5 лет МАРИНС

Статья была написана после конференции 2007 г. и переписана сейчас.

Поскольку со старта по сию пору был секретарем ассоциации, это своего рода отчет.

С одной стороны, кажется все начиналось вчера, с другой – полез в старые файлы, оказывается столько всего уже позабылось.

Те кто вступил в ассоциацию недавно, вообще не знают «истории», так что вот краткий курс.

До рождения: предыстория

Лето 2002-го. На яхтинг.ру появляется объявление: на наших родных местах, в Конакове, в сентябре будет впервые проводиться новая яхтенная регата! Ссылка на сайт города Конаково.

А нельзя ли и нам?

Оргкомитет благосклонен: можно.

И мы появляемся в Положении о регате:

 

Допуск и зачетные группы
1. К участию допускаются спортсмены при предоставлении записи на участие и уплаты стартового взноса.
2. Для яхт участников устанавливаются следующие зачетные группы:
 Мини –микротонники
 Четвертьтонники
 Полутонники
 Однотонники
 Швертботы
 Многокорпусные  суда           
 Разборные парусные суда
3. Уточнение разбивки судов по зачетным группам будет производиться на основании действительных мерительных свидетельство УПО –90 на 2002 год. При отсутствии действительных мерительных свидетельств УПО –90 на 2002 судейская коллегия присвоит максимальный гоночный балл для данной группы + 10% штрафа. Действительным мерительным свидетельством признается МС, заверенное Главным судьей соревнований.

Что за зверушки «надувные катамараны» и как с ними обращаться на регате вместе с крейсерскими яхтами и швертботами? Судьям из Верхневолжского центра яхтинга, Валерию Конюхову и Александру Терентьеву катамараны конечно были знакомы – Парусный берег… Но как совместить самостийно-самодельную вольницу с правилами, классами, нормами парусного спорта? Начинается работа, готовятся дополнения к Положению о регате. Многочисленные классы по парусам, принятые на наших регатах, тут невозможны. Определено, что наша зачетная группа должна быть только одна. Гандикап? Да, у нас есть система «5% на класс или человека», но она слишком груба и ничем не обоснованна. К этому времени от нее отказываются уже и на клубных соревнованиях, ралли и ориентировании.

И тут подсказка UD - Володи Еремеева, сведущего в забугорных делах: - только год назад ISAF принял систему гадикапа для малых катамаранов – может, подойдет? Разные модели Хоби, прообраз Простора – Catapult… И правда - наш размерчик. Требуемый обмер гораздо проще яхтенного, нам вполне по силам. Используются основные размерения судов, их учитывает модель оценки ходовых качеств. Вот только расчеты такие, что нужен компьютер. Ну что ж, посчитаем заранее.

Главное что выход найден. Для ФПС любой страны входящей в ISAF одобренный международной федерацией документ вопросов не вызывает. Система SCHRS — Small Catamaran Handicap Racing System открыла нам дверь.

Конечно, дальше вопросов всплывает много. Обмер проводить некогда и некому, основные клубные гонщики съезжают в Москву сразу после осенней регаты, так как на День города намечается демонстрационный «парад». Считали гоночные баллы большей частью по опубликованным данным лодок, кое-что уточнялось но «индивидуальных» обмеров почти не было.

Примерно так  – вот из переписки с Василием Долматовым :

 

Отправлено: 2 сентября 2002 г. 14:14

Кому: ьЛЕПКХМЦ цПХЦНПХИ бКЮДХЛХПНБХВ

Тема: Ответ: Ветер

 

Померяем на месте.Знать бы по какой формуле!? Лучше по клубной, она дает смешную плошадь...

> ----- Исходное сообщение -----

> От:                      GShmerling@...

> Отправлено:                    2 naioya?y 2002 a. 13:40

> Кому:                  Dolmatov Vasiliy

> Тема:                 RE: Aaoa?

>

> ОК - используем паспортные данные (а у меня в паспорте в одном месте

> написано 7,5, в другом - 8; измерений на рангоуте я не проводил). А

> вот сколько считать спинакер? Цифру 8 кв.м я взял с потолка! А надо бы

> оценить получше ;-)

>

> С уважением,

> Григорий

>

> > -----Original Message-----

> > From: Dolmatov Vasiliy [mailto:dolmatov@...

> > Sent: Monday, September 02, 2002 10:57 AM

> > To: parusa@narod.ru

> > Subject: Ветер

> >

> > Григорий! У последних "Ветров" (и моего, в том числе) грот- 7,5

> > м.,стаксель-2,5м.по рекламе и паспорту. Если мерять отвлеченно, сам

> > мерял с точностью до тысячных, где-то 7,4м., и 2,25м. т.е. максимум

> > 9,7м!

> >          Если гандикап будет считаться не на месте, посчитай мой со

> > спинакером и без. Применять его или нет решу на месте.

> >

> >          Василий.

 

К слову: обратите внимание, господа гонщики! – так и меряем спинакеры до сих пор по смешной формуле и уперлись рогом, не хотим менять.

Оказалось, по нормальному гандикапу впереди не обязательно явно гоночные суда с большой парусностью. Такие - само собой, но войти в лидеры и даже призеры могут лодки разных размерений, и поменьше, и тяжелый "походник". Но не неряшливой постройки, а умело сделанные и с умелыми экипажами. Участвовавший только в первой гонке уверенно ходивший маленький «Иван 380» опередил в ней несколько Просторов и Ветров. А первое место на Первой ВВР взял Василий на тогда еще обычном Ветре.

 

Как заявлялись и считались  J (нашел файлик объявления печатавшийся на регате):

 

Судя по протоколам, гонялись 22  катаманана (Центаурусы не в счет :)

Обоих Бриз-микро не было.

 

1. Знает ли кто экипаж катамарана Д-1 из Дубны? Предварительной заявки от него не было.

2. В финишном протоколе первой гонки нет "Цезаря" М 457 - он не финишировал?

3. Во второй гонке появляется М 437, которого не было в первой. Это номер Григория Аникина, у него был кат "свободного" класса. Он что, был на регате? 

4. Что за "Простор" финишировал после Синей птички в первой гонке?   Были заявлены еще Просторы Кулыгина 482 и Верамьева 445, но ни этих номеров, ни просто "Простора" в протоколе второй гонки нет.

5. Что за катамаран П-4 - какой, кто, откуда?

6. "Альбатрос зеленый" - это вероятно Хананаев, кильнувшийся во второй гонке около финиша. Номера у него не было.

7. "Альбатрос красный корпус" - был Альбатрос с тритоновскими баллонами, рулевой Зайцев. Видимо, это он.

8. В протоколе 2-й гонке "потерялись" 478, П-4, Зайцев, таинственный «просто Простор». Кто знает, не стартовали они, не финишировали или куда делись? Кажется, 478 лодка стояла в лагере в воскресенье утром (какая-то цифра в номере была отклеена), это был штатный Альбатрос, экипаж - парень с девушкой, помогал им столкнуть кататься. Запрошу у Белоозерова по номеру, но, может быть, знаете - кто это ?

9. Комментарии по зачету времени. Во второй гонке для пары Ветров 150-470  зафиксировано одинаковое время, места проставлены по порядку финиширования. А вот для пары 433 и 444 оказалось одинаково исправленное время (разница в 0,01 мин меньше точности измерения на финише, которая в лучшем случае 1 с). Поэтому места и число очков между этими лодками поделены поровну (как при этом следует поступить по ППГ, не знаю).

 

Получилась не только регата - получился настоящий праздник. А фотография невозмутимо спрямляющего полегший «Сириус» Анархиста – Якова Гольдина  долгое время украшала Яхтинг.Ру.

 

 

2003. Рождение

На следующий год Оргкомитет ВВР заранее развернул работу по развитию регаты и подъему ее статуса. Верхневолжская вошла в официальный календарь ВФПС, была расширена гоночная программа, усилено обеспечение и гоночный комитет, который возглавил Андрей Решетов.

Опыт нашего участия был признан удачным, и второй прецедент прошел не хуже.

Участвующие в соревнованиях парусные суда делятся на классы, имеющие свои отличительные особенности. И еще классы имеют Ассоциации – объединения владельцев судов, либо некие управляющие организации, комитеты, занимающиеся жизнью этого класса.

У нас единственной оформленной организацией являлся московский клуб – к этому времени МПТК.

Но  МПТК – организация  региональная и не связан с определенным типом судов. И наконец, в это время у нас был «кризис жанра» – внутренние трения, всплывшие проблемы с недоделанной регистрацией и возможной потерей не только подвала на Преображенке, но и юрлица.

Возникла идея создать новую организацию – ассоциацию рулевых разборных многокорпусников. Общероссийскую. А почему бы и не международную? Хотя бы, для начала, России и Украины, в которых было больше всего парусных туристов раньше и осталось больше, не были потеряны старые связи, продолжались поездки кого на Азов, кого на Онегу и Белое море. Новые границы после распада СССР для парусников, как и подавляющего большинства граждан, прошли по живому.

Идея создать ассоциацию класса нашла поддержку и среди москвичей, и в других городах.

И не только среди самих парусников. Помочь нам повысить организованность, поспособствовать «легализации» разборных надувных судов в парусе — эти цели были приняты и поддержаны оргкомитетом ВВР и администрацией Конаково. Основную роль сыграл Валерий Солонбеков, и тогда и сейчас занимающийся делами регаты – за что ему еще раз большая благодарность.

В результате входившие в оргкомитет организации стали соучредителями ассоциации и взяли на себя всю процедуру ее регистрации.

В состав учредителей кроме москвичей (В.Белоозеров, И.Виговский, В.Долматов, С.Мягков, В.Перегудов, Д.Рославкер, В.Успенский, С.Успенский, Г.Шмерлинг) вошли парусники из Казани (А.Бардин), Новосибирска (В.Иванов), Санкт-Петербурга (С.Новицкий), Черкасс (С.Кравченко).

19 ноября 2003 г. в городе Конаково было зарегистрировано некоммерческое партнерство "Международная ассоциация рулевых многокорпусных разборных и надувных парусных судов".

 

Как росли, что делали

2003 г. Ассоциация зарегистрирована. 16 человек.

2004 г. — 62

2005 г. — 85

2006 г. — 136

2007 г. — 188

2008 г. —  222

 

Правила обмера

Работа над правилами началась в 2003 г. До этого у нас была «Временная инструкция по обмеру парусов на соревнованиях Московского парусно-туристского клуба», с которой надо было сохранить преемственность, поскольку по ней были обмерены паруса большого числа судов.

Новые правила должны были определить отличительные признаки судов и основные предъявляемые требования. Работа над правилами шла зимой 2003/4 г.г. Один вариант составлялся за другим. Были переведены на русский язык правила гандикапа ISAF, составлена по яхтенному образцу форма мерительного свидетельства. Эта работа шла в тесном контакте с председателем Технического комитета Комитета крейсерского яхтинга ВФПС В.И.Михалевым, уделившим много времени доведению документа до состояния, соответствующего принятым в парусном спорте требованиям.

Споры вокруг правил однако не прекратились (и видимо не прекратятся никогда). Чтобы обеспечить их стабильность, в 2005-м правила обмера были вынесены на утверждение Конференции и приняты сроком на три года (ПОМ 05 – «Многокорпусные разборные и надувные парусные суда. Правила обмера»).

Сейчас уже Советом с приняли на 9-11 г., с малосущественными изменениями.

 

Вокруг гандикапа и классов

Как же обойти вопрос вокруг которого больше всего ломается копий.

Описание системы SCHRS с упрощениями и незначительными изменениями обмера, вошло в текст ПОМ 05. Наверное, поэтому и приходится слышать «гандикап МАРИНС» - что почетно, но неправильно. Но «чей» неважно – а что дал гандикап для соревнований?

Опыт проведения Верхневолжских регат 2002-2004 г.г. гонок в которых в число победителей попадали суда с разной парусностью, позволил замахнуться на проведение Чемпионата СНГ в многокорпусных разборных и надувных парусных судах.

Без гандикапа это невозможно: традиционные украинские классы по парусности 7-9-12-16->16 кв.м., московские 5-7,5-8,5-10-13- >13, в Новосибирске применяли свою градацию. Применяли гандикап в Черкассах на Кубке Коломойца, в Новосибирске на регатах Обского моря.

В упрощенном виде - на Ладожской  и Волжско-Камской регатах, ведь нельзя десяток разнокалиберных участников разбивать на 3-4 разных класса. Гандикап открывает дорогу на регату всем, позволяя соревноваться разнотипным судам, одиночникам и экипажам из нескольких человек наряду с обычными двойками.

Недостатки гандикапных регат:

Усложняется работа судей, растет риск ошибок. Самая неприятная история произошла в 2005 г.: для двух катамаранов, при записи не имевших мерилок (С.Новицкого и И.Конончука) был ошибочно записан пониженный гоночный балл – без спинакера, а на самом деле они гонялись со спинакерами. Эта ошибка лишила заслуженного первого места экипаж К.Федорова.

Гандикапные гонки менее наглядны.

Гандикап снижает роль «соревнования конструкторов». Конечно, тем, кто строит новые лодки или постоянно дооснащается ради гонок, интересно соревноваться между собой. Победа по гандикапу меньшего, серийного, более тяжелого судна воспринимается ими как козни – мол, нас обсчитали. Ну что ж, каждому свое! Регат в классах по парусности проводится много.

В конце 2006 сторонники гонок по приходам подготовили письмо в Гоночный комитет ВВР, где выражали недовольство гонками с гандикапом и предложили проводить их по приходам в зачетных группах 10 и 13, оставив одну гандикапную группу для всех остальных. Предложение рассматривалось конференцией 2006 г , что вызвало недовольство и нападки его инициаторов. О том что предлагаемый формат регаты ставит крест на чемпионате СНГ никто не хотел слышать.

ГК и Оргкомитет приняли соломоново решение, взяв на себя дополнительные заботы: число наших зачетных групп увеличили до 4-х. Момент истины настал не при зимних прениях-голосованиях, а на регате. Участников (судов) оказалось: 44 в гандикапных группах (23 - балл до 0,7; 21 ->0,7) и… всего 12 в группах по приходам (7 – 10 кв.м, и 5  – 13 кв.м).

Мое мнение – гонки в «открытых классах» в парусном туризме в значительной степени себя изжили. Участие в регатах стало бессмысленно для большинства владельцев разборных парусников, как новых серийных, и тем более старых, жизнь которых экипаж продлевает год за годом.

Позитив: достигнув определенного технического уровня и красоты судов, и вместе с тем уровня рулевых, классы 13 и 10 могут стать парусно-спортивными. Возможно, тем кому интересно главным образом развитие конструкций и выжимание всех возможностей для роста скорости, имеет смысл создать собственные ассоциации классов.

По-настоящему интересные гоночные дела начнутся с появлением фирменных жестких катамаранов, которые и по спортивности, и по надежности на порядок превосходят разборно-надувные конструкции. Сначала они придут соревноваться к нам, больше некуда. Есть плюс и у надутых – легкость! И тогда снова не обойтись без гандикапов, причем официально признанных в парусе систем.

В гонках по приходам для более широкого участия были бы интересны такие классы как например «Ветер» - этих лодок сейчас на воде больше чем любых других. Дополнительные ограничения по сравнению с «10» - поплавки от Тритона, паруса стандартные для Ветра с уишбоном, без спинакеров-геннакеров. Такого рода предложения давно высказывал И.Романов, но ни Тритон, ни питерцы на своих регатах, ни уж тем более москвичи объявлять «Ветер» не спешат. Наиболее активные гонщики — энтузиасты самостроя или тюнинга — в появлении такого класса не заинтересованы.

Неплохая идея для увеличения интереса к соревнованиям, осуществленная на нескольких регатах МПТК – разделить традиционые классы по парусности на применяющие и не применяющие спинакеры. В 13 это не нужно: со спинакерами ходят все, поскольку там наиболее опытные и заядлые гонщики. В меньших классах по-разному, и неравенство между лодками со спинчами и без них вопиющее. С появлением плоских генакеров в классе 10 «соревнуются»  между собой суда с 10 и 22 кв.м лавировочной парусности.

Однако, возвращаясь к роли ассоциации — она не в том чтобы внедрять те или иные классы. Какой формат и по каким причинам выбрать - дело организаторов конкретных регат.

Мы можем другое.

Делиться опытом между сообществами в разных городах и даже странах. Так, постепенно, и могут сформироваться общие подходы. Помочь там где есть энтузиасты, решившие провести соревнования, по любой системе, но нет организации: ведь оформленных клубов как таковых раз два и обчелся. Оформить письмо с ходатайством, помочь составить положение. Знакомые фразы из бумаг, которые готовились например для Ладожской регаты, теперь встречаются в документах по регатам, к организации которых ассоциация не имеет прямого отношения. Тем не менее опыт передается.

Для развития спортивной стороны было сделано такое полезное дело, как оформление разрядных книжек нескольким десяткам участников ВВР-ЧСНГ. Некоторым они послужили затем и для участия в регатах уже на яхтах. Ждем обратно с титулами! – а то без титулованных соперников выше 2 р. остальным не пробиться.

 

Регистрация судов

Регистрировали суда и их рулевых, выдавая парусные номера, клубы и секции во многих местах еще начиная с 70-х годов. В Москве и Питере этот процесс не прерывался, в других местах – увы. Мы взялась за регистрацию для всех в 2006 г., причем начали выдавать «Свидетельства о регистрации спортивого туристского парусного судна» с присвоением ему парусного номера. Были прецеденты когда наличие этого свидетельства помогало парусникам и в общении с представителями властей. Причем номера и свидетельства выдаем не только на многокорпусники, а на любые парусные лодки. Где есть клубы – они и выдают свидетельства, где нет – можно получить по почте.

Советы-комитеты…

За последний год у Совет занимался только одним делом: принятием правил обмера на 2009-11 г. Приняли. ПОМ теперь 09. Кому интересен ход процесса, см. под гиком: http://gik.fordak.ru/index.php/topic,3402.0.html

Отделить в документах правила обмера от гандикапной системы – правильное решение. Использовать старую версию SCHRS – неправильное, но раз так решили, что поделать. На официальных соревнованиях по парусному спорту лучше бы применять какую-то из признанных систем. Для малых катамаранов сегодня это SCHRS и Texel. Чтобы попробовать Texel необходима дополнительная работа: перевод правил, его согласование, подготовка соответствующих форм новых мерительных свидетельств с расчетом гоночного балла. Кто бы это все сделал. SCHRS в 2007 году была изменена; к желательности одного из нововведений – не мерить длину по ватерлинии — мы пришли параллельно с управляющим комитетом SCHRS.

С другой стороны,  в «своей песочнице» можно применять любые правила: лишь бы было интересно и достигалась поставленная цель. Например, ради привлечения новых людей на донецких соревнованиях И.Крыгин применял гандикап дающий фору экипажам с новичками. В МПТК В.Белоозеров уже несколько лет проводит зачет по «гандикапу эффективности», который не требует сложных расчетов, а интерес благодаря еще одному зачету повышается.

 

Гоночный / спортивный комитет

Так и не образовался, весь пар ушел в свисток. Потому что фактически не нужен никакой дополнительный комитет пока кто-то не возьмется организовать новую регату под флагом МАРИНС и ему не понадобятся помощники для этого дела. Такая регата могла появиться – идея А.Вельского провести на базе клуба Остров кубок на монотипных Ветрах была самой интересной задумкой сезона. Могла бы стать вообще самая интересная и спортивная регата, но не вышло – подвел закрытый принцип допуска по рейтингу, ради которого организатор все и затеял.  «Удостоившиеся» специально приезжать отказались. Первичным должны быть сами соревнования, а рейтинги и прочая статистика – вторично. Ну, тем не менее Антону можно пожелать чтобы хватило пороху не бросать идею и предпринять вторую попытку.

 

Выборы

Процедура выборов не дает ответа на вопрос «кто будет работать?». Секретарем в прошлый раз снова выбрали меня, думаю поскольку каждый вступавший в ассоциацию общается с секретарем и видит что какая-то работа происходит. Однако, уже «давно тут сижу» и с удовольствием передал бы эту обязанность, а технические дела (удостоверения и пр.) мог бы вести и дальше.

По-моему, например отлично мог бы посекретарствовать Сергей Кравченко – в суждениях мудр и тверез :) , в отношениях ровен и спокоен, и как практик-организатор вне конкуренции (Кубок Коломойца!). К тому же, парусников с Украины в ассоциации много, было бы правильно чтобы теперь год-другой «порулил» кто-то из них.

 

Конференции

По порядку ведения.

Впечатление от обсуждений последней конференции было, честно говоря, удручающее. Трезвые голоса по парусным делам почти не слышны, сотрудничеством и доброжелательностью и не пахнет. Интернет-форумы — среда легко провоцирующая конфликты. Читать и просто заходить в форум становилось просто неприятно. Даже те кто не настроен на склоку, обменявшись парой колкостей, быстро переходят с обсуждения предмета на задачу уязвить оппонента. На первом плане быстро оказывается публичная переписка, которую ведут в форуме между собой несколько активных участников. Суть вопроса осталась на энной странице, заболтали.

На обычном собрании есть регламент и время ограничено – вот сказал один, а вот другой. Все, дальше каждый участник подумал и проголосовал.

В форуме же – мели, Емеля, твоя неделя. У кого язык длиннее и ядовитее, тот и на виду: вот такая «технология создания общественного мнения». Что-то надо с этим делать, так жить нельзя, а другой возможности «собираться» и принимать общие решения проживая в разных городах и странах у нас нет.

Сейчас попробуем так, по опыту обычных собраний.

- доклад секретаря, выступления членов Совета по их желанию.

- вопросы докладчикам.

- выступления в прениях. По одному выступлению.

- докладчики отвечают на вопросы и резюмируют прения в своей части.

- голосование.

Предварительные обсуждения где-нибудь рядом, сколько угодно.

 

Что дальше?

То же самое. Принимаем новых «разборно-надувных» капитанов из всех краев, выдаем парусные номера. Оформляем ходатайства и прочие документы, когда членам ассоциации в их парусных делах нужны бумаги от организации.

Будут ли новые идеи – зависит от новых людей, таких кого не смутит «наказуемость инициативы».

В части соревнований, хорошо бы стало больше регат, признанных федерациями парусного спорта. Особенно таких, в которых вместе с яхтами могли бы участвовать разборные многокорпусники, что и интересно и для нас весьма полезно (сейчас это ВВР и с переменным успехом Волжско-Камская).

Г.Шмерлинг

Дек. 2008 г.