Чемпионат парусных походов ТССР 2009 г.

Комментарии

Участники и судьи

Начнем c конца: сводного протокола с результатами судейства. Это рабочая таблица (в ней показаны еще два похода, рассматривавшиеся, но не вошедшие в чемпионат; категории не округлены. Такие дроби вышли как среднеарифметическое судейских оценок).

А теперь вернемся к началу. После отмены спортивных званий за походы, с одной стороны, и появления согласованных Росспортом правил участие в официальных чемпионатах стало и неинтересным, и нереальным (подача заявок за полгода, оформление маршрутных книжек и страховок, процедура выпуска, наличие не менее 6 заявок в группе, бумажный отчет, взносы за участие, ...)

Тем не менее Турсоюз (С.Панов - президент, С.Костин - пред.ЦМКК) продвигал и приветствовал проведение хотя бы и неофициальных чемпионатов по таким правилам, которые реальны для участников — чтобы соревнования походов не заглохли вовсе. Было одобрено и предложение снова провести чемпионат парусных походов за последние два года без всей предварительной волокиты, по факту: отчетам, которые есть или будут выложены в сети.

Положение было опубликовано еще с осени. Доукомплектовалась парусная секция в ЦМКК: к В.Гуськову присоединились А.Литвинов и О.Ильина. (К сожалению, совсем перестал выходить на связь и таким образом выбыл Е.Антонов).

Но срок подачи заявок истекал 1 февраля, а за неделю до него у нас еще не было ни одной заявки на участие! Лишь 27-го пришли долгожданные заявочки, от В.Ракитина и Т.Зориной — они и спасли чемпионат от превращения в совсем камерное мероприятие :-)

Вот выдержки из нашей переписки.

Шмерлинг:
...Понятно, совершенно не ради чемпионатов ходим. И отчеты у нас не как отчеты пишутся а как художественные произведения, порадовать читателей. Но все-таки жаль. ... Может, еще через год, если ТССР введет свое звание "мастер туризма" интерес прибавится?

Сейчас максимум на что сподвигается народ - интернет-конкурс. Но и пропускать год нежелательно, совсем ослабляя связь парусников с общетуристскими делами, турсоюзом.

Программа-минимум: пусть МКК посмотрит материалы какие есть и категорирует походы (у кого заявленные категории есть, у кого нет). Можно будет наверное доработать список категорированных маршрутов, который делал Александр.

...Желание формализовать такую вещь как путешествия приводит к необозримым и невменяемым правилам и регламентам, которые даже прочитать невозможно. И сама идея туризма как спорта, заключающегося в "соревновании в преодолении препятствий в природной среде" для нас не очень годится (возможно, для других видов вполне ОК).

Тот же чемпионат походов, ну какой может быть лучший поход. Один самый северный другой самый южный. Один самый автономный в ненаселенке другой с дальними переходами без берега. Один самый тяжелый другой самый интересный. Скорее тут уместно не "чемпионат" а "выставка" :-) Но, все таки, все эти подсчеты баллов некую картину дают - хотя бы оценку, как ходить стоит а как - нет.

Теперь "ЗА". ФПС нас не особо привечает, а ТССР/ФСТ зовет и теребит. В свое время долго добивались признания парусного туризма. Непохоже, что кто-либо из наших собирался следовать всем порядкам спортивного туризма, но связи imho желательно сохранить в каком-то виде. Мало ли, есть все таки и молодежь которой интересна спортивная стезя, может что-то еще образуется.

Насчет накопления опыта, в том числе поддержания как ориентира разумной шкалы категорий - imho, это для нас не менее важно чем для других.

Лукомский:
Если честно, то я довольно скептически отношусь к чемпионатам парусных путешествий в рамках ТССР. Спортивный туризм с маршрутными книжками, разрядами и справками о путешествиях корнями уходит в студенческую среду советского периода. ... он основывался на постепенной и методичной подготовке молодых кадров. Рост опыта контролировался МКК, после ПВД турист шёл в единичку, потом в двойку и т.д. Значение этой системы было огромно. Без неё, например лыжный туризм вообще был бы нежизнеспособен, т.к. освоить эту тему лишь своим опытом практически нереально и очень опасно.

Парусный туризм предполагает для путешествий довольно дорогую матчасть. И в связи с этим, возрастная группа, выбирающая этот вид путешествий сильно постарше студенчества. Как правило, это люди успевшие обзавестись семьёй, планирующие своё путешествие исходя из интересов и пожеланий семьи. Никакой преемственности по опыту тут быть не может. Вариант только один: папа-капитан, мама-завхоз и детки-юнги. Иногда так получается, что отдельные семейные команды перерастают эту схему и идут дальше, но таких довольно мало. Этой категории туристов никакие справки и чемпионаты попросту не нужны.

Я в курсе, что туристы-парусники в спортивный туризм в своё время просились. И ценой определённых усилий вписались. Результат, как мне видится, получился весьма странный. Представители ТССР искренне удивляются, какого чёрта эти ребята из парусной секции не желают заявлять путешествия, оформлять разряды, участвовать в чемпионатах (как все!). Про нежелание подавать заявки на участие в чемпионате отчётов недавно высказался ГШ.

Невольно даже я, будучи далёким от любого спорта человеком, почуствовал некие угрызения совести и досаду. А зря, наверное. Просто нет никаких стимулов, которые могли бы сподвинуть туристов-парусников путешествовать по правилам других, ранее канонизированных видов туризма. Почему? Я уже высказался в начале: не та возрастная группа, не те задачи. Скорее всего, спортивный туризм сейчас вообще переживает не лучшие времена. По правилам ТССР сейчас ходят туристы советской закалки, которые попросту на этом воспитывались и поэтому им так проще. Молодёжь явно в меньшей степени дорожит этими правилами и традициями, но учитывая неизбежную преемственность поколений и массовость некоторых секций (лыжный, горный, водный) тоже частично приняла эти правила.

А у парусников этих традиций и не было. И попытка сформировать их в смутный переходный период ИМХО обречена. Но всё не так плохо. Ежегодные конкурсы отчётов на "Парусах" и стали своеобразным чемпионатом походов. Мне кажется, что это и есть ростки того самого, что в своё время пытались отыскать в ТССР. В отличии от ТССР-овских чемпионатов, туда никого не надо затаскивать силком. Парусная братия без всяких уговоров с охотой поддерживает эту инициативу. Так на основе этих материалов и надо проводить виртуальные чемпионаты, считая написанный отчёт заявкой.

Как можно усовершенствовать этот конкурс отчётов, превратив его в ежегодное соревнование? 1. Создать свою спортивную комиссию из наиболее авторитетных туристов, некий президиум. В её компетенции - присвоение категории путешествия. Методика категорирования путешествий уже создана, при необходимости она корректируется. Кандидатуры членов комиссии выявить при помощи рейтинговой системы. Наиболее удобное место для этого - форум "под гиком". 2. Создать призовой фонд. Он и так существует, но можно его радикально увеличить с помощью взносов. Тут подумать следует, как сделать, чтбы никого не напугать. Нас реально много, затраты могут оказаться ничтожными.

Литвинов:
Моё мнение по-поводу ТССР/ФСТ: возвращение к маршрутным книжкам и раздача категорий за пройденный маршрут несёт некий смысл. При этом совсем не хотелось бы, чтобы человека не выпускали к примеру на маршрут 3 кс без опыта 2 кс. Поскольку не каждый человек, купив парусный катамаран, захочет проходить все стадии категорий только для того, чтобы в конечном итоге его пустили сходить на Ладогу или Белое море.

Это, во-первых абсурдно, а во вторых противоречит конституции РФ, которая гласит, что каждый гражданин РФ имеет право свободно передвигаться по территории страны за исключением пограничных зон и ЗАТО.

Более того, не требуют же с рыбаков справки от МКК, при этом на рыбалку люди ездят и на Чукотку и на Таймыр и в др. места, между прочим посещение которых по правилам МКК несёт уже определённую категорийность.

Конкурс, чемпионат, присваивание категорий сложности за поход должно существовать, но оно должно иметь свободный, а не обязующий характер. Кроме того, конкурс интернет-отчётов, проводимый каждый год, выглядит очень даже достойно и на мой взгляд вполне адекватно оценивается.

...

Некоторые идеи поправок:

1) Выпуск коллектива на маршрут до 3 кс включительно не требует документального подтверждения, т.е. опыта походов с меньшими кс.

2) Выпуск коллектива на маршрут с категорийностью 4 и выше можно осуществлять при наличии если человек имеет опыта походов 3кс.

3) Подтверждение своих походов должно ограничиваться общественным признанием в МАРИНС на основе интернет отчетов и не требовать дополнительной бумажной бюрократии от МКК. ...Можно предложить альтернативный вариант - по всем отчётам по походам за год, учавствующих в ежегодном интернет-чемпионате, должна составляться коллективная бумага с рекомендациями на присвоение каждому походу определенной к.с. Эта бумага за подписью членов экспертного совета дложна отсылаться в МКК и далее процесс получения кс должен быть просто автоматизирован. Бюрократический аппарат нужно секвестировать :)

Гуськов:
Делать надо так, как получается, как пока получается. Ну, попутно коррекции вводить, это нормально. Глядишь, к чему-то более логичному придём. (...)

Что касается возраста матёрых парусников, Илья верно сказал: лодки дорогие, остальное снаряжение тоже кусается... , но желание-то у молодёжи есть, а с него всё и начинается. Себя вот в молодости вспомнил. При стеснённости в средствах, я не мог позволить тогда себе катамаран, поэтому построил тримаран из байдарки, постепенно усложняя. И не только по Белому на нём ходил, но и на Баренцево вылезал. Хотя и недалеко. Опыта мы набирались сами, а теперь молодым проще, есть у кого спросить, посоветоваться, поучиться наконец.

* * *

В итоге, решили проводить как получается! Взять не только заявленные походы, но все 3+ кс за последние два года, по котором есть более или менее полные данные в интернет-отчетах. Задачу поставили не только и не столько чемпионат провести, но и посмотреть, не требует ли изменений введенная уже 5 лет назад система категорий, оценки парусных походов. О.Ильина высказала идею - можно и нужно яхтенные плавания, проводимые как туристские, рассматривать подобным же образом.

В состав судей вошли: члены МКК — В.Гуськов, О.Ильина, А.Литвинов. Участники, выразившие такое желание - Е.Коротких, В.Ракитин, Г.Шмерлинг. Согласившиеся помочь в этом деле эксперты — В.Белоозеров и И.Лукомский.

Вместо установочного семинара мы провели "установочный тур". Каждый дал свои оценки, все их посмотрели, обменялись мнениями и комментариями. Затем те судьи, кто решил подкорректировать ранее сделанные оценки, это сделали. В отличие от стандартных правил, чтобы сделать свои взгляды наиболее прозрачными, мы для сравнения оценивали и свои собственные походы. На итоговые баллы свои оценки не влияют (в Экселе там в ячейках кавычки стоят - как тип данных числа превращаются в текст и при подсчете среднего не учитываются).

Обсуждение по отдельным походам

Часть комментариев помещена прямо в протокольную таблицу. Однако, не все там поместилось, а поскольку это обсуждение походов пожалуй важнее, чем те или иные числа записанные в очки и места, вот выдержки.

Сами отчеты доступны по ссылкам на страницах интернет-конкурсов 2008 г. и 2009 г.

Т.Зорина, с Московского моря на Белое

Шмерлинг:
Татьяна поскромничала, заявив 3кс. Беломорская часть - четверка (перечень, который Беликов составлял). Длинная речная часть интересна как путешествие, но не для парусов. Инцидент безопасности - ночной срыв с якоря. Ночевка в море на якоре тоже как-то не очень. Переходы надо было рассчитывать между укрытиями, а имея двух взрослых в экипаже могли идти вахтами.

Лукомский:
Быть может, не все поняли, но они прошли практически весь маршрут на парусах. В том числе, и речную часть. Честно говоря, я считаю это невероятным парусным достижением. Идти по узкой реке в лавировку, да ещё в таких количествах, это куда круче, чем по морю! Ночёвка на якоре - нормальная практика для соответствующих лодок. А Хазацкие как раз такую лодку и построили.

Литвинов:
С Ильей согласен, поход А.Хазацкого действительно немного недооценён при первом чтении. Однако всё-таки считаю, что судоходная река есть судоходная река, и риски (погодные) там значительно ниже по сравнению с морем, поэтому на мой взгляд этот поход соответствует 4кс. Что кстати на балл выше по сравнению с тем, что они заявили.

O.Ильина, Амур и Шантары

Ильина:
Свои отчеты оценивала безотносительно к прочим - и потому, что непонятно в какую категорию их относить, и потому что свои. В нашем шантарском походе в основном шли под мотором, сожгли 150 л (при стандартном расходе это около 700 км). Дуло в основном в лимане, в сумме под парусом эдак на 300 км набралось. Штиль был. Не думаю что считаться из-за этого тройкой правильно, но по действующим правилам считаюсь.

Коротких
По спортивной (физической и психологической нарузке) части по моему мнению наши шестерки соответствуют где то тройкам-четверкам лыжного, горного походов. Но есть изюминка, которую пока не могу обьснить, которая тянет в походы по морям, рекам. И даже если мой поход по писанным критериям сложнее похода Олеси по Шантарам, но я воспринимаю поход на Шантары более значимым т.е по моим меркам он выше по субъктивным критериям.

Шмерлинг
Походы Гуськова и Литвинова&Михеева по Баренцеву, Ильиной на Шантары кажутся близки между собой. Не имея 6-чного опыта и не побывав ни там ни там, оценивать могу очень условно. В принципе, Шантары кажутся сложнее - поскольку удаленные острова а не движение вдоль береговой линии. И по новизне - еще менее освоенное место чем Баренцевское побережье. Но в походе оказалось мало паруса, 300 только на 3 кс. Как компромисс написал 5.

Баренцевские плавания

Шмерлинг:
Скорость движения (напряж.) у Лютого чуть не вдвое выше чем у Корсара, но и парусов побольше судя по фото, и применяли электр.авторулевой. В отчете у Виктора нет графика движения, в чем он проигрывает. А также, Михеев снял видео, что плюс. Правда настолько огромное что посмотреть невозможно, я только 1-ю часть осилил.

Лукомский:
2 плавания - Корсара и Лютого. Просто, Виктору меньше повезло с северным флотом. По всем критериям, кроме длины среднего перехода - 6 к.с. Видимо, благодаря неуёмным учениям северного флота, пройти "чистый" маршрут 6 к.с. в этой акватории стало невозможно. Маршрут следует классифицировать как 5 к.с. с элементами 6 к.с. Но тут уж никто не виноват. Удача всегда была изменчивой спутницей моряков. Зато техническое оснащение Лютого (паруса, автопилот), я считаю признаком хорошей подготовки судна, а отнюдь не какими-то средствами понизить спортивность плавания. Если техническую оснащёность лодки принимать в "минус" на чемпионате, то очень скоро мы придём к состязанию понтонных плотов из мха и шишек. Вполне допускаю, что сторонники такого подхода найдутся. Я - против.

И.Виговский и А.Репина: секреты Ладоги

Белоозеров:
Игорь с Настей методично обследуют Ладогу, буквально сжились с ней. В их отчётах масса любопытных сведений краеведческого характера. Отчёты написаны с любовью к местности и вызывают желание следовать по их маршрутам. Изучение своей (или чужой!) страны и гармонизация взаимодействия человека с природой — эта одна из задач и целей туризма, именно спортивного туризма. Достижения в этом направлении — тоже спортивные достижения. Спорт — это не только поднятие тяжестей или мордобой. В спорте есть и шахматы — достижения интеллекта. В туризме специфическими достижениями должны быть именно достижения по гармонизации в окружающей природной среде. Этой спецификой в частности отличаются виды туризма от близких видов спорта: горный туризм от альпинизма и скалолазанья, водный туризм от водного слалома, лыжный туризм от лыжных гонок... Надо бы усилить внимание к этой стороне дела.

Е.Коротких, через пять морей

Шмерлинг:
Поход команды Коротких - выдающийся, как и индийские плавания Кулика. Многодневные пересечения больших морей, это уже как-то за системой наших туристских категорий, 6+. Рассматривал его без учета дневника Евгения и вообще второй части истории, попытки вернуться в Турцию. Но считая что как приложение идет и дневник А.Шматова по первой части.

За безопасность снижение поскольку корабль был не испытан, фактически достраивался на старте и при этом были огрехи. Ну и по пути был инцидент когда куда-то влетели куда не надо было, прыгали в воду и т.д.

Ракитин:
Бестселлер. Если бы не знать, чем закончилось…

Ильина:
Сильно заниженная оценка Жене Коротких отчасти субъективна - не могу отдать первое место, коль скоро судно было утоплено немногим после этого похода. Хотя формально заслуживает. И еще, считаю, что героизм поощрять категорически нельзя.

Лукомский:
По всем показателям кроме "безопасность" данное путешествие относится к 6 к.с. Причём, все минимальные нормативы даже для этой высшей категории сложности многократно перекрыты. Следует отметить высокий уровень морально-волевых качеств всех участников и их целеустремлённость в достижении цели. Однако, по части планирования путешествия и безопасности, данное путешествие не выдерживает никакой критики. Лодка была не готова к путешествию, матчасть с момента отплытия была в аварийном состоянии.

Но самый главный просчёт по части подготовки состоит в том, что возвращение из конечной точки маршрута с территории другого государства не прорабатывалось в принципе. Несмотря на заявление руководителя группы Е. Коротких о том, что путешествие закончилось в Александрии, ещё была и обратная дорога.

Восстановив все события по разделу форума "Мариуполь-Александрия, и обратно" я делаю вывод, что описанное в отчёте плавание, это лишь превый этап путешествия. Вторым этапом было возвращение, которое закончилось потерей судна и лишь по счастливой случайности не привело к гибели руководителя. Таким образом, путешествие было искуственно поделено на две части, удачную и провальную. По моему мнению, классифицировать представленное путешествие, как успешно пройденный маршрут высшей 6 к.с. не следует, равно как и рассматривать в чемпионате.

Спортивное путешествие представляет собой некий продуманный проект, который реализуется в реальном плавании. Всё должно начинаться с подготовки проекта. На этом этапе происходит формирование команды, разработка маршрута, схема заброски, запасные варианты и ОБЯЗАТЕЛЬНО - план обратного возвращения. Путешествие, в отличии от гонок заканчивается не пересечением финишной линии, а укладкой разобранного катамарана на место постоянного хранения и возвращением участников к обычной жизни. Аксиома, на которой я настаиваю: все и всегда должны возвращаться. Только после возвращения можно заявлять, что плавание закончено.

По результатам изучения всех имеющихся в сети материалов, я понял, что обратная дорога вообще не прорабатывалась. И то, что произошло в финале (утопление), было заложено ещё при сборке судна в Мариуполе. Все участники кроме Евгения совершенно спокойно сели в самолёт и улетели домой. А катамаран? А капитан? Что, некогда было договориться? Сам же Евгений, совершенно спокойно отправился к портовым властям оформлять отход. Это что, так планировалось? Как я понял - именно так, и никак иначе.

Прошу меня извинить. Плавание "В один конец", а дальше "будь, что будет, авось кривая вывезет" к спортивным путешествиям не относится. Это мероприятие следует считать личным рекордом Евгения и его команды, и не более того. Прошу прощения за некоторый цинизм: путешествие Роберта Скотта я не считаю успешно пройденной лыжной (или аэросанной) шестёркой. Удался лишь личный рекорд - достижение Южного полюса ценой жизни участников.

Коротких:
По поводу моего "утопления". Оно же не входит в данный отчет. Эта другая история. Вспомните никто не вспоминает Д.Слокаму, что он разбил судно. Из-за чего после его никто не нанимал капитаном, не доверяли судно. И причем здесь вся наша команда?

Шмерлинг:
Задолго до похода Евгений искал сменные экипажи для продолжения похода после Египта. Не сложилось, но был план продолжать движение дальше, поэтому-то и новые паруса берег, хоть команда и ворчала. В вопросе можно ли рассматривать этап до Александрии сам по себе, по-моему ключевой момент - команда. С этим экипажем был запланирован и пройден этот этап. Его вполне можно как таковой оценить. Одиночное плавание обратно, авария - отдельная история.

Если бы оценивался не конкретный поход а была задача оценить Е.Коротких как капитана, "тактика и стратега" — тут его можно обвинить в авантюризме, даже в случае успеха, ведь к одиночному плаванию подготовки не было. Предполагаю, Евгений там увидел, что если оставит лодку у египтян, больше не найдет от нее ни рожек ни ножек.

...на финише: — Требует дорассмотрения поход Коротких: с учетом последовавших событий многие посчитали что нельзя поход рассматривать как успешно совершенный. Виктор, раз ты главсудья, вот и думай. Еще мысль: не объединить ли три по разным причинам не вполне укладывающихся с остальными плавания в класс "парусные путешествия" который в общем для этого и предусмотрен.

Гуськов:
Ну, насчёт Петра Сергеевича, соглашусь с остальными; снять. С самого начала порывался это предложить, да как-то стеснялся. Снять с голосования, да. А как один из отчётов на сайте оставить. Всё же человек честно всё расписал... Тоже ведь, можно теперь и поругать, и показать как не надо.... Опять же наука другим. Евгения я предлагаю в 6 оставить, хоть и с Ильёй готов согласиться. Однако 6 он заслужил.

Богородские, на байдарке по северным морям

Лукомский:
Пожалуй, самый сложный с точки зрения классификации маршрут. Под имеющийся шаблон он не подходит, поэтому выводы делались преимущественно по общему впечатлению от отчёта. Несмотря на низкий темп движения, связанный с классом судна считаю возможным присвоить 4 к.с. с эл. 6 к.с. Для байдарки с парусом, такое плавание является экстремально сложным, а малый средний переход лишь свидетельствует о понимании сложности акватории и повышенной осторожности участников, что нельзя не приветствовать.

Шмерлинг:
Поход Богородских на байдарке считаю вообще самым сложным, с учетом и судна и ненаселенной местности. И по нагрузке на людей. Но его надо с офиц.зачета в ТССР убрать (они сами и не выдвигали, даже где-то говорится что не хотели писать отчет как таковой).

Три огромных прокола по безопасности:

1 - вспомнил, что на другом сайте! http://www.neriskayaks.com/index.php?option=com_content&task=view&id=53&Itemid=96 "Теперь уже дома, например, можно посмеяться над тем фактом, что у нас с собой не было клея для оболочки. ... Все дело в том, что в самолете нельзя провозить клей в тюбиках, поэтому его пришлось отдать на досмотре. И вот, не смотря на суровое обращение и тяжелые условия эксплуатации, лодка прошла все путешествие без единой поломки."

Прилетели в Нарьян-Мар. Это ж вроде как город, неужели нельзя было достать клея, хоть у обувщиков. Не озаботились.

2. Перед выходом в море:

"Кстати, здесь нас угораздило потерять единственный компас. Какая досада — ориентироваться теперь придется только по солнцу, часам и картам." По ходу дела где-то в комментариях было обсуждение насчет GPS - Петра спрашивали, куда ж вы сунулись без этого девайса, а ответ был в духе - это буржуйские игрушки, на маршруте вдоль берега оно не надо. Хотя у них были проблемы, гадали где находятся.

3. Пишут что "хорошая байдарка, на два месяца все влезло" а потом — жратва кончилась. "Причиной такому нашему положению послужила невозможность закупить продуктов в Варандее" - значит не выяснили заранее возможна ли дозакупка.

Средний темп для байдарки, иногда с греблей против ветра 18 км в сутки не так уж мало. Сам же поход, думаю я, 6-ка, никак не меньше! Район ОМ, ненаселенка, байдарка. То что они не уходили за 50 км от берега (слава богу хоть это) - это же не критерий трудности.

Ильина:
Отчет П.Богородского (Печора, Баренцево и Карское море) оценивать не считаю возможным, поскольку не доверяю данным, опубликованным автором.

Литвинов:
Ещё раз перечитав отчёт (хотя вряд ли это можно назвать отчётом) и комментарии, поменял свою точку зрения, не в лучшую сторону и вот почему:

- во-первых, обратная выброска маршрута была основана на факторе огромного везения, а именно ребята пишут что "выбраться из Амдермы за разумные деньги (стоимость билета около 8000р) невозможно". Но разве это не разумные деньги, тем более для Крайнего Севера, по-моему очень даже бюджетно. При этом что они думали когда планировали маршрут? Других населенных пунктов с относительно постоянным (раз в неделю летом) авиасообщением с "большой землей" на пройденном маршруте просто нету. В этот раз им повезло, их СЛУЧАЙНО подобрал вездеход, а что было бы если бы вездехода не оказалось? На мой взгляд такое халатное отношение к планированию маршрута просто недопустимо!

- во-вторых, не взять клей в байдарочный поход - ну уж только за это считаю надо снять отчет с соревнований.

- в третьих отсутствие ЖПС также считаю недопустимым при хождению по морю.

- в четвертых рассказ о том как убивали зайца выходит из рамок любых морально-этических норм.

...Таким образом считаю, что их отчет необходимо снять с соревнований. Всё-таки есть разумные грани просчётов при подготовке похода.

На будущее

Участниками разговоров несколько раз высказывалась мысль что нам нужен некий маршрутный комитет или совет экспертов по походом, более широкий и свободный по формату чем МКК. При более активном участии Украины (Антонова вернуть бы, или еще кого!) он бы способствовал бОльшей общности и авторитетности наших систем категорий.

В частности, надо заново обдумать вопросы о критериях разных категорий, учете движения под моторами (тут самые разные мнения), шкале и критериях сложности для яхтенных плаваний в туристском духе.

Секретарь СК Г.Шмерлинг