5 лет МАРИНС

Статья была написана после конференции 2007 г. и переписана сейчас.

Поскольку со старта по сию пору был секретарем ассоциации,это своего рода отчет.

С одной стороны, кажется все начиналось вчера, с другой –полез в старые файлы, оказывается столько всего уже позабылось.

Те кто вступил в ассоциацию недавно, вообще не знают«истории», так что вот краткий курс.

До рождения: предыстория

Лето 2002-го. На яхтинг.ру появляется объявление: нанаших родных местах, в Конакове, в сентябре будет впервые проводиться новаяяхтенная регата! Ссылка на сайт города Конаково.

А нельзя ли и нам?

Оргкомитет благосклонен: можно.

И мы появляемся в Положении о регате:

Допуски зачетные группы
1. К участию допускаются спортсмены при предоставлении записи на участиеи уплаты стартового взноса.
2. Для яхт участников устанавливаются следующие зачетные группы:
Мини –микротонники
Четвертьтонники
Полутонники
Однотонники
Швертботы
Многокорпусные суда
Разборные парусные суда
3. Уточнение разбивки судов по зачетным группам будет производиться наосновании действительных мерительных свидетельство УПО –90 на 2002 год. Приотсутствии действительных мерительных свидетельств УПО –90 на 2002 судейскаяколлегия присвоит максимальный гоночный балл для данной группы + 10% штрафа.Действительным мерительным свидетельством признается МС, заверенное Главнымсудьей соревнований.

Что за зверушки «надувные катамараны» и как с нимиобращаться на регате вместе с крейсерскими яхтами и швертботами? Судьям изВерхневолжского центра яхтинга, Валерию Конюхову и Александру Терентьеву катамараныконечно были знакомы – Парусный берег… Но как совместить самостийно-самодельнуювольницу с правилами, классами, нормами парусного спорта? Начинается работа,готовятся дополнения к Положению о регате. Многочисленные классы по парусам,принятые на наших регатах, тут невозможны. Определено, что наша зачетная группадолжна быть только одна. Гандикап? Да, у нас есть система «5% на класс иличеловека», но она слишком груба и ничем не обоснованна. К этому времени от нееотказываются уже и на клубных соревнованиях, ралли и ориентировании.

И тут подсказка UD - ВолодиЕремеева, сведущего в забугорных делах: - только год назад ISAF принял систему гадикапа для малых катамаранов – может,подойдет? Разные модели Хоби, прообраз Простора – Catapult…И правда - наш размерчик. Требуемый обмер гораздо проще яхтенного, нам вполнепо силам. Используются основные размерения судов, их учитывает модель оценки ходовыхкачеств. Вот только расчеты такие, что нужен компьютер. Ну что ж, посчитаемзаранее.

Главное что выход найден. Для ФПС любой страны входящей вISAF одобренный международной федерацией документ вопросов не вызывает. Система SCHRS — Small Catamaran Handicap Racing System открыла нам дверь.

Конечно, дальше вопросов всплывает много. Обмер проводитьнекогда и некому, основные клубные гонщики съезжают в Москву сразу послеосенней регаты, так как на День города намечается демонстрационный «парад».Считали гоночные баллы большей частью по опубликованным данным лодок, кое-чтоуточнялось но «индивидуальных» обмеров почти не было.

Примерно так – вот из переписки с Василием Долматовым :

Отправлено:2 сентября 2002 г. 14:14

Тема:Ответ: Ветер

Померяемна месте.Знать бы по какой формуле!? Лучше по клубной, она дает смешнуюплошадь...

>----- Исходное сообщение -----

>От GShmerling@...

>Отправлено: 2 naioya?y 2002 a. 13:40

>Кому: Dolmatov Vasiliy

>Тема: RE: Aaoa?

>

>ОК - используем паспортные данные (а у меня в паспорте в одном месте

>написано 7,5, в другом - 8; измерений на рангоуте я не проводил). А

>вот сколько считать спинакер? Цифру 8 кв.м я взял с потолка! А надо бы

>оценить получше ;-)

>

>С уважением,

>Григорий

>

>> -----Original Message-----

> > From: Dolmatov Vasiliy [mailto:dolmatov@...

> > Sent: Monday, September 02, 2002 10:57 AM

> > To: parusa@narod.ru

>> Subject: Ветер

>>

>> Григорий! У последних "Ветров" (и моего, в том числе) грот- 7,5

>> м.,стаксель-2,5м.по рекламе и паспорту. Если мерять отвлеченно, сам

>> мерял с точностью до тысячных, где-то 7,4м., и 2,25м. т.е. максимум

>> 9,7м!

>> Если гандикап будет считаться не на месте, посчитай мой со спинакером и без. Применять его или нет решу на месте.

К слову: обратите внимание, господа гонщики! – так и меряем спинакерыдо сих пор по смешной формуле и уперлись рогом, не хотим менять.

Оказалось, по нормальному гандикапу впереди не обязательно явногоночные суда с большой парусностью. Такие - само собой, но войти в лидеры идаже призеры могут лодки разных размерений, и поменьше, и тяжелый "походник".Но не неряшливой постройки, а умело сделанные и с умелыми экипажами. Участвовавшийтолько в первой гонке уверенно ходивший маленький «Иван 380» опередил в нейнесколько Просторов и Ветров. А первое место на Первой ВВР взял Василий натогда еще обычном Ветре.

Как заявлялись и считались (нашел файлик объявления печатавшийся на регате):

Судя по протоколам, гонялись22 катаманана (Центаурусы не в счет :)

Обоих Бриз-микро не было.

 

1. Знает ли кто экипажкатамарана Д-1 из Дубны? Предварительной заявки от него не было.

2. В финишном протоколе первойгонки нет "Цезаря" М 457 - он не финишировал?

3. Во второй гонке появляетсяМ 437, которого не было в первой. Это номер Григория Аникина, у него был кат"свободного" класса. Он что, был на регате?

4. Что за "Простор"финишировал после Синей птички в первой гонке? Были заявлены еще ПросторыКулыгина 482 и Верамьева 445, но ни этих номеров, ни просто"Простора" в протоколе второй гонки нет.

5. Что за катамаран П-4 -какой, кто, откуда?

6. "Альбатросзеленый" - это вероятно Хананаев, кильнувшийся во второй гонке околофиниша. Номера у него не было.

7. "Альбатрос красныйкорпус" - был Альбатрос с тритоновскими баллонами, рулевой Зайцев. Видимо,это он.

8. В протоколе 2-й гонке"потерялись" 478, П-4, Зайцев, таинственный «просто Простор». Ктознает, не стартовали они, не финишировали или куда делись? Кажется, 478 лодкастояла в лагере в воскресенье утром (какая-то цифра в номере была отклеена),это был штатный Альбатрос, экипаж - парень с девушкой, помогал им столкнутькататься. Запрошу у Белоозерова по номеру, но, может быть, знаете - кто это ?

9. Комментарии по зачетувремени. Во второй гонке для пары Ветров 150-470 зафиксировано одинаковоевремя, места проставлены по порядку финиширования. А вот для пары 433 и 444оказалось одинаково исправленное время (разница в 0,01 мин меньше точностиизмерения на финише, которая в лучшем случае 1 с). Поэтому места и число очковмежду этими лодками поделены поровну (как при этом следует поступить по ППГ, незнаю).

Получилась не только регата - получился настоящий праздник. Афотография невозмутимо спрямляющего полегший «Сириус» Анархиста – ЯковаГольдина долгое время украшала Яхтинг.Ру.

2003. Рождение

На следующий год Оргкомитет ВВР заранее развернул работу поразвитию регаты и подъему ее статуса. Верхневолжская вошла в официальныйкалендарь ВФПС, была расширена гоночная программа, усилено обеспечение игоночный комитет, который возглавил Андрей Решетов.

Опыт нашего участия был признан удачным, и второй прецедентпрошел не хуже.

Участвующие в соревнованиях парусные суда делятся на классы,имеющие свои отличительные особенности. И еще классы имеют Ассоциации –объединения владельцев судов, либо некие управляющие организации, комитеты,занимающиеся жизнью этого класса.

У нас единственной оформленной организацией являлсямосковский клуб – к этому времени МПТК.

Но МПТК – организация региональная и не связан сопределенным типом судов. И наконец, в это время у нас был «кризис жанра» –внутренние трения, всплывшие проблемы с недоделанной регистрацией и возможнойпотерей не только подвала на Преображенке, но и юрлица.

Возникла идея создать новую организацию – ассоциацию рулевыхразборных многокорпусников. Общероссийскую. А почему бы и не международную? Хотябы, для начала, России и Украины, в которых было больше всего парусных туристовраньше и осталось больше, не были потеряны старые связи, продолжались поездкикого на Азов, кого на Онегу и Белое море. Новые границы после распада СССР дляпарусников, как и подавляющего большинства граждан, прошли по живому.

Идея создать ассоциацию класса нашла поддержку и средимосквичей, и в других городах.

И не только среди самих парусников. Помочь нам повыситьорганизованность, поспособствовать «легализации» разборных надувных судов впарусе — эти цели были приняты и поддержаны оргкомитетом ВВР и администрациейКонаково. Основную роль сыграл Валерий Солонбеков, и тогда и сейчас занимающийсяделами регаты – за что ему еще раз большая благодарность.

В результате входившие в оргкомитет организации сталисоучредителями ассоциации и взяли на себя всю процедуру ее регистрации.

В состав учредителей кроме москвичей (В.Белоозеров,И.Виговский, В.Долматов, С.Мягков, В.Перегудов, Д.Рославкер, В.Успенский,С.Успенский, Г.Шмерлинг) вошли парусники из Казани (А.Бардин), Новосибирска(В.Иванов), Санкт-Петербурга (С.Новицкий), Черкасс (С.Кравченко).

19 ноября 2003 г. в городе Конаково было зарегистрированонекоммерческое партнерство "Международная ассоциация рулевых многокорпусныхразборных и надувных парусных судов".

Как росли, что делали

2003 г. Ассоциация зарегистрирована. 16 человек.

2004 г. — 62

2005 г. — 85

2006 г. — 136

2007 г. — 188

2008 г. — 222

Правила обмера

Работа над правилами началась в 2003 г. До этого у нас была «Временная инструкция по обмеру парусов на соревнованиях Московскогопарусно-туристского клуба», с которой надо было сохранить преемственность,поскольку по ней были обмерены паруса большого числа судов.

Новые правила должны были определить отличительные признакисудов и основные предъявляемые требования. Работа над правилами шла зимой2003/4 г.г. Один вариант составлялся за другим. Были переведены на русский языкправила гандикапа ISAF, составлена по яхтенному образцуформа мерительного свидетельства. Эта работа шла в тесном контакте спредседателем Технического комитета Комитета крейсерского яхтинга ВФПСВ.И.Михалевым, уделившим много времени доведению документа до состояния,соответствующего принятым в парусном спорте требованиям.

Споры вокруг правил однако не прекратились (и видимо непрекратятся никогда). Чтобы обеспечить их стабильность, в 2005-м правила обмерабыли вынесены на утверждение Конференции и приняты сроком на три года (ПОМ 05 –«Многокорпусные разборные и надувные парусные суда. Правила обмера»).

Сейчас уже Советом с приняли на 9-11 г., с малосущественными изменениями.

Вокруг гандикапа и классов

Как же обойти вопрос вокруг которого больше всего ломаетсякопий.

Описание системы SCHRS с упрощениями и незначительными изменениями обмера, вошло втекст ПОМ 05. Наверное, поэтому и приходится слышать «гандикап МАРИНС» - что почетно,но неправильно. Но «чей» неважно – а что дал гандикап для соревнований?

Опыт проведения Верхневолжских регат 2002-2004 г.г. гонок в которых в число победителей попадали суда с разной парусностью, позволилзамахнуться на проведение Чемпионата СНГ в многокорпусных разборных и надувныхпарусных судах.

Без гандикапа это невозможно: традиционные украинские классыпо парусности 7-9-12-16->16 кв.м., московские 5-7,5-8,5-10-13- >13, вНовосибирске применяли свою градацию. Применяли гандикап в Черкассах на КубкеКоломойца, в Новосибирске на регатах Обского моря.

В упрощенном виде - на Ладожской и Волжско-Камской регатах,ведь нельзя десяток разнокалиберных участников разбивать на 3-4 разных класса. Гандикапоткрывает дорогу на регату всем, позволяя соревноваться разнотипным судам,одиночникам и экипажам из нескольких человек наряду с обычными двойками.

Недостатки гандикапных регат:

Усложняется работа судей, растет риск ошибок. Самаянеприятная история произошла в 2005 г.: для двух катамаранов, при записи неимевших мерилок (С.Новицкого и И.Конончука) был ошибочно записан пониженныйгоночный балл – без спинакера, а на самом деле они гонялись со спинакерами. Этаошибка лишила заслуженного первого места экипаж К.Федорова.

Гандикапные гонки менее наглядны.

Гандикап снижает роль «соревнования конструкторов». Конечно,тем, кто строит новые лодки или постоянно дооснащается ради гонок, интересносоревноваться между собой. Победа по гандикапу меньшего, серийного, болеетяжелого судна воспринимается ими как козни – мол, нас обсчитали. Ну что ж,каждому свое! Регат в классах по парусности проводится много.

В конце 2006 сторонники гонок по приходам подготовили письмов Гоночный комитет ВВР, где выражали недовольство гонками с гандикапом ипредложили проводить их по приходам в зачетных группах 10 и 13, оставив однугандикапную группу для всех остальных. Предложение рассматривалось конференцией 2006 г , что вызвало недовольство и нападки его инициаторов. О том чтопредлагаемый формат регаты ставит крест на чемпионате СНГ никто не хотелслышать.

ГК и Оргкомитет приняли соломоново решение, взяв на себядополнительные заботы: число наших зачетных групп увеличили до 4-х. Моментистины настал не при зимних прениях-голосованиях, а на регате. Участников(судов) оказалось: 44 в гандикапных группах (23 - балл до 0,7; 21 ->0,7) и…всего 12 в группах по приходам (7 – 10 кв.м, и 5 – 13 кв.м).

Мое мнение – гонки в «открытых классах» в парусном туризме взначительной степени себя изжили. Участие в регатах стало бессмысленно длябольшинства владельцев разборных парусников, как новых серийных, и тем болеестарых, жизнь которых экипаж продлевает год за годом.

Позитив: достигнув определенного технического уровня и красотысудов, и вместе с тем уровня рулевых, классы 13 и 10 могут стать парусно-спортивными.Возможно, тем кому интересно главным образом развитие конструкций и выжиманиевсех возможностей для роста скорости, имеет смысл создать собственныеассоциации классов.

По-настоящему интересные гоночные дела начнутся с появлениемфирменных жестких катамаранов, которые и по спортивности, и по надежности напорядок превосходят разборно-надувные конструкции. Сначала они придутсоревноваться к нам, больше некуда. Есть плюс и у надутых – легкость! И тогдаснова не обойтись без гандикапов, причем официально признанных в парусе систем.

В гонках по приходам для более широкого участия были быинтересны такие классы как например «Ветер» - этих лодок сейчас на воде большечем любых других. Дополнительные ограничения по сравнению с «10» - поплавки отТритона, паруса стандартные для Ветра с уишбоном, без спинакеров-геннакеров.Такого рода предложения давно высказывал И.Романов, но ни Тритон, ни питерцы насвоих регатах, ни уж тем более москвичи объявлять «Ветер» не спешат. Наиболееактивные гонщики — энтузиасты самостроя или тюнинга — в появлении такого классане заинтересованы.

Неплохая идея для увеличения интереса к соревнованиям,осуществленная на нескольких регатах МПТК – разделить традиционые классы попарусности на применяющие и не применяющие спинакеры. В 13 это не нужно: соспинакерами ходят все, поскольку там наиболее опытные и заядлые гонщики. Вменьших классах по-разному, и неравенство между лодками со спинчами и без них вопиющее.С появлением плоских генакеров в классе 10 «соревнуются» между собой суда с 10и 22 кв.м лавировочной парусности.

Однако, возвращаясь к роли ассоциации — она не в том чтобы внедрятьте или иные классы. Какой формат и по каким причинам выбрать - делоорганизаторов конкретных регат.

Мы можем другое.

Делиться опытом между сообществами в разных городах и дажестранах. Так, постепенно, и могут сформироваться общие подходы. Помочь там гдеесть энтузиасты, решившие провести соревнования, по любой системе, но нет организации:ведь оформленных клубов как таковых раз два и обчелся. Оформить письмо сходатайством, помочь составить положение. Знакомые фразы из бумаг, которыеготовились например для Ладожской регаты, теперь встречаются в документах порегатам, к организации которых ассоциация не имеет прямого отношения. Тем неменее опыт передается.

Для развития спортивной стороны было сделано такое полезноедело, как оформление разрядных книжек нескольким десяткам участников ВВР-ЧСНГ.Некоторым они послужили затем и для участия в регатах уже на яхтах. Ждемобратно с титулами! – а то без титулованных соперников выше 2 р. остальным непробиться.

Регистрация судов

Регистрировали суда и их рулевых, выдавая парусные номера,клубы и секции во многих местах еще начиная с 70-х годов. В Москве и Питереэтот процесс не прерывался, в других местах – увы. Мы взялась за регистрациюдля всех в 2006 г., причем начали выдавать «Свидетельства о регистрации спортивоготуристского парусного судна» с присвоением ему парусного номера. Былипрецеденты когда наличие этого свидетельства помогало парусникам и в общении спредставителями властей. Причем номера и свидетельства выдаем не только намногокорпусники, а на любые парусные лодки. Где есть клубы – они и выдаютсвидетельства, где нет – можно получить по почте.

Советы-комитеты…

За последний год у Совет занимался только одним делом:принятием правил обмера на 2009-11 г. Приняли. ПОМ теперь 09. Кому интересенход процесса, см. под гиком: http://gik.fordak.ru/index.php/topic,3402.0.html

Отделить в документах правила обмера от гандикапной системы– правильное решение. Использовать старую версию SCHRS – неправильное, но разтак решили, что поделать. На официальных соревнованиях по парусному спортулучше бы применять какую-то из признанных систем. Для малых катамаранов сегодняэто SCHRS и Texel. Чтобы попробовать Texel необходима дополнительная работа: перевод правил, егосогласование, подготовка соответствующих форм новых мерительных свидетельств срасчетом гоночного балла. Кто бы это все сделал. SCHRS в 2007 году была изменена; к желательности одного изнововведений – не мерить длину по ватерлинии — мы пришли параллельно суправляющим комитетом SCHRS.

С другой стороны, в «своей песочнице» можно применять любыеправила: лишь бы было интересно и достигалась поставленная цель. Например, радипривлечения новых людей на донецких соревнованиях И.Крыгин применял гандикапдающий фору экипажам с новичками. В МПТК В.Белоозеров уже несколько летпроводит зачет по «гандикапу эффективности», который не требует сложныхрасчетов, а интерес благодаря еще одному зачету повышается.

Гоночный / спортивный комитет

Так и не образовался, весь пар ушел в свисток. Потому чтофактически не нужен никакой дополнительный комитет пока кто-то не возьметсяорганизовать новую регату под флагом МАРИНС и ему не понадобятся помощники дляэтого дела. Такая регата могла появиться – идея А.Вельского провести на базеклуба Остров кубок на монотипных Ветрах была самой интересной задумкой сезона.Могла бы стать вообще самая интересная и спортивная регата, но не вышло –подвел закрытый принцип допуска по рейтингу, ради которого организатор все изатеял. «Удостоившиеся» специально приезжать отказались. Первичным должны бытьсами соревнования, а рейтинги и прочая статистика – вторично. Ну, тем не менееАнтону можно пожелать чтобы хватило пороху не бросать идею и предпринять вторуюпопытку.

Выборы

Процедура выборов не дает ответа на вопрос «кто будетработать?». Секретарем в прошлый раз снова выбрали меня, думаю поскольку каждыйвступавший в ассоциацию общается с секретарем и видит что какая-то работапроисходит. Однако, уже «давно тут сижу» и с удовольствием передал бы эту обязанность,а технические дела (удостоверения и пр.) мог бы вести и дальше.

По-моему, например отлично мог бы посекретарствовать Сергей Кравченко– в суждениях мудр и тверез :) , в отношениях ровен и спокоен, и какпрактик-организатор вне конкуренции (Кубок Коломойца!). К тому же, парусников сУкраины в ассоциации много, было бы правильно чтобы теперь год-другой «порулил»кто-то из них.

Конференции

По порядку ведения.

Впечатление от обсуждений последней конференции было, честноговоря, удручающее. Трезвые голоса по парусным делам почти не слышны, сотрудничествоми доброжелательностью и не пахнет. Интернет-форумы — среда легко провоцирующаяконфликты. Читать и просто заходить в форум становилось просто неприятно. Даже текто не настроен на склоку, обменявшись парой колкостей, быстро переходят с обсужденияпредмета на задачу уязвить оппонента. На первом плане быстро оказывается публичнаяпереписка, которую ведут в форуме между собой несколько активных участников.Суть вопроса осталась на энной странице, заболтали.

На обычном собрании есть регламент и время ограничено – вотсказал один, а вот другой. Все, дальше каждый участник подумал и проголосовал.

В форуме же – мели, Емеля, твоя неделя. У кого язык длиннееи ядовитее, тот и на виду: вот такая «технология создания общественногомнения». Что-то надо с этим делать, так жить нельзя, а другой возможности«собираться» и принимать общие решения проживая в разных городах и странах унас нет.

Сейчас попробуем так, по опыту обычных собраний.

- доклад секретаря, выступления членов Совета по их желанию.

- вопросы докладчикам.

- выступления в прениях. По одному выступлению.

- докладчики отвечают на вопросы и резюмируют прения в своейчасти.

- голосование.

Предварительные обсуждения где-нибудь рядом, сколько угодно.

Что дальше?

То же самое. Принимаем новых «разборно-надувных» капитановиз всех краев, выдаем парусные номера. Оформляем ходатайства и прочиедокументы, когда членам ассоциации в их парусных делах нужны бумаги оторганизации.

Будут ли новые идеи – зависит от новых людей, таких кого несмутит «наказуемость инициативы».

В части соревнований, хорошо бы стало больше регат,признанных федерациями парусного спорта. Особенно таких, в которых вместе сяхтами могли бы участвовать разборные многокорпусники, что и интересно и длянас весьма полезно (сейчас это ВВР и с переменным успехом Волжско-Камская).

Г.Шмерлинг
Дек. 2008 г.