Григорий! Посылаю тебе свои соображения по классам судов. Я не вхож в «форумы» и в какую «ветку» их поместить – не знаю. Может, по старой памяти, разместишь их у себя.

В.Перегудов. 24.11.2009 г.


Привет, Валерий!

Положил в форум под Гиком, где про "принципы регат МПТК".

Коммент пока самый общий:

1- МПТК стоит!

2 - не то чтобы на неких определенных принципах, я бы их назвать не взялся. Но точно - на энтузиазме тех кто и проводит регаты и активно в них участвует.

3 - В конечном счете, кто вкладывается в это и проводит, тот и определяет правила. А кому хочется по-другому, так флаг в руки.

Рад что ты на связи и боевой дух высок!

Салют!

Гр.




О «Гоночных классах» и наших Регатах. «Свободный класс».

(Для обсуждения).


В нашем парусном обществе продолжаются баталии по вопросам о «Гоночных классах» и типах наших Регат. К сожалению, эти дискуссии иногда становятся слишком «горячими», а некоторые выдвигаемые предложения начинают подрывать «Основы», на которых стоит (или уже «стоял»?)  МПТК.

Позвольте и мне высказаться по этим вопросам.

Я имею некоторый опыт в их решении. В 1974-78гг. я был Председателем МПТК, был Главным судьёй на первых пяти «Осенних регатах – Матчах Команд городов», участвовал в выработке современного понятия «Гоночные классы парусных туристских судов», участвовал во всех баталиях по этому вопросу.

 В частности, нам удалось сорвать превращения всех наших парусных туристских регат в спортивные гонки «Байдарочных монотипов «Салют-4,7» с парусностью 7м.кв. на Приз журнала «КиЯ».

Тогда этот приз много значил, а «Регата на Приз «КиЯ» была нашей единственной «Центральной». (Попросите В.Н.Успенского рассказать, как в 1975г он оставил свой катамаран и пошёл гоняться со всеми в «Монобайдарки–7м.кв.»)

Под свою личную ответственность в 1977г. я  организовал гонки на отдельный «Приз «КиЯ» для швертботов – гонялось до 50 экипажей, а через год организовал такой же «Приз «КиЯ» для многокорпусников. Разные классы судов получили возможность развиваться параллельно, не подавляя друг друга.

Основываясь на своём опыте, предлагаю для обсуждения нашему парусному обществу свой вариант «Принципов» организации Гоночных классов судов  на наших Регатах. Все эти принципы уже многократно применялись на практике, многие из них были записаны в официальных документах МПТК, но со временем часть из них была «забыта», т.к. эти принципы, по разным причинам, многим были невыгодны.

Это естественно и неизбежно.

Фактом является то, что на наши регаты приезжают группы участников с разными и даже с диаметрально противоположными интересами.

Основных и непримиримых противоречий известно несколько.

Приведу лишь одно из них – противоречие между «гонщиками» и «конструкторами». Гонщики хотят выигрывать Регаты за счёт своего мастерства на дистанции, а конструкторы хотят выигрывать Регаты за счёт технического совершенства своих судов.

Если дать волю «гонщикам», то они законсервируют конструкцию судов своего класса, запретят даже самые разумные усовершенствования. Пример – на первых виндсерферах парус крепили к мачте с помощью «чулка»-кармана, а когда обнаружили, что карман-обтекатель мачты даёт выигрыш в скорости (о чём я писал ещё в 1967г), то Правилами класса ограничили ширину «чулка».

А если дать волю «конструкторам», то они за 2-3 года взорвут изнутри любой гоночный класс и сделают гонки бессмысленными для всех, кто не поспевает за техническим прогрессом. Пример – ещё до войны 1941-45г.г. один из популярных классов волжских швертботов объявили «Свободным!!», т.е. отдали на откуп конструкторам. Конструкторы, включая знаменитого Алексеева, создателя судов на подводных крылья, ринулись изобретать и за 2 года полностью «съели» класс. (Кстати, первые «лавировочные» спинакеры появились ещё в 70-х годах.)

Второй момент. Никто не знает, как будет развиваться наше движение в будущем. Может современное состояние наших Регат является лишь очередным промежуточным этапом или частным ответвлением от общего движения нашего общества. Всем заинтересованным желательно иметь это в виду.

Напомню известное – нормальные руководители какого-либо живого развивающегося  «движения» как минимум – не мешают «движению» развиваться своим естественным путём, а в лучшем случае – предугадывают различные будущие направления этого движения и заранее, никого не ущемляя, убираю на этих направлениях «камни».

Предлагаемые мной «Принципы» учитывают сказанное выше, основаны на самой широкой демократии, на самоуправлении снизу доверху, допускают любые инициативы и полную свободу(!!) естественного отбора.

При этом я против раскола МПТК на ряд обособленных Ассоциаций классов. Такой печальный опыт уже был в начале 90-х. Тогда на базе МПТК появился целый ряд самостоятельных «клубчиков». Самый крутой из них даже всерьёз готовил массовую гонку на наших разборных судах через Тихий океан, с нашего восточного побережья в Америку. По-моему, даже согласие пограничников уже было получено – пограничникам тогда было на всё начхать, им зарплату не платили.

Большое спасибо Борису Комарову за то, что в то безвременье он сохранил МПТК.


Принципы организации «Гоночных классов» судов на парусных туристских регатах.  Виды регат.

1. Виды парусных туристских регат.

1.1. Регаты могут быть «Открытыми» и «Закрытыми».

«Закрытые» регаты – это частный случай. Например, самостоятельные регаты для каких-либо отдельных «моноклассов» (для заводских судов одной серии и без переделок). Регаты могут быть «Закрытыми» и по любым другим принципам – территориальному, возрастному, весовому и т.д. Проводилась же знаменитая регата «Ромовый рейс».

Все общие для МПТК регаты, проводимые для ВСЕХ членов (и не членов клуба) должны быть  «Открытые».

1.2. Для «Открытых» регат не оговариваются никакие предварительные ограничения по судам, дистанциям и экипажам, за исключением обычных ограничений по безопасности плаваний.

Единственный участвующий класс судов – «Свободный класс» (совершенно свободный!!) с общим зачётом «по приходу».

1.3. На «Открытых» регатах по желанию участников проводятся дополнительные зачёты – по каким-либо гандикапам, по каким-либо другим показателям, по гонкам судов какого-либо отдельного рамочного (полузакрытого) «Гоночного класса» или даже «монотипов», если такие классы будут созданы участниками данной  регаты.

1.4. Если Открытая регата проводится не первый год и является традиционной, то в Положении о регате необходимо указывать, какие «Гоночные классы» состоялись на предыдущей регате, и какой выбрана «базовая» дистанция и порядок её прохождения.

2. «Неотъемлемые Права» участников гонок на «Открытых» регатах .

2.1. На «Открытых» регатах каждый участник гонок имеет право гоняться на судне, которое сделано (или куплено) именно для себя – для крейсерских морских плаваний, для несложных или сложных походов, для гонок по коротким треугольным дистанциям, для побития рекорда скорости под парусами и т.д.

2.2. Каждый участник гонок имеет право гоняться в примерно равных условиях со своими противниками и должен иметь реальные шансы занять на своём судне призовое место в гонках. (Т.е. нельзя участника регаты заранее и насильно  загонять различными оргмерами в разряд бесперспективной «массовки».)

2.3. На «открытых» регатах каждый гонщик имеет право сам выбирать себе противников с судами примерно равной ходкости. Если таковые найдутся, то эти рулевые имеют право организовывать до регаты или непосредственно на регате свои (новые или старые, закрытые или открытые) «Гоночные классы». (Или зачетные группы в «Свободном классе», как предлагает ЗАК).

3. Порядок формирования «гоночных классов» судов.

3.1. Принципы объединения участников конкретной Регаты в отдельный «Гоночный класс» могут быть любыми. Правила «Гоночного класса», характер гонок, вид дистанции, способ её прохождения, дополнительные упражнения на дистанции и все ограничения (сверху, снизу и в ширину, по количеству членов экипажа, по применению спинакеров, по весу рулевых и т.п.) определяют сами участники «класса».

3.2. До открытия какой-либо «открытой» регаты любой рулевой (рулевые) объявляет(ют) о своём желании создать для участия в конкретной регате какой-либо новый (или традиционный) класс. Объявление делается в Клубе, или в Интернете.

Объявление о создании нового (старого) класса может быть сделано непосредственно на месте проведения регаты.

3.3. Инициатор(ы) формулирует(ют) предварительные «Правила своего гоночного класса». Окончательно «Правила класса» – требования и ограничения обсуждаются, формулируются, записываются и утверждаются на общем собрании рулевых, пожелавших войти в этот класс на данной регате.

Несогласные с «Правилами» этого класса уходят в другие классы, включая изначально существующий «Свободный (совершенно свободный!!) класс», или организуют по той же схеме свой особый гоночный класс.

3.4. За 1час до начала первой гонки регаты «Правила класса» и список участников сдаются в Судейскую коллегию. 

3.5. Судейская коллегия «Открытой» регаты обязана зарегистрировать любой рамочный «Гоночный класс» как состоявшийся, если в нём заявлено не менее ТРЁХ экипажей.

(Если в классе заявлено только ДВА экипажа, то они могут провести между собой «матчевую встречу» в рамках «Свободного класса».)

3.6 Судейская коллегия может зарегистрировать новый «Гоночный класс» уже после начала гонок, если это не создаёт значительных трудностей в проведении регаты.

3.7. После утверждения «Правил класса» «Общее собрание рулевых» данного класса становится единственным руководящим органом класса на данную регату.

3.8. Все рулевые, заявившие себя в какой-либо класс, не имеют права требовать изменений правил этого класса до окончания регаты.

В исключительных и необходимых случаях правила класса в течение регаты можно изменить только по единогласному решению всех рулевых, заявленных в данном классе.

3.9. Приём в класс новых участников, опоздавших к началу регаты (к учредительному собранию рулевых), производится только при единогласном решении «Общего собрания рулевых».

3.10. Каждый рулевой имеет право свободно входить в понравившийся ему «класс», (если его судно и он сам соответствуют правилам этого класса), выходить из него, переходить в другой класс, или организовывать свой новый «класс».

 (Никакой «бюрократии», реестров, вступительных взносов и т.п. не предусматривается. Исключение составляют обычные стартовые взносы на регатах.)

3.11. Если какой-либо рулевой, заявившийся в каком-либо классе, решит выйти из класса позднее, чем за 1час до старта первой гонки (в том числе и посередине регаты), то он продолжает считаться участвующим в классе, но «не стартовавшим» (н/с) в последующих гонках.

3.12. Подсчет результатов регаты для каждого класса подводится по методике, которую выберут сами участники «класса» – «по приходу», по гандикапу, по красоте прохождения дистанции и т.п.

3.13. Если суда разных классов гоняются с общим стартом по одной и той же «базовой» дистанции и одной и той же программе её прохождения, то за ними сохраняется общий зачёт «по приходу» в Свободном классе.

3.14. На регатах, где необходимо учитывать результаты судов из разных классов (командные, различные «Кубки» и т.п.), применялся следующий зачёт:

каждое судно получает количество очков, согласно занятому месту в своём классе, и умноженному (делённому) на коэффициент численности класса – «К».

«К» равно частному от деления количества судов в самом многочисленном классе на количество судов в классе, в котором гонялось данное судно.

(Правда, на командном «Матче команд городов» за Первое место в любом классе  мы давали одинаковые Ноль очков.)

3.15. Рулевые, гоняющиеся в одном классе, имеют право создавать любые свои дополнительные временные или постоянные объединения – «ассоциации», «клубы», «ложи» и т.д.  Наличие таких объединений и членство в них на регатах не учитывается, но приветствуется, так как облегчает формирование Гоночных классов на регатах.

Проверка «Принципов» на устойчивость.

Если на нашу Регату случайно придут своим ходом «Крузенштерн» (о чём много разговоров), крейсер «Аврора» со вспомогательным парусом и ещё тройка яхт с «Кубка Америки», и «заявятся» в наши гонки, то их придётся принять. Судейская коллегия может порекомендовать им организовать свой гоночный класс «Гигантов», «Торнадо» или «…», а если их капитаны откажутся от этого на основании того, что «Свободный класс» – совершенно свободный(!!), то все остальные гонщики могут прямо на регате «убежать» от них в рамочные классы, ограничив в них длину судна, вес корпуса, «надувательство» и т.п. Регата не будет сорвана и сохранит свою «спортивность» для остальных участников. По предлагаемой системе межклассового зачёта ни в личном, ни в командном зачёте «мастодонтам» и малочисленным любителям рекордов скорости под парусами мало что светит.

То, что на гоночные классы можно делиться прямо на регате, не по желанию авторов «Положения о регате» или Гл. судьи, а по разумению самих гонщиков – является очень важным принципом. К нему волей-неволей в своей дискуссии вплотную подходят члены «Своклы». А наше традиционное деление на классы «5м.кв.», «7», «10», «13» может считаться хорошим и его стоит придерживаться, а может и нет. В частности, когда «Начальники» насильно ввели класс «5м.кв.», то нормального прикладного класса не получили, но зато выгнали с наших регат самые лёгкие 2-местные катамараны с гротами 5,5м.кв. и многочисленные байдарочные тримараны с гротами 4,5м.кв. (В походных условиях в слабые ветра на этих судах ставили вспомогательные стаксели большой площади. Эти разновеликие стаксели в формулах классов учитывать практически невозможно и вредно.) Несколько другим способом похоронили «парусно-гребные байдарки». Видимо решили, что нечего этим мелкопузым «яхтам в рюкзаках» путаться у них под ногами. И узурпировали наши Общие регаты. Предлагаемые «Принципы» позволят не допустить подобного произвола в будущем.

4. Паспорт судна.

4.1. Каждый рулевой обязан иметь «Паспорт» своего судна – заводской или самодельный, в котором указываются все основные характеристики судна.

 Паспорт предъявляется при вступлении в «Гоночный класс».

4.2. Так как ограничение по площади парусности является наиболее употребительным, то в Паспорте судна в обязательном порядке должны иметься чертежи (эскизы) используемых в гонках парусов с их фактическими размерами и подсчитанной фактической площадью каждого паруса, в том числе и заводского. Чертёж (эскиз) парусов составляет владелец судна.

 Площадь парусов, стоящих на рангоуте в обычном рабочем состоянии с «пузом» 5% (7,5%), подсчитывается по правилам эвклидовой геометрии с разбивкой площади парусов сложной формы на неограниченное количество простых фигур (треугольников, прямоугольников, серпов, горбов, трапеций и т.п.) с обязательным указанием линейных размеров этих простых фигур и их площади.

4.3. По требованию Судейской коллегии или одного из членов данного «Гоночного класса» на регате проводится выборочная проверка соответствия фактических размеров паруса размерам, указанным в Паспорте. При обнаружении несоответствий судно исключается из класса (или, если есть такая возможность, проводится новый полный обмер паруса).

5. Обязанности «классов» перед судейской коллегией.

5.1. На Регатах применяется принцип самообслуживания каждого Гоночного класса в вопросах судейства, а при необходимости и в решении других оргвопросов.

5.2. Каждый «класс» на общем собрании рулевых назначает (выбирает) себе «Флагмана класса» на данную регату. «Флагман класса» представляет класс перед Судейской коллегией и во всех других вопросах.

«Флагманом класса» может быть: специально назначенное лицо, один из гонщиков или один из освобождённых от гонок членов Судейской коллегии.

При необходимости Судейская коллегия может потребовать от многочисленных классов нескольких освобождённых человек для работы в Судейской коллегии из расчета 1 человек на (3-5-10) гоняющихся экипажей.

5.3. Рулевые, объединившиеся в какой-либо класс, при общем руководстве «Флагмана класса» обеспечивают полное самообслуживание судейства регаты для своего класса. В частности:

проводят обмер судов (если он предусмотрен);

ставят и убирают дистанцию, если она отличается от базовой;

фиксируют старт и финиш судов своего класса – представитель класса либо сам работает в бригаде Судей старта-финиша, либо, в обязательном порядке, дублирует их работу;

сами подводят итоги каждой гонки и всей регаты для своего класса и утверждают их у Главного Секретаря регаты.

5.4.  Судейская коллегия может снять с регаты любой из «Гоночных классов» если участники, гоняющиеся в этом классе, не обеспечили самообслуживание судейства своего класса.

6. Организации, проводящие регаты.

6.1. Проводить парусные туристские регаты могут: любая группа лиц, различные самодеятельные объединения туристов-парусников, официальные организации, включая МПТК, предприятия, выпускающие парусные суда, органы СМИ и т.д.

Если регата проводится под эгидой официальной организации, то «Положение о регате» утверждается руководителем организации.

6.2. На одном и том же месте (традиционном или новом), в одно и то же время несколько «Проводящих организаций» могут проводить свои отдельные закрытые или открытые регаты. При этом они могут организовывать общую Главную судейскую коллегию, в которую входят судейские коллегии различных параллельных регат.

С согласия «Проводящих организаций» такие объединённые регаты могут иметь и общее название.

6.3. Если на одном и том же месте, в одно и то же время проводятся разные регаты и возникает противоречие интересов, то безусловное преимущество имеет та Проводящая организация, для которой Регата является традиционной.

Несколько мыслей вдогонку.

Туристские Регаты со стационарным лагерем и гонками по треугольнику, несмотря на свою явную «искусственность» для туристов-путешественников, необходимы нашему движению. Они уже сыграли решающую роль в объединении туристов-парусников, повышению технического уровня судов и их безопасности, да и просто способствовали личному знакомству туристов-парусников между собой.

Если бы в 70-х годах нам не удалось поставить на ноги эти регаты, не сделать их массовыми и известными, то сейчас не было бы никаких «дискуссий», клубов и ассоциаций – мы бы не знали друг друга. А какими были бы сейчас наши парусные туристские суда – представить страшно.

Справка. На «Матче команд городов» гонялось: в 74г.–27 экипажей, 77г.–90эк, 78г.–100, 79г.–134, далее – по плавной нисходящей, по моему мнению, из-за отсутствия новых идей и нарастающих оргошибок, в том числе, ошибок в образовании «классов» судов.

Регаты с гонками по треугольнику и гарантированной «спасаловкой» очень много дают каждому участнику. За одну регату экипажи, учась на своих и чужих ошибках, набирают теоретического и практического опыта больше, чем за продолжительный поход. Сплошь и рядом «метры» с большим опытом плаваний под парусами и с большим самомнением, приезжали на наши регаты и в очном сравнении с другими судами и экипажами оказывались несостоятельными. И наоборот, молодёжь, прошедшая школу Парусного Берега, умела выживать в самых экстремальных условиях.

Наши регаты очень важны для новичков в парусном туризме и для потенциальных туристов-парусников. Только на наших Регатах они могут посмотреть на суда разных типов, «пощупать» их, послушать квалифицированные мнения о них; увидеть, как эти суда ходят, собираются-разбираются и т.д.; и выбрать для себя наиболее подходящее судно. А затем копить деньги или создавать в квартирах (дачах) ВЕРФИ. При отсутствии «массовости» и  многих новых людей со свежими идеями трудно удержать МПТК от скатывания к «элитному» междусобойчику ограниченного числа лиц, которые уже порядком надоели друг другу.

Регат нужно много и разных, от немногих Центральных до многих камерных. Насколько я знал, в США и Европе были очень  популярны именно междусобойчики типа «На Кубок местного городского или пригородного водоёма» с большим количеством Призов, чуть ли не каждому участнику. Торговцы пользовались этим – пригоняли на берег продуктовые фургоны с горячей едой (и пивом), приезжали болельщики-родственники и всё кончалось большим праздником.

Конечно, удовольствие стоит денег, в частности – за стоянку многих автомашин, за обеспечение «спасаловки», аренду того-сего, туалеты, за последующую уборку территории… Но это очень небольшие деньги.

Регату с числом участников 15-30 экипажей организовать и провести легко. Первые две регаты на Московском море в 74г. я подготовил (мат. часть и дистанцию) и провёл вдвоём со своим матросом, приезжали мы лишь за день до начала гонок. Даже весь вечер пятницы возили участников с их мешками с ж.д. дамбы в лагерь на моей моторке. Конечно, нам очень помогал своим авторитетом наш незабвенный Патриарх – Сергей Николаевич Парфёнов. Современные регаты стали несколько сложней, но и Вы начинаете не с нуля.

Регаты с числом участников 100 и более – довольно сложное мероприятие. В 70-х мы придумали ход – делили Центральные регаты на два уик-энда. В первый – одни классы, во второй другие. На «Осенней регате» в первый уик-энд  проводились отборочные соревнования – шумный московский междусобойчик. Во второй – собственно чинный «Матч команд городов» по высшему разряду.

Гандикапы. Удивляет огромное количество времени и сил, которые тратятся  на изобретение разных гандикапов, хотя всем ясно, что это – пустое. Гонки с гандикапом – это гонки «с форой» тихоходным перед быстроходными. Никто же не воспринимает серьёзно соревнования «с форой» в других видах спорта, хотя они и проводятся. Гандикап имеет смысл только среди однотипных судов с примерно равной ходкостью. Например, внутри какого-либо «рамочного» класса можно слегка штрафовать за применение экзотической свехпарусины, давать небольшую поблажку особо тяжёлым экипажам…  И только.

Попытки уравнять несравнимое, 13-метровики с 5-метровыми – это баловство. Если кому-то с помощью очень большой статистики и сложных компьютерных программ удастся создать гандикап, уравнивающий шансы «Альбатроса» и олимпийского «Торнадо», и провести между этими двумя судами серию матчевых гонок, и если выиграет «Альбатрос» – объедет по гандикапу «Торнадо» как стоячего,  то кому это будет интересно? Олимпийцы не утопятся от позора и горя, а «альбатросовцы» не лопнут от гордости.

Повышать спортивность регат и интерес к ним, по моему мнению, стоит не собиранием всех малочисленных участников в одну зачётную группу с помощью искусственного гандикапа, а увеличением количества участников в каждом из многочисленных классов, созданных на разумной основе и перспективных именно для парусного туризма и путешествий, а не для ограниченного круга людей, которые ходят на очень специфических лодках и из года в год делят между собой призовые места.

При Советской власти обыватели свято верили в «халяву» и в «начальников», которые ДОЛЖНЫ им всё обеспечить. Почему сейчас сохраняются такие настроения?

В.М.Перегудов.