Предисловие: из переписки 2010 г.

> > Ответственные за рассматриваемые  вопросы должны прислать по
> > электронной почте материалы по тематике вопроса.
> > Проект повестки дня Съезда ТССР в декабре 2010г.
> > Время проведения 11-12 декабря.


> > Предложения по повестке дня.

> > 1.   Проекту программы развития вида спорта "спортивный туризм"

>> на 2010-2018 годы (по запросу Минспорттизма, полученного 3 июня 2010г)

С уважением Сергей Панов
Президент ТССР


Привет всем, джентльмены. Для информации пересылаю.

Постепенно совсем я теряю желание общаться с ТССР. Ну, надоело просто - никакого толка, я для этого недостаточно активен. Хорошо бы кто меня сменил как "представителя".

Разговоры о программе развития шли уже больше месяца, я это все выкладывал "под Гик", тема про "Съезд ТССР" Описание состояния парусного туризма вполне серьезное отослал Панову, а в части "программы" написал уже не серьезно, а по сути что нечего заниматься бумагомаранием создавая видимость деятельности, раз ресурсов под "программы" не даете.

С уважением, Григорий Шмерлинг


Парусный туризм: состояние, проблемы, развитие

(в порядке соображений по письму о съезде ТССР)

Численность занимающихся парусным туризмом

Оценка чисенности флота (разборных и прочих судов, совершающих туристские плавания или участвовующих в соревнованиях) по регионам на основе выданных парусных номеров, а также упоминаний в отчетах и других интернет-публикациях.

Итого около 800 чел. Близкую оценку дает число подписчиков почтовой рассылки по парусному туризму (968 на 10.11.10).

Региональное распределение посетителей сайта по парусному туризму.

Организации

  1. Московский парусно-туристический клуб (МПТК). Региональная общественная организация с ежегодным подтверждением членства,  в 2010 г. 27 человек. Пр оводит ряд соревнований, организует различные семинары, вечера отчетов, конкурсы, проводит ежегодную школу начальной туристской подготовки.
  2. Международная ассоциация рулевых разборных и надувных парусных судов (МАРИНС). Некоммерческое партнерство с постоянным членством, на ноябрь 2010 г. 270 человек (Россия, Украина, Казахстан; отдельные представители других стран). Координирует и проводит регистрацию судов (выдачу парусных номеров), рассматривает общие вопросы проведения соревнований – обмер судов и т.п. Участвует в проведении Верхневолжской регаты.
  3. Санкт-Петербургский клуб туристов-парусников. Неформальное сообщество без фиксированного членства, интернет-клуб. Проводит ряд соревнований.
  4. Новосибирский клуб туристов-парусников. Данных об орг.форме нет, есть возможности пользования базой на Обском море. Проводит соревнования, в том числе в последние годы Чемпионат России.
  5. ФПС Татарстана (Казань). Занимаясь яхтингом, поддерживает участие и туристских судов в проводимых соревнованиях (в становлении сыграл роль туристский парусный клуб «Парнас»).

Существуют или существовали клубы в ряде других городов, данных о которых на текущий момент нет.

Соревнования

  1. На Регате Обского моря ряд лет проводится Чемпионат России, чему способствует организационная поддержка со стороны туристского актива Новосибирска (не парусников) и помощь фирмы А.Кулика, а также доступность такого водоема как Обское вдхр.
  2. В Москве и Петербурге ежегодно с мая по октябрь проводится серия организуемых клубами традиционных соревнований, в основном состоящих из коротких гонок. Проводятся также соревнования с элементами ориентирования и движения по маршруту. Основные московские соревнования проходят на Волге в Тверской обл., питерские на озерах Ленобласти, в том числе Ладоге (регата Better2Getter). Соревнования проводятся за счет собственных средств с эпизодической спонсорской помощью.
  3. Ладожская регата, включающая маршрутные гонки. Проведение прекращено в связи с потерей базы и спонсора (турфирма Илакс).
  4. Верхневолжская парусная регата на приз губернатора Тверской области. В течение ряда лет наиболее представительное соревнование, к участию наряду с яхтами допускались туристские суда. Среди многокорпусных судов проводился Чемпионат СНГ, в котором участвовали команды с Украины. По последней информации, в связи с изменением бизнес-планов администрации области и района дальнейшее проведение неопределенно (возможно, будет продолжено Тверской ФПС).
  5. Волжско-Камская регата, проводится ФПС Татарстана, а ранее клубом Парнас. Допускаются туристские суда. Условия и место проведения регаты позволяют проводить в ее рамках соревнования на Кубок или Чемпионат, однако в связи с малым числом туристов-парусников в Казани для этого необходима организационная и материальная поддержка.
  6. Проводятся региональные регаты в Смоленской области (Десногорское вдхр. - Смоленская ФПС и туристы), во Владимире, проходила информация о регатах в Самаре.
  7. Отдельные экипажи по мере возможности эпизодически принимают участие в различных туристских регатах на Украине.
  8. В 2010 несколько экипажей из С.-Петербурга и Москвы впервые приняли участие в международной спортивной регате на катамаранах в Финляндии (Вольво Паянне).

Проблемы

  1. Основной волнующей туристов-парусников проблемой остается неопределенность правового положения флота туристских парусных судов, возникающая из-за несогласованности и пробелов действующего законодательства и регулирования.
  2. Общая для туризма проблема: отсутствие вспомоществования со стороны властей в рамках поддержки физкультуры и спорта. На клубы, поднятие уровня обеспечения соревнований и массовых мероприятий.
  3. Общая для туризма проблема: официальная система организации и проведения спортивных туристских походов вызывает отторжение, несмотря на наличие в ней и объективно полезных элементов. Причины этого следующие:
    1. необходимость лишних хлопот, ничего не дающих туристу;
    2. запутанность и усложненность правил, усугубляемая чудовищным канцеляритом «нормативных документов»;
    3. наконец, главное: разрешительный принцип, возникший из необходимости совместимости самодеятельного туризма с основанной на тоталитаризме и патернализме общественной системой и по традиции сохраняемый ФСТ/ТССР, несмотря на его антиконституционность в современной России.

Особенности парусного туризма и проблемы при его рассмотрении
как части спортивного туризма.

Оговорка: изложенное далее относится к походам, т.е. «спортивной дисциплине маршрут». Очные соревнования, сейчас именующиеся «спортивной дисциплиной дистанция», а раньше, по-человечески, соревнованиями по технике видов туризма, в принципе аналогичны соревнованиям в любом виде, а применительно к нам и соревнованиям по парусному спорту.

Однако, сутью туризма как такового являются походы, а не очные соревнования. Роль последних  вспомогательная (совершенствование техники, расширение контактов и общения).

  1. Несоответствие концепции спортивного туризма. Для туризма как вида спорта смысл определяется как «преодоление препятствий в природной среде». Смысл парусного туризма - пройти маршрут, по мере сил избегая преодолевать препятствия этой самой среды. Хотя это противоречие удовлетворительно преодолевается формально, оно неразрешимо по существу.
  2. Низкие требования к физическим силам по сравнению с основными видами туризма дают возможность участия в том числе и в сложных походах от детства до старости.
  3. Высокие требования к специальным знаниям в области мореплавания, а также к психологической устойчивости (для сложных походов). При самостоятельной постройке и/или доработке и оснащении судов, что в той или иной степени типично для значительной части туристов-парусников,  также необходимость овладения различными техологиями и навыками, базовая инженерная грамотность.
  4. Высокая стоимость материальной части.
  5. Общность судьбы экипажа и ответственность судоводителя.
  6. Семейность. Парусный туризм в большинстве случаев – путешествия семейных экипажей, часто с детьми. Что, с поправкой на уровень доходов граждан, вполне аналогично крейсерскому яхтингу в развитых странах.
  7. Солидный возраст. Следствие всего вышеупомянутого. По базе имеющихся данных, средний год рождения владельцев судов — 1961. Вид в массе своей не молодежный.

Следствие п.п. 1 – 7: у большинства туристов-парусников стремление к фиксации и росту своих достижений в рамках правил и понятий системы спортивного туризма отсутствует или занимает лишь незначительное место в мотивации любимого занятия – парусных походов. Спортивный азарт и амбиции находят все возможности для развития и удовлетворения на регатах.

Спортивный элемент в походах разумеется присутствует, но заключается не в соперничестве, считающемся спортом в узком смысле слова. Походы спортивны сами по себе, без судей и соперников. Возможно, ближе к пониманию туризма как спорта аналогия с рекордами, общечеловеческим стремлением к достижениям. Определяющим интерес достижением путешественника или мореплавателя-любителя является не место, занятое в чемпионате или конкурсе отчетов, а «личное географическое открытие» при прохождении нового маршрута, что на дальнем море, что на соседней реке.

Эти причины, как и просто малая численность парусников, определяют некоторую затруднительность функционирования парусного вида спортивного туризма как такового.

Тем не менее, как показал опыт нескольких Чемпионатов, при условии де-факто отказа от предварительного разрешительного оформления походов, обозначение такого функционирования возможно, и при благоприятных условиях оно могло бы стать более полноценным.

Интерес к обмену опытом и публикации материалов о походах у парусников развит как минимум не меньше чем в других видах. Последние 10 лет проводится  интернет-конкурс отчетов (имеющий в основном литературный характер). Проведение на его основе и чемпионата с более «профессиональным» разбором полетов и публикацией мнений и результатов безусповно полезно.

Повышению интереса туристов-парусников в оценке спортивной стороны своих плаваний могло бы способствовать значимое общественное признание таких достижений.

Большие усилия ТССР направляет все последние годы на восстановление спортивных званий по туризму, которые могут играть такую роль.

Однако, более реальным (и свободным как от бюрократических, так и объективных проблем, связанных с присвоением общеспортивных званий в туризме) может быть построение  системы собственных квалификационных уровней и отличий, аналогичных, например, значку «Турист CCCР» на начальном уровне и званиям «выдающихся путешественников» на высшем.

В парусном туризме существовали такие отличия как знак «Серебряный Стаксель» и «Медаль 1000 миль», основанные небольшими инициативными группами, к сожалению, прекратившими свою деятельность к началу нового века.

О программе

Серьезное обсуждение смысла не имеет. Невозможно говорить о какой-то программе развития, не имея ресурсов для ее реализации. Как организации все мы – нищие, зачем маниловщину разводить?  Власти и Минспорт как представитель государства в частности, содержащийся кстати за наш счет всегда заняты очередной олимпиадой, турклубы в их/его интересы не вписываются. Ничего, обходимся. Значит,парусный туризм является исключительно личным делом каждого владельца лодки, которые намечают себе программы, по желанию сами ищут спонсоров, объединяются или нет в походные группы,  клубы и пр.

> а) спорт высших достижений;

А как же! Кругосветка Кулика. Как раз начинается этап с Сейшел на Бразилию.

Подобные затеи настолько трудны и рискованны, что включать их в программу может только сам для себя тот кто решил пойти в море.

> б) подготовка спортивного резерва;

Школа МПТК, которую много лет ведет на энтузиазме единственный человек – В.Н.Белоозеров.

> в) развитие вида спорта в субъектах Российской Федерации, специализирующихся
> на подготовке спортсменов высокого класса по данному виду спорта;

Чушь какая-то…

> г) противодействие использованию допинговых средств и (или) методов в спорте;

Этанол в допинговый список для яхтинга не входит, так что пили, пьем и будем пить. Но умеренно: о вреде алкоголя для не достигших 18-ти беременных женщин за рулем все знают. J

> д) региональное развитие вида спорта, повышение его массовости, проведение

> физкультурных мероприятий;

См. выше. По возможности сохранять что имеем – уже неплохо. Массовость понемногу растет вместе с экономикой, заводской выпуск судов идет (Тритон, Куликбоат).

> е) международное развитие вида спорта, развитие взаимодействия с международной
> спортивной федерации, представительство в ее руководящих органах;

Свободу Юрию Деточ… туристскому мореплаванию на Азове и прочих морях! Отменили бы идиотский пограничный режим с Украиной - тогда разовьем.

ж) кадровое обеспечение вида спорта;

Отсутствует.

> з) пропаганда и популяризация вида спорта;

Интернет – неплохая активность, изредка и печатные публикации.

> и) финансовое обеспечение вида спорта, его экономический потенциал;

Изредка приходят спонсоры, сочувствующие или те чей бизнес связан со снаряжением. Рекламный потенциал туристских мероприятий (не только, даже и большого яхтинга), в России мал. А может, просто менеджера толкового у нас нет (не столько в низовых «видах» и клубах, сколько в ТССР, уж извините!.Понятно, где ж его взять на такую невыгодную позицию…)

> к) материально-техническое обеспечение вида спорта.

См. пункт Д.