Цельнонадувной катамаран

В начале 90-х годов мой приятель Андрей Белозеров высказал, как казалось, крамольную идею. Если уж делать парусный катамаран надувным, то довести его конструкцию до логического конца – полностью отказаться от жестких элементов. Вытаскиваешь мешок с чем-то мягким на берег, накачиваешь насосом как обычную надувную лодку и получаешь парусное судно. Самое интересное, что ему ЭТО УДАЛОСЬ. Так как «настоящих буйных мало» и его идею практически никто не поддержал, делал он ЭТО небольших размеров (4,5 х 2 метра) и из того, что смог достать.

Все надувные элементы было выполнены по шкурно-камерной технологии. Шкура из комбинации лавсана и какого-то «рыхлого» кевлара, камеры из БЦЦ, прокрашенного снаружи серебрянкой. Надувные корпуса, не подкрепленный ничем жестким, имели форму сарделек диаметром около полуметра и накачивались до давления около 0,5 атм. Поперечные балки больше всего напоминали надувной матрац из трех «бревен» диаметром 0,3 метра, находящийся под давлением около 1 – 1,2 атм.

Мачта тоже была НАДУВНОЙ – сигарообразной формы около 40 сантиметров в диаметре. Давление в мачте – 1,5 – 2 атм. Интересно, что мачта, имевшая по проекту длину 6 метров, после наполнения до рабочего давления стала 6,5 метров. Накачивание производилось сначала ножной помпой, затем – автомобильным насосом.

Вооружение – кэт. Парус двухслойный, пришитый по боковым образующим мачты. Получался объемный профиль с толстой входной кромкой, по типу крыла АН-2. На полных курсах парус раскладывался на подобии крыльев бабочки, вдвое увеличивая площадь. Парус, естественно, не рифился и не убирался, на стоянке катамаран заваливался на борт. Полностью отказаться от жестких элементов все же не удалось, их было четыре: шверт, руль, краспица и гик-уишбон, «раскрывающийся» на две ветви.

К сожалению, у меня сохранились всего два слайда, где запечатлено это цельнонадувное чудо. За качество – извините. Но даже несмотря на мельтешащий на заднем плане каркасно-надувной собрат, видны корпуса без рамы, опоясанные стоячим такелажем (в носу лежат весла), подмачтовую балку-матрац и надувной шпор мачты с парусом «сбоку».

Высоких ходовых и лавировочных характеристик судно не имело, но все же могло самостоятельно двигаться под действием ветра, даже выходить на ветер.

Катамаран совершил всего один поход, по Белому морю, по маршруту Беломорск – Соловки - Кемь в составе «эскадры» из двух более традиционных судов. Последние несколько километров его тащили на буксире – материал камер стал травить воздух по всей поверхности и уже не держал требуемого давления, особенно мачта – парус потерял форму (видно на фото-2).

Думаю, что при современном развитии и доступности материалов для надувных конструкций концепция Андрея Белозерова может иметь продолжение.

Александр Беликов