РАССКАЗЫ СТАРОГО ПАРУСНИКА

Как начинался Парусный берег

Михаил Лимонад

Давно это было. В прошлом веке. До 70-х годов те, кто не яхтсменами были, а просто туристами, ходили поодиночке.

И я тоже.

Начал я с 10 лет, когда мой папа – фанатичный турист в самых разнообразных направлениях, блестяще проявивший свои таланты впоследствии в аэродинамике космических парашютов и палаток для штурма Эвереста – подарил мне, ученику четвёртого класса, сказочный, нет – легендарно, невероятно сказочный подарок – только что созданную нашим земляком И.И. Деревянко разборную байдарку «Луч». (Теперь так зовут моего кота, про которого есть парусная сказка на сайте Московского парусного турклуба).

Я тогда и не осознал до конца, сколь царский дар получил, даже и по нынешним меркам. Среди многих достоинств этого дивного судна было то, что Иван Иванович Деревянко, уже тогда готовивший кое-что для космоса, снабдил кильсон степсом (панелькой с отверстием под просто строганный импровизируемый владельцем шпор) и намёткой – откидной скобой на шпангоуте.

Вот туда-то мы с моим родителем и воткнули в первом же плавании, по Волге под Костромой, в чудном местечке Тихий уголок, свежесрубленную мачту. Как теперь бы сказали – свободно опёртую. Парус был прямой, приличной площади, для меня так просто огромный. Он был из спортивного флага «Крылья Родины», зелёного такого цвета в бирюзу и с самолётом в середине. Рей, понятно, тоже был свежесрубленным.

Получилась весьма быстроходная галера. На ней я провёл первые свои почти 20 лет парусной жизни. Признаемся, весьма безграмотной, но безумно счастливой.

К 1972 году одиночные плавания мне порядком наскучили. Я начал мечтать об эскадрах для совместных походов. А никого рядом с подобным моему судном не было. Народ сплавом увлекался, под парусами я никого не встречал.

Родитель мой и тут подсказал дельный путь: в его время все соединялись в турклубе на Рабочей улице.

Я и пошёл туда. Клуб был в двухэтажном зданьице, похожем на довоенные бараки, но жизнь там туристская кипела на профессиональном уровне. Встретила меня инструктор клуба Юля, невысокая блондинка, объяснила, что всё по плану делается. А моих интересов в плане нет. И объявления печатаются тоже в афише плана работы. Только поздней осенью удалось благодаря Юле напечатать страстный призыв к скрывающимся от планового туризма братьям по парусу. Назначен был день встречи. И раз, и два.

В первый день пришло несколько человек. На разведку.

Помню, что были тогда Коля Метан и Юра Илюшечкин. Я рассказал про идею совместных плаваний на парусных байдарках, про то, что сигналы флажные нам потребуются… и с изумлением узнал что есть диковинные польские яхты разборные – швертботы «Мева» — что значило «чайка». Теперь ответственная роль флажных сигналов владельцам мобильников, наверное, непонятна, а тогда и раций в обращении не было. Нечем больше на воде общаться было!

А через месяц уже и яблоку в тесном зале негде было упасть. Собрался парусный народ громогласный, среди них и бывшие парусники-яхтсмены. Был, помню Юрий Иванов, кто ещё -- могу назвать с малой достоверностью. Память слабеет. Встал вопрос о базе нового флота, о его признании как самостоятельного вида туризма, о походах и гонках. Крику было… Всё больше – капитаны самодельного флота.

И тут Юра Илюшечкин сказал, что из окна электрички под Калининым (теперь опять Тверью) видел плёс на Московском море пустынный и живописный, там надо базу делать и, может быть, и гонки проводить. Как это делается, мне тогда было неведомо совсем. Стаж дилетанта опыта не прибавлял.

Когда всплыло имя «Парусный берег» не помню. Кажется, что почти сразу же. И решено было на майские праздники 1973 года ехать смотреть место. Первые парусные гонки туристских судов были объявлены.

Официальный туризм знать нас не желал. Нас сочли неполноценным ответвлением «настоящего» водного туризма. Требований нет, отчётов о походах нет, ну ничего нет. Стало быть, нет такого туризма! Но несколько раз объявления мы все-таки с Юлиной помощью напечатали.

В объявленный день на платформе «Московское море» после четырёх часов давки в электричках (я до Москвы из Жуковского ещё должен был добираться тоже электричкой), на тенистой лесной канаве началась первая сборка флота будущего Парусного берега. Рядом – никого. Место соответствовало Юриным описаниям. Место удобное, но комары были голоднющие-е!

Собрались, мачту воткнули, подняли условленные флаги и на вёслах пошли к морю.

Выходим на открытую воду к закату, почти штиль. На воде никого не видим, идём по заданному курсу. С полощущими парусами, гребём. Вышли на середину акватории. Стоим ждём. Откуда и куда гнаться – не ясно.

Вдруг на фоне берега показалось судно незнакомого очертания – «Мева» Миши Дымова. К моменту старта собралась уже внушительная эскадра: две байдарки и одна «Мева». И пошли они туда, где потом и был много лет наш легендарный «Парусный берег». Там – низкое глинистое поле перед лесом. Родника нет. Дважды в день проходит колхозное стадо коров, практически неуправляемое пастухами. Палаток они не знают и готовы идти прямо по ним. А уж если котлы с продуктами стоят… За дровами надо далеко идти, но зато они гореть будут. Если палатки не окопать – в дождь они всплывут.

Ну, просто, райское местечко!

Если бы кто-нибудь тогда сказал мне, что на этом поле места для флота будет не хватать, я бы ни за что бы не поверил. Потом на долгие шесть лет меня поглотила аспирантура, и я, казалось бы, не мог в календарное время ездить на гонки. Но…в 1975 году, всего-то через два года, с канавы на Парусный берег, где уже становилось тесно, днём в пятницу подошла диковинная посудина с бушпритом и старинным вооружением бригантины. Переделанная «Мева», тяжелая и тихоходная, ещё не научившаяся лавировать.

Это была «Бегущая по волнам», моя «Бегушка».

Когда «Бегушка», как ее все потом звали, первый раз пришла на Парусный берег, то изумленный парусный народ бросил обед. Прямо с мисками, дожевывая на ходу, капитаны многочисленных “попирателей ветра” – быстроходных катамаранов и тримаранов, даже элегантных “Мёв”, ринулись навстречу тихоходной подруге своих кораблей, как бы пришедшей из позапрошлого века. Две мачты со стеньгами опутывала сеть снастей старинного такелажа, а перед бизань-мачтой красовался точеный штурвал.

Впоследствии от смешков перешли к симпатии, и бригантина стала визитной карточкой Парусного берега. Она много ходила в походы, участвовала в научной экспедиции, судила регаты. За 10 лет плаваний многому и многих научила. Она первая подняла на бизань-мачте флаг Московской Олимпиады.

Ее школу проходили, словно на “Товарище” или "Крузенштерне", новые капитаны туристских парусников.

И выяснилось, что за время моего отсутствия появились знающие лидеры нашего парусного движения, превратившие его в грамотное и массовое. Перед «Бегущей» с красным флагом на гафеле находился настоящий флот разборных парусников. Знал меня только Коля Метан, который радушно и ввёл меня в созданный по моему объявлению, но ставший мне совсем незнакомым круг парусных капитанов. Это были Володя Кузнецов, наш будущий глава, Юра Иванов, просто профессионал в прошлом, Витя Белоозеров — главный судья, многие другие мои в дальнейшем добрые друзья. А я ничего-то всерьёз не умел, хоть и был среди первых парусных турклубников. Поэтому всё началось с шуточек и анекдотов. Прежний этап моего, не слишком грамотного, парусного бытия закончился.

Я стал у них учиться как новичок и ничуть не жалею об этом. «Бегушку» приняли в состав клубного флота, а я, наконец, всерьёз прописался на нашем добром «Парусном берегу». Любимый наш берег… Так он дважды начинался для меня…

Продолжение следует.

Часть истории Парусного берега и первых шагов парусно-туристского движения рассказали в своих книгах В.Перегудов и В.Байбаков. Есть еще статья М.Лимонада и краткий обзор В.Белоозерова на сайте Ларисы Соколовой "Альманах увлечений, авантюр и приключений"

Хочется побольше живых впечатлений. Ветераны, отзовитесь - давайте сохраним память о том как все начиналось. Понятно, фундаментальные мемуары :-) тяжело поднять, но можно ведь и отдельные истории и добавления!

Адрес известный: parusa@narod.ru


Отправлено Сергей М414 on Май 15, 2009 at 02:09:26:

Виват Командор-Адмиралу Лимонаду! Я отлично помню Ваше прибытие к Парусному берегу на "Бегущей по волнам" в 1975 году! Я был матросом у Андрея Буханова на Салюте с полосатыми из тентовой ткани парусами. Как и все возился у палатки, и вдруг все в лагере рванули бегом к берегу, с фотоаппаратами в руках. Мне повезло оказаться в первых рядах и о чудо: старинная бригантина скользит под облаком парусов, а в середине вытянувшись во фрунт и отдавая честь ладонью к козырьку белоснежной адмиральской фуражки с немыслимым крабом стоит бородатый капитан в тельняшке.

Все фотоаппараты Парусного берега защёлкали со скоростью пулемётной очереди, после чего живая стена на берегу трижды рявкнула громогласное "Ура" "Бегущей по волнам" и её капитану. Бригантине вмиг нашли лучшее место у берега, а красавца капитана окружила толпа поклонниц и ... А дальше было всё как Вы рассказали.


Спасибо. Это Здорово вспомнить! Серёже мой поклон и море здоровья!

М177 Лимонад