Первоисточник.

Сергей Живайкин

СВОИМИ РУКАМИ

Катамаран «Простор»
Модернизация, переделки и личный опыт эксплуатации

В свое время, решив сменить разборный, надувной парусный тримаран на надувной же катамаран, мы долго раздумывали какую модель выбрать. Предложений различных судов было довольно много, как новых, так и б/у. Новый катамаран нам не подходил по причине высокой стоимости – платить за него такую сумму, как за небольшую подержанную яхту считаем неразумным. Соответственно, сосредоточились на вторичных предложениях.

В результате, после долгих раздумий выбрали катамаран «Простор» в штатной комплектации. Зимой в 2012 году он нам обошелся в 35 тысяч рублей и был практически в новом состоянии – садись и иди в море.

Парусный катамаран Простор

Если верить интернету, то «Простор» в его «девственном» состоянии не только нельзя спускать на воду, но и даже близко к водоему размещать не рекомендуется. Это не катамаран, а просто монстр, который только и ждет, чтобы погубить неразумного смельчака, отважившегося отправиться на нем в плавание. Так это или нет, судить не беремся, знаем лишь то, что эта модель является копией английского Catapult и была одной из самых массово продаваемых в СССР.

Взглянув вживую на приобретенное судно, лично мы не увидели каких-то фатально критических просчетов в его конструкции. Целям, для которых его создали конструкторы – пляжные покатушки под парусом, он вполне соответствует. Но признаемся – в то время мы были вообще полными профанами в надувных катамаранах.

В наших планах были туристические походы по Северной Ладоге, Финскому заливу и Онеге. Для этого, единственно, что на наш взгляд требовало обязательной доработки и изменения – усиление стыков коробов и замена родных резиновых баллонов на баллоны ПВХ более большого диаметра. Все остальные усовершенствования вторичны и делались нами с целью повысить комфорт и удобства в туристическом походе.

Из вторичных доработок в первую очередь было решено сделать следующее:

Замена баллонов

Тут все просто – выбрали и заказали баллоны Турист XXL в ОКГ Сплав. Выбрали именно пулевидные, а не штевневые, т.к. считаем, что для туристических целей они более подходящие. Качеством изделия очень довольны и рекомендуем этого производителя. С начала сезона (конец мая — начало июня) собираем и спускаем катамаран на воду в поселке Березово. Весь сезон судно находится на воде. Разбираем в конце сентября – начале октября. За это время баллоны, лишь несколько раз слегка подкачиваем. Внешний вид тоже на пятерку – все аккуратно и красиво. Насос–лягушка, прилагающийся в комплекте – лучший из всех, что мы видели и когда-либо использовали.

Усиление стыков коробов

Кстати, короба Простора, которые тоже так часто критикуют в интернете, явились одной из причин, по которой мы выбрали судно именно этой модели. Во первых – это дополнительно по 20 см. пространства с каждой стороны (учитывая их длину, прирост площади значительный), во вторых – по ним удобно ходить, в третьих — в них можно много чего хранить (весла, удочки, топливо, продукты и т.п.). Кроме того, к ним просто и удобно крепить дополнительные конструкции, например, подмоторную балку или сидушки-откренки.

Ну, а с усилением стыков все оказалось не сложно. Купили в строительном магазине монтажные пластины, резьбовой пруток и гайки М8. Просверлили соосные отверстия в коробах, наложили пластины, пропустили резьбовой пруток, скрутили гайками. Все.

Палуба для Простора

Палубу сделали из ПВХ по чертежу Павла с форума «Под гиком». Это был наш первый опыт клейки ПВХ, но всех дел оказалось на пару дней. Палуба состоит из двух частей, единых от кормы до носа. Крепление основной части выполнено по штатному варианту через ликпаз, а носовой части с помощью алюминиевых трубок и петель, приклепанных к коробам. Клееные швы для надежности прошили. Вот уже несколько лет она служит верой и правдой.

Дополнительная носовая балка

Вполне естественно, для такой палубы потребовалось смонтировать на носу дополнительную балку. Купили алюминиевую трубу Д17Т соответствующего диаметра и толщиной 3мм. Отрезали нужную длину и поставили вместо штатной подмачтовой (таким образом отпала необходимость укреплять довольно слабую родную подмачтовую). Старую же подмачтовую установили в качестве носовой, прикрепив ее через обычные монтажные уголки.

Стаксель для Простора

Стаксель заказали у Сергея Новицкого, парусом довольны. Для его установки сделали новые ванты и перенесли их точку крепления на верхнее колено мачты (примерно на 1/3 от низа колена). Узел крепления – 2 монтажных полосы изогнули нужным образом и приклепали к мачте вытяжными заклепками. Точки крепления на коробах отодвинули к корме сантиметров на 30. Узел – петля-накладка навесного замка прикрученная болтом М8 к коробу. Добавив небольшие куски цепи, старые ванты установили как полуванты на штатные места крепления (натяжение с помощью талрепов).

Недорогая закрутка стакселя на катамаран

Также была куплена закрутка стакселя, вещь хоть и дорогая, но нужная и удобная.

Сегодня мы бы такую вещь покупать уже не стали, уж больно цена кусается, да и к тому же научились делать недорогие закрутки стакселя своими руками. Получается недорого и вполне симпатично.

Стоимость к/т закруток (барабан + вертлюг):

Так, на всякий случай – смартфон 4″ для масштаба и в комплект не входит :) Если вдруг кому понадобятся – обращайтесь. Контакты, актуальные цены и предложения можно найти на страничке «наш магазин» или через страничку «ВК».

Подмоторная балка

Вопрос установки коротконогого мотора на катамаран «Простор» решили следующим образом. В качестве подмоторной балки применили алюминиевую трубу квадратного сечения 50х50х2 мм, прикрепив ее через уголки как можно ниже к коробу. В месте установки транца снизу балки прикрутили небольшой кусок такой же трубы. Получилась некая площадка для установки регулируемого транца.

Регулируемый транец на катамаран Простор

Мотор у нас с «короткой ногой», по этому сделали регулируемый транец по чертежу Якоря с форума «Под гиком». По большому счету, в нашем случае, промежуточные точки подъема не нужны, достаточно верхнего и нижнего положения. Транцевую доску сделали из подоконной доски. Выпилили необходимую форму, стянули с боков, пропустив сквозные резьбовые прутья, покрыли «пенотексом». И транец и доска уже несколько лет исправно выполняют свои функции.

Если вдруг кому понадобится такая штука, а самому делать лень — можем изготовить на заказ. В настоящее время конструкция модернизирована (фото ниже) — стала еще более прочной, легче подымается и не имеет боковых люфтов. Глубина погружения от горизонтальной линии 13-15 см (регулируется ручкой), что полностью компенсирует разницу между моторами с короткой и длинной ногой. В случае необходимости мотор можно опустить на 18 см (сняв ограничительный болт). Общая максимальная высота хода, от крайне нижней точки до верхней, порядка 35 см. Стоимость регулируемого транца — 2700 рублей.

Центральный шверт

Подумав, что один хороший центральный швертлучше и удобней чем два маленьких шверца по бортам – установили его. От подмачтовой к подмоторной протянули алюминиевую трубу, к которой крепится шверт в коробе. К балке через короб сквозными болтами и по одной укосине к коробам. Никаких «пауков», просто и удобно, при необходимости можно сместить к носу или корме. Посмотрели — посмотрели и решили на эту же продольную центральную балку докучи установить еще и центральный руль.

Сидушки-откренки

Однажды увидев на катамаране Алекса сидушки-откренки, сразу решили – отличная идея. Сделали себе. В качестве откренок ихне используем, мы не гонщики, а вот как туристы очень ими довольны, удобная вещь и к тому же существенно повышающая обитаемость.

Сидения на палубе

На наш вкус, сидеть на надувных катках неудобно. Сделали невысокие, плоские и теплые сидения,порезав на полосы обычный туристический коврик и заклеив его в ПВХ.

Палатка на катамаран

Питерское и Карельское лето не балует теплыми солнечными деньками, зато щедро на прохладу и дожди. Чтобы немного защитить себя от этих «благ» во время водных переходов возникла потребность в палатке на борту катамарана. Сначала хотели делать пирамиду, но тут под руки подвернулся пляжный тент. Покрутили, повертели, перенесли входную молнию на дно палатки, бывшую дверь заклеили и получилось вот так.

Удобно, быстро ставится и убирается. Палатка достаточно неплохо прослужила в течении 3-х лет. Но в прошедшем сезоне ультрафиолет ее доконал — стала быстро промокать, и в настоящее время готовится ее замена на самодельное изделие из ткани ПВХ и металлопластиковых труб. Вполне вероятно, вместе с ее установкой потребуется и некая модернизация палубы.

Кроме того, придуман быстросъемный тент над основной палубой и даже есть материал для его изготовления, но, скорее всего, в этом году реализован не будет.

Подробнее о новшествах нынешнего сезона на катамаране «Котя» — палатке, жесткой палубе и других, об их конструкциях и о том как они себя показали на воде, читайте здесь.

>Подвеска уишбона

Быстро «достал» валяющийся на палубе уишбон при убранном парусе, да и сам парус лежащий на палубе не радовал. Проблему решили просто – к топу мачты привязали веревку и к ней подвязали уишбон. Стало гораздо удобнее.

Якорь для катамарана

Как уже сказали, наш катамаран весь сезон паркуется на воде, но и в походах и просто покатушках выходного дня на берег мы его не вытаскиваем, он у нас взрослый. Для простоты и безопасности баллонов встаем на якорь. К тому же это удобно, можно встать почти в любом месте, да и отчаливать проще, даже если дует прижимной ветер и сильная волна.

Всегда использовали якорь – кошку, но у нее есть недостаток – плохо держит на гладких подводных скалах Ладоги, порой нужно потратить изрядно времени, прежде чем удастся хорошо зацепиться. По этой причине, этой зимой придумали и собрали вот такой якорь- присоску из тормозного диска.

Изготавливается просто и без использования инструмента, если кому интересно что и как, читайте здесь.

В качестве резюме

Если верить интернету, то катамаран «Простор» — это судно, на котором постоянно нужно зачем-то следить, чтобы не отломалось, что-то постоянно подкручивать, дабы не открутилось. Согласиться с этим не можем, во всяком случае у нас так – собрали весной и разобрали летом, в промежутках ничего не отламывается и не откручивается. Вероятно, у нас неправильный «Простор».