Поэзия не ремесло, а боль - как вскрик души.
Поэтому в ней счастья не ищу.
Стал я седым, тогда и выбрал жизнь - на небесах живу…
По прошествии почти четверти века в парусном туризме, смотришь иногда на него в совершенно неожиданных ракурсах. Вот об одном из таких ракурсов и пойдёт речь.
Я долго размышлял над тем, браться за электронное перо или нет и зачем всё это? И когда понял - что это важно - мой опус, а точнее полные драматизма, с моей точки зрения, события нескольких последних лет начинают разворачиваться перед Вами, любознательный читатель и парусный народ.
Перед тем, как углубиться в осмысление моего сочинения, настоятельно рекомендую посетить сайт Ольги Дмитрук http://nos-po-vetru.net.ua (раздел Походы - Судовой журнал) и внимательно прочитать « Днепр-2010», а может быть, и посмотреть фильм. Также можно посетить страничку http://parusanarod.ru/go/2010/dnepr/index.htm , где в моём опусе «Затерянный мир? Забытый рай?» есть (как дополнение) ссылка - Судовой журнал - «Днепр-2010». Читать нужно всё и внимательно.
С туристами-парусниками из Донецка, да и не только из Донецка, я впервые познакомился, когда их предводитель Игорь Крыгин(исключительно интересный человек) обратился ко мне за помощью в организации 1-ого Кубка Днепра. И было это в 2008 году.
С первых строк переписки стало понятно, что главная организационная проблема заключалась не в том где ходить, и разрешит ли Судоходная инспекция проведение таких соревнований, а в том, ГДЕ СТОЯТЬ?
Сообщества кочующих муравьёв по ходу своего следования образуют живые стоянки-гнезда – БИВУАКИ. Точно так же поступают и туристы-парусники. Но особенности Днепровского водохранилища в том, что исторически это Днепровские пороги и, как следствие, неокультуренные жизнедеятельностью человека места, мало пригодны для этого и, как я теперь понимаю, такая проблема имеет место на всём протяжении Днепра!
К сожалению, живописные каменные обрывы Днепровского водохранилища, не менее живописные балки, заросшие водной и прибрежной растительностью, одичавшие берега с нависающими и затопленными деревьями мало пригодны для организации стоянок. Исключение составляют острова, но количество мест для подходов также ограничено.
|
Иное дело песчаные косы Азова и северо-западного Крыма! И хорошо, что на 1-ый Кубок Днепра собралось только 4 вымпела.
А если бы собралось 30, воспитанных многокилометровыми песчаными косами Азова?! Наверное бы, без плавучей гостиницы и госпиталя не обошлось. Несмотря на малочисленность участников, были и некоторые неудобства при подходах, и травмы. Некоторая часть туристской парусной элиты в своём стремлении к победе на стартах и финишах, а может ещё где, всё-таки изрезала ноги о ракушки, а, изрезав, не удосужилась их обработать и, как результат, болезненные ощущения сопровождали их и по возвращении домой. А кое-кто не обошёлся и без хирургического вмешательства. Но при чём здесь седой Днепр вообще и Днепровское водохранилище в частности?
Но Кубок состоялся! Все остались довольны и воспоминания о нём долго ещё будут греть наши сердца. Да и как не быть довольными, если Днепровское водохранилище – находка для парусных гурманов. Эту же мысль высказывал и Игорь Крыгин.
Даже кольцевые маршруты: от Центрального моста до балки Лёгкой и обратно до Центрального моста (около 100км!); до острова Таволжанский и обратно (около 120км!) и до острова Ленина и обратно (около 166км!) сулят парусному народу незабываемое приключение!
Причём обратно это вверх против течения. И, хотя принято называть участок от Днепропетровского речпорта и ниже Озёрной частью Днепровского водохранилища, течение может быть заметным. Что касается ветра то на просторах Днепровского водохрана , а это более 350 кв.км, господствует только один ветер и называется он: «СИЛЬНЫМ ВСЕГДА ВЕЗЁТ».
Если у Вас в качестве топового указателя вымпельного ветра стоит ленточка будьте уверены: она будет хоть один раз завязана восьмёркой и туго затянута этим самым господствующим ветром и малейшая ваша небрежность может создать значительные неудобства не только в отношении срочного вынужденного подхода, но и в отношении ремонта. Днепровское водохранилище ошибок не прощает, как, впрочем, и весь Днепр.
Был и 2-ой Кубок Днепра – в 2009году (надо отдать должное настойчивости И.Крыгина). И всё также было чудесно.
Собралось 4 вымпела (Многие уехали на моря. Оно и понятно – так легче, голова не болит). И тогда, на 2-ом Кубке Днепра, некоторые неудобства с устройством стоянок также имели место.
Немного остановлюсь на акватории выше Днепропетровского речпорта. Она резко отличается от озёрной части более заметным течением и меньшими глубинами. Называют её Речной частью.
Здесь нет порогов и, поэтому, нет ни камней, ни скалистых балок, много песчаных островов и ходить здесь в свежий ветер одно удовольствие: многочисленные острова не дают разгуляться крутой Днепровской волне, да и укрыться за островами не проблема. Существует опасность «пропороть брюхо» ветками затопленных стволов деревьев, которые иногда можно наблюдать в самых неожиданных местах акватории, но можно ли это называть опасностью для туриста-парусника?!
И эта, исторически комфортная часть Днепровского водохранилища, конечно же многолюдна, особенно в выходные дни: по правому берегу расположились густо населённые посёлки и базы отдыха; по левому берегу – Днепровско-орельский природный заповедник. Ну как здесь не отдохнуть и не порыбачить? И отдыхают и рыбачат! На берегах собирается несметное количество автотранспорта из которого выгружаются надувные лодки и подвесные моторы. И всё это выходит на акваторию! Если вы встретите здесь, похожую на дикобраза из-за количества торчащих в разные стороны спиннингов надувнушку под ПЛМом, занимающуюся троллингом, не удивляйтесь! Это обычная для этой части Днепровского водохрана картина.
К этому «празднику жизни и маломерного флота» присоединяется флот не маломерный – снующие туда сюда баржи. Причём: гружённые (обычно песком) идут по фарватеру, чрезвычайно узкому в некоторых местах, разгоняя сиренами маломерный флот; без груза - не по фарватеру, а как вздумается. И, как правило, на тебя. Поэтому лучше ходить в эти места в будни и осенью, когда замирает пляжный сезон и становится прохладнее.
Места исключительно красивые: рядом, по левому берегу, Днепровско – Орельский природный заповедник. Идёт переписка о присвоении ему согласно Рамсарской конвенции (1971г., Иран) категории А.
С акваторией Днепровского водохранилища я вас немного ознакомил и оно, уверяю вас, не менее сурово - в смысле мест для стоянок — чем остальной Днепр.
Для особо любознательной части парусного народа привожу адрес Днепропетровского яхтенного портала www.yacht-club.dp.ua, где также немало фото, видео и другой информации о Днепровском водохранилище.
Вы ещё не догадались к чему я клоню и почему сочинение называется «О Днепровском водохранилище и о двух концепциях»? Тогда продолжаем.
По моему глубокому убеждению, в парусном туризме существуют приверженцы двух концепций организации промежуточных стоянок: к 1-й принадлежат те, кто устраивает стоянки – бивуаки на берегу (с разгрузкой), и таких большинство. Ко 2–й принадлежат те, кто имеет полностью независимую стоянку на воде (без разгрузки). Таких, к сожалению, меньшинство.
Представители 1–й концепции ходят от выстрела стартового пистолета до места финиша, если оное уже найдено, определено. Представители 2-ой концепции ходят так же, но, кроме того, имеют возможность ходить от рассвета до заката. Что же делают, чем занимаются представители 1-ой концепции «от рассвета» до «выстрела или старта» и от «начала поиска места или финиша» до «заката»?
Догадались? А может быть узнали себя? Читаем дальше.
Приверженность к 1-ой концепции обрекает команды к закономерному совершению ряда ошибок, создающих дополнительные трудности, что особенно заметно на таких акваториях, как река Днепр. Почему к закономерному? А вот почему. Вся история плавания под парусами, а, точнее, исторический опыт этих плаваний базируется на подходах парусников в укрытия, т.е. в защищённые от волн и ветра места.
Не решаемое для приверженцев 1-ой концепции противоречие – есть место для бивуака, но нет защищённого места для стоянки катамаранов и есть защищённое место для стоянки, но нет места для бивуака — это тот злой рок, что преследует любую эскадру туристов-парусников, посещающих наши места.
Это не Азов и не северо-западный Крым. Это Днепр! И кубические километры пресной воды соседствуют с буйной растительностью! К этому добавляются особенности конкретных акваторий, например Днепровского и Днепродзержинского водохранилищ. Катамаранам на берег не пробиться, да и с бивуаком проблемы. Но подходить надо и подход осуществляется. И осуществляется не к укрытиям, а к местам стоянок! – скорее по инерции, чем сознательно: привычка подойти не сбавляя ход и сразу же вытащить катамаран на песок у «пляжной» части туристов-парусников пустила такие глубокие корни, что мысль о системных ночёвках на воде кажется абсурдной.
А напрасно! Ведь приверженцы 2-ой концепции (ночёвок на плаву) всех этих неудобств лишены и, следуя хорошей морской практике, сразу идут в укрытия. Особенно это важно при резком ухудшении метеоусловий. Место стоянки (бивуака) для них есть вопрос второстепенный! А точнее – его не существует! Именно это свойство - не зависеть от мест стоянки (бивуака) - наделяет приверженцев 2-ой концепции недосягаемыми для приверженцев 1-ой концепции преимуществами: безопасностью хождения под парусами; высокой походной скоростью; универсальностью в выборе и смене, если это вдруг необходимо, укрытий и более широким временным (весна, лето и осень) походным диапазоном.
Об ошибках, которые преследуют туристов-парусников (приверженцев 1-ой концепции) мы поговорим позже, после того как ознакомимся с некоторым дополнением к пониманию моего сочинения. Для примера я взял выдержки из Судового журнала «Днепр-2010» Ольги Дмитрук и, по своему усмотрению, дополнил их фотоматериалом.
Вчитайтесь внимательно в эти полные драматизма строки, написанные с бесстрастностью летописца!
Итак,
23, 24июля «…. Найти же хоть мало-мальский проем в густой растительности, куда можно было бы приткнуть хотя бы один катамаран, было вообще нереально. Левый берег Псёла неимоверно зарос камышами, цветущими кубышками и как праздничный наряд – кое-где – белыми лилиями. Рваться сквозь камыши до берега предстояло метров сто.
Правый берег зарос гигантскими деревьями, кустарником и травами, образовав непроглядные джунгли. Мы все глаза прогляделя в поисках нужной ивы, тыкаясь, как слепые котята, в ничтожные просветы на берегу... |
25 июля «…Долго бороться с ветром и волнами (на которых, кстати, уже закручивались барашки) не пришлось. «Мэврик» довольно скоро отыскал годное для причаливания место у какого-то обрыва.
Катамараны пришлось ставить на развязки, словно горячих скакунов – на якорь и за обе кормы растяжки к деревьям. Потому что на обрыв их вынести невозможно. Но у Саши якорь не держал – пришлось ему отходить дальше в камыши и там как-то чалиться…»
26июля «… приняли решение: обследовать берега слева и справа, и кто первым заметит подходящее для стоянки убежище, сигнализирует остальным по мобильнику. На сём мы вразнобой отчалили. Найти место для ночлега оказалось, как всегда, проблематично. ... а нам места не хватило, и пришлось чалиться на растяжках. Причём всё усложнили шероховатые прибрежные валуны — пришлось прокладывать между ними и бортом бутыли с водой в качестве амортизаторов. Чтоб не тёрло поплавок. ...Вера возмутилась, почему дежурные не приступают к своим обязанностям, мол, народ голоден. ...Я возмутилась в ответ...» |
27 июля «… Очень уж хотелось покайфовать среди хвойного леса. Мы обшарили всё северное побережье — но так и не нашли ничего подходящего. Заманчивые песчаные обрывы не позволяли на них выбраться не только с катамаранами, но даже на карачках. Более того, близкие подходы к берегу не получались из-за затопленных вырубок. Мы боялись напороться в мутной воде на корягу или сучок. Несолоно хлебавши развернулись и направили носы на противоположный, правый берег…» |
28, 29 июля «… мы бодро раскрепили на воде катамаран и начали переброску вещей на обрыв…УВЫ!!! В бочке мёда оказалась гигантская ложка дёгтя! Коренными жителями острова оказались осы. Полчища этих насекомых немедленно появились из лесу, как только мы зашуршали мешками с провизией. |
… А на горизонте беспрерывно сверкали молнии — где-то бушевала гроза. Тут, на острове, тоже поднялся ветер и похолодало. Мы ждали приближения бури. Покрепче пришвартовали катамараны, а Валентин благоразумно спрятал «Винни Пуха» в камышах… Утро выдалось солнечным и безоблачным, словно и не бесновалась невдалеке природа....»
29 июля «…О несоответствии намеченных стоянок нормальным стоянкам сообщаю сейчас. Постоянно по ходу приходилось переигрывать всё, искать совсем другие места для ночлега, проходить не запланированное расстояние. Берега Днепра — коварное место. Зачастую не знаешь, куда подступиться — настолько они негостеприимны. Со стороны — красота неописуемая... Но причалить, раскинуть лагерь — негде… Вот и в этот раз маму сильно придавила боль в животе. Мы лихорадочно искали какое-нибудь место, где можно было бы хоть краешком катамарана подойти к берегу и спустить на сушу маму — тщетно!... |
30 июля «…Место, как обычно, нашлось с трудом — в районе городка Верхнеднепровск. И не очень удобное для катамаранов, но ничего лучше всё равно не было — полуразрушенные бетонные плиты, вдающиеся в воду. А уж вода-то, вода!!! ...катамаран расчалили далеконько от плит на случай, если подымется ветер с волнами, и судно начнёт бить о бетон.....» |
23, 24 июля. После того, как эскадра, подобно стае нильских крокодилов, соскользнула в воду с одичавшего, но уютного городского пляжа Кременчуга седой Днепр и его притоки сразу же берут эскадру в свои объятия, а точнее - в «ежовые рукавицы» со всеми сопутствующими неудобствами. Вдруг остро встаёт вопрос о бивуаке! Как у М.Ю. Лермонтова: «…Я знал одной лишь думы власть!..». И во власти этой самой думы о бивуаке эскадра будет находиться всё время до завершения похода — прихода в Днепродзержинский яхтклуб «Бригантина».
25 июля. Эскадра находит место для бивуака: это обрывистый берег в незащищённом от ветра и волн месте. Предстоит некомфортная разгрузка и постановка катамаранов лагом к ветру. Такую постановку выдерживает только якорь редкой «красоты». И, к тому же, чалить катамараны с кормы необходимо непомерно длинными концами за дикорастущие «кнехты».
А, как известно, они, эти «кнехты» не всегда вырастают там где надо! Кроме того эти самые концы, как правило, растянуты на высоте около 1 метра над уровнем берега и это здорово мешает при разгрузках и погрузках. Мысль же о полноценном якорном оборудовании, как и о системных ночёвках на воде также кажется абсурдной и поставить катамараны носом к ветру возможности нет! Да и незащищённое место само по себе плохо: что хорошего из того, что катамараны в течение длительного времени будет бить волной, подвергая деформациям, истирая уязвимые корпуса о силовой каркас и угрожая ночью сорвать с якорей и навалить на иные препятствия?! А ремонтироваться в таких местах чрезвычайно некомфортно.
А может уйти в укрытие?! Чёрта с два! На обрывистом берегу устроено живое гнездо - бивуак! Так эскадра становится заложницей возможного армагедона. И ещё скажу вам, любознательный читатель и парусный народ, по секрету – не теряйте бдительности возле этих самых обрывистых берегов, если не имеете возможности оперативно уйти в другое укрытие. Они, эти самые обрывистые берега – обрывисты не случайно!
26 июля. Эскадра с трудом находит место. Предстоят трудоемкие работы по разгрузке, выносу катамаранов на берег и швартовке катамарана «Мистраль» с перспективой выноса на берег, потому что жёсткая швартовка о прибрежные камни есть иллюзия безопасности! БЕЗОПАСНО — это когда корпуса неподвижно зависают над выбранной вами точкой водной глади. И всё это есть результат неразрешимого противоречия, которое присуще приверженцам 1-ой концепции – стоянок на берегу с разгрузкой.
Есть место для бивуака — нет защищённого места для стоянки катамаранов, есть защищённое место для стоянки, но нет места для бивуака!
27 июля. Эскадра снова в поисках места. Разгрузка – погрузка. Устройство и разборка бивуака. Швартовка, которая с полноценным якорным оборудованием была бы намного комфортней. Хорошо ещё что стоянка прикрыта слева и справа – мысами, а со стороны фарватера – Орлянскими островами.
28, 29июля. Место для бивуака присмотрено заранее: это довольно высокий обрывистый берег. И другое место для днёвки не найдено! Предстоит швартовка бесконечно длинными концами за дикорастущие «кнехты», разгрузка на обрыв и с преодолением препятствий в виде туго набитых на высоте около 1 метра над уровнем берегового уреза кормовых концов и устройство бивуака. Кроме того, эскадру подстерегает перспектива что «уютная бухточка», где расположились катамараны, вдруг может стать НАВЕТРЕННОЙ!
С обрыва открываются прекрасные виды: берега теряются в дымке. Есть где разгуляться волне. Так оно и выходит – берег вдруг становится наветренным, а уйти в другое укрытие - такой возможности нет! Хорошо что гроза разыгралась в стороне: в районе села Днепровокаменка. Тем не менее уязвимые корпуса катамаранов било волной с перспективой стянуть с якорей и навалить на другие препятствия. Беспокойная ночь для эскадры! Иными словами – эта стоянка не была безопасной.
29 июля. Кроме изнурительного поиска очередной стоянки и до смерти надоевших работ по разгрузке – погрузке и устройстве – разборке бивуака, эскадра снова становится заложницей неразрешимого противоречия: катамараны вновь и, конечно же, ночью попадают под боковой удар ветра и волн - не прерывающаяся цепь ночных бдений с приключениями. А может, это здорово!? Кто знает?!
30 июля. В комментариях нет необходимости, потому что их прекрасно прокомментировала сама автор сочинения «Днепр – 2010» Оля Дмитрук. Полагаю, что и вы теперь в состоянии сами прокомментировать всё это. Картина маслом!
Что же всё таки это было? Возможно это была бивуачная катастрофа?! И хорошо, что это был июль, а не октябрь. Вывод напрашивается только один и совершенно неожиданный: Возможно, приверженность к 1-ой концепции фатальна для парусного туризма?!
А Вы как думаете?
Днепровское
водохранилище не блещет своими бесконечными пляжами. Его красота иная и имеет особый шарм. Только необходимо быть готовыми к некоторому дискомфорту, связанному с отсутствием привычных для Вас стоянок.
В заключение хочу выразить свою благодарность всем тем, с которыми в течение последних 4-х лет связала меня туристско-парусная судьба. Именно это и способствовало появлению данного опуса.
Также выражаю свою признательность и Ольге Дмитрук за её Судовой журнал «Днепр-2010».
Для тех, кого более подробно интересует Днепровское водохранилище , сообщаю
контакты: 0954173786 0676351702
udg514filippov (at) mai.ru , udg514f (at) i.ua
Обращаю Ваше внимание на высокую травматическую опасность акватории, поэтому наличие бортовых аптечек и безотказных средств связи обязательно.
Валентин Филиппов,
11 декабря 2011года.
Фотографировали: Ольга Дмитрук, Людмила Игнатова, Лота Меркулова, Вера Хазрон, Александр Бакулин, Миша Дригала, Виктор Крылов, Андрей Пилипенко, Константин Рудницкий, Владислав Ульянов, Валентин Филиппов, Игорь Хазрон, Сергей Холин.