Наиль Садыков
Достаточно быстро согласовали распределение оборудования и снаряжения. Кроме всего прочего, я решил прихватить с собой харкеновский гика-шкот от М551. Старт экспедиции был назначен на очень раннее утро 29 мая.
Начало было многообещающим, в 3-00 ко мне заехал Сергей, я быстро побросал свои вещи, и мы двинулись в сторону Черкасс. Солнце вставало все выше, мы миновали Тулу и тут... В машине развалилась помпа, и мы приехали.
Дальше последовали поиски эвакуатора, возвращение на нем в Москву, перегрузка шмоток в мою машину и повторный старт, уже 29 вечером. Т.к. предыдущую ночь я почти не спал, носом клевалось страшно. Тем не менее, мимо Тулы, Орла, Курска и Белгорода к 4 утра я доехал до Украинской границы, дальше проще. Дорога среднего качества, т.к. была ночь выходного дня, движения особого не было. (замечание — не стоит ехать мимо Тулы по «автобану», потом получится крюк, этот обход еще не достроен)
Таможня, очередей практически нет. На российской стороне пропускают сразу, на украинской заполняем иммиграционные карты и ненужные таможенные декларации. Позже выяснилось, что стоило бы заполнить вывозную декларацию на катамаран в России.
За руль сел Сергей, и мы покатили мимо Харькова и Полтавы, я слегка покемарил, и когда над Украиной взошло солнце, смог уже вполне осознанно рулить и рассматривать пасторальные виды заболоченной поймы реки Сулы. Наконец дамба, мост через Днепр и мы в Черкассах. Еще немного кругов по городу, и вот клуб, где уже расположились остальные участники мероприятия. Что было 30-го, помню плохо, т.к. годы уже не те и не спать 2 ночи подряд тяжело. Помню, что мы собрали катамаран, провели обмер, поставили палатку и даже что-то поели. Попутно обнаружилось, что кроме всего прочего мы забыли в Москве геннакер. За счет этого, а также за счет учета в обмере реального веса экипажа, мы попали в «младшую» группу, причем не с самым худшим баллом. Как выяснилось позже, геннакер и не был особо нужен ;-))
Вечером я с радостью плюхнулся в спальник и тут... Оказалось, что хоть Украина и юг, и хоть мне страшно хочется спать в такой холод (+1- +3) это не так просто. Да, еще, т.к. мы приехали последние, пришлось ставить палатку на продуваемом мысу, так что нас еще и сдувало, но так и не сдуло до конца.
Хотя, конечно, Украина — юг, там уже все листья распустились и вовсю цвели яблони и груши. Чувствуется, что другой климат и ландшафт.
Лагерь соревнований разместился на мысу на территории детской водной станции, по соседству с местным яхт-клубом. В яхт-клубе весьма популярны ката- и тримараны, наверное четверть от всех лодок.
Лагерь участников
Черкасские многокорпусники
Черкасские многокорпусники
Черкасские многокорпусники
Симпатичный польский крейсерский швертбот
Я/к — 50 буй — бык — я/к
Ветер 3-4 балла фон, 5-6 на усилениях
Призы на открытии регаты
С утра раздувало, так, нормально. Еще до старта один катамаран успел кильнуться. Народ лихо летал по акватории туда-сюда, а старт все не давали.
Спасение на водах
Объявили дистанцию «вокруг острова, до 50 буя, бык и назад вокруг острова». Где этот «бык» находился, мы до старта так и не поняли, была надежда на местных, которые пойдут впереди и покажут дорогу. Зря мы надеялись…
Старт против ветра. Стартовали так себе, но вскоре на лавировке стали выбираться вперед. Попутно срубили на послестартовой лавировке Ducky-19 Спорт. Мы шли правым галсом, а они на левом неудачно увалились нам под корму. Позже они встали и пошли в гонку, однако потом сломали мачту. Обогнули остров одновременно со вторым Ducky-19 Спорт и пока они не поставили геннакер шли вровень. С геннакером они улетели, но скоро сломали мачту. Да… сегодня не день Даки-19 Спорт. Длинный фордак, в итоге к знаку к нам подобрался "Аструительный" и просто Ducky-19 или 17 (мы не разобрали). К нашему удивлению, 50-й буй обогнули первыми, не знали куда дальше идти, лавировались в общем направлении — "обратно". Стаксель закрутили, т.к он совсем не работал, приходилось сильно травиться. К счастью, по дороге назад увидели бык, который и обогнули успешно левым бортом. Под гротом все равно ехали достаточно быстро, только не всегда оверштаг легко крутился. Финиш - фордак под гротом и стакселем. Вторым (по гандикапу первым?) был бы Женя на Бризе, но он не обогнул остров. Жаль. По факту, второй — Одиссей (Еременко) примерно через 15 минут после нас. Всего в первой гонке финишировало 5 лодок, остальные сошли по разным причинам, включая оверкили и поломанные мачты.
Команда Даки существенно сократилась, остался Ducky-19 (Дима) и Ducky-17(Володя). Кажется, заводская команда расстроилась, ИМХО поломки мачты становятся дурной традицией Ducky-19 Спорт на Кубке Коломойца. По словам Димы, да и по нашим наблюдениям причина этого — максимальное упрощение конструкции в угоду технологичности и быстрособираемости... Тот же Дима на просто Ducky-19 не финишировал только потому, что у него выскочила из краспицы ромбованта, простейший фиксатор позволил бы этого избежать.
Холодно, но на воде в гидре не мерз.
Вечером судили-рядили как идти: в походном или гоночном режиме. В конце концов, все выпили и жизнь стала разной.
Хозяева принимали нас гостеприимно, накормили, напоили.. И вообще, «люди попадались хорошие, можно даже сказать душевные..»
Пара замечаний о флоте: самые аккуратно сделанные и красивые, конечно, катамараны Ducky. При устранении досадных недостатков они будут весьма конкурентоспособны. Впервые увидел большие украинские лодки для морских путешествий, они очень массивные и выглядят весьма надежными. Однако, изношенность матчасти давала о себе знать, рвались паруса, ломались разные детали.
Холод собачий с утра, довольно сильный ветер.. Старт якобы в 10, одел неопрен, в результате старт в 13. Пока ждал старта в резине на берегу, упрел и натер кожу песком, попавшим под гидрокостюм. Дистанция около 15 миль, чисто под ветер. Более менее выходим в группу лидеров.
Корсар на дистанции
Мы изо всех сил боролись последовательно с Ducky-19, потом с Одиссеем, потом с Амикусом.
Одиссей уходит в отрыв
Амикусы смогли обострить борьбу, неправильно повесив геннакер, и мы держались рядом всю дистанцию.
Боремся с Амикусом, а Амикус с геннакером
Лодки финишировали плотно, мы 3-4 вместе с МА-2, отрыв от лидеров —
8 минут. Впереди Ducky-19, нарезавший галсы в бакштаг и иногда ставивший геннакер, и Одиссей со спинакером. Женя на Бризе, стартовав позже всех, обогнал многих. Вообще, все финишировавшие лодки уложились в 1 час, что неплохо для разношерстного флота и 5-6 часов на дистанции. В этот раз на финише первыми были местные, которые и показали нам дорогу. Яхта сопровождения — полутонник «Фрегат» отстала от первых катамаранов и подошла позже.
Катамараны на финише в Сагуновке
Встали в кустах, где нет ветра. Выглянуло солнце. Слава привез рыбу и большой котел. Обещают уху. Жизнь налаживается. Вокруг сосны на песчаных холмах, озера и болотца, в которых, наверное, полно рыбы и дичи. Уху хозяева приготовили отличную.
Уха!!
Слава рассказывал байки из своей бурной жизни. Его основной бизнес изготовление хороших(!) гробов. (гроб Ельцина подвергся критике) В его гробу, например, похоронили Лобановского. А вообще он рассказывал про свою жизнь экстремала на суше и на море. Ночью — холод!!
Теплее, на стоянке ветер почти не ощущается. Я, дурак, решил, что в такую погоду неопрен ни к чему. Берег наветренный. На удивление, старт дали ровно в 10, как планировалось.
Старт на Жовнино. Ничто не предвещает беды
Бакштаг правого галса — примерно 30 км до восточной оконечности острова Жовнево. Мы сначала довольно лихо летели под гротом и стакселем, однако примерно через час стали зарываться носами и думать «не слишком ли много у нас парусов». Группа из Ducky-19, Ducky-17 и Одиссея — пошла круче к ветру, а мы держали прямо на точку.
Одиссей опять уходит от нас
Скоро почти все исчезли из виду, только цветной парус какого то Ducky иногда мелькал среди волн справа.
Ducky на дистанции
Ветер усиливался, мы все дальше уходили от прикрытия берегом, волна росла. Мы скрутили стаксель, но в скорости практически не потеряли. Ветер еще усилился, и мы опять стали рыть носами, но теперь уже решили, что в гонке рифы на гроте брать не будем. И понеслась... Мы неслись иногда со скоростью более 20 км/ч.
Летим..
То карабкаясь, то съезжая с попутных волн, «Солнечный ветер» уверенно продвигался к финишу. На подходе к Жовнево справа появился цветной парус. Оказалось это Ducky-17, который лихо несся под гротом и стакселем, чуть опережая нас.
Ducky-17 рвется к финишу
Мы решили для финиша зайти за остров, чтобы укрыться от волн. Финишировали мы с разрывом метров в 10, на последнем броске ребятам пришлось слегка потерять скорость, чтобы сбросить ветер. Минут через 20 пришел «Бузулук», потом Ducky-19 под одним стакселем. Матрос упустил грота-фал при рифлении, а сам фал заклинил в ликпазе (опять досадная конструктивная недоработка). Потом постепенно стали подходить остальные, не всем удавалось финишировать чисто. «Аструительный» обошел Жовнево с подветра и пытался потом лавировать против волны к финишу, не получилось, лодку снесло назад в протоку. Ребятам пришлось проводиться вдоль берега. Одиссей и Вектор финишировали под рангоутом, причем Вектор тоже сильно снесло. Ребята на нем считай первый раз пошли, молодцы, что справились.
Подходит Вектор
Фрегат сначала встал на якорь напротив места финиша, однако там так сильно болтало, что пришлось сначала уйти за остров, а потом вообще проскрестись во внутренний заливчик.
Трех лодок нет. На Корсаре порвали грот и выбросились на берег на соседнем острове. О Ките нет вестей пока. Женя на Бризе подал СОС еще в 11 часов, что с ним непонятно. Ветром и волнами его вынесет на левый берег водохранилища, вопрос в каком состоянии.
Слава опять привез мешок лещей — огромных. Как оказалось, в заливчике на острове укрывался от непогоды рыбацкий катер (МСП), его команда с нами и поделилась. Придется снова жрать ;-). Давно не чистил столько рыбы за один раз.
Сам остров — очень приятное место. Опять же высокие песчаные берега и пляжи, сосны, небольшой, укрытый от ветра и волн заливчик. На острове стоит навес со столом и прочие излишества. Летом, конечно, народу побольше, но сейчас не было никого кроме нас.
К 18-30 все вернулись, Киты провели день у костра на острове, куда их выкинуло, потом когда чуть подстихло пришли. Женя провел день на перевернутом Бризеныше, Саша Еременко его заметил с берега, а потом подобрал Слава. Женя, конечно, железный человек. Он греб все время. Три раза ставил лодку, но она опять ложилась. Наконец мачта сломалась, и Женя встал, затащил на катамаран мачту и опять погреб. Просидеть без подходящей одежды столько времени, да и вообще.
Не пришел один катамаран — Корсар. Они так и остались пока на соседнем острове, т.к. совсем разорвали грот. Ветер постепенно заходит с северо-востока на северо-запад, вышло солнце, даже тепло. Если завтра ветер останется таким же, ИМХО, гонки не будет. Вечером рыба и разговоры.
Ночь теплая, первый раз не мерз. С утра солнечно и не сильный ветер. Было две коротких гонки старт через створ, финиш в берег, к сожалению, достаточно «трамвайных». В первой ~3 Bft мы первые, за нами Ducky-17. Похоже, они становятся нашими основными соперниками. Ducky-19, подали протест на Одиссея, по поводу неправильного финиша. Посмотрим на результаты в Черкассах.
Дистанция: Жовнево — "панамка" — Кабаний — Жовнево, примерно 5 миль.
Вторая гонка ~1-2 Bft прошла при стихающем ветре, нас у "панамки" догнал Одиссей, проскочив изнутри на знаке. Потом до самого финиша мы шли ноздря в ноздрю на стихающем ветре. Все-таки на последнем галсе мы у них немного выиграли. Вечером опять рыба и водка. Уха, тушеная рыба, тосты и разговоры о своем, девичьем. Опрос участников на тему кто как пережил вчера. Народ в основном выживал. У нас же осталось впечатление только чистого удовольствия, лодка шла надежно, ситуация ни разу не становилась угрожающей переворотом или потерей управляемости.
Остров Жовнино
Завтра, по плану, гонка до Черкасс. Дистанция около 55-60 км. Если ветер будет слабый, можем не успеть засветло. Поэтому старт рано, в 8-00. Было бы неплохо, если бы успели добежать часов за 8. По прогнозу ветер 3 балла, галфвинд/полный бейдевинд.
Подъем рано, надо успеть собраться. Старт в 8-00. Дует более-менее, с ю-з. Бодро втягиваемся в пролив между о. Жовнево и берегом и даже едем вперед. Но.. Ветер постепенно киснет и скисает совсем.
Впереди Ducky-19, Одиссей и мы. Жестоко боремся на лавировке со скоростью 0-0,5 узла. Так продолжается часа три, ветер постепенно заходит на бакштаг. Мы уговариваем, Ducky-19 поставить геннакер, и они понемногу от нас уходят. Часам к 15 появляется какой-никакой ветер, едем примерно в нужную сторону в бейдевинд левого галса ~5 узлов. Ducky-19 и Одиссей постепенно уходят вперед, а к нам подбираются «Аструительный» и «Бузулук». На горизонте все яснее проявляются трубы Черкасс.
Когда до финиша остается примерно 14 миль, ветер еще больше усиливается. И скоро мы уже идем 7+ узлов против растущей волны. Да, кстати, пока мы штилевали и жарились на солнце, я снял неопрен и теперь не могу его одеть. Приходится сидеть голой жопой в луже. Но лодка идет и это весело. Я рулю, по ощущениям похоже на Ивана. "Маленькие" катамараны остаются сзади. Мы, Ducky-19 и Одиссей расходимся в разные стороны. Одиссей "режется" в берег, я стараюсь идти максимальным ходом, не слишком круто, Ducky валится еще сильнее. Возможно им сильнее чем нам мешает волна из за бесштевневых баллонов. Ветер и волна усиливаются, мы скручиваем стаксель. Начинаем "резаться" ближе к берегу, чтобы уйти от волны. Берег наветренный, под ним нет разбега для волн, да и гряда островов, идущая вдоль берега, не даст волне разгуляться. Одиссей уже давно под берегом и летит в увал по гладкой воде. Ducky-19 уваливает нам под корму и уходит полнее. Мы пытаемся вырезаться на остров, не получается, проскакиваем мель и оказываемся в ловушке. Надо валиться, а прохода нет, мы попали во внутреннюю лагуну и выход из нее совсем не в ту сторону. Валимся, убрав шверт, скорость 13 узлов. По носу проходит Ducky-19, предусмотрительно свалившийся мимо острова. Ни мы, ни они не вырезаемся одним галсом к финишу и можем только в "бессильной злобе" смотреть, как финиширует Одиссей. Мы закладываем еще по паре галсов и финишируем, отстав от Одиссея минут на 10 и опередив Ducky-19 на одну.
Берег, сухая одежда и прочие излишества. Пока занимаемся обустройством быта, приходят «Аструительный» и «Бузулук». «Аструительный» зачем то огибал остров напротив яхт-клуба на чем потерял минут 10-15. Приходит Слава, говорит, что «Кит», «Вектор» и Ducky-17 вышли из гонки и остались ночевать на островах, а «Корсар» и «Амикус» Сергея Кравченко пока идут. По берегу ходит мама Сереги и рассказывает всем на украинской мове, какой непутевый у нее сын. Тем не менее, борщеца и жаркого для него и соратников она наварила. Позвонил Сергей, у него поломка уже недалеко от финиша и Слава поехал его спасать.
Сломанная подмачтовая балка «Амикуса»
Кажется на сегодня все. Можно выпивать и расслабляться... Привезли Серегу на буксире, мама сказала, что за такое безобразие его надо нашлепать по попе. Однако борщ и жаркое все же оставила. Вечером разговоры о новом возможном формате этих гонок. Есть идеи устроить нон-стоп ориентирование в стиле Watertribe или Archipelago raid.
Сегодня, вроде, сначала планировалось проведение треугольников и пересадок, но похоже, Дима с Птичководом стакнулись и договорились о ничье. ;) Так что главный кубок на двоих, GPS — подарок Кравченко и т.д.
«Кит» возвращается в Черкассы
Итоги подведены, все потянулись на награждение и закрытие. Мы получили по диплому и кубок за победу в своей группе. Были также отмечены другие достижения в надувании и катамараноплавании.
Закрытие
Команда «Бузулука» сошла с корабля
Срочно отмечаем это дело с командой Ducky-19. Пьем из кубков за победу и дальнейшее процветание паруса на Украине и в сопредельных странах.
За главный кубок нам тоже дали подержаться и даже позволили свозить его в Москву. Хай москали подывятся.
Выигранные кубки
Все потихоньку разбирают катамараны, пакуют вещи. Украинская фракция частично разъезжается уже сегодня, мы решили перевести дух и стартовать завтра утром. Прощаемся до новых встреч на воде и на суше.
«Китовые» ребра
Фото на память
Наконец смогли выбраться с берега в город, прошлись по бульвару Шевченко и даже перекусили в местном итальянском ресторане. Город выглядит явно южным и по архитектуре домов, и по деревьям на улице, и по общему настрою населения. И уж точно нет московского сосредоточенного бега куда-то вдаль.
В приличном городе должен быть свой буддийский храм
Гостиница конца XIX века
Современная духовная архитектура
Вечером сидим с экипажем «Одиссея», делимся свежими впечатлениями, говорим о будущих и прошедших гонках и походах, «травим морские байки», строим планы на будущее, а также очень скромно потребляем спиртные напитки.
Общее языковое замечание — никто в тусовке не говорил по украински, и с нами и между собой все общались на русском. Естественно южно-русском, но.. В Черкассах народ тоже говорит на языке, который скорее ближе к диалекту русского, чем к тому украинскому, который передают по радио. Хотя с другой стороны, среди тех, с кем довелось пообщаться, не было никого, кто бы жил западнее правого берега Днепра, а наоборот было много народу из восточных областей.
Кременчугское водохранилище большое, с красивыми берегами. Особенно удобно для посещений весной и осенью, т.к. летом цветет да и народу много. Хотя, подозреваю, тамошнее "много" — это по московским меркам "почти никого нет". По крайней мере, на суше это так выглядело.
Слава нам рассказал, как нормальные люди ездят "на Москву", и мы поехали. Мимо Киева через Борисполь и Бровары, потом заехали перекусить в Чернигов. В Чернигове тратил последние гривны в местном антикварном магазине, купил две старые околонемецкие книжки, в основном из за красивых картинок. Дальше наш путь лежал, по глухим лесам и полям на северо-восток к границе.
Чернигов
Чернигов
Пропадают аисты в гнездах, зато по полям ходят журавли, появляются деревянные срубы, все ближе Россия. На границе не было никого, относительно быстро проходим все формальности и дальше на Брянск. Пейзаж по обе стороны границы отличается только языком на знаках. Дальше Брянск, дождь, узкая трасса на Калугу, иногда стрёмные обгоны. От Калуги дорога становится вполне нормальной, вот уже Москва, разгружаю
Серегины вещи у него дома, и домой к теплой ванне, холодному пиву и вредной для здоровья еде…