Фотоотчет
Одной из причин, если не основной причиной проведения Кубка Днепра была попытка развития разборного парусного флота на Днепропетровщине. Сейчас на весь Днепропетровск, а значит и всю область приходится 3 разборнушки. Все они расположены на территории варварски строящегося яхт-клуба (или что там будет на самом деле) под названием «Сич». Одна из разборнушек – штатный, без каких либо переделок «Простор», покачивающийся над водой на веревках, проведенных через специальные кронштейны в конце мостков. Две другие – «Бриз» и “Вінні Пух” полностью самоделки. Однако их трудно назвать разборнушками. Единственное, что можно однозначно утверждать, что они, несомненно, когда-то собирались. Когда изготавливались. Более подробно о них тогда, когда будут соответствующие фотографии.
О фотографиях. Автором их всех является стройное юное существо женского пола с роскошными волосами и довольно редким именем Лота. Хоть она утверждает, что ее имя происходит от лотоса, но мы однозначно выяснили, что оно (имя) на самом деле есть женская модификация названия приспособления для определения глубины.
Официально Лота числилась главным секретарем. Но хоть до Кубка Днепра, на котором судейство сунулось по маршруту на судах участников, Лота никогда не была не только в парусном, но и вообще в каком-либо походе, она успевала делать все:
Справедливость требует отметить, что за редким исключением продукт ее поварского искусства был, как бы так, помягче сказать, условно съедобным. Однако Лота потребляла его с большим удовольствием, утверждая, что у нас извращенный вкус, что у этого блюда на самом деле вкус отменный, и что эта пища именно такой и должна быть.
Где бы Лота ни находилась, в ее руке всегда был саквояжик, весом эдак, килограмм в пять, на который дополнительно было навешено массу финтифлюшек, добавляющих еще пару-тройку килограммов. Центральное место в саквояжике занимал пленочный фотоаппарат со сменным объективом. Все свободное место плотно забито коробочками, баночками, скляночками, пузырьками, ножничками, пилочками, тюбиками всевозможных форм, размеров и цветов, словом, всем тем, чему положено находиться в сумочке уважающей себя барышни. Сверху, под самой крышкой, прикрывая весь этот клад, располагалась любимая цацка – стартовый пистолет.
Особенно ценной была Лота, когда нужно было нанести визит начальству. Первым делом она наводит боевую раскраску, коей обычно пользуются все барышни, когда хотят заарканить жениха. Для этого Лоте достаточно лишь слегка подвести губы и расправить свою гриву. Затем по погоде она в меру облачается или обнажается, – а погода всегда была жаркой. Естественно, начальство пялится только на нее, одуревает, обалдевает, впадает в беспамятство и напрочь забывает обо всех выволочках, наказаниях, запретах и предписаниях, заранее для нас заготовленных.
Дабы не быть уличенным во лжи отмечу, что в таком качестве Лота никогда не использовалась. Но по косвенным данным не сомневаюсь, что результат был бы именно таким.
В качестве иллюстрации несколько снимков, сделанных корреспондентом какой-то газеты на Кубке Донецка (регата в центре Донецка, посвященная Дню Победы).
Лота стажируется в качестве секретаря. На боку – любимая цацка. Справа от нее Карцев А.К., больше известный как Адмирал, страстный поклонник парусов; участник боевых действий; бывший главный инженер, а атем директор Ясиноватского машиностроительного завода, благодаря которому завод приобрел всесоюзную славу. Сейчас на пенсии.
На переднем плане – самый опытный главный секретарь Украины парусных туристских соревнований Ольга Залознова. Лота учится вести протоколы. На заднем плане Валентин Лаварько, создатель и рулевой «Цыпленка», на котором Лота, еще не догадываясь, пройдет почти весь маршрут Кубка Днепра - 2009. Свисающая желтая веревочка однозначно свидетельствует – любимая цацка на месте.
Чтоб покончить с Кубком Донецка – предстартовая зона. На заднем плане с желтыми поплавками – «Цыпленок». Дальше все фотографии с Кубка Днепра. Автор всех, за исключением нескольких последних – Лота.
Регата начиналась и заканчивалась в Днепропетровском крейсерском яхт-клубе (ДКЯ), где нас тепло и радушно встретили. Клуб днем.
Увидев наш флот, особенно “ Вінні Пуха”, один из крейсерщиков заявил, что не прочь пройтись на разборнушке. Только если ее туда и обратно отбуксируют не далее канатной дороги (200 м ниже ДКЯ). Поэтому, когда мы вернулись, ребята из ДКЯ были несказанно рады, что мы живы и восхищены, что задекларированные 100 миль пройдены. Зауважали.
ДКЯ ночью. Лота почивала на яхте «Алиса». На заднем плане просматривается поражающий своей ажурностью железнодорожный мост.
ДКЯ ночью, но несколько в другом ракурсе. Яхт-клуб расположен на правом берегу Днепра. Небольшой проливчик отделяет его от о. Комсомольского (Монастырского) на заднем плане. За островом расположено основное русло Днепра. На этом острове находится какое-то увеселительное заведение (по всей видимости, блистающее здание на фото), с которого всю ночь, с заката до рассвета, доносятся восторженные визги днепропетровских красоток, заглушаемые столь мощными ритмами, что по воде идет рябь.
Следует отметить, что берега Днепра довольно суровы в смысле скал. Камень, а между камнями на дне - острый щебень, босиком не очень-то походишь. Мест для причаливания довольно много, но их надо знать. С воды берега кажутся неприступными. Плюс, столь заросшими деревьями, что и протиснуться, вроде, некуда. Поэтому найти место для причаливания просто так, с налета, чрезвычайно трудно. Искать их лучше всего в балках, а на островах – в охвостьях или со стороны, противоположной основному руслу. Следовательно, Днепр в этом течении - идеальное место для туристских парусных регат. Ведь турист должен находить выход из любого положения и стойко переносить все тяготы и лишения походной жизни.
О скорости течения. Оно почти не заметно.
О ветре. Берега Днепра круты. И, казалось бы, как у всякой порядочной реки, как бы она ни извивалась, ветер должен дуть или по течению, или против. На Днепре существенную корректировку вносят балки. Из этих дыр в берегу может вдуть так, что мало не покажется. Причем балки вносят столь мощную корректировку, что до балки ветер может дуть в одну сторону, а после балки – в другую. Нами наблюдались также суточные изменения направления ветра. Ночью и на самом рассвете – штиль, часам к семи начинает задувать против течения; к 10 штилеет, затем задувает в противоположную сторону, достигая максимальной силы часам к 14-15. Поэтому, идя вниз, мы стартовали в 9, чтоб быть уже на воде, когда задует попутный ветер. Идя вверх, стартовали в 7, чтоб захватить попутный ветерок. После обеда наплаву корячились в лавировку до упора.
О судоходстве. Украинцы – толковые ребята. Они столь ловко и умело распорядились своим флотом, что грузопассажирского движения на Днепре практически нет. Разве что пройдет раз в сутки сухогруз, удивляясь, как это он здесь оказался. Зато полным-полно крутых катеров, которые носятся как угорелые, лишь слегка сбрасывая скорость с наступлением темноты. Частенько местным пацанам надоедают катера. Тогда к себе на дачу они летают на вертолетах, то и дело снующих туда-сюда над Днепром. А дачами усеяно все побережье на расстоянии километров 10 от Днепропетровска. Ясный перец, причаливать туда – себе дороже.
Но продолжим фотки.
Восходами-закатами, конечно, никого не удивишь. Тем не менее, это фото приведено. Чтоб показать, что и на Днепре они есть.
«Бриз» Александра (Сашка – ударение на последнюю букву) Бережного в различных ипостасях и ракурсах. Хоть эту плавдачу под 200 кг трудно назвать разборнушкой, тем не менее, поплавки у него надувные. И ни разу не поддувались за все время регаты. Да и тент, крепко тормозя в лавировку, предоставляет определенный комфорт при палящем солнце. В разобранном виде «Бриз» я никогда не видел. Да и трудно представить, что его можно разобрать, куда-то перевезти, а потом опять собрать. Хотя гипотетически, если крепко упереться, это, пожалуй, можно сделать. Но я не видел, чтоб у Сашка такое желание возникло. На предпоследнем фото: кроме «Бриза» слева – «Энергия», впереди - “ Вінні Пух”, вверху – облака.
Сашко – типичный русскоязычный украинец с умелыми руками и тонким чувством юмора. Отлично рассказывает всякие байки из личной жизни. Всласть наслушался бредовых речей верного последователя идей дедушки Гитлера, новоявленного украинского лидера, пана Тягныбока. Поэтому во всех бедах и страданиях Украины обвиняет кого угодно, только не самих украинцев. В первых рядах злодеев идут, без сомнения, жиды. За ними, не отставая ни на шаг, а иногда даже опережая, гупают своими сапожищами москали. Все остальные народности, нации и национальности или нейтральны, или закадычные друзья. Самые лучшие, верные и преданные дружбаны проживают в Европе. Они больше ничем не занимаются, ни спят, ни едят, только из кожи вон лезут, дабы помочь Украине. Американцы тоже лезут, но не столь энергично и самозабвенно. Ждут не дождутся, когда Украина вступит в НАТО. А уж тогда полезут, как следует. Украинцы как сыр в масле кататься начнут.
Как ни странно, но независимо от национальности, возраста, пола и вероисповедания в список злодеев попали все ученые. По той причине, что вместо занятия хоть чем-нибудь полезным, например выкапыванием- закапыванием большой ямы, или, на худой конец, исследованием параллельных миров, торсионных полей или Разума Вселенной, эти бездельники и дармоеды дурят народ, занимаясь всякой всячиной и никому не нужной чепухой. А то и изобретением всякой гадости. Что бывает чаще всего.
Кстати, о параллельных, перпендикулярных, антипараллельных и прочих мирах. Если как следует присмотреться к последнему фото, то над материком, правее красного буя отчетливо виден чудовищных размеров серебристый шар. Не иначе, как прибывшие с таинственной целью инопланетяне или случайные путешественники из параллельного мира.
Сашку чуждо чувство соперничества. Поэтому я не припомню, чтоб он финишировал, будучи в первой тройке. Притащится позже всех – ну и ладушки. Никакого сожаления. Главное для него – пройти маршрут в хорошей компании, умея быть ее душой. Хотя посудину свою облизывает. За эту зиму шверцы заменил швертом, которым очень доволен. Он также не нарадуется и не нахвалится своим подвесным движком. Мелкий единственный недостаток – если бы еще заводился.
Предыстория этой фотографии такова. Стартовав вниз с о. Таволжанского, левым бортом подошли к о. им. Ленина. Попытки на него высадиться со стороны основного русла оказались безуспешными – крутые берега, обложенные угластыми каменюками. Поэтому решили причалить к материку для закупки хлеба, а что делать дальше – посмотреть по обстоятельствам. Торопиться незачем – в график движения вкладываемся.
У плотины левый берег – сплошная промзона, не представляющая никакого интереса. На правом берегу два пляжика. Причалили к ближайшему, между ним и спасстанцией. По моей оплошности – не дал своевременной команды, - Лота оказалась без боевой раскраски. Поэтому на переговоры пошел Бережной. Результат оказался предсказуем: спасатели выделили всего 30 мин для закупки хлеба. Мол, нас слишком много и будем мешать катеру, если пляжники топнуть начнут. Делать нечего. После закупки хлеба стартуем в обратный путь. Лота радостно пальнула из своего пистолета. Ее пренебрежение к негостеприимным хозяевам проявилось даже в цвете вспышки.
Обойдя о. им. Ленина левым бортом, обнаруживаем на нем прекрасный пляжик как раз напротив того места, где два часа назад мы карабкались по каменюкам. Там же, но немного раньше, возвышается из воды могучая, но полуразрушенная опора моста, издали напоминающая рубку всплывающей крупной подводной лодки. По словам ребят из ДКЯ, на этом месте еще задолго до исторического материализма стоял мост, соединяющий берега Днепра, а о. им. Ленина был полуостровом и располагался под мостом. Когда батьку Махно со всех сторон зажали красные, он на этот мост загнал состав со своими награбленными ценностями, а мост с обоих концов взорвал. Уже при дедушке Сталине там была организована подводницкая экспедиция по поиску клада. По официальным отчетам ничего не нашли, однако никто из днепропетровцев не сомневается, что Днепровская ГЭС была построена именно на найденный скарб.
Сколь этот рассказ соответствует действительности, отдаю на суд читателей. Хотелось бы заодно выяснить, сколько появилось бы новых катеров, вертолетов и «малэньких хатынок», будь эта экспедиция организована в теперешнее время?
Имеется еще одна версия, рассказанная Адмиралом, оказывается, уроженцем этих мест. И по его версии дело без батьки Махно не обошлось. Но согласно Адмиралу, батько действовал не по куркульскому принципу «якщо ни мэни, то никому (ударение на о)», а рванул этот мост посередине, когда по нему проходил какой-то состав. Уже через много лет там погружались водолазы, но искали не мифические ценности, а обследовали дно Днепра – это было самое узкое место, поэтому там первоначально планировалось возводить плотину. Естественно, золота и бриллиантов они не нашли, но обнаружили вагоны с людскими останками. Определили также глубину реки. Так как она оказалась слишком большой, то плотину возвели на несколько сот метров ниже. Мост не восстановили за ненадобностью, – для передвижения транспорта вполне подошла плотина. Не исключено, что эта версия наиболее близка к истине.
Вернемся к регате. Километров через пять выше острова им. Ленина ветер поменялся на встречный и стал потихоньку крепчать. Эскадра начала растягиваться. Дойдя до о. Таволжанского дал команду лидирующему судну искать место для причаливания. Иначе аутсайдеры не подтянутся и к утру. На снимке – найденная отличная поляна на левом берегу, как раз напротив оголовья о. Таволжанского. На переднем плане – «Цыпленок», за ним - «Энергия», в очередной раз заклеивающая левый текущий поплавок. Слева – «Бриз», которого мы никогда не вытаскивали на берег по причине неимоверного веса. Кстати, в «Сичи» он тоже хранится на плаву.
«Вінні Пух» Валентина Филиппова во всей красе. Точнее, его фрагмент, но дающий достаточно полное представление обо всей посудине. Впервые ее, предназначавшуюся в качестве судейского судна на Кубке Днепра - 2008, я внимательно рассмотрел в прошлом году. “ Вінні Пух” стоял на кильблоках в сени деревьев в той же «Сичи». Состоит из бесчисленного множества винтиков-болтиков-гаечек М4, соединенных друг с другом дюралевыми трубками. Когда поинтересовался: «Зачем так?», Валентин ответил: «Чтоб никто не сомневался, что эта конструкция разборная. Причем, будучи выпускником с отличием Днепропетровского инженерно-строительного института, факультета «промышленное и гражданское строительство» по специализации «металлические конструкции», рассчитал каждую гайку. А невеждам, для которых сопромат – тайна за семью печатями, можно только посочувствовать». И действительно, Валентин оказался прав. Как показал опыт регат 2008 и 2009 годов, несмотря на кажущуюся хлипкость, скорее даже хлюпкость конструкции, “Вінні Пух” оказался на удивление живучим. Но это было потом, а тогда, взглянув на поплавки, подобно ушам спаниеля свисавшим до самой земли, больше ничего не спрашивал, так как понял, что жить мне осталось совсем немного. Заметив мой удрученный вид, Валентин отреагировал фразой: «А чего еще ожидать? “Вінні Пуху” 20 лет, он и за Полярным кругом уже неоднократно побывал. А то, что поплавки безжизненно свисают, означает только то, что в них надо вдохнуть жизнь. И тогда забьется пламенное сердце “ Вінні Пуха”».
Несомненно, Валентин большой романтик. А для прагматика представляется, что Валентин любит просто так вдыхать жизнь в свои поплавки, что без устали и самозабвенно это делает по 20 раз на дню, лишь иногда берясь за румпель, когда уж вволю навдыхает. Даже появилось сомнение, а вправду ли поплавки столь изношены? Или Валентин специально наковырял в них дырок, чтоб была возможность отдаваться любимому занятию?
На маршруте Валентин не вытягивает на берег “Вінні Пух” и спит на борту, для чего использует палатку, хорошо видимую на снимке. Еще с яхт-клуба Лота предпочитала ночевать на воде. На маршруте, проведя всего одну ночь на берегу, приткнувшись в палатке между мной и Мишей, матросом Валентина, она заявила, что желает почивать на «Вінні Пухе». В первую же ночевку ни свет, ни заря Валентина обнаружили сидящим на камешке вдали от своего судна и с тоской на него смотрящего. Так как он держал в секрете причину своего ночного бдения, тут же появились две версии.
Версия №1. Из-за удвоенной нагрузки уже к полуночи «Вінні Пух» начал тонуть. Будь Валентин один, он бы с удовольствием как следует навдыхал жизнь в свои баллоны и умиротворенный, снова бы заснул. Но тут – девушка на борту. Как истинный капитан, он не посмел тревожить ее сон лягушачьими звуками и принял решение пожертвовать своим отдыхом и сойти на берег в надежде, что оставшегося воздуха хватит для удержания судна на плаву, пока Лота не пробудится естественным образом. И сидя на камешке, внимательно созерцал: тонет, или не тонет.
Версия №2. Скорее всего, придумана завистниками и злопыхателями. Но, учитывая необходимый атрибут демократии, – плюрализм мнений, согласно которому любые мнения, какими бы идиотскими ни были некоторые из них, все имеют совершенно одинаковое право на существование, приходится опубликовывать и эту версию.
Итак, согласно утверждению завистников и злопыхателей, Валентин то ли не подозревая о желании Лоты почивать на «Вінні Пухе», то ли наоборот, от радости, что она приняла это решение, опрометчиво вволю натрескался гороховой каши, дав пищу газогенератору, находящемуся внутри всякого нормального человека и только и ждущего этого момента. Первый заряд был успешно сгенерирован минут эдак через 30, как Валентин улегся. Не желая тревожить девушку громкими неожиданными звуками, по сравнению с которыми сипенье «лягушки» – арфа в руках Орфея, Валентин тихонько вылез из палатки, сошел с «Вінні Пуха», стремительно отбежал как можно дальше, как следует гахнул по-молодецки, вернулся назад и так же тихонечко улегся. Следующая порция была готова минут через 20. Валентин опять совершил свой маневр. Через 10 минут все повторилось. А потом начался кошмар. Генератор, зная свое дело, начал бойко набирать угрожающие обороты. Когда Валентин уже намотал немерянное количество километров, уже не бегал, а, высунув язык, еле ползал по маршруту «Вінні Пух» - дальняя даль - «Вінні Пух», он понял, что за генератором все равно не успеть. Поэтому плюнул на все, сел на камешек и, проклиная то мгновенье, когда его взгляд упал на гороховую кашу, с тоской глядел на «Вінні Пуха». Там его и застигли на рассвете.
Какова из этих версий истинна, как и вопрос о правдивости легенды о кладе батьки Махно, отдаю тоже на суд читателей. Но в любом случае Валентин поступал весьма благородно, как подобает настоящему капитану.
Кстати, о самом названии «Вінні Пух». Я никогда не замечал за Валентином даже намека на украинофилию. Поэтому, причина названия судна на украинском языке и болтающийся на ванте во время хода дэржавный прапорэць, аккуратно расправляемый, если запутается, для меня остается таинственной загадкой.
Зато Валентин открыл секрет изготовления любимого напитка аборигенов Днепропетровщины под названием «шух-шух». Для этого с трехлитровым чайником необходимо по колено зайти в Днепр. Затем, раздельно произнося название напитка, сначала влево, затем вправо чайником разогнать верхний, самый толстый слой «зеленки». После чего из образовавшейся полыньи набрать воды, если эту густую жидкость можно так назвать. Следующая операция – вскипятить. По словам Валентина, опущенные в чайник две-три чаинки не изуродуют до неузнаваемости вкус этого божественного напитка. Всплывшую при кипении мерзкую серую пену лучше не снимать. По его же словам, настоявшись, она придает шух-шуху неповторимый шарм. Так как Валентин наотрез отказался иметь на борту питьевую воду, за время регаты мы всласть насосались шух-шуха. Остается лишь сожалеть, что очень часто ветер относил «зеленку» и мы лишались возможности наслаждаться этим фантастическим напитком, по сравнению с которым хваленые нектар и амброзия – свиное пойло.
Так как мы возвращались с опережением графика на сутки, Валентин предложил устроить дневку не в яхт-клубе, где от палящего солнца некуда деться, разве что в тень от ажурного ж/д моста, а отдохнуть на острове Шевском, который был когда-то городским пляжем, а сейчас зарос и одичал. Клюнув на фразы «пляж», а песка мы давно не видели и «заросший» - солнце палило немилосердно, пошли на остров. Конечно, зарослей и песка там было в изобилии, но еще в большем количестве сновали полчища наглых муравьев и носились целые тучи не менее наглых прочных летающих козявок. Вся эта свора ползала по телу, создавая такие же ощущения, как и ползающая муха. Но мухи трусливы: стоит дернуться, и они улетают. Эта же сволочь не угоманивается, пока ее не сотрешь в труху. Поэтому где лучше: под солнцем в яхт-клубе, или в тени, но снедаемым комашками на Шевском – сказать трудно.
На снимках – вид с о. Шевский на правый берег Днепра. Первое фото – «Цыпленок», второе – незабвенный «Вінні Пух». Не исключено, что фигура во мраке занимается не чем иным, как вдыхает жизнь в баллоны.
Регата окончена. Напоследок еще тройка фотографий.
Ночевка на Малом Махортете. «Вінні Пух» на фоне характерных каменюк.
Фото Валентина Филиппова. Подходит «Энергия». Чем не Багамы?
У экипажа «Энергии» тоже была своя забава. Еще больше, чем Лота услаждалась пальбой, они наслаждались заклеиванием дыры в своем левом поплавке. А чтоб работа не иссякала, они придумали специальный клей, состав которого держали в глубоком секрете. Уникальность этой смеси состоит в том, что первые 12 часов латку оторвать невозможно, но по истечении этого срока (плюс минус пару минут) она отпадает сама собой. Так как акт отпадания происходил во время гонки, то «Энергии» приходилось мириться с необходимостью непрерывно вдыхать жизнь в свой баллон до момента финиша, для чего была даже учреждена специальная вахта. Однако эта жертва с лихвой компенсировалась наслаждением от акта заклейки. Возможно, этим и можно объяснить довольно высокие скоростные качества судна. Ведь экипаж аж трясся от вожделения как можно быстрее финишировать, выскочить на берег и отдаться любимому делу, которым они занимались после каждого финиша. А именно: в бешеном темпе поставить левый борт на подпорку; выдернуть баллон из оболочки; торжественно сжечь в костре отвалившуюся латку; вырезать новую; зачистить и смазать своей уникальной смесью склеиваемые поверхности; через некоторое время плотно прижать. Апофеозом всего этого действа были страстные призывы к окружающим убедиться, что латку оторвать невозможно. Первое время народ сбегался и с ожесточением за нее дергал. Потом, когда раскусили что к чему, брели, как на каторжные работы. И так всю регату.
Впрочем, практически у каждого экипажа была своя забава. Всего не расскажешь.
Места распределились так:
1. «Цыпленок», кап. В.Лаварько, Новый Свет.
2. «Энергия», кап. А.Васильченко, Новый Свет
3. «Вінні Пух», кап. В.Филиппов, Днепропетровск.
Игорь Крыгин ,
главный судья Кубка Днепра – 2008 и 2009.
Комментарии:
Лота: У Игоря Михайловича, оказывается, богатое воображение.
В. Филиппов: За редким исключением Крыгин брешет, мягко говоря, как собака.
А. Бережной: Тягныбок – отличный мужик. Именно таких нам надо в Президенты. А с Гитлером ничего общего у него нет. Ни усов, ни прически, ни свастики на нарукавной повязке. Да и самой повязки нет. А если уж на то пошло, то голодомор не немцы устраивали, а дисциплину навели бы.