Материалы сайта www.10sqmeters.runa.ru, ставшего недоступным в 2022 г. Восстановлены по имеющимся архивам.


Катамаран Простор

Проблемы, препятствующие эксплуатации

Конструктивные усовершенствования


К сожалению,

свежекупленный "Простор" не пригоден для похода или даже серьёзной прогулки. Конструкция слишком слабая, и в тяжёлых условиях поломки следуют одна за другой - лодка разваливается на глазах. Красочное описание этой картины можно увидеть в отчёте о походе по Азовскому морю в 1996г., а здесь рассмотрим основные проблемы в порядке их важости для безопасной эксплуатации.


Наиболее слабая часть конструкции

- это, безусловно, узел стыка частей продольных балок. В зависимости от особенностей конкретного экземпляра, срезаются заклёпки крепления стыковочных узлов, или, если заклёпки посажены добросовестно, разрушается сам стыковочный узел - отрывается головка от основания.

Поломка происходит на подветренной балке, при движении в бейдевинд. В этой ситуации на балку приходится наибольшая изгибающее усилие, и происходит поломка. К счастью, ломаются сперва боковые стыковочные узлы, и, хотя балка не может нести нагрузку, целостность её сохраняется. Имеется возможность дойти до берега другим галсом или в фордевинд. Если же в этих направлениях берега нет, то ситуация может стать угрожающей.


Вторая особенность, угрожающая безопасности

- это система крепления баллонов. Зафиксировать их от продольного смещения в нужном положении весьма сложно, почти невозможно. В результате баллоны смещаются назад и упираются в кронштейн крепления рулей. Если не обратить на это внимание, баллоны стремительно протираются об этот кронштейн - образуется внушительных размеров дыра, через которую бОльшая секция баллона сдуется менее чем через минуту. Учитывая, что вторая секция имеет небольшой объём, избежать опрокидывания в свежую погоду будет очень сложно.

Ещё одна возможность протереть баллон - это движение вполветра на волнении с недостаточно надутыми баллонами. В этом случае баллоны угрожающе болтаются в поперечном направлении, и столь же стремительно протираются о кронштейны швертового колодца. Поскольку всё это происходит под палубой, проследить за процессом бывает нелегко - а протереться могут сразу обе секции. Понятно, что в этом случае катамаран опрокинется сразу.

В дополнение к описанной ситуации - у автора имеются сведения, что, по крайней мере один раз, прежде чем баллон протёрся о швертовый колодец, оторвался ликтрос его крепления - на целом метре длины.


Указанные недостатки, безусловно, делают невозможной безопасную эксплуатацию катамарана, и обязательно должны быть преодолены.

Другие проблемы

не столь критичны для безопасности, но создают определённые неудобства.

В первую очередь к ним относится отсутствие стакселя.В штатной комплектации катамарана стаксель не предусмотрен, но его наличие в походе очень желательно. Дело в том, что "Простор", как и все катамараны, обладает повышенной рыскливостью, и необходимость постоянных действий рулём в течении длительного перехода утомляет. Стаксель делает лодку более устойчивой на курсе, и уже только этим оправдано его применение.

Баллоны катамарана, возможно, и обеспечивают ему выдающиеся скоростные качества на прогулке, но обладают недостаточным объёмом в носовой части. Недостаток водоизмещения передней секции приводит к реальной опасности переворота через нос в фордевинд при сильном ветре. Кроме того, низкий объём носовых секций не позволяет использовать пространство перед мачтой для размещения груза.

Отсутствие рифов также уменьшет возможности катамарана в походе.

Для уменьшения скручивания грота и поддержания лучшей его формы следует заменить фиксированное крепление гика-шкота на поперечной балке на погон, а также увеличить жёсткость мачты.


Перчисленное показывает, что для того, чтобы подготовить катамаран "Простор" к длительному путешествию, к сожалению, требуются значтельные вложения сил и средств, в дополнение к затратам на приобретение.

Для того, чтобы успешно эксплуатировать катамаран "Простор", необходимо провести некоторые изменения конструкции.
Целью предлагаемых улучшений является, в первую очередь, достижение уровня надёжности, достаточного для осуществления длительных (2 недели и более) походов. Второй целью является повышение удобства эксплуатации, снижение нагрузок на экипаж. Третья цель - повышение яхтенных качеств лодки.


Редакция 1999 - 2009гг.

Продольная балка и баллон

Очевидный недостаток водоизмещения носовых секций штатных баллонов "Простора", а также их естественное старение и износ заставляют задуматься над заменой баллонов другими, большего водоизмещения. К 2009 году эта проблема исчерпывающе решена - с помощью разработчиков ОКГ Сплав и народной поддержки разработан проект баллонов, отвечающий всем потребностям массового туризма и путешествий. Баллоны очень хорошо зарекомендовали себя на Азовском море и озёрах Финляндии. Изготовление баллонов осуществляет ОКГ Сплав по предварительным заказам.
Баллоны этой конструкции имеют жёсткий форштевень и штатное крепление к продольной балке ликтросом. Прочность ликтроса достаточна для того, чтобы баллоны не оторвались от перевёрнутого катамарана. Высокое рабочее давление обеспечивает надёжную фиксацию баллона на балке и устраняет излишнюю поперечную подвижность, свойственную штатной конструкции.

Даже если замена баллона не предполагается, всё равно укрепление стыка продольных полубалок необходимо.
Радикальным решением будет наложение на стык изнутри балки с двух сторон алюминиевого профиля не менее 0.5м длины швеллерного или коробчатого сечения. Крепить профиль следует такими же болтами, какие употребляются для сборки катамарана - М8, гайки на подкладке - те же, что употребляются в конструкции катамарана, или аналогичные.

В Москве готовый комплект деталей для усиления стыка продольных балок (левый рисунок) ранее можно было приобрести у производителей катамарана, но сейчас, видимо, альтернативы самостоятельному изготовлению нет.

Дополнительный стоячий такелаж

Для использования полноразмерного стакселя нужно иметь нормальный форштаг - топовый, 7/8 или 3/4. Имеющийся штаг высоты ~2/3 мало подходит для установки стакселя.

Налучший вариант, по нашему опыту, - установка штага на высоте 1м от топа мачты, и топовых вант. В этом случае тяга такелажа обеспечивает оптимальную форму и жёсткость мачты.
Для такого штага требуется установка штатной оковки на отрывных заклёпках и сверления 6 отверстий в мачте.

В случае топовой оснастки длина штага составит 6.3м, вант - по 5.5 м. В случае штага, установленного на метр ниже топа - длины штага и вант одинаковы. Для распределения натяжения между вантами в паре можно использовать талреп, а можно - просто мелкозвенную цепочку. Звено такой цепочки должно быть сварное, и не должно быть крупнее 2см, иначе обеспечить равномерность натяжения не удастся.

Для правильного распределения тяги вант требуется установить краспицы в точке крепления штатных вант, используя их оковку.
Для краспиц, в принципе, годятся трубки, предназначенные для сохранения формы отверстия для швертов в палубе - всё равно пользы от них не много.
Торцы трубок заглушаются деревянной пробкой, в них прорезается паз. Две трубки посредством паза болтом более-менее подвижно соединяются алюминиевой пластиной. Между трубками в пластине на подходящем расстоянии от края сверлится отверстие, через которое крепится болтом с шайбами достаточно большая такелажная скоба - за мочку. Штоком скобы краспицы подвешиваются на штатную вантовую оковку. За этот же шток крепятся внутренние ванты - поэтому такелажная скоба должна быть достаточно большой.
Для вант с другого конца трубок также делается небольшой паз, естественно - перпендикулярный первому. Для того, чтобы ванты не соскакивали с краспицы (а мы наблюдали, как это привело к поломке мачты) рядом с пазом сверлится небольшое отверстие, в которое продевается кусок мягкой медной или алюминиевой проволоки. После того, как положение краспиц на вантах будет отрегулировано, ванты фиксируются этой проволокой. Получается достаточно прочное, но разборное и в нужной степени подвижное соединение.
Лучше увеличить длину краспиц раза в полтора по сравнению с палубными трубочками, изготовив их из другой трубки. Хорошо получается из горнолыжных палок.
Подвижность соединения краспиц нужна в основном для удобства транспортировки, плюс отпадает необходимость подбирать угол между ними. Но, естественно, варианты их соединения могут быть любыми.

Поперечные балки

Для достижения достаточной жёсткости и прочности рамы катамарана, несомненно, следует установить дополнительные поперечные балки.

Наиболее часто ставят одну дополнительную поперечную балку - в носовой части катамарана, и заводят на неё форштаг. Для этой балки применяют или колено мачты, по возможности не нарушая его целостности, с тем, чтобы использовать его в случае поломки мачты, или такую же балку, как остальные.

Нам представляется целесообразным добавить к указанной ещё одну поперечную балку, установив её за подмачтовой, в районе переднего кронштейна швертового колодца. Установленная в этом месте, балка исключительно благотворно влияет на прочность конструкции: с одной стороны, она работает на сжатие, воспринимая через продольную балку усилия от прогибающейся подмачтовой балки. Тем самым повышается прочность подмачтовой балки - известен случай, когда она была сломана; с другой стороны, дополнительная балка работает на изгиб, воспринимая усилия от швертов, через рычаги кронштейнов скручивающих корпус. В результате достигается достаточная для длительного похода жёсткость и прочность рамы - за три недели путешествия не пришлось подтягивать крепёжные болты, тогда как на стандартной раме это необходимо делать каждый день.

Если отказаться от использования четвёртой поперечной балки, то следует, в принципе, принять меры к упрочению подмачтовой. Обычно для этого используется шпрюйт и тросовые растяжки. Очевидно, что такая конструкция более уязвима.
Некоторое время на заводе-изготовителе можно было купить усиленные подмачтовые балки из трубы с более толстой стенкой. Утверждалось, что прочность такой трубы превышает все возможные на катамаране нагрузки. Опыт эксплуатации такой подмачтовой балки показал, что, по крайней мере, набиванием вант согнуть её невозможно, когда как штатная балка гнётся относительно легко.

Вариант добавления балки для установки центрального руля и подвесного мотора можно видеть на фотографии. Замена баллонов на более длинные вынудила отказаться от рулей за транцами.

Погон гика-шкота

Погон гика-шкота даёт возможность бороться со скручиванием паруса. Для его устройства достаточно протянуть вдоль кормовой балки достаточно толстый конец, и пустить по нему карабин. Отсутствие стопоров на таком погоне, в общем-то, не сказывается на возможностях управления катамараном. Карабин следует подобрать такой, чтобы при необходимости его можно было бы легко защёлкнуть за штатную скобу на кормовой балке.

Стаксель

Учитывая площадь грота, и соотнося её с площадью швертов и рулей, следует сделать вывод, что нецелесообразно иметь на катамаране "Простор" стаксель площадью более 3.5 кв.м. Соответственно, ни к чему генуэзский стаксель - хотя передний треугольник узкий и высокий, площадь его достаточна.

С целью использовать, в основном, благотворное влияние стакселя на аэродинамические условия работы грота, мы заказали в мастерской K-Sails стаксель> большого удлинения следующих размеров:

Передняя шкаторина 5.00м, задняя - 4.80м, и нижняя - 1.60м.
Площадь паруса - 3.8кв.м.

Стаксель полностью оправдал наши ожидания.

В качестве кип стаксель-шкотов хорошо показала себя цепочка, натянутая поперёк лодки в удобном месте где-то перед швертовыми колодцами. На цепочку вешается по три такелажных скобы с каждого борта - одна близ диаметральной плоскости - для очень острого бейдевинда, вторая - на оптимальном для данной лодки расстоянии от середины - для гоночного бейдевинда, и третья - у самого борта для полного бейдевинда и попутных курсов.

Закрутка стакселя вещь настолько полезная, что практически необходимая. Можно использовать фирменные, а можно - и самодельные, например - из велосипедной втулки.

Передняя палуба

При наличии более правильных, нежели стандартные, баллонов, естественно задуматься над устройством палубы впереди мачты.
К сожалению, столь существенное расширение площади бессмысленно на катамаране со стандартными баллонами - из-за недостатка водоизмещения в носовой части сколь-нибудь заметный груз, положенный впереди мачты, просто топит носы, заметно ухудшая ходовые качества.

Наиболее простой вариант изготовления передней палубы - приобрести штатные детали и скроить из них. Установка её не представляет проблем при наличии четырёх поперечных балок, а в случае трёх - видимо, следует крепить полотно к шнуровке главной палубы.

Размещение груза

Обычным является размещение груза в различных упаковках в районе мачты. Удобно сложить всё в длинную упаковку от катамарана. В этом случае все вещи можно донести от воды до места стоянки за один раз, также ускоряется разгрузка, что может быть важно в прибое.
Крепёж упаковок необходим, и может осуществляться специальными шкертиками или ремнями с замками.

Все вещи должны быть упакованы в водонепроницаемые мешки. Обычно применяется много маленьких гермомешков, которые потом объединяются в одну или две большие упаковки, как было сказано выше. При недостатке гермомешков оставить без защиты можно палатку, посуду, банки с консервами и бутылки с крупами.

Интересным представляется использование для упаковки вещей в походе 50-ти литровых пластиковых бочек с широким горлом. Дело в том, что на ходу бывает сложно что-то достать из плотно увязанного шмотника, поэтому часто оказывается так, что запасная одежда мокнет сверху, часто не привязанная, но зато легко доступная. В пластиковой бочке вещи по рукой, и надёжно защищены.

Для хранения воды можно использовать 16 полуторалитровых пластиковых бутылок, размещённых по 4 в полостях продольных балок с кормы. Это удобно и компактно, но 24 литров воды всё же небольшой запас в походе на двух человек. Поэтому лучше питьевую воду купить в виде 10 обычных пятилитровых банок, и возить на палубе, а в полостях балок разместить бензин.
Покупка воды в магазине даёт не только удобную тару, но и саму воду в придачу, ибо это стоит столько же, сколько и пустые канистры соответствующего объёма.

Транспортировка катамарна

Для перемещения судна от подъезда до транспортного средства, а потом - до багажного отделения, а потом - до следующего транспортного средства... - лучше всего использовать подходящую готовую тележку. В Москве выбор тележек имеется на фирме Склад-Экспресс, там же можно заказать изготовление, если не понравилась готовая.

Нами используется модель Р-1. Она легка, очень компактна, достаточно грузоподъёмна. Однако необходимо взять вариант с маленькими литыми колёсами, иначе использовать её для транспортировки "Простора" будет невозможно. Если всё же хочется большие колёса - то есть варианты Р-2 и Р-3, однако они не столь компактны.
Тележка в сложенном состоянии крепится к длинной упаковке парой специальных затягивающихся ремней колёсами в районе центра тяжести. Сверху кладётся толстая упаковка. Перевозка таким образом 150кг. по асфальту трудностей не представляет. На лодке ремни используются для крепления багажа.
За отсутствием вышеназванных, можно использовать обычную садовую тележку. Она универсальна в применении, и достаточно прочна.

До вокзала обе упаковки могут быть довезены на крыше любого отечественного автомобиля. По крайней мере, опытные водители кладут их туда, ни секунды не сомневаясь.

На дальние расстояния катамаран проще всего перевозить, сдав в багаж. Размер и форма упаковок строго соответствуют железнодорожным нормам, и проблем не возникает. Конечно, есть некоторые трудности с прогнозированием срока доставки, но, в большинстве случаев перевозок по России, сроки вполне определённые. Совершенно непредсказуемо время движения багажа через Украинскую границу, кроме того, весьма хлопотны таможенные формальности. Но, при необходимости, по окончании похода домой можно отправить судно и из-за границы.

Перевозка катамарана с собой в поезде формально возможна, если заплатить за перегруз и назвать катамаран байдаркой. Но здесь наверняка будет встречено жестокое сопротивление проводников, преодолеть которое правовыми методами может быть сложно. Кроме того, таскать по вагону судно силами двух человек экипажа просто физически тяжело. Но если едет вместе несколько команд, то разумнее всего, видимо, везти суда с собой


Калачихин Владимир, stager@au.ru