Актау, 1996 г. Встреча с Е.А.Гвоздёвым

Интервью Е.А.Гвоздева, снятое на видео. Опубликовано Олегом Воропаевым на Youtube (части 4 - 8) в январе 2019 г. Запись текста — Г.Шмерлинг

Часть 4

Часть 5

Часть 6

Часть 7

Часть 8

(часть 4, время записи около 5 мин.)

Шум моря, голоса.

"Лена" становится на якорь недалеко от берега, на шлюпке Гвоздева перевозят на пляж.

Крики "Ура", аплодисменты.

— Евгений Александрович, очень рады вас видеть в нашем городе!

Голоса, шум....

Журналистка:

— Представьте себе население, жители всего города. И вот них такой первый вопрос: где вы были, что видели? Вот не буду вам никаких вопросов задавать, потому что.такое, все-таки, неординарное событие.

Сами расскажите все, что вы сочтете нужным.

Гвоздёв:

— Я в зарубежном плавании находился три года. И в течение года могу рассказывать о своем плавании.

Вкратце. Начну я с того, что хочу от души поблагодарить всех моих друзей из бывшего Шевченко, ныне Актау. Вот мои друзья рядом сидят: Саша, ... за помощь, которую мне оказали. Не было бы их помощи — не было бы этого плавания. Это однозначно. А где я был...

Ну, и еще хочу поблагодарить за теплый прием. Оказали приям... Ну, я даже... У нас в Махачкале встретили хорошо, а здесь еще лучше. Спасибо.

Где был, вкратце.

До Черного моря добрался, простоял в Новороссийске в ожидании паспорта. 1 декабря паспорт, 14-го декабря ушел. До Одессы пока добрался — третье марта. Поломка мачты, зима, пока карты в Севастополе и так далее и тому подобное.

Плавание было очень тяжелым из-за того что холодно. Третьего апреля вышел из Одессы в заграничное плавание. Никаких проблем с пограничниками, таможенниками и так далее. Стамбул, Афины.Я буду так называть. Афины, Грецию обошел вокруг, пошел на Италию. В штормовую попал, вернулся назад. Встретился с братьями-албанцами, вот... Подчистили судовую кассу, на память. Италия, Франция, Испания.

Прекрасные страны, прекрасные люди. Живут добротно, нормально.

(Конец записи части 4, далее части 5 и 6 без разрыва) ...

Отлично встречали. Ну, за это время несколько раз руль ломался. В Барселоне ремонтировался двое суток. Без каких бы то ни было проблем, вот. Далее Гибралтар, из Гибралтара в Лас-Пальмас. И через Атлантику. Панамский канал; перед этим три месяца в Пуэрто-Рико побыл. В Сан-Хуане познакомился со многими нашими эмигрантами из соцлагеря. Поляки, болгары, чехи, русские, украинцы, азербайджанцы, армяне — со всего Союза. Очень хорошо встретили, добротно помогли.

Плавание планировалось через Атлантику и назад. Вот. Но, когда добрался до Пуэрто-Рико, там значит вопрос решался. Или возвращаться назад северной Атлантикой, или ждать до весны, до тепла. Когда будет тепло. Ну, а поскольку продукты подбросили, одежду подбросили, помогли — с Нью-Йорка прислали посылку, и наши там помогли, то никаких проблем на яхте не было. Решил идти домой через Тихий океан. Панама, Панамский канал. Далее Тихий океан. Плавание от Бальбоа до Тихого океана... пардон, до Таити... 93 дня, растянулось. Проблема здесь была с водой. Продукты — не испытывал проблемы. Единственно, что вода. 225 литров. Это очень мало. Если вы посмотрите нормы медицинские, то это очень мало.

К Таити подхожу... Ну, как говорят, "пролетаю над Таити"... Штормовая погода. Четверо суток. И мимо пронесло меня. Руль поломался, пришлось ремонтироватося, веревочками привязывать и возвращаться назад.

Вернулся назад, задержался на месяц. Удивительный остров. Там, конечно, масса своих проблем, вот. Но люди доброжелательные. Помогли отремонтироваться бесплатно, хотя цены там сумасшедшие. Я имею в виду стоимость работ, материалов. Вот. Отремонтировался, и оттуда дальше, до Австралии. Ну, здесь Паго-паго, Фиджи. На Фиджи меня выгнали, поскольку оказался у меня серпастый молоткастый советский паспорт, им не понравился. Надо было платить 55 долларов, а я возмутился: почему французы не платят, испанцы не платят, финны не платят — а я должен платить. Короче, в 12 часов выгнали меня. С поломанным рулем пошел дальше до Нумеа, Новая Каледония. Там французский протекторат — никаких проблем. Встретились наши друзья, наши отличные девченки, очень хороший вечер... Одна замужем за французом, из Москвы. галя. У нее двое ребятишек, мальчики. Вторая, Людмила, из Краснодарского края, тоже за французом. Он преподает в университете, отличный такой мужик. Они встретили, взяли шефство надо мной. У меня с французским языком... не в ладах. Они переводили. Ну, никаких проблем. Наших эмигрантов встретил, чудесные ребята.

Дальше — Австралия. В Австралии полгода. Бьютифул кантри, но проблем (смех). Отличная страна. Какие кенгуру! Какие крокодилы! Пальчики оближете (смех). Симпатичные ребята, шесть метров в длину, красавцы. А кенгуру... Познакомился с одной семьей. Она говорит:

— Ты видел кенгуру?

— Нет, не видел.

— Бери фотоаппарат, поедем кенгуру снимать.

Подъезжаем. Немножко лес, гольф-клуб. На площадке они там травку уже покушали, отдыхают под этими... Вот подхожу на расстояние метра, снимаю. Дикие кенгуру! Мальчишка там или девочка у нее в сумке висит, сидит там. Задние лапки торчат, выглядывает. Подходишь, на ушком чешешь. Не боятся абсолютно. Вот...

Очень много интересного. И китов встретил, и кашалотов, и крокодилов. Вот так подплывал к "Лене", где-то метров на 8 наверное. Мир исключительно хорош.

Журналистка:

— А был какой-то такой случай интересный, незаурядный? Чтобы рассказать зрителям, ну вот как типа маленькая история. Можете что-нибудь рассказать, что у вас в памяти осталось?

— Интересное все. Ну, скажем, встреча с правнуком и с внуком атамана Краснова — разве это не интересно.

— Расскажите об этом...

— Ну вот видите (смех). А разве встреча с китом это не интересно?

— Нет, ну какой-нибудь...

— А разве встреча с пиратами это не интересно? (смеется). Давайте я докончу про свое плавание, а потом вы зададите вопросы.

Вдоль Большого Барьерного рифа шесть месяцев. Никаких проблем. В смысле таможенники там, пограничники. Никаких проблем. Далее — Дарвин. Поскольку там сезон тропических ураганов, задержался. В Дарвине 23-го у меня виза кончалась, но 24-го у них было открытие сезона, я еще задержался там на один день. А потом с Дарвина... Кристмас айлэнд... Остров Рождества. Остров Рождества, Кокосовые острова, архипелаг Чагос, Сейшельские острова. На Кокосовых островах отдохнул, понравилось. Чагос архипелаг — великолепный. Он необитаемый; в южной части там американская база, а всеверной части необитаемый.

И ежегодно 100-120 яхт туда приходят, люди отдыхают неделю, две. Обычно с семьями. Очень много яхт, которые плавают именно с семьями. Муж, жена, ребенок. Это где-то 85% таких яхт. остальное — процентов 10 идут спортсмены, и там уже одиночки, и тому подобные. Но в основном — муж, жена, ребятишки. Таких яхт я очень много встречал, подружился, переписываемся и будем переписываться. Обменялись адресами.

Дальше Сейшельские острова. Красивые острова, великолепные острова. Но стоит самостийность... Самостийная республика. Там проблема: продукты дорогие, коррупция, взятки и так далее. То есть, масса своих проблем. Вот...

Далее шел в Джибути, не думал никуда заходить. В штормовую погоду попал. Мыс Рас-Гафун. Встал на якорь. Ну, думаю, поспать. Подфартило, спасся. Повезло. А на следующий день — 18 человек с автоматами. Все подчистую. Осталось... Вот сейчас мы со Степановым... Володя! Вот он. мы посчитали, что у нас осталось из того, что обошло вокруг света. Оказалось: ложечка, кастрюлька, термометр, и вот веревка, которую он мне давал. Якорный конец. Вот все. башмаки мои, самый ценный суверни, он утопил на Волге, вот. Вокруг света которые обошли. А так, сейчас то барахло, которое вот на мне — в основном, так сказать, ну... по дороге добытое.

Тяжелый переход был от мыса Рас-Гафун до Джибути. Здесь Аденский залив, температура 44 днем, ночью 33. Воды нет, они мне оставили где-то 40 литров воды, рис, ну и вот... в чем я стоял. Правда, книги вернули, карты, дневники. И компасы. Компас тоже обошел вокруг света. Все остальное забрали.

Очень тяжелый был переход, где-то 15 дней. Джибути. Встретил.. наше посольство. Пошел там, заявление написал. Там женщины помогли. И, кстати, фирма Совмаркет мне прислала туда денежку. Вот... Это мне... как говорится, здорово выручило.

Потом французы, моряки помогли. Оттуда телеграмму дал, написал письма.

Красное море — тоже очень тяжелое плавание. 86 суток. От Джибути до Суэца 86 суток. Лавировка, ветер встречный, и днем и ночью. 5-10, иногда 12-15, такой вот. Встречный ветер, встречное течение. Жара. Продуктов нет, воды нет, денег нет.

Подхожу к Хургаде. Вот та знаменитая Хургада, которую наши журналисты, я так назову — недобросовестные, расхваливают в Москве на все лады. Приезжают наши туристы, платят 560-580 долларов, на 8 дней приезжают. А там вокруг ни кустика, ни травиночки, на сотни миль. Искусственно созданный город. Цены дорогие, как мне сказали что там бананы... в Москве бананы дешевле чем в Хургаде. Все привозное.

Я посмотрел, у нас на Каспии места вот... Самурский лес. Туда бы руки да голову приложить, там бы намного было лучше, чем Хургада. Ну ладно... об этом.

Прихожу в Хургаду, захожу к причалу. Руль поломался, денег нет, жратвы нет, этого нет. 50 долларов у меня оставалось.

Смотрю, наша московская яхта стоит. Типа Гидра, муж с женой, молодые ребята. С Москвы по Волге перегнали яхту, добрались до Хургады. Стоят тут. Стоят... а каждый день нгадо 15-20 долларов платить. А там — пожалуйста! Гостеприимный народ. Стой. До тех пор, пока цена до определенной суммы не дойдет. А потом это дело: яхту продают, билет на самолет. Наживаются на этом деле. И давай другую яхту. Вот такое гостеприимство. Ребята мне говорят: ни в коем случае ты тут не задерживайся.

Я только к берегу подошел — сразу полиция, кастомс, иммигрейшн и прочее, прочее. Давай паспорт. Я дал паспорт. Посмотрели на паспорт моряка, говорят — давай 15 долларов. Я говорю:

— Почему 15 долларов?

— Визу надо.

— Паспорт моряка! Руль поломан, продуктов нет, воды нет.

— Но мани? Но фуд, но вотер!

Поняли, да? Нет денег — нет продуктов, нет воды. Вот такое гостеприимство арабское.

Я уже обнаглел, говорю: — Саша, переводи (капитану этой яхты, английский у него лучше), и пошел там [...], только непереводимые слова не переводи, потому как они не поймут. А то что можно перевести, переводи.

— У тебя есть — спрашиваю одного полицейского — хлеб?

— Есть.

— Давай, неси мне хлеб.

— Сколько?

— Три килограмма.

Он пошел в магазин за хлебом. Второму полицейскому говорю:

— У тебя вода есть?

— Есть.

— Давай мне воду неси, иначе отсюда никуда не пойду.

— Сколько тебе воды?

— Давай две канистры.

— ОКей!

Пошел за водой. Вот один принес три килограмма хлеба и кусочек сыра, второй принес две канистры воды. И — давай, уходи. А тут голландская яхта стояла, я еще к ней подошел, объяснил капитану: вот так и так, я до Суэца не дойду. А они уже накануне пакет огромный смастерили для наших ребят, продукты....

Вот такое гостеприимство.

Короче говоря, Суэцкий канал впереди.

Очень тяжело.

Мотора нет, бензина нет. Но мани, но фудс, но... и т.д. и т.п.

Помогли мне, очень помогли, здорово помогли наши ребята с "Новоцентров 4". Это пароход наш, новороссийский. Перегоняли его из Новороссийска в Бангладеш, на слом.

Я обратился к ребятам, они мне шубу (вот, Володя видел); шубу, ватные брюки, х/б костюм, ватное.. нет, не ватное, одеяло - укрываться там, шапку, носки, сапоги, спасательный жилет, продукты. То есть, снабдили всем. Плюс, ко всему прочему, для перехода Суэцким каналом собрали ТРИСТА СОРОК ДОЛЛАРОВ.

Я почему подчеркиваю это. Потому как накануне, прежде чем к ним обратиться, я подошел...

Смотрю, стоит "Сыктывкар". Одесское морское пароходство. Под желто-блакитным флагом. Самостийники.

Подхожу.

— Ребята!!! Здоровеньки булы! Можно к вам пришвартоваться?

— А тебе чего надо?

Я говорю: — Ребята, ничего не надо, у меня все есть. Ну и пошел... Правильно, туда.

Ну, я говорю не понял одесский юмор. Еще минут 8-10 покрутился около них. Оказывается, точно послали. Подальше. Повернулся и ушел.

Подхожу, смотрю - "Индира Ганди". Одесское... Огромный контейнеровоз, Одесское морское пароходство.

— Ребята, примите конец! - я уже тут понаглее немножко. Российский флаг на яхте...

— А капитан не разрешает.

— Ребята, передайте вашему капитану большое спасибо за гостеприимство. Славяне, ...непереводимое... дополнение.

Иду дальше. Смотрю, Новоцентров" стоит. А я уже к ним и не подхожу, думаю - опять пошлют куда-то.

— Эй, мужик, ты откуда?

— Я... из Махачкалы.

— А куда идешь?

— В Новороссийск.

— А какого... здесь?

Я говорю - да вот, туда-сюда...

— Ну давай, подходи к нам!

И тут баня, тут покушать... Совсем другое отношение.

Так что Суэцкий канал очень тяжело дался.

Хотя...

Опять таки, братья-египтяне наши...

Положено было где-то примерно 250 долларов с меня. Они содрали 400 долларов. И потом я выяснил... На Родосе встретил... В Суэце я встретился с одной новозеландской яхтой. Муж с женой. Познакомились.

Он говорит

— Тебя ограбили?

— Да...

Кушать, газ принесли, одеяла, свитер. И когда они уходили оттуда, они 200 долларов дали агенту. Хиби, имя такое. Хиби. Я на весь мир могу сказать. Если только попадет кто-нибудь из вас в Египет, будете проходить Суэцкий канал, запомните это имя. Хиби. Джордж дал 200 долларов ему, он скрыл. Хотя знал, что на яхте ничего нет, вот как на этом столе. И получилось моих 400 и еще 200. Итого 600 долларов. И с ограбленного еще ограбить - смог выжать. Вы представляете? Суэцкий канал прошел... А как проходил. Один еще с Австралии шел мужик на яхте. Подходит.

— Слушай, как ты думаешь проходить канал? Это тебя ограбили?

— Меня...

— Как ты канал проходить будешь?

— Не знаю, как проходить.

— Вот тебе мотор мой. В Порт-Саиде отдашь. И вот 100 долларов на бензин.

Австралиец.

В Порт-Саид я прихожу, яхта стоит его, "Леди Анна". Яхта огромная. Я пришел, отдал ему этот мотор, поблагодарил от всей души. Обменялись телефонами. Он собирается уходить. Я говорю — Ради бога, ни одного дня, ни минуты я здесь не буду, в Порт-Саиде — выведи меня.

Он меня и вывел в море на буксире.

В Лимассол пришел. Хотел в Хайфу, но не получилось, ветер, погода неудачная. В Лимассол пришел, Кипр.

Никаких проблем. Кастомс, иммигрейшн, полиция — никаких проблем. Потом позвонил в наше посольство, в Никозию. Они очень доброжелательно ко мне отнеслись, тут же с Москвой связались. Никаких проблем. Там наши моряки работают на судах, ребята наши. Потом деловые люди, бизнесмены.

Одного такого мужика встретил! У него мать русская, отец еврей. Имеет там свою контору. Борис Матвеевич Аронс.

А я постирался, у меня же брюки появились. Сижу в ватных брюках, в шубе. Сижу на палубе.

Приходит... катер какой-то, огромный.

— Слушай! Я смотрю, у тебя российский флаг. Ты откуда сюда пришел?

— Вот... с России.

— Я так и понял, издалека. Наши-то тут не вывешивают белье сушить (смех). Давай ко мне на борт.

Поговорили, туда-сюда... — Поехали домой! Ну я вкратце рассказал... Он меня к себе домой, в ванну. Все это барахло снял, ватные брюки, шубу. Я говорю — слушай, я ватные брюки тебе тут не оставлю. До России надо добраться, еще холодно. — Ладно! Ты их оставь, вот тебе костюм. Вот, кстати, брюки — это его брюки, еще и костюм дал, вот лапти... туфли тоже его. И Новый год я там встречал. Вот такой мужик!

Великолепный мужик. Помог здорово мне.

Короче говоря, от Лимассола — Родос. На Родосе (кстате, там встретился с друзьями своими, которые сказали, что Хиби 200 долларов забрал), далее там попал на Лерос остров. Зашел в бухту, там штормовая погода, сорвало с якоря, понесло на камни.

Все свои запасы сигнальных ракет выпустил — так никто и не подошел. о! Машины ездят, легковые, огни светятся, никто. Думают — мужик балдеет...

Утром рыбак один проходил мимо, я ему помахал — он подошел, взял меня, оттащил. Буквально, вот как до этой крупной яхты, вот так до камней осталось. Я уже дневники приготовил, документы, все. Потащило, не удержался на якоре, отволокло.

В Афины прихожу... 17-го февраля, в 6, нет, 7 часов, точнее так. Около мыса Сулион, где я был несколько лет назад, вот тут [...] В Афины пришел, встал в марине Алимас. Коломаки... прямо в Афинах, это крупная марина, одна из крупных. Если кто в Греции был, помнит, знает. На берегу, на воде около причалов более тысячи крупных яхт. Здесь таких вы не видели. Я имею в виду в яхт-клубе. И на причалах на берегу свыше полутора тысяч яхт. Вот они готовятся к сезону. Как только весна, как только тепло, вся эта армада разбредется по Эгейскому морю, будет возить туристов изо всех стран зарабатывать деньги.

Там это дело очень широко, очень добротно поставлено. Если турист — вот я, к примеру, турист, прилетел в Афины, взял яхту и пошел с семьей. От Афин дошел до Родоса, яхту в марине оставил, на самолет и улетел.

Это не мои заботы: там с Афин приедет человек, который перевозит эту яхту туда. Я отдыхаю, это не мои проблемы.

Очень много интересного, ребята, видел. Мы специально посидим, поговорим, это для телевидения так, ... чисто такие технические вопросы.

Вот... В Афинах я тоже где-то полтора месяца отстоял. Там плаптная стоянка, платная... Ну, везде, в принципе, платная стоянка. Я здесь уже не нуждался в продуктах, в деньшах. Конечно, я не мог сорить деньгами, но, во всяком случае пепси-колу мог себе заказать. Вот.

Стоянка где-то там... нормальная. Познакомился с ребятами, нашими ребятами, которые работают там. Живут, работают в Афинах. С греками познакомился. С одним, Маркосом, познакомился, с его семьей. Такая очаровательная семья.

Оттуда, значит, Леннос. В Ленносе стоял. В Ленносе окончательно оформил документы на выход, и в Турцию.

Проходил Дарданеллы, мотора нет. Проблема. Течение сильное, четыре, четыре с половиной узла. Помогли рыбаки турецкие. Клянусь, не ожидал. Сами подходят, предлагают помощь. Оказывается, турки — это далеко не то, о чем нам говорили. Цивилизованная страна, культурная страна. Шагнула она очень далеко за эти последние 20 лет. И они сейчас поняли, что турист — это живая копеечка. Это дойная корова. И если турист появился там, они делают все, чтобы ему там понравилось.

Вот... Правда, меня там, в Турции,... Я слишком подошел близко к одному военному объекту — обстреляли меня. Два раза выстрелили. Ну, не по яхте, а так, в воздух. Ну, я думаю, что там молодой офицер, то ли капрал, то ли бог его знает, в присутствии своего друга и его подруги просто похвастался, что у него оружие есть. Так я думаю.

Прихожу в Стамбул. Вот стою — как Босфор пройти? Проблема. Мотора нет. Попробовал с нашими судами поговорить. Мне там одни говорят, "Новокубанск" значит, говорит — подожди, мы сейчас в Афины сбегаем, потом назад будем идти, тебя на палубу бросим и отвезем. Думаю — нет, не получится.

Стою, подходят два... На яхте, на микрушке подходят двое яхтсменов. разговорились — ну, давай вот, пойдем в марину. Я говорю — денег нет, платить нечем. Никаких проблем. И трое суток я там стоял. Они договорились, без проблем. Позвонил в посольство. Ну, посольство — ля-ля-ля, ля-ля-ля. Вот столечко не помогли. Я пришел к выводу: чем крупнее посольство, тем меньше от них помощи. В Каире точно так же. Я не называю консула имя; когда я пришел в Суэц, звоню, ему объясняю что вот так и так, пришел такой-сякой, ограблен, такой я бедный, нищий, туда-сюда... несчастный. — А вы что, говорит, хотите? — чтобы я вам свои деньги принес? Я говорю — ради бога, не надо, я и сам миллионер, у меня вон на сберкнижке бог знает, я даже не знаю сколько миллионов там. Я хочу чтобы мои деньги, с моей родной сберегательной кассы, переслали в Суэц, чтобы я мог оплатить счет за прохождение канала.

— Ох, Евгений Александрович, это невозможно. Вы три океана прошли, как-нибудь проберетесь и через Суэцкий канал.

Вот так.

И наоборот. Маленькая страна, посольство в Никосии, Кипр. Джибути, Сейшельские острова. Ребята с удовольствием идут на помощь, на контакт. Никаких... А где... Ну ладно, бог с ним.

Короче говоря, позвонил — ничего не получилось с посольством. Потом один яхтсмен говорит: — Слушай, тебе лучше, выгоднее пройти транзитом. Не надо оформлять документы, волокита, без мотора... Куда ты пойдешь. Лучше пройти транзитом. Я говорю — как транзитом, надо мотор.

— Хорошо, поедем к моему другу, ... Кстати, я... Так, ладно, я потом вам оставлю адрес генерального директора яхт-клуба в Стамбуле. лставлю адрес. Он просил меня, чтобы, если есть возможность, с яхтсменами контакт наладить. Приходим к нему. Он меня спрашивает — какие проблемы? — Да никаких нету... Когда капитан яхты рассказал ему, он подходит и говорит:

— Как будешь проходить Босфор? Мотор есть?

— Нет мотора, не знаю как буду.

— ОК.

Тут же по телефону звонит, минут 15 поговорил со своим другом и мне говорит:

— Завтра, в 8 часов, подойдет к тебе рыболовецкий бот и оттащит тебя от Стамбула в Черное море. Бесплатно. Как с продуктами?

Да... Мммм...

— ОК. Сегодня в 6 часов будут продукты. На сколько дней тебе?

— Ну, на 7, на 10 дней максимум. Думаю, эа это время добегу до Новороссийска.

— ОК. Сегодня в 6 часов вечера будут продукты. Еще какие проблемы?

— Давно с женой разговаривал...

— Вот телефон, звони.

Это турки, ребята.

Я тут же беру телефон, звоню. До Махачкалы не смог дозвониться, в Москву позвонил, объяснил все как положено. Вечером они приезжают ко мне, в шесть часов. Продукты привозят.

— Как дела, как проблемы?

— Да вот... плохо.

— Почему?

— Турецкого флага у меня на мачте нет! (смех).

Российский есть, а турецкого нет. Сейчас побежал на соседнюю яхту, приносит новый флаг. Я тут же повесил.

— Как дела, как?

— Плохо...

— Почему??

— Вот мы с тобой стоим, и нас никто не фотографирует!

— ОК!

Тут же фотоаппарат достали, и нас фотографировали. Я говорю: ты, ради бога, пришли мне фотографию. — ОК! Адресами обменялись. Ты, говорит, как придешь домой, напишешь мне письмо, и я тебе пришлю фотографию.

Вот такие вот ребята, мужики...

Утром, действительно, в 8 часов, даже он немножко "обманул" меня — без десяти восемь катер подошел. На буксире буквально где-то за 4 часа я уже в Черном море. Вот так. Трудно поверить.

Ну, а Черное море... Севастополь... В Севастополе, с одной стороны, они тоже говорят — круг замкнулся. Я пришел, а там.... день яхт-клуба, 110 лет. Потом 213 лет со дня основания Черноморского флота... там встретили нормально ребята. Но, честно говоря, как только я в первый день пошел... Волосы дыбом.

Ну, это уже не для прессы... Вот. От Новороссийска в Феодосию... Пардон! От Севастополя в Феодосию, из Феодосии в Новороссийск. В Новороссийске отлично ребята встретили. Приехал Степанов с поручением от вас, как он мне объяснил, что вы ему дали строгий наказ: доставить меня живым и здоровым сюда. Был такойразговор?

— Да.

Вот я, живой и здоровый, благодаря Степанову! (смех) А ботинок... да, утопил, один такой универсальный ботинок, порванный, но... утопил.

По каналам проходили без проблем. Во-первых, встречали нормально, ну... знаете сами. Когда я один иду, на маленькой яхте — подходит такой вот именитый начальник, как глянул на мою яхту, и сразу сердце размякло, растаял. Я говорю, биг бот — биг проблем, смолл бот — смолл проблем. Маленькая яхта — маленькие проблемы.

Канал бесплатно, наш канал. Это отрадно, с одной стороны, а с другой стороны даже плохо. Панамский канал мне обошелся в 200 долларов, Суэцкий канал, если по нормальному, 250, 220... Ну, а шкуру сдерут если пойдете. А наш канал бесплатно, это непорядок. Какая-то цена должна быть. Вот...

Ну, очень хорошо встретили. В канале все диспетчера... без проблем. В Волгограде ребята встретили. В Астрахань зашли.

Всем привет от Бастрикина. Встретились, поговорили там. Кстати, что интересно, мне понравилось в Астрахани: они организовали федерацию парусного спорта под, будем так говорить, под крылышком "Российского газа". Фирма серьезная. И сейчас они строят марину. Что такое марина? Это гостиница для яхт. Там и стоянка безопасная, разумеется платная. Безопасная стоянка. там и гостиница, там и отель, рестораны, сауна, дискотека, теннисный корт, и стоянка для машин, и ремонтные мастерские. То есть, полный комплекс, полный сервис. Вот. Они уже строят такую марину. Они молодцы, они за ум взялись.

Плюс ко всему, они строят яхты. Причем не просто так вот, самоделки — походить, побегать, а на продажу. Что я могу вам сказать (это можете по своему телевидению...)

Что я могу вам сказать. Если вы построите здесь любую яхту, супер-модную, супер-новинку, вы не сможете втиснуться на западе в рынок. Не сможете. Я помню (сейчас не буду говорить что в точности), но, насколько мне сказали, где-то в 93 г. в Соединенных Штатах сократилась на 30% вся вот эта вот продукция: яхты, катера и прочее, прочее. Производство. На 30%. Рынок перенасыщен. Надо твердо уяснить: там есть что продавать, нет — кому покупать. У нас наоборот: есть кому покупать, нет — что продавать. Вот это надо четко себе уяснить. Рынок у нас пустой, вот как шаром покати.

Если думаете что-нибудь строить, стройте прежде всего в расчете на наш рынок. Я знаю, на Черном море яхты покупают; есть деловые люди, которые покупают яхты. К сожалению, покупают зарубежные яхты и катера, так как мы не можем предложить. Они покупают и будут покупать. Поэтому...

Я знаю ребят здесь, которые могут делать, и хоте ли бы делать. Ищите деловых людей, которые могли бы вложить деньги в это. Стройте, продавайте у нас. Вот...

Журналистка:

— Можно еще такой вопрос: Вы еще собираетесь отправиться куда-нибудь? Какие у Вас планы, можете поделиться?

— Не делаю секрета. Сейчас плавание уже закончилось. Сейчас мне надо вернуться домой, дней 7-10 ля-ля-ля с друзьями, со знакомыми, и... сажусь дома — полгода никуда. Попробую что-нибудь написать. Если получится. Я уже в шутку говорю: даже если ваш уважаемый президент товарищ Назарбаев приедет ко мне, то только... по записи (смеется). Шучу. Вот... Я к тому, что у меня, ну не будет времени. Сами посудите, мне 62 года, осталось 5-10 лет протянуть, хочется много сделать. Это одно.

Второе — я на следующий год планирую еще раз пойти. Выйти в океан. Как получится, что получится — я не знаю. Но планы есть, я уже над этим после ограбления уже над этим думаю (смеется) ...поскольку, как мне французский консул говорил, ты отмечай свой второй день рождения пятого августа. (Вздыхает).

Хочется пройти. У меня есть уже предложения. Но мне хотелось бы пройти на нашей яхте, то есть построенной в Союзе. То ли это казахская будет, то ли на Украине построят, то ли в России — не имеет значения. Чтобы на территории бывшего Союза была построена. По нашим проектам, нашими руками и так далее и тому подобное...

Вопрос от кого-то из слушателей:

— Каких размеров?

— Я согласен даже на микрокласс. Согласен. Во-первых, вот что я хочу сказать. Вот эта яхта, "Лена", вы ее показывали, наверное. Во-первых, это первая яхта из бывшего Советского Союза, на которой в одиночку прошли вокруг света.

Немиров на яхте "Икар" намного раньше прошел, но там был колхоз, там была команда. А в одиночку — эта первая яхта. Из Советского Союза. Если быть точным, еще раз уточнять, то Федор Конюхов, это первый наш, российский гражданин, который прошел; будем так говорить, советский гражданин, который вышел из Австралии, из Сиднея, прошел в одиночку вокруг света и вернулся в Сидней. Это первый советский гражданин, который прошел в одиночку. Но из России, из Казахстана, из Союза — вот эта яхта первая вышла и вернулась.

Еще вам скажу. Это вы сейчас можете посмотреть на уникальную яхту.Это единственная в мире яхта — швертбот, который прошел вокруг света. Кто помнит историю... Я сейчас последние данные не знаю, может быть, кто-то уже и сделал другой... Кто помнит историю, знает, что через Атлантику на швертботах переходили. Было такое. А вот вокруг света — вот это первый швертбот. Пять метров. 5,5 метров.

Огорчить я должен вас: насколько мне известно... я в Австралию когда пришел, там, значит... Серж Теста, француз, построил яхту в Брисбене. Это яхта специально спроектирована, специально построена. Из алюминиевого сплава. Длина 3 метра 60 сантиметров. И он за 500 дней прошел вокруг света. Эта яхта вернулась в Брисбен и сейчас, когда я там был, она стоит в Брисбене в музее. Городском, или в музее штата.

Мы потом с ним познакомились в Дарвине, продолжили свое знакомство на Кокосовых островах. Сейчас он уже на яхте в 20 метров совершает кругосветное плавание со своей супругой. Он мне подарил книгу со своим автографом. Кстати, если кто владеет агнглийским языком, можно перевести...

Голос: — Все владеют!

Отлично. Можно перевести и издать ее. Еще одну яхту видел там, в Брисбене, в морском музее. Яхта в 2 метра 60 сантиметров. Специально спроектировали, построили, оснастили, снарядили — и из Сан-Франциско до Брисбена прошла через Тихий океан.

У меня были фотографии яхты Тома Макнелли. Том Макнелли. Помните фамилию? Мужик на яхте 5,5 футов, это значит, если перевести, метр 76 см примерно... У меня даже рост больше, 181, не скрываю, — прошел через Атлантический океан. То есть, по размерам она не вписывается в рекорды, вот эта "Лена". По размерам тут ничего не скажешь. Но то что швертбот, это да. И то, что из Союза.

Хотя, нормальные люди... Я как говорю: любой нормальный человек при современном уровне техники, с нормальной яхтой, с нормальным снаряжением, пройдет и обойдет вокруг земного шара без особых приключений. На яхте таких размеров (показывает в сторону "Лены" у берега), на такой яхте — любой ненормальный человек пройдет вокруг света с некоторыми приключениями (смех).

Журналистка:

— Хорошо, спасибо!

Гвоздев подписывает кому-то открытку; на столе появляются фрукты, открывается шампанское...