ОБ ОТВАЖНОМ КАПИТАНЕ…

я узнал, когда работал на актауском заводе малотоннажного судостроения фирмы «Совмаркет». Мне посчастливилось быть там именно в то время, когда закладывалась яхта Гвоздёва, наблюдать за процессом её формовки и сборки, а также видеть Евгения Александровича – дядю Женю, как его с любовью называли мореманы-энтузиасты, в основном трудившиеся на этом заводике.

Единственное, чем отличалась гвоздёвская яхточка от типовой – несколькими добавочными слоями стеклоткани с эпоксидной смолой на корпусе да утяжелённым швертом. Ни утепления, ни навигационных приборов и радиосвязи. Но он не стал выбирать, «Лена» стала его судьбой.

За кругосветкой я наблюдал, читая регулярные увлекательные, искренние, исполненные симпатии к герою-одиночке статьи Юрия Вениаминовича Кононенко – одного из моих учителей в журналистике. Позднее довелось с ним поработать в областной газете «Местное время» и через него познакомиться с тогдашним директором яхт-клуба «Бриз» Владимиром Степановым, а позднее и с Евгением Александровичем, этим поистине легендарным человеком. А в 1996-м году мы встречали Гвоздёва из первой кругосветки. Мой сын до сих пор восторженно вспоминает, что сидел за румпелем яхты, вышедшей на встречу «Лене»…


Актау. А.Мирошников, Е.Гвоздёв, В.Степанов.

На корме потрёпаного судёнышка, поднятого на стапель яхт-клуба, красовалось имя порта приписки «Актау». И это был предмет гордости. Даже дагестанцы признали, что, вернувшись в Актау, Гвоздёв замкнул круг. Помню, с каким восторгом писал в газету новость…

Мне повезло чуток пообщаться с Евгением Александровичем вечером, накануне его ухода во вторую кругосветку. Позвонил Владимир Степанов, капитан яхты «Пионер» и сказал, что есть редкая возможность увидеть того самого легендарного моряка. На квартире у Степанова, превращённой наполовину в музей, частично в морской клуб и отчасти в док, мы долго беседовали с Гвоздёвым о жизни под парусом. Помню, с какой лёгкостью он мне тогда сказал: «Андрюша, строй яхту и ходи по свету! И ты сам увидишь: яхтсмены – это особая нация, в которой царит братство и взаимопомощь» …» (Я на самом деле едва не стал яхтсменом там же – так убедительно он говорил. Но видно для этого надо быть круче замесом).

На удачу подарил ему свой первый сборник «Сны». Очень хотел, чтобы Евгений Александрович взял его в кругосветку. Это было для меня больше, чем самая великая честь…

Никогда не забуду, как шли втроём к морю. Было ощущение, что весь мир накануне великих дел. Вечернее солнце освещало «Саид», покачивался на лёгкой волне в бухте яхт-клуба «Бриз». Его истинные размеры стали очевидны, когда Володя и Евгений Александрович на ялике подошли к нему и поднялись на борт…

Мачта оказалась чуть выше человеческого роста, а два человека на его борту выглядели просто великанами. «И на этом можно пересечь океаны?» - предательски шевельнулось во мне сомнение… И оказалось, что можно!

Во всей истории с кругосветками Гвоздёва удручает то, что о них российские СМИ рассказывают лениво и мизерными дозами. Пресловутая «Книга рекордов Гиннеса», собирающая по миру человеческие рекорды, тоже миновала сей факт, хотя о нём писала пресса всех государств, посещаемых «Леной» и позже «Саидом». Сам капитан не претендует на лавры «раскрученного» Фёдора Конюхова.

Но иногда, в беседах с ним я слышал горькое сожаление, что свой действительно бесценный опыт он не может передать коллегам в полной мере. А как это было бы интересно мальчишкам и девчонкам, ищущим ориентиры в жизни? Теперь у него есть свой сайт*, но о нём знают только такие же «морские волки». Они часто спрашивают совета, готовясь пройти путём отважного одиночки.

А что касается следа в истории мореплавания – несмотря на то, что кругосветка Гвоздёва 1992-96 была первой, стартовавшей из внутреннего моря, а вторая – на судёнышке, едва превышавшем размер балкона «хрущёвки», Россия так и не признала его своим национальным героем. Яхта «Лена», на которой он совершил первую кругосветку, после возвращения долго стояла на открытой автостоянке, теперь стоит в московском яхт-клубе. Хотя все, кто знал о походе дяди Жени, рассчитывали, на широкий жест со стороны «Совмаркета», который мог бы подарить скорлупку кругосветнику, принесшему хорошую долю славы фирме при минимуме расходов на него…Рабочая лошадка второй кругосветки – «Саид» – временно находится в краеведческом музее махачкалинской школы-лицея №39. Хотя бы так…

Надеюсь, что всё ещё впереди, ведь Евгений Гвоздёв не жил и не живёт прошлым: как стало недавно известно, в возрасте 74 лет легендарный мореход из Дагестана собирается в третье одиночное кругосветное плавание. И это естественно. Что может помешать человеку, повенчанному с ветрами и штормами в очередной раз кинуть вызов суровой стихии? Жаль, что Юрий Вениаминович не дожил до этого времени – он бы опять, по-настоящему порадовался неспокойному нраву своего друга – человека, которого ещё долго будет трудно назвать стариком, и писал бы о нём замечательные статьи…


Редакция журнала «Найза» желает Евгению Александровичу Гвоздёву попутных ветров и семи футов под килём!

Андрей Мирошников, журнал «Найза» №06(06)2008


PS Для меня его личность – мерило. Причина не ныть, когда прижмёт. 2020.



* Речь о созданном с помощью Давуда Мухумаева сайте http://gvozdev.iwt.ru/,
который, к сожалению, перестал работать через несколько лет после гибели Гвоздёва в 2008 г.

Вот как выглядела заставка страницы:

Зато продолжает жить заведенная Евгением Александровичем тема Дважды вокруг света на форуме журнала "Катера и яхты".