Г.В.Шмерлинг

Туристский флот и «строгость законов российских»

Доклад на расширенном Совете ТССР и Всероссийской научно-практической конференции «Развитие спортивного туризма в России».
7-9 декабря 2007 г.
г.Москва

Основным государственным органом, с представителями которого может столкнуться на водных путях турист, является государственная инспекция по маломерным судам МЧС РФ  (ГИМС). Положение о ГИМС определяет, что инспекции поднадзорны следующие суда и плавсредства:

…принадлежащие физическим лицам и эксплуатируемые во внутренних водах:

- гребные лодки грузоподъемностью более 100 килограммов,

- байдарки - более 150 килограммов

- надувные безмоторные суда - более 225 килограммов.

Ограничения «сверху» не рассматриваем как неактуальные для туристских судов.

Оговорено также, что в сферу работы ГИМС не попадают спортивные  суда. Но какие суда считать спортивными, законодательство не регламентирует и сделать это однозначно вряд ли возможно.

Эти же ограничения фигурируют в Правилах государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС. (Утверждены приказом МЧС 29.06.2005 № 500). Никаких дополнительных ограничений эти правила не содержат, таким образом они устанавливают, что госрегистрации подлежат все поднадзорные ГИМС суда.

Правовые последствия этого документа абсурдны. Согласно законодательству, подлежащие госрегистрации суда (различий между транспортными и прогулочными судами нет) являются… недвижимостью! Это вытекает из положений ГК РФ (ст. 130, 131), федерального закона N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и КВВТ. ФЗ 122 снял требование обязательной госрегистрации судов, но до принятия новых законов сохранил действующий порядок; КВВТ же отдает вопрос о регистрации маломерных судов на откуп ведомствам.

Таким образом, хозяин 2-местной байдарки или надувнушки владеет недвижимостью, сделки с которой должны, если следовать букве закона, оформляться так же как покупка квартиры. А вот если лодчонка 1-местная, она регистрации не подлежит.  И при этом мало того что «движима» на законном основании, но и безнаказанна в случае нарушений. В статьях КОАПП, связанных с безопасностью и правопорядком на воде, все те же килограммы грузоподъемности определяют наступление ответственности судоводителя.

Отметим, что ввод правового положения маломерного флота в более разумное русло может быть осуществлен самой ГИМС. Для этого достаточно сузить перечень судов, подлежащих государственной регистрации. Надзор же за любыми появляющимися на водных путях маломерными судами в части безопасности и правопорядка должен оставаться за ГИМС – просто нет другой организации, располагающей для этого силами, средствами и опытом работы.

Для чего необходима государственная регистрация? Государство регистрирует права — они важны для сделок, вопросов собственности, налогов. Второй причиной является то что транспортные средства могут являться источниками повышенной опасности для окружающих. Поэтому, например, оправдано требование регистрации гидроциклов, хотя эти снаряды вообще вряд ли можно назвать судами.

Разумным примером для ГИМС может являться система регистрации сухопутных транспортных средств.

Нет никаких причин регистрировать от имени государства владение гражданами мелкими прогулочными лодками без мощных моторов, и тем более байдарками, рафтами, катамаранами и т.п. судами которыми пользуются туристы.

Границу позволяет провести Налоговый кодекс, определяющий (гл. 28, ст. 358), что объектом налогообложения не являются весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил.

Разумно было бы определить, что государственной регистрации не подлежат принадлежащие физическим лицам несамоходные или оснащенные механическими двигателями мощностью менее 5 л.с. лодки, разборные суда и иные плавсредства.

При необходимости могут быть указаны критерии по грузоподъемности, пассажировместимости, размерениям.

С парусными судами положение еще более запутанно – сегодня они фактически оказались вне закона. Прогулочные парусные суда согласно КВВТ должны регистрироваться в государственном судовом реестре бассейновыми ГРСИ. Спортивные суда после упразднения Госкомспорта (Указ Президента РФ от 09.03.04 № 314) переданы в ведение Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Эти организации занимаются крупными судами и не имеют ни нормативной базы, ни возможностей работать с «москитным флотом».

Уже около года в Минтрансе готовится постановление правительства о передаче госрегистрации спортивных парусников в ВФПС, которая, не будучи гос.организацией также не имеет для этого реальных возможностей.

В заключение остановимся на негосударственной регистрации. Она нужна не ради подтверждения прав собственности. В туристском или яхт-клубе, на лодочной стоянке, в интернет-клубе должны быть данные: что за лодка с таким-то названием или номером, чья она. Обычаи морской практики справедливы и для рек и озер, там также случается искать пропавших. В парусном туризме общественная регистрация ведется с 70-х г.г., поскольку необходима для проведения соревнований: мы выдаем парусные номера, записывая владельца и тип лодки.