В.Строгонов

Под мотором, парусом и с веслами

(Из опыта эксплуатации разборного каноэ "Ильмень" фирмы "Тритон")

Всем хорош тритоновский "Ильмень": красив, остойчив, комфортен, всепогоден, прочен, легко собирается, имеет ряд остроумных технических решений. Однако не рекламы ради пишутся эти строки. Хочу поделиться опытом доработки "Ильменя" с целью получения без переделки корпуса универсальной прежде всего гребной лодки, на которой можно использовать  вспомогательное парусное вооружение без поплавков-аутригеров и маломощный ПМ.

Фирменное парусное вооружение для каное с выносными поплавками , с примитивным по раскрою парусом и неудобным и не эфективным рулевым устройством загромождает лодку и не позволяет хорошо ходить в лавировку. Так не лучше-ли для гребной лодки  отказаться от острых курсов под парусом, для этого есть вёсла, и использовать  лёгкое и эфективное вспомогательное парусное вооружение для полных курсов.

В предлагаемой конструкции используется так называемая "косая схема" располжения шверта и руля, упоминаемая в известной книге В.М.Перегудова. Наш вариант содержит более лёгкую и низкую, чем фирменная мачту, парус типа спинакера, например от  "Кадета" ( а лучше генакер), рулевое устройство, фиксируемое в корме с помощью двух деревянных брусков один над другим, расположенным под декой, руля ( хорошо подходит руль от "Простора") и поворотный шверц, фиксируемый от проворота бортовым воротком. При этом фирменная трубчатая шверцбалка заменена на двухслойную деревянную  и устроена так, что угол поворота шверца к набегающему потоку ( 4 гр.) легко меняется при смене галса. Для этого достаточно ослабить средний вороток ( см. фото ) , повернуть шверц путём нажатия на верхнюю пластину шверцбалки и  снова завернуть вороток до упора. Благодаря фиксации шверца бортовым воротком отпадает необходимость оттяжки его в сторону носа.

Длительные испытания конструкции в прошедшем сезоне оправдали задуманное. При ровном среднем ветре и волнении можно было уверенно ходить без фартука до курса тупой бейдевинд. При этом при установке шверца на нужный угол к набегающему потоку , что занимает секунды, заметно увеличивалась крутизна хода. При попытке идти круче необходимо менять спинакер на генакер, что технически осуществить не сложно, достаточно иметь второе отверстие на топе мачты, второй фал и сам генакер. В качестве тубуса для парусов использовались полиэтиленовые бутыли со срезанным верхом, привязанные к мачте. При усилении ветра необходимо использовать фирменный фартук. Для безопасности плавания фал и шкот необходимо держать в одной руке, для того, что бы резкие порывы и заходы ветра компенсировались потравлением снастей. При фордаке, как известно, более устойчиво лодка идёт галсами.

В перспективе,более радикальным решением для увеличения остойчивости было бы дополнение корпуса надувными булями длиной 2,5 м и диаметром 10-12 см, расположенными в  средней части выше ватерлинии. Как их сделать съёмными или не заметными и не влияющими на ходксть под вёслами при волнении задачка не из простых. Но и она решена и в настоящее время патентуется. Возможно при этом удастся дополнить гардероб парусов небольшим гротом и стакселем для более острых курсов. Ну а для левентика  в нашем случае всегда имеются полноценные вёсла. "Настоящие" яхтсмены разумеется относятся к вёслам с презрением. Но не связанно ли это просто-напросто с невозможностью их эфективного использования на яхтах и катамаранах?

ПМ "Ямаха-2" вешался на специально сделанную достаточно массивной кормовую поперечину для руля, а его вес почти полностью компенсировался полиэтиленовой бутылью с водой (9 л), закреплённой в миделе внутри корпуса у противоположного борта. Не предсталяет труда для удобства управления немного удлинить румпель и ручку газа. При испытаниях каное под мотором автору припомнились времена, когда  в прошлом веке пришлось походить на байдарке "Колибри" с мотор-веслом "Тюммлер". По удобству и надёжности нынешние  испытания существенно выше, но в свете безопасности не лишне упомянуть, что тогда ещё  не было рядом могучих катеров и гидроциклов. Поэтому на водоёмах где водятся эти "звери" не будут лишними , кроме фартука и поплавки-аутригеры.

Весло — это тишина, ритм, приятная нагрузка, если в меру и не мешают ветер, комары,необходимость куда-то успеть, усталость... Парус - это тишина, скорость "по щучьему велению", лёгкий шелест за кормой, расслабление, если не шторм. Но и шторм — хорошо, если не ураган. Лучше, чем мёртвый штиль. Мотор — это возможность кратчайшим путём и во-время прибыть на место несмотря на штиль и встречный ветер, отдых для мышц, но шум, вибрация, вес, необходимость заправки. Описанный вариант позволяет использовать любой из перечисленных движетелей на выбор в зависимости от конкретных условий и желания экипажа.

Всем хорош "Ильмень". Ещё б он боле навострился, когда б ходить покруче научился.