяльной лампе не оставлять. Ибо колебания температуры могут привести к вредным для лодки протечкам через всевозможные уплотнения лампы. Неплохо показали себя и примусы типа Шмель и новые раскладные газовые плитки (правда в походе нужно точно рассчитать количество газовых баллончиков которые кроме как в городах нигде не купить).

В общем случае снаряжение для водного похода собирается постепенно и необременительно даже для бюджета ниже среднего. Кое-что берется вскладчину с друзьями, но на кое-что естественно потратиться придется. Однако все затраты окупаются первым же походом, первой ночевкой у костра, первым созерцанием чудных Российских пейзажей девственной природы, медленно проплывающих мимо Вас.

Вот что о водном туризме написано в энциклопедии туризма (Москва Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» 1993 год).

«Водный туризм, походы по рекам, озерам, морям и водохранилищам на судах туристических, а так же путешествия по водным маршрутам на теплоходах. В водном туризме удачно сочетаются элементы познавания, активного отдыха, оздоровления и спорта. Он доступен практически каждому здоровому человеку независимо от возраста».

В виде заключения. За два года путешествий, с нашей семьей ходило много разных семей, не знакомых с водным туризмом. Все они без исключения пошли по нашему пути выбора способа активного отдыха. К следующему сезону планируется довести наш туристический коллектив до 9-10 семей со своими судами и оснащением.

Скобелев А. О.
г. Барнаул-2005 г.



Прим. библиотекаря:
про обязательное снабжение.

1. О спасжилетах. Информация к размышлению: "Индивидуальное спасательное средство", которые положено иметь на весь экипаж, должно быть промышленного изготовления. Неудобный и не больно-то эффективный пробковый пояс годится, а прекрасно сделанный спасик, лучше заводского - не пойдет. Не агитирую за пробковые пояса, и инспектор скорее всего не станет придираться к самодельному жилету. Он разумный мужик, ему важно чтобы на участке не было ЧП с утопленниками. Но если захочет к чему-нибудь придраться, законный повод будет.

40-литровый жилет, по-моему, явно перебор. Такой если и нужен то разве на серьезных порогах с пеной (если только не помешает работать). А экипаж небольшой надувнушки облаченный в могучие спасы, ведь и в лодке может не поместиться. J А если из-за неудобства не облачится... то лучше бы маленький но удобный "страховочный" жилет. Его задача - избавить от заботы номер 1 "не утонуть", несмотря например на одетые сапоги и плащ, и дать возможность при аварии заниматься другими заботами - экипажем, лодкой, имуществом. Нормальный спасжилет или нагрудник сам переворачивает человека лицом вверх и поддерживает голову. Если кто-то из детей еще неуверенно чувствует себя в воде - такой ему и нужен.

2. Якорь. Вещь необходимая на любой лодке на большой воде (исключаем воду белую и узкие байдарочные речки). Но среди владельцев легких надувных-разборных корабликов, которые обычно выходят на большую воду как раз из байдарочных речек, из водно-туристской, а не морской школы, эту необходимость осознает хорошо если половина. Спорить бесполезно: тащить с собой тяжелую железяку - идиотизм! Зачем якорь, если я всегда ткнусь в берег?

Поэтому только примеры.
— Якорь нужен для рыбалки с лодки. Надеюсь хоть по этому пункту противников не будет.
— Чтобы, ткнувшись в берег, сразу ткнуть в него якорек, а уж потом отправиться на осмотр места возможной стоянки или к ближайшим кустикам. Ерунда?

Известен случай когда отсутствие или неприменение якоря на надувнушке едва не стоило человеку жизни - он остался на островке в десятках км от берега на весеннем Арале и спасся только благодаря исключительной воле, выдержке и жизненному опыту, предельно истощенный долгой робинзонадой. (Об этой истории писали в журналах Турист и КиЯ лет 20-30 назад).

Чуть не упустила свой корабль команда Альбатроса на Белом море - см. отчет.

А двумя годами раньше на Белом случилась трагедия - при попытке вплавь догнать катамаран погиб парень, отцу пришлось искать труп. Напрасно. см. здесь. Может, все-таки поучимся на чужих ошибках, если не то что ГИМС, но весь опыт настоящих моряков нам не указ?

Увы, пустившиеся в вольное плавание из-за волны от прошедшего катера или порыва ветра "летучие голландцы" можно видеть почти на каждой регате, когда между гонками у берега остаются несколько десятков лодок. Привязать лодку не всегда найдется к чему; не привыкнешь к якорю — понадеешься на авось и там, где помочь поймать ее будет некому.

— наконец добрались до штатного использования якоря в "туристских" условиях. Еще примеры. Свежий, май-2005. При отходе от берега проткнули баллон. Пока разбирались что к чему, свежий отжимной ветер отнес на приличное расстояние, где и перевернулись. Вода ледяная. Спасены другой лодкой. Был бы сразу отдан якорь (его конечно не было), обошлось бы без таких приключений.

Cм. отчет Из собственной практики. Поджидая приотставших товарищей, мы болтались под защитой каменного островка на якоре. Самый быстрый катамаран группы, кэп которого якорей не признает, приткнулся к берегу. Пока ждал, баллон терся-терся... и пришлось клеиться, ставить заплатку.

3. Багор. Вещь тоже конечно нужная J Слава Богу, в Москве ее на гребных лодках, надувных судах и байдарках не требуют. У ГИМСа в разных регионах видимо свои причуды. А у нас бывает пишут в судовой билет одинаковых лодок разное снабжение — кому якорь, кому черпак... видимо, по степени твердости памяти и настроению дамы в окошке группы регистрации.

В конечном счете, не ГИМСа ради нужно все это хозяйство — думайте сами, решайте сами.

ГШ