Российские гонщики
на регате Volvo в Финляндии

 23-24 июня состоялась регата Volvo на озере Пяйянне в Финляндии. Предварительная информация по регате была представлена здесь http://www.yarva.ru/forum/viewtopic.php?f=21&t=331&start=0.

Регата  была разбита на два этапа. Первый этап проходил в пятницу 23 июля и назывался Volvo PrePäitsi 2010. Он представлял серию из 3-х гонок по классической короткой дистанции: верхний и нижний знаки, посередине линия старта – финиша. Дистанция назначалась левая, в три круга, и строго ориентировалась по направлению ветра. Между гонками ГК корректировал  дистанцию в соответствии с изменением направления ветра, что вызывало серьезные задержки со стартом следующей гонки. Все катамараны были в одной стартовой и зачетной группе Multi-корпуса.

Всего заявилось16 катамаранов. Из них россияне привезли пять катамаранов: четыре 13-метровика и один 10-метровик. Нашу команду представляли М 948, рулевой  Белоклоков В., СП 103, рулевой  Загулов М., СП 36, рулевой  Овсянников Д., СП 44, рулевой  Новицкий С., СП 41, рулевой  Ланцов А.  Все наши рулевые имели достаточный гоночный опыт и проверенную парусную технику. Катамараны Santa Maria и Pumba производства верфи Успенских. Тайфун Bruno и Ветер были на баллонах той же фирмы. С. Новицкий выступал на катамаране “Тайфун-спорт”.

 Финско-эстонский флот многокорпусников состоял из катамаранов HobieCat 18 F, изготовленных во Франции. Основные параметры  18-футовиков:

       Длина                                                      5,5 м

       Ширина                                                   2,52 м

       Общая площадь лавировочных парусов  22,1 кв. м

       Площадь геннакера                                 21,1 кв. м

       Вес                                                         180 кг.

 Последняя модель этих катамаранов 2009 г. носит название Wild Cat. Она имеет специфические обводы и отрицательный, обратный наклон форштевня. В отличие от предыдущих моделей с вертикальными штевнями и острыми носовыми обводами, модель 2009 года имеет в носовой подводной части расширенное уплощение. Вероятно, это позволяет всплывать носам на больших скоростях, опираясь на гидродинамическую подушку, образуемую носовым уплощением. Подводная форма этих корпусов очень напоминает наши надувные поплавки с перемычками. Только ширина в миделе меньше, чем  у  надувных баллонов.  Следует добавить, что ширина обоих кинжальных швертов 18F составляла всего 170 мм.

 Общий старт позволил сравнить скорости прохождения дистанции всех катамаранов. При ветре 4-7 м/сек,  катамараны  18 F  успевали  проходить три круга, а надувные за это время два. Основной отрыв происходил на попутной части дистанции. Результаты первого этапа регаты представлены   http://online.paijannepurjehdus.fi/static/2010/PrePaitsi_2010_Kokonaiskilpailu.htm.

   Второй этап регаты носил название Volvo Päijännepurjehdus 2010. Он стартовал в 10 часов утра следующего дня и представлял собой маршрутную гонку по озеру Пяйянне  в направлении с севера на юг. Протяженность маршрута составила 117 км. Весь день дул стабильный северо-восточный ветер 5-10 м/сек. Основной курс – бакштаг левого галса. Основную часть маршрута надувные катамараны пролетели под геннакерами со скоростью 20-27 км/ч. Мы шли плотной компанией из пяти наших катамаранов с периодической сменой лидера. Всего на переход было затрачено около 7,5 часов с небольшим разрывом на финише между нашими судами в несколько минут. Катамараны F 18 стартовали на 2 часа позже нас, их лидеры подошли к финишу вместе с нами. Всего в этой маршрутной гонке приняло участие около 200 яхт. Результаты заключительного этапа  здесь  http://online.paijannepurjehdus.fi/Tulokset.aspx?k=10&vp=144&rid=7.

Отмечу дружелюбие хозяев регаты, которые предоставили российской команде великолепную поляну для установки палаток и сборки катамаранов, возможность пользоваться туалетом, душем и даже сауной. На флагштоках яхт-клуба, наряду с флагами Финляндии и Эстонии, был поднят флаг России.

До финского яхт-клуба Ювяскюля из Москвы поездка на машине у меня заняла два дня. Время прохождения границы составило 1,5 – 2 часа. Декларации на катамараны заверялись российскими таможенниками без предъявления каких-либо документов типа судовых билетов или паспортов. Просто в декларации сообщалось: тип судна “Тайфун”, стоимость 10 000 руб. Полезно иметь с собой фотографию катамарана, если возникнет вопрос у таможенника: “ А что это такое - парусный разборный катамаран?”. На машину теперь декларация не заполняется вообще.

Остался вопрос: “ Могут ли в принципе разборные туристские суда конкурировать по скорости с серийными гоночными катамаранами класса F 18 или Торнадо?”. По моему  мнению, технически приблизиться к их уровню вполне можно. Достаточно увеличить площадь парусов и соответственно повысить жесткость каркаса. Задача непростая в инженерном и материальном плане, но реальная. Но самое сложное и, пожалуй, главное – это подготовить хорошо тренированный экипаж, способный эффективно использовать такую технику. Например, лидирующий финский экипаж катамарана FIN- 98 является попросту профессиональным, т.е. его работа - ходить под парусами.

  Нам повезло на маршрутной гонке с ветром, а то вполне можно было оказаться на финише темной ночью или под утро. В целом впечатление очень приятное. Особенно если есть возможность прибавить к регате небольшое путешествие по Финляндии.

Успенский В.Н.


Катамаран А.Ланцова


Катамаран Д.Овсянникова


Награда