Международная парусная регата «Балхаш-2007»
(заметки участника)

Введение

Друзья, если вы начали читать эту статью, значит мы в какой то степени единомышленники и уж точно не равнодушны к парусному спорту. Поэтому сразу оговорюсь, что данную статью пишу не в целях рекламы или саморекламы, а токмо по желанию души с надеждой привлечь любителей парусного спорта в прекраснейшие окрестности озера Балхаш, которое, по одной из гипотез, является последней каплей древнего океана.

За четыре дна дня до старта выясняется, что матрос, с которым мы тренировались, не может выехать на регату по служебным обстоятельствам. Пришлось покупать билет моему племяннику Юрию Кучменко из Чимкента в Астану. Радужные перспективы возможной победы в регате начали подтаивать, так как новый матрос не имел хотя бы малейшего представления о работе паруса. Зато он ходил на греблю и у него было огромное желание научиться управлять парусником. У молодого человека так же явно просматривался юношеский задор и жажда к победе.

В общем, взяв на вооружение энергию молодости и жизненный опыт, мы созвонились с директором Балхашского яхт-клуба, тренером Виктором Михайловичем Сесоровым и испросили добро на заблаговременный выезд к месту старта для тренировок. У нас в Астане проблема с близко расположенными открытыми водоемами. Поэтому для нас выездные тренировки составляют основу опыта. Мы люди степей и больше мечтаем… об океанах. Получив любезное приглашение господина Сесорова, мы тронулись в путь, снарядив под «завязку» джип.

Первый опыт на Ducky 17

Проехав около 600 километров, без происшествий прибыли в Балхашский яхт-клуб. Следует отдать должное директору яхт-клуба, благодаря которому нам сразу выделили охраняемое место стоянки на территории, горячо поприветствовали и пожелали удачи. Не теряя времени, мы разбили лагерь и приступили к первой сборке корабля.

На регату взяли новый (в целлофане) катамаран украинского производства Ducky 17. Сборку решили произвести непосредственно у кромки воды Балхаша. Разложили упаковку и «пошагово», т.е. по пунктам инструкции по сборке начали собирать катамаран. Инструкция по сборке с многочисленными цветными фотографиями и доступными пониманию комментариями не позволила ошибиться при сборке. Чувствуется, книжица для людей сделана. И через небольшое время благодаря нашему усилию и провидению конструкторов Ducky корабль гордо и важно стоял на причале как на картинке, чем вызвал большой интерес у публики. Мы горделиво, отдыхая после сборки в тени, наблюдали живописные сцены увековечивания нашего корабля на фотоаппаратах и сотовых телефонах местных жителей.

И вот настал час первого спуска Ducky 17 в безбрежные воды озера Балхаш. Как положено надев спасательные жилеты и сказав какие-то напутственные слова, мы поставили кат на воду. На тренировках, к моему приятному удивлению, матрос оказался очень сообразительным и буквально на лету усваивал и теорию и практику. Опять в мозжечке моего сознания затеплилась надежда на победу. К слову сказать — о простоте управления Ducky 17. Буквально через четыре часа непрерывных тренировок, мой матрос самостоятельно, без посторонней помощи, как левым, так и правым бортом спасал человека за бортом, которым было лицо неопределенной национальности по кличке «минеральная вода».

Закончив тренировки первого дня пребывания на Балхаше, мы вдвоем с матросом перенесли лодку на территорию яхт-клуба. И … встретились с балхашской командой, в том числе с кандидатом в мастера спорта Николаем Костиковым и членом его команды Владом Демидовым. Далее как всегда «волк волка видит издалека», «принюхивались» где-то до середины ночи под Балхашскую рыбу, великолепно завяленную Николаем.

В результате дружеских переговоров, неоднократных рукопожатий и похлопываний по плечу стороны договорились, исключительно только ради любви к данному виду спорта и для обмена опытом, выйти на следующий день смешанными экипажами для сравнения мореходных характеристик судов. Капитаны при этом остаются каждый на своем судне, а меняются только матросы. Матросы были не против, продолжая «уважать» друг друга и позвякивать стеклотарой…

На следующий день мы встали почти утром в хорошем настроении, но под гнетом прекрасно проведенной ночи. Пришлось идти в аптеку за лекарством. Повезло — нашли свежее, разливное. После непродолжительных лечебных процедур пришли в адекватное, можно сказать спортивное состояние.

День второй, за день до старта регаты. Опять тренировки. Не забывая надеть спасательные жилеты, стали на воду уже на двух лодках. Наконец то у нас появилась возможность сравнить Ducky на воде с другим парусником. Другим парусником был «Альбатрос» Балхашского яхт-клуба. И вот оно, чудо: еще вчера, как нам казалось, размеренно ходивший Duсky 17 показал свой нрав в соперничестве. Вы бы видели нашего матроса, по-моему, в это время он сиял даже сильнее чем Балхашское солнце, ну как минимум одинаково, чем сбивал визуальную навигацию.

Далее мы, как договаривались, поменялись экипажами (читать матросами) и погоняли в свое удовольствие, знакомясь с ближайшими прибрежными достопримечательностями. Сходили на «Зуб», прикольный островок из нагромождения камней. Очень красиво! Жалко, что не взял с собой фотоаппарат. Хорошая погода, ровный устойчивый ветер, плавная небольшая волна, ярко-бирюзовая вода (примерно как в Персидском заливе летом), свобода!!! Ну что еще надо человеку чтобы иметь хорошее настроение.

Во второй половине дня на берегу стало проявляться заметное оживление. Начали прибывать экипажи из Алматы, Новосибирска. Ведь завтра официальное открытие регаты и гонка. В яхт-клуб заехал большой автобус с очень интересным открытым багажником на крыше во всю длину, как потом выяснилось это изобретение Мэлса Хамзаевича Елеусизова, председателя экологического союза «Табигат». На этом автобусе прибыла команда из Алматы. Все команды разбили лагерь на охраняемой территории Балхашского яхт-клуба и приступили к сборке судов, ведь до старта уже остались часы. Правда у них была еще вся ночь впереди.

Старт

Наступил следующий день. И вот оно, торжественное открытие регаты!

Прежде всего хочется сказать, и поверьте не для «красного словца», искренние слова благодарности акимату города Балхаш в лице К.Тейлянова, генеральному спонсору ПО "Балхашцветмет" Ержану Осланову, председателю экологического союза «Табигат» Мэлсу Елеусизову, оргкомитету регаты — Сергею Болдыреву, главному судье Виктору Сесорову, энтузиазм которых, желание помочь родному краю и стране, вложенные ими силы, средства и время, позволили провести регату на самом высоком уровне. Эти люди безусловно заслуживают самого высокого уважения.

А так же отдельная благодарность всему экипажу корабля сопровождения «СТВОР», ребятам всегда готовым прийти на выручку. Благодаря им мы чувствствовали себя уверенно в любой нестандартной ситуации на воде.

Наверное, как и в любой гонке, предстартовая суета (см. фото 2) обладает каким-то своим неповторимым шармом. Необходимо успеть подготовить корабли к старту, упаковать снаряжение к дальнему походу, ничего не забыть. Тут же участники регаты охотно дают интервью многочисленным журналистам. В любом случае действительно приятно ощущать себя в коллективе людей, объединенных идеей сохранения природы под флагом парусного спорта. Это здорово! В этом есть какая-то гармония, как в самой первозданной природе.


Фото 2. Предстартовая суета.

Далее словами журналистов …«Хмурое небо и накрапывающий дождик в понедельник, 20 августа, ничуть не омрачили бодрого, приподнятого настроения тех, кто собрался на пристани для участия во Второй Международной парусной регате, которая стартовала под девизом: "Сохраним Балхаш потомкам!"» … « …порывами налетал ветер. Но участников регаты это не пугало. "Для нас - в самый раз", - говорили они улыбаясь. Спортсменов приветствовали заместитель акима города К.Тейлянов и генеральный директор ПО "БЦМ" Е.Осланов. (См. фото 3)


Фото 3. На фото с лева на право: К.Тейлянов, Е.Осланов, М.Елеусизов, С.Болдырев.

Председатель экологического союза "Табигат" Мэлс Елеусизов по поводу этого события пояснил:

— Это вторая Балхашская парусная регата, первая проводилась в позапрошлом году. Участвуют несколько команд из разных городов Казахстана и две российские, из г. Новосибирска. Балхаш представляет объединенная команда ПО "Балхашцветмет". Наша цель и наш девиз едины: "Сохраним Балхаш для потомков".

…Главный судья международной парусной регаты "Сохраним Балхаш для потомков", мастер спорта СССР, судья республиканской категории Виктор Сесоров напомнил, что в 2005-м году ПО "Балхашцветмет" на регату выставляло три судна - надувных катамарана, и наши команды заняли три первых места. Все участники настроены на спортивную борьбу. (см. фото 4)


Фото 4. Трехминутная готовность до старта.

Выстрел стартового пистолета сорвал катамараны с места. Ветер, раздувая разноцветные паруса, погнал по водной глади легкие суда, отправившиеся на южный берег озера. Впереди первая остановка и ночевка на острове «Зеленый». Но до него 5,5 км. Надо еще дойти, тем более, что этот этап уже зачётный. И тут у нашей команды первая техническая неприятность. Как бы ни было, у любого изделия есть свои плюсы и минусы, от этого никуда не денешься. Наша Duсky 17 не оказалась исключением. Неприятность в принципе не критическая и достаточно легко устраняемая, не требующая конструктивных изменений судна.

Теперь по порядку. Как только прозвучал старт мы вышли с берега, взяв курс бейдевинд правым галсом, так как ветер был прямо в берег и ширина бухты не позволяла взять другой галс для выхода. Дальнейшее было не очень красиво и заставило нас краснеть перед зрителями. Думаю, что только единицы из них поняли, что произошло с нашей лодкой после старта. Для остальных со стороны берега это выглядело примерно так:

…Катамаран живенько выскочил на ветер и так же бодренько, несмотря на какую-то непонятную суету на борту, врезался правым бортом в спокойно стоящий и никому не мешающий корабль сопровождения. На корабле видно прочувствовались ситуацией и как истинные спасатели «отфутболили» катамаран от себя подальше. Но видно этого прикола неугомонным мореманам было мало, и они, вместо того чтобы идти на выход из бухты, решили попугать местных рыболовов, мирно дремавших за удочками на каменной косе бухты.

Мореманы-клоуны своим правым бортом посчитали зачем-то булыжники столетиями мирно покоящиеся на косе и никому не мешавшие ранее, при этом ещё успев покорчить рожи рыбакам. В принципе рыбаки оказались добропорядочными и добрыми дяденьками, поэтому мореманы отделались только пополнением своего словарного запаса новыми нецензурными терминами местного диалекта…

Так что же произошло на самом деле? Как только мы отчалили от берега под углом где-то 45 градусов против ветра, то сразу начали опускать шверт, но тут произошла оказия, шверт ну никак не хотел опускаться, рули управлять лодкой не помогали. Мы стремительно начали дрейфовать на корабль сопровождения. Там на самом деле не долго думая, решили нам помочь, и быстренько так оттолкнули от корабля, наверное, от греха подальше. После этого нас понесло на каменную косу, хотя все шкоты были протравлены. Все происходило очень быстро, т.к. расстояния были очень короткие. Вскользь протаранив несколько булыжников (правда при этом успели убрать рули) нам удалось временно закрепиться. Немного расслабив шнуровку трамплина кокпита, мы обнаружили, что фал опускания шверта прошел под швертом и поэтому при натяжении фала шверт который должен опускаться, наоборот пытался подняться вверх.

Произошло это в результате излишнего провисания фала и потоком воды эту петлю перекинуло под шверт. Вручную освободили фал, и наконец-то шверт начал исправно работать. В дальнейшем мы постоянно следили за провисанием фала, чтобы не было перехлеста. К слову сказать, сама система управления швертом работает мягко и не требует повышенной физической нагрузки. Вообще управление судном достаточно легкое с точки зрения физических затрат энергии. И естественно такую проблему мы просто не ожидали и даже не сразу поняли, что произошло.


Фото 5. Оркестр стих, вышли из бухты, матрос Ю. Кучменко.

Приведя лодку в исправное состояние, и, увы, потеряв при этом время, уверенно направились к выходу из бухты. Концерт кончился, оркестр замолк, погасли свечи. Выйдя из бухты, мы правда уже вдалеке увидели еще не финишировавшие суда. Азарт снова загорелся в нас. Но как мы не старались, упущенное время не вернуть. Мы вынуждены были финишировать последними. Можно сказать проиграли данный этап гонки по техническим причинам. Обидно, но факт. Да и погода еще под стать настроению. На финише народ уже просто катался (фото 6). Единственное, что нас утешало, так это то, что мы успели в финишное время. Как говориться первый блин комом. В конце концов, хорошо то, что хорошо кончается, а не то, что плохо начинается. Оптимизма у нас ещё «целый вагон», ведь еще вся гонка впереди.


Фото 6. «Покатушки» после первого финиша на острове Зеленый.

Как и люди, наши корабли тоже хотят спать. Но в отличие от людей им в этом нужно помочь. Рифануть паруса, расслабить баллоны, потравить все шкоты и самое главное «уложить» на ночь подальше от воды (фото 7), т.к. озеро Балхаш имеет тенденцию к приливам. Помню ночью сквозь сон, что кто-то по тревоге с сопровождающего корабля бегал оттаскивать свои корабли от воды. Наверное, было весело, жалко, что проспал это шоу, тем более что ночь была достаточно прохладной и ветреной.


Фото 7. Спокойной ночи, корабли.

Воистину говорят — велика Россия талантами. Постепенно тихий красивый закат на острове превращается, превращается…. в фестиваль российской песни. И все громче начинают звучать голоса под гитару (фото 8), вот и партия хора зазвучала. Некоторые песни были настолько прекрасны по исполнению, что островитяне просили повторить их еще и еще раз. Исследовав ночную жизнь на острове, а так же местные обычаи островитян, можно прийти к выводу, что они являются чем-то средним между образом жизни полинезийцев и сибиряков. Поэтому по возможности побывайте на этом прекрасном острове, он становится в полной мере обитаем, когда раз в году на него приходят на кораблях добры молодцы и добры девицы с дальних уголков России и Казахстана.

Разжигают пионерский (от слова первый) костер, курят трубку мира и ведут неторопливые беседы за туристским достарханом, при этом мелодично попевая, попивая, попе…, черт запутался. Кто его там ночью то разберет.


Фото 8. Велика Россия талантами.

Большая гонка

Вот опять утро, но уже следующего дня. И это радует. Кажется, после проведенной ночи под свист ветра в палатке все начинает радовать: и погода, и праздничная суета в преддверье затяжного этапа гонки.

Главный судья соревнований Виктор Михайлович, прибывший в прекрасном настроении, объяснил участникам предстоящий маршрут и место финиша длинного этапа гонки.

Нам предстояло пройти 47 км. до острова Узынарал курсом 110 градусов по азимуту на открытой акватории при значительном расстоянии от берегов (потом я понял на каком значительном: их на середине дистанции просто вообще нигде не было видно).

Как он сказал, если мы правильно будем держать курс (у кого нет навигации, курс на два пальца правее Алькора, шутка) то первая земля которую мы увидим на горизонте и будет точкой финиша, т.е. островом Узынарал. Так же он показал на карте, где будет находиться финишный створ. Старт с берега, финиш в берег. Учитывая большую удаленность маршрута от ближайших берегов, с нами будет постоянный труженик регаты корабль сопровождения «СТВОР» оснащенный хорошей «оптикой» и скоростным моторным катером.

Почувствовав себя настоящими моряками, бороздящими безбрежные водные пространства, мы начали готовить лодку к старту. Закрепив на кокпите грузового отсека снаряжение, там же организовав камбуз из специальной сумки туриста, стали ждать старта. И вот частые удары в рынду дают команду: старт!

Став на воду и сильно пожалев, что с собой мы не взяли даже компас, решили в качестве ориентира держать курс на российские экипажи «Куликов» (у них суда другого класса и на длинных дистанциях, безусловно, быстрее наших). Наша задача по навигации упрощалась: надо было только не потерять «большие корабли» с линии горизонта на всей дистанции гонки. Все экипажи дружно вытянулись в цепочку и неторопливо по одному фарватеру направились в открытое море, огибая косу залива (см. фото 9).


Фото 9. Дружно гуськом, хотя фарватер не заминирован.

Позади оставался город Балхаш. Как большая флюгарка показывал направление истинного ветра дым, стекающий с труб медеплавильного комбината. Учитывая, что в большой гонке не предвиделось вести светские беседы с прекрасной половиной общества, вышли в море небритые, приведя прическу в стиль бич-модерн, чтоб ворон отпугивать, а то накаркают ещё чего. Не накаркали, значит тактика была верной. (см. фото 10).


Фото 10. Рулевой, и.о. директора огорода В. Иванов

Как только обогнули косу перед нами открылась чистая линия горизонта, без какого либо намека на ближайшую землю (см. фото 11). Ветер был небольшой, но зато равномерный, шли в галфинд. Волна радовала своей гладкостью. В общем, идеальные условия для хождения под парусом. Температура воздуха за бортом была самой комфортной, не жарко и не холодно.


Фото 11. Безбрежность и единственный маячок впереди, не потерять бы его.

Немного разгрузив камбуз от баночного пива, отметили выход нашего корабля в «открытый океан», пожелав друг другу победы и попутного ветра. Затем капитан…уволился спать, передав управление кораблем вахтенному матросу. Все равно на борту других матросов не было. Зато звучит красиво …вахтенный. Свисток не взяли, а то и боцман нашелся бы. К слову сказать, на борту Ducky 17 очень удобно отдыхать, на трамплине кокпита «растянешься» в полный рост, просторно, уютно, сухо и мухи не достают, потому что видно не могут долететь с берега, устают.

За бортом слышится приятная «музыка» движения по волнам, равномерное журчание с переливами, иногда даже кажется, что море с тобой разговаривает. Корабль покачиваясь убаюкивает, приятно пригревает солнышко. Доверившись теперь уже опытному матросу и положившись на замечательную команду спасателей корабля сопровождения (см. фото 12), закрываю глаза и погружаюсь в приятные сновидения…. До финиша еще очень далеко…


Фото 12. Вот он, неугомонный труженик регаты.

Часа через три просыпаюсь и сразу не могу ничего понять: кажется, мы идем совершенно одни. Внимательно присмотревшись, замечаю впереди по курсу два Новосибирских экипажа на «Фрези Грант 18» и на «Байкал 27» и один экипаж Алматитинской команды идущий под генакером на «Альбатросе». Взгляд с кормы выхватывает на горизонте остальных участников регаты, но далеко не всех. Благодарю матроса за вахту и принимаю руль. Матрос, не мешкая, идет на носовой трамплин кокпита. Причем его мотивировка нахождения на носовом трамплине была безоговорочно проста, … чтобы первым увидеть землю...! Ну как можно оспорить такое заявление.

Оценив ветровую ситуацию, и имея «смотрового» на корабле, немного перестраиваю паруса, т.е. изменяю «пузо» грота под силу ветра, корректирую угол грота по ДП на заданный курс. Корабль побежал веселее. Снова медленно, но уверенно начал просыпаться спортивный азарт. Ветер был ровный, но местами «крутил», поэтому, задавшись целью максимально приблизиться к лидерам, приходилось частенько работать гика-шкотом, ловя даже незначительные отклонения ветра. Катамаран Ducky 17 оказался очень чувствительным и реагировал на малейшие изменения ветра.

Расстояние до лидеров стало визуально сокращаться. С кормы в это время наблюдалось только три корабля, остальных из регаты уже не видно совсем, они остались за горизонтом. А финишный берег все еще не появлялся. Мы на воде находились уже около четырех часов. Вдруг матрос заметно оживился. Вместе присматриваемся… вот она!!! кромка земли!!! — начала медленно вырисовываться из за горизонта.

Следим за новосибирцами, с их позиции берег уж точно виден лучше. Они резко меняют курс влево. Абсолютно не имея представления куда мы идем, доверяя в навигации лидерам, мы тоже берем левее. Как потом выяснилось, на судах российских команд тоже не было навигации, они руководствовались указанием судьи на марше. Минут через пятнадцать российские корабли разворачиваются на 180 градусов и закладывают круто вправо относительно нашего курса, т.е. по их курсу идут обратно. Их непонятные маневры полностью нас ввели в заблуждение и мы «тупо» пошли прямо в направлении берега. Такая тактика и позволила нам успеть подойти поближе к лидерам и практически приблизиться к команде из города Алматы.

К слову сказать, алматинцы очень красиво шли под генакером на своем «Альбатросе». Позади было видно, как с линии горизонта уверенно приближались два экипажа балхшаского яхт-клуба на «Альбатросе» и экипаж алматинского «Байкал 22». Остальных разглядеть нам не удалось. Корабль сопровождения в этот момент стоял на позиции, чтобы одновременно видеть и лидеров и аутсайдеров и находился позади от нас с правого борта около линии горизонта. «Разлет» лодок на этой дистанции получился довольно большим, навскидку километров 15-20, а то и больше.

Перед нами берег уже начал просматривался в деталях, но до сих пор смущало поведение российских экипажей, которые уверенно продолжали идти вдоль береговой линии. Мы грешным делом уже подумали, что наверно это не тот берег, где должен быть финиш и придется его обходить справа. Хотя этот берег совпадал с описанием данным нам перед стартом, т.е. это первая земля которую мы увидели, идя одним курсом без лавировки.

Пока мы размышляли та эта земля или не та это земля, ругая себя за то, что даже примитивный прибор навигации не взяли —компас. Ведь даже курс мы знали 110 градусов, а проверить нечем. Да еще и солнце светит… Алькора ну не как не разглядеть, хотя у каждого из нас по два пальца уж точно имеется. В общем, продолжаем срезать путь за лидерами. Лидеры, в это время, находясь буквально в десятках метров от берега, наконец-то взяли курс на берег и стали причаливать.

Это финиш, поняли мы. На берегу уже гордо и статно стояли корабли победителей этапа (см. фото 13).


Фото 13. Ладная парочка в гордом одиночестве.

Немного впереди нас и левее шел алматинский «Альбатрос», который тоже взял курс на финиш. Приложив все усилия, в пылу азарта, мы сделали попытку обойти их, но увы — их позиция была выгоднее. Мы финишировали в этой гонке вторыми в своем классе (см. фото 14).


Фото 14. Вот она какая, долгожданная земля!

Выйдя на сушу, первым делом поздравили алматинский экипаж. Действительно они очень красиво прошли этот этап. К нашим поздравлениям присоединились и новосибирцы, которые признали, что в некоторые моменты гонки Алматинский экипаж на «Альбатросе» умудрялся обходить и их «Байкал 27».

Окончательно высадившись на берег, мы начали обустраивать место стоянки, сетуя на то, что у нас очень маленький термопакет с живительной микстурой. Как потом оказалось, и у других он был ненамного больше. Поэтому депутаты от островитян вынуждены были все-таки внести поправку в островную Конституцию о признании «сухого закона», хотя при этом санкции к нарушителям не предусматривались…

Сибиряки, быстро оценив ситуацию, приступили к установке бани на новом месте. Идея на самом деле замечательная. Можете себе представить сауну не с маленьким бассейном, и уж тем более не с бочкой воды, а с бассейном размером с океан до самого горизонта, да еще и с волнами. Правда сказка? Так вот именно такую сауну придумали в «Кулике» (см. фото 15).


Фото 15. Баня ну с о..очень «маленьким» бассейном.

Согласитесь это оригинально и здорово!!! Бери с собой кучку дров (веток) которых здесь немерено, ведёрко воды и вперед в сауну с самым большим бассейном. Круто! И для здоровья полезно. А самое главное, для всех членов профсоюза (читать регаты) — совершенно бесплатно. Профсоюзную книжку на входе в баню никто не проверяет. Рекомендую. Спасибо Кулику за заботу о путешественниках и за чистоту как образ жизни. «С чистой совестью да на свободе!!!» разумеется в хорошем смысле.

Постепенно стали причаливать остальные экипажи. Дошли все, без поломок и неприятных происшествий (см. фото 16). Еще раз повторюсь, озеро Балхаш было столь гостеприимным к участникам регаты, подарив ровный попутный ветер и легкую волну, этот поход принес только приятные эмоции и истинное наслаждение от нахождения на воде.

Весь переход занял не более 5-ти часов, средняя скорость составила около 10 км в час. На некоторых участках маршрута скорость была больше, на некоторых меньше. Ветерок был в среднем равномерный, попутный и на мой взгляд составлял около 2-3 баллов (чисто визуальное наблюдении и может расходиться от официального). И вот мы все на берегу.


Фото 16. Хорошо все, что хорошо кончается.

К нам сразу же начали прибывать непрошенные гости из далекого прошлого, которых все прибавлялось и прибавлялось. Пришлось брать в руки ружьё и приступить к отстрелу (см. фото 17).


Фото 17. Из пушки по воробьям.

Хорошо что среди участников регаты нашлись добрые дяденьки с оружием. Имя у этих гостей страшное - «комары кровососущие». Вот было бы здорово, не в обиду организаторам регаты, если бы кто нибудь организовал регату «Не быть комарам 2008», полмира бы на регату вышло даже на дырявых корытах, что бы покончить с этим злом мирового масштаба.

Но так как крем от комаров был забыт в машине, ничего не оставалось делать как стрелять по комарам из ружья. Как и из пушки по воробьям, результата никакого, зато сам процесс…как бальзам на душу.

Набравшись положительных эмоций на прошедшем марше, новосибирцы стали готовить свой крейсер для рыболовецкого похода, переоснащая его в рыболовный траулер (см. фото 18)

Им это не в первой, попробуйте пройти почти 7 тысяч километров по Индийскому океану, за это время, наверное, научишься оперативно модернизировать судно на ходу не только в рыболовецкий траулер, но иногда и в нефтяной танкер (моторчик то был), пассажирский лайнер, пограничный катер, ну в худшем случае в плот.

Как говорится судно на все случаи жизни. Не буду оспаривать, но думаю что это судно с такой командой и в Ниагарский водопад не упадет, экипаж настолько профессиональный, что он быстро переделает кораблик в дельтаплан еще где-то на середине пути падения.


Фото 18. Ещё несколько штрихов и этот крейсер будет рыболовным траулером.

“KULIKBOAT” вышел на рейд в качестве рыболовного траулера, забрав при этом на борт почти половину островитян и нашего матроса. Думаю китов на Балхаше они не видели, зато ребята вернулись с приличным уловом. На мой вопрос на что ловили, матрос молчал как «красный партизан». С утра я понял, что у них был за метод ловли рыбы, но об этом попозже. Может быть, чтобы узнать какой именно метод ловли рыбы использовали на «Кулике», кто-то дочитает эту историю до конца.

Ближе к вечеру корабли эффектно стояли на песчаной пристани, а волна все находила и находила. Визуально – настоящий прилив (см. фото 19). Одни участники команд не торопясь улучшали свой быт и готовили ужин, другие изучали незнакомые окрестности острова, знакомились с флорой и фауной, не тронутой, наверное, ещё со времен Чингиз-хана. Действительно красивое место с первозданной природой. В связи с чем, еще раз хочется поблагодарить инициаторов регаты задавшихся благой целью сохранить Балхаш потомкам.


Фото 19. К приливу готовы? Всегда готовы!

Наш экипаж, не зная особенностей прилива на озере Балхаш, на всякий случай утащил лодку чуть-ли не на гору «Арарат» (см. Фото 20) Тем самым, внеся успокоение в сознание матроса, который уже не сомневался, что на следующий день мы снова увидим свою лодку.


Фото 20. Подумаешь всего два километра до воды, зато не унесет.

Немного о культурных мероприятиях, осознание необходимости которых приходит почему то с наступлением ночи. Точно мудрые аксакалы заметили «...темнота друг молодежи». И дабы неповадно было участникам регаты петь непристойные частушки на лоне природы, прошлой ночью в пылу выколачивания громкости из музыкального инструмента мне пришлось нечаянно ...в общем, первая струна не выдержала.

Пришлось срочно провести перепись островного населения, но к сожалению Паганини не отыскалось и инструмент пришлось поставить на якорь вместе с сопровождающим кораблем недалеко от берега. К слову о сопровождающем корабле: оказывается, когда регата мирно спала, на сопровождающем корабле несли вооруженную вахту охраны лагеря от ....диких кабанов! Природа острова на который мы прибыли оказалась на редкость девственной. Бродя по окресностям, можно наблюдать много неизвестных следов животных и птиц.

Настала ночь. К лагерю подходил еще один парусник, экипах которого решил попробовать себя в спортивной рыбалке под закат. Со стороны казалось, что экипаж парусного судна только только возвратился из дальних странствий придя из-за горизонта, и сразу же направится с корабля на бал (читать в баню)! Прямо с лодки!!! (см. Фото 21) Ну где такое еще можно увидеть?


Фото 21. Под парусами прямо в баню.

Начало клонить в сон. Засыпая я еще долго слышал восторженные возгласы ребят из балхашской команды, наслаждающихся цивилизацией, созданной командой «Кулика» на этом острове.

Опять наступило утро. Видно этот процесс неизбежен и необратим. Открыв по очереди глаза, высунул свою рож... лицо из палатки. Сон как рукой сняло, такого из окна городской квартиры не увидишь. На озере шло представление, можно даже сказать шоу с участием птиц - ныряльщиков (не знаю, как они по науке называются), которые при охоте за рыбой кратковременно зависают в воздухе и потом ныряют под воду. И когда в зоне просмотра собирается несколько таких птичек, это начинает напоминать какой-то заранее срежисированный спекаткль.

Регата снова ждет прибытия на берег главного судьи соревнований Виктора Михайловича для получения маршрута гонки. Каждое утро как «День сурка», только декорации меняются. Наконец от сопровождающего корабля отчалил катер и направился к нам. Вместе с главным судьей на берег высадился еще один член экипажа корабля, выволочив при этом огромный мешок. Как оказалось мешок был полностью забит свежей рыбой, довольно крупной. Чего там только не было и жерех, и сомы, и лещи и еще какая то рыба. Оказывается одной из целей регаты «Сохраним Балхаш потомкам» была и борьба с браконьерством. Экипаж «СТВОР-а» в местах стоянок на катере снимал сети браконьеров. На наш вопрос, а можем ли мы тоже снимать сети браконьеров, был дан утвердительный ответ. Это и есть ответ на тот вопрос как промышлял рыболовный траулер «Кулик» с объединенным экипажем.

Вернемся к регате. Объяснив нам все этапы предстоящей гонки, главный судья удалился на свое судейское место, расположившись на верхней палубе корабля «СТВОР». По плану мероприятий нам предстояло «нарезать» несколько олимпийских петель при старте с воды против ветра в створ и финише на воду в тот же створ. К назначеному времени все парусники подошли к судейскому кораблю. Поминутная готовность отбивалась в рынду на корабле сопровождения. Нашей квалификационной группе I класса предстояло выполнить три гонки по зачетной петле. Группе II класса три гонки по двум зачетным петлям. Первыми стартовал II класс затем с небольшой задержкой гонка началась и в нашей группе.

«Петли» наша команда выполнила с хорошим результатом, можно даже сказать ходили в лидерах. И на радостях вылетая из финишного створа, экспериментировали с хождением на одном баллоне. Со стороны, наверное, было красиво. Жалко никто не сфотографировал. Все были увлечены гонкой и честно сказать, было не до фотоаппаратов. Поэтому Вам, уважаемый читатель, придется поверить на слово. Зато матрос с удовольствием наращивал адреналин, вися на вантах и откренивая лодку, глиссирующую на одном баллоне. Честно говоря, меня и самого это прикалывало. Завершив «петли» мы взяли курс на берег...

Как вы знаете, уважаемый читатель, любая регата это прежде всего бесценный опыт, который не купишь ни за какие деньги, так же как и здоровье. Поэтому, посмотрев как алматинская команда на «Альбатросе» красиво и с хорошим результатом прошла длинную дистанцию на генакере, а так же посмотрев на красавчик «Фрези Грант 18» (см. фото 22), окончательно решил ставить генакер на Ducky 17 в комплекте с бушпритом. К счастью таковые у производителя имеются и именно для этой модели судна, причем расцветка по выбору заказчика. Здорово!


Фото 22. «Касатка» во всей красе во главе с капитаном И. Шустовым

Возвращение в Балхаш

На следующий день нам предстояло возвратиться на остров Зеленый. С утра как обычно «День сурка». Обязательным атрибутом каждого утра являлось появление главного судьи прямо из моря, как у Пушкина в сказке. Единственным отличием являлось отсутствие шлема у Виктора Михайловича, а так все по Пушкину и выход буквально из воды (катер не мог подойти близко к берегу, мелко) красная папочка вместо копья.

Народная примета: если господин Сесоров выходит на берег, значит жди новых инструкций. Так же было и в этот раз, а еще говорят не верьте в приметы. Обозначив время старта и маршрут, господин Сесоров удалился на свой судейский мостик. К слову сказать, судья беспристрастный, чувствуется судейский опыт республиканской категории. Мы снова стали на воду и отправились в дальний путь обратно (см. фото 23).


Фото 23. Неторопливой походкой назад в Балхаш. Прощай, дальний остров.

Все корабли дружно выстроились в кильватер, предстоял длинный переход. В этот раз мы уже не страдали от отсутствия навигации на борту, т.к. была хорошая видимость, и вместо маяка далеко за горизонтом был виден дым от металлургического комбината. Это давало хорошие предпосылки лидировать в гонке, не боясь маяков с «Сусанина».

Озеро Балхаш в очередной раз подарило регате легкую волну и ровный устойчивый ветер. Погода располагала к отдыху на пляже. Пляж на нашем корабле конечно же отсутствовал, поэтому пришлось довольствоваться уютным кокпитом. Объяснив матросу, что если хочешь порулить, ляг поспи и все пройдет, принял руль. (см. фото 24).


Фото 24. Эх если бы не вахта на руле да в такую погоду…

Ситуация по территориальному разбросу судов регаты на обратном пути начала повторяться. И уже буквально к середине пути разрыв между судами был значительно больше, чем в первый раз.

Наш катамаран опять попал в ситуацию, когда не было видно не берегов, не лодок впереди, а с кормы был виден только алматинский экипаж на «Байкале 22» и балхашский на «Альбатросе». И только очень напрягая зрение можно было догадаться о присутствии других парусников на водной глади и то не всех. Хорошо, что маяк, т.е. дым от металлургического комбината просматривался и не давал нам сбиться с курса.

Наступило время обеда. Матрос, сильно пожалев, что у нас на камбузе слишком маленький термоотдел, в который естественно мало вмещалось холодного пивка, да еще которого уже давно не было, приступил к трапезе путем потребления кильки закатанной в банки под шпроты (см. фото 25).


Фото 25. Приятного аппетита Юрий, а если бы у меня был апельсин ...все равно бы руль не бросил.

На марше в этот раз ветер «крутил» чаще, поэтому приходилось постоянно следить не только за рулем, но и за парусами постоянно подстраивая их под направление и силу ветра.

Весь этап идущие с кормы «Альбатрос» Балхашского яхт-клуба и «Байкал 22» алматинцев то приближались, то удалялись. По курсу, далеко впереди, уверенно шли «Байкал 27» и «Фрези Грант 18» из Новосибирска. Остальных кораблей регаты не было видно вообще. Корабль сопровождения как обычно занял позицию, с которой мог наблюдать за всеми судами, и находился позади от нас с левой стороны.

Без особых приключений мы первыми в своем классе закончили этот этап гонки с достаточно большим разрывом по времени от остальных участников регаты. Финишировав на острове «Зеленый» и дождавшись балхашцев и алматинцев с «Байкала», мы не стали ждать прибытия остальной регаты и объединенной командой на тримаране «Фрези Грант 18» отправились пополнять свои продуктовые и пивные запасы в город Балхаш. Нам не удалось застать финиш остальных участников регаты, но со слов очевидцев это было примерно так: …Сначала в бухте гордо появился корабль сопровождения «СТВОР» и за ним на одинаковом расстоянии друг от друга, расправив крылья (читать паруса), не менее гордо и размерено шли три парусника нашей регаты, близился финиш...

Наша объединенная команда на «Фрези Грант 18» возвращалась обратно на остров из продуктового похода уже затемно и …на вёслах, под командованием Игоря Шустова из Новосибирска. Был полный штиль, поверхность воды на озере была настолько гладкой, что даже можно было на ней рассматривать звездное небо.

На острове не было никаких световых опознавательных знаков. Идя примерно по курсу к острову, ребята на корабле маяковали фонариком в сторону острова и вот наконец-то нас заметили! Видно действительно ждали. С места стоянки в нашу сторону заморгало с десяток радостных фонариков. Это наверное изголодавшиеся островитяне, подумали мы, попивая свежее, прохладное пивко, не забыв при этом направить кораблик по уточненному курсу.

На острове этим вечером, то ли чувствовалась близость с городом, то ли правильно пополненные продовольственные запасы сыграли свою роль, вечер прошел в более чем приподнятом настроении. Теперь пора спать, завтра последняя гонка капитанов.

Утром, в подтверждение «Дня сурка», снова неизбежным атрибутом регаты являлся главный судья Виктор Михайлович, сошедший на берег с трапа корабля. Объяснив задание, а нам предстояло обойти остров с любой стороны со стартом с берега, финиш берег в финишный створ, сообщил, что гонка капитанов будет являться зачетной. И обозначил время старта. Приняв восстановительные легкие «лечебные процедуры» (всего по две баночки прохладной «микстуры») наша команда начала готовиться к старту.

Далее напишу свои ощущения, сразу скажу, прошел не очень хорошо, зато получил очередной опыт, может, кому-то будет интересно. Во время этой гонки совершил несколько серьезных тактических ошибок и в результате финишировал только четвертым, хотя большую часть маршрута гонки шел первым в регате. Итак, по порядку.

Перед самым стартом на берегу лодку сразу поставили на курс под правый галфинд, прослабили все фалы перьев рулей и насколько позволяло дно опустили шверт. Гика-шкот немного подтянули (в аккурат, чтобы можно было удерживать лодку) и поставили на стопор, полностью набив стаксель, стаксель-шкоты так же поставили на стопор. Лодка тяжело, но все же удерживалась. Удары в рынду оповестили старт, небольшое отталкивание катамарана, прыжок в кокпит, резкое натяжение гика-шкота и лодка рванула со старта как бешеная, сразу по заданному курсу и оставила за кормой всю регату.

Далее предстоит поворот влево и смена галса на фордевинд. Катамаран очень легко меняет галс на фордак и сохраняет по инерции хорошую скорость. Подбираю до конца шверт, далее руками отталкиваю гик ставя его почти перпендикулярно к ДП и перевожу стаксель в схему «бабочка», оттянув вручную стаксель-шкот в сторону борта насколько это возможно. Для этого пришлось переместиться ближе к носовой части, чтобы только-только дотягиваться до руля. Кинув взгляд на корму, я понял, что сделано все правильно, дистанция сильно не изменилась.

 Так как остров огибали по овалу, далее предстоял еще один поворот влево. Увидев возможность беспрепятственного прохода, меняю галс на левый галфинд. Опять же инерции лодки было предостаточно, что бы легко выполнить поворот. И тут ветер немного стих, сказывалась береговая тень от острова (см. фото 26).


Фото 26. Ветер с берега.

Посмотрев на других участников регаты, понял, что они столкнулись с тем же эффектом. Выходя на предпоследнюю смену галса, у меня еще сохранялась возможность удержать позицию. (см. фото 27).


Фото 27. Скорость небольшая, нужно удержать позицию.

Далее серьезная ошибка, то ли нервы сдали, то ли решил «обшустриться». Слева по курсу остров уже заканчивался, поворот было делать еще рано, т.к. лодка могла бы попасть в «мертвую» зону против ветра, тем более, что под берегом ветер тормозится и крутит. Пошел дальше и слева увидел просвет между камышами, ширины просвета хватает, что бы пройти. Меняю курс в сторону просвета и иду очень круто против ветра. Все бы ничего, да как только прошел камыши, вылетаю на мель. Дрейфом окончательно стопорит лодку на мели.

Вторая серьёзная ошибка — в пылу азарта, не потравив все шкоты, выпрыгиваю с лодки (чего нельзя вообще делать!) чтобы снять её с мели и она… под давлением ветра ложится на бок. Только после этого понял свою ошибку и незамедлительно снял со стопоров все шкоты. Далее благодаря члену балхашской команды Владу Демидову катамаран быстро подняли и оттолкнули с мели, но драгоценное время было потеряно.

Без каких либо проблем выполнил последний поворот и финишировал четвертым (см. фото 28), тем самым окончательно, оставив надежды на первое место в классе. Ну, что поделаешь, опыт вещь не покупная. Надеюсь, что мои победы еще впереди!


Фото 28. Финишный створ гонки капитанов.

Зато сегодня вечером ожидается «Великий банкет» по поводу закрытия регаты. Как позже выяснилось не просто «Великий», а можно сказать «Величайший!!!», но об этом позже.

Заключение

Закончив гонку, корабли неторопливо в свободном порядке отчаливали с острова и направлялись в славный город Балхаш, по воде это 5,5 км. Наша команда отчалила смешанным экипажем, на руле Влад Демидов из команды Балхаша. К слову сказать, многим хотелось порулить Ducky, это приятно. Зайдя в гавань города Балхаш, мы очень быстро (даже сами удивились, как быстро) и без инструкции разобрали катамаран.

Не реклама: если ребята из ООО Юкон-А, г. Киев вам скажут, что катамаран разбирается очень быстро, поверьте им, ибо это на самом деле так. Упаковав катамаран на джип, условились вместе с другими участниками регаты сфотографироваться для истории. Настроение у всех было не просто хорошее, а можно сказать предпраздничное. Перед фотографом как не старались экипажи скрывать свои улыбки, пытаясь изобразить «морских волков» или «кровожадных пиратов», но у них это не больно то получалось (см. фото 29).


Фото 29. Сдержанные улыбки «морских волков».

Так как время шло уже к вечеру, и делать было нечего, стали дожидаться открытия торжественных мероприятий, посвященных закрытию регаты, ведя неторопливые беседы с организаторами и участниками большой гонки (см. фото 30).


Фото 30. Рассказы бывалого.

В этой регате удалось познакомиться с замечательным человеком, творческой личностью, Мэлсом Хамзаевичем Елеусизовым (на фото в середине). Благодаря его инициативе и стремлению помочь сохранению первозданной красоты озера Балхаш потомкам начали возрождать парусный спорт в Казахстане.

Поверьте, это не громкие слова это уже свершившийся факт, который хочется надеяться, будет все больше и больше набирать размах и масштабы. От всей души желаю Мелсу Хамзаевичу успехов в этих начинаниях и удачи во всем. Тем временем всех участников пригласили пройти в Банкетный зал ресторана. Регата долго не заставила себя ждать и дружными рядами направилась в ресторан (см. фото 31).


Фото 31. Дружными рядами на «Великий банкет».

Достигнув цели своего пути и зайдя в зал ресторана, возникла сначала кратковременная пауза замешательства, а затем радостные возгласы, описать которые не представляется возможным. Вот уж действительно с корабля на бал! (см. фото 32) Спасибо спонсорам ПО "БЦМ"


Фото 32. С корабля на бал!

Дастархан (стол) ломился от изобилия разнообразных закусок, фруктов, горячих и холодных блюд. Так же неплохо на столе смотрелись различные напитки. Торжественность мероприятию придавали атрибуты регаты, развернутые во всей красе флаги Международной парусной регаты и экологического союза «Табигат».

Еще до банкета все команды, в знак уважения к организаторам и спонсорам регаты, в поддержку главной цели «Сохранить Балхаш потомкам», не сговариваясь, надели одинаковые футболки цвета экологического союза «Табигат», подчеркнув тем самым единство и солидарность в этих вопросах. Ведь экология озера Балхаш одна на всех, и мы рады тому, что есть люди, которые заботятся об этом.

Добрыми словами участников регаты приветствовали: от акимата города Балхаш (читать мэрии) зам. акима господин К.Тейлянов, от генерального спонсора ПО "Балхашцветмет" генеральный директор Ержан Осланов, от экологического союза «Табигат» председатель Мэлс Елеусизов, от оргкомитета регаты Сергей Болдырев, от судейства судья республиканской категории Виктор Сесоров.

Последовала официальная часть и награждение победителей.

В I классе первое место занял экипаж Балхашского яхт-клуба во главе с капитаном кандидатом в мастера спорта Николаем Костиковым (см. фото 33, крайний справа) и матросом Владом Демидовым (см. фото 33, по середине). Второе место занял экипаж из Астаны во главе с капитаном Виктором Ивановым (автор статьи) и матросом Юрием Кучменко (см. фото 33, крайний слева). Победители также были отмечены денежными премиями и ценными подарками.


Фото 33. Счастливые лица победителей в I классе.

Вернемся к праздничному застолью: торжества по поводу завершения Второй Международной Парусной Регаты «Балхаш-2007» набирали обороты. Заместитель Акима города Балхаш рассказал об особенностях и успехах развития города, пообещав оказать поддержку регате следующего года. Передал каждому участнику (!) красиво иллюстрированную книгу о Балхаше, DVD диск о прошлом и современном Балхаша, и еще очень много предметов с символикой города, у которого в этом году юбилей, т.к. исполнилось ровно 70 лет.

Поверьте, такое внимание властей города очень приятно и безусловно вызывает уважение. В рамках торжеств поступило предложение главного судьи соревнований Виктора Сесорова, представить кандидатуру на пост президента Балхашского яхт-клуба господина Ержана Осланова. Вся регата в знак согласия встретила это предложение громкими продолжительными аплодисментами. Голосование в этом случае даже не потребовалось, решение было принято на слух по соотношению тишина-шум. Искренне поздравляем Ержана Оспанова с новой должностью президента яхт-клуба. Уверены, что во главе с таким президентом, парусный спорт на Балхаше будет прогрессировать.

Собственно говоря на этой мажорной ноте и хотел бы закончить свой рассказ, предварительно присоединившись к замечательным словам Игоря Шустова из Новосибирска, который заметил по поводу этой регаты:

— ЗДОРОВО, НО МАЛО! С надеждой приехать на следующий год пораньше.

Добро пожаловать!!!

Виктор Иванов
г.Астана