Кораблекрушение

Не очень длинный будет рассказ, поскольку старый таз (не обижайся, любимый Простор) оказался не очень прочным. Каждый год мы с друзьями ходим  в ба…, пардон, в поход. Как и в известной истории нас также было трое: я, сын и мой знакомый Дмитрий. В мае 2009 года мы привычно собрались в дорогу. Поскольку предыдущий поход у нас закончился в городе Павлове за 120 километров до Нижнего Новгорода, мы стартовали с него же и намеревались за 9 дней пройти около 500 км до Казани.

1 Мая мы уже находились у паромной переправы г. Павлово Нижегородской области. Все начиналось замечательно. Солнце, весна, сотни километров впереди по красивой реке. Что еще нужно для счастья. Быстро собрали катамаран. На мачту водрузили военно-морской флаг СССР. При спуске случилось странное происшествие – мачта упала в воду, а вместе с ней погрузился под воду этот самый флаг. Никогда такого не было. Оказалось, кто-то плохо закрепил одну из вант. Так наш флаг первый раз оказался под водой.

Мачту подняли, закрепили, как положено, загрузили продукты, вещи и двинулись в путь. Ветер был встречный 3-4 балла, температура воздуха 14-15  градусов. Поскольку у Простора клиренс сантиметров 20, а с 3-мя пассажирами и с грузом сантиметров 15, то мягкое место, как правило, первым нам сообщало температуру воды. А она была студеной: 3-4 градуса. Но в этот раз мы на кокпит положили надувную кровать. Условия похода стали райскими и мы, балагуря о том и о сем, шли милю за милей по Оке в сторону Нижнего Новгорода.

Надо отдать должное Простору, он не только быстр, но и хорошо идет против ветра. Примерно через 4 часа вдали мы увидели парус. Это может показаться удивительным, но за многие годы походов по Волге и Оке мы ни разу не встретили ни одного брата - надувастика. Примерно через час мы их догнали и естественно подошли познакомиться. Их катамаран при ближайшем рассмотрении оказался конструкцией подозрительно напоминавшей сплавной катамаран. Ребята сидели на баллонах верхом, между которыми была закреплена мачта с парусом. Против ветра их катамаран практически не шел.

Оказалось, что эти четверо молодых парней решили спуститься на парусном катамаране от Павлова до Нижнего Новгорода. На вопрос куда идете, они показали рукой в сторону Нижнего Новгорода, уносясь в сторону Павлова. А на вопрос вдогонку, когда они вышли из Павлова, они ответили «вчера».

Между собой мы посмеялись над этими горе-путешественниками. На их фоне мы почувствовали себя морскими волками, а свой корабль линкором и поэтому отпустили в их адрес несколько шуток. Но видно прав был господь (хоть я и неверующий) – «не возгордись». Видно за это нас и покарал.

Без особых происшествий за 2 дня мы преодолели 120 километров и 3 мая оказались в Нижнем Новгороде.  Нас видно сгубила жадность и роскошь. Поскольку ближайшие километров 150-200 по берегам Волги в основном мелкие деревни с сельпо, в которых мало что есть, решили затарится продуктами и водой по полной.

В итоге, только воды на борту было литров 25. Плюс килограмм 30 различных продуктов и соков. Плюс палатка, три спальника, наши шмотки в виде трех рюкзаков, тент, надувная кровать, посуда, газовая плита, топор, пила и т.д. То есть еще килограмм 50. Итого, около 100 кг груза. Причем вес груза пришелся целиком на носовую балку. Если учесть вес нас троих, то общий вес груза составил около 300 кг, что явно близко к пределу для Простора.

Поскольку мы сидели на мягкой надувной кровати, то мы не чувствовали, что Простор изнемогает. Сложилась классическая ситуация «низы не могут, а верхи не в курсе».

Вышли из Нижнего с слабым попутным ветром 3-4 м/с. Волнение практически отсутствовало. Но буквально через 20 минут после выхода, как только мы оказались в месте слияния Оки и Волги, ни с того ни с сего резко дунуло в корму. Думаю, скорость ветра в порыве была метров 7-10 в секунду (при попутном ветре трудно точно сказать). Поскольку шли с попутным ветром, парус был полный. Катамаран попробовал ускориться, но видно перегруз не позволил ему это сделать.

И без того перегруженная носовая балка не выдержала и разрушилась. Мачта грохнулась по ветру, флаг повторно ушел в пучину, катамаран раскорячился.  При этом, как потом оказалось, за счет скручивания  балок срезало процентов 60 всех заклепок на коробах и существовала реальная возможность протыкания баллона острыми углами раскрывшегося короба. Все вещи оказались в воде, а мы, благодаря все той же надувной кровати, остались полностью сухими. До берега было метров 300. Если бы баллоны сдулись, до берега при температуре 3-4 градуса можно было и не доплыть, особенно в спасжилете.

На сем свою печальную историю заканчиваю. Поход пришлось прервать. Поскольку были праздничные выходные, какой либо ремонт был невозможен. Но в качестве полезного урока из этого случая можно владельцам Простора посоветовать следующее. Во первых, если подобное случилось, замените носовую балку на первую попавшуюся стальную трубу диаметром 80 мм, просверлив дрелью соответствующие крепежные отверстия и приварив стэпс под мачту.

Пусть тяжелее на 5-6 кг, зато уже никогда не развалится. Третья балка, которую любят устанавливать на нос при модернизации Простора, ни в коей мере не облегчает нагрузки от мачты, действующие на подмачтовую балку.

На этом все. Походные фотки прилагаю.

Желаю успешных походов!

Олег Орешков,
Нижний Новгород.