Как по северным морям ходят психи тут и там

или
к вопросу о психологической совместимости


Приводим с небольшими сокращениями статью канала "Русская Семерка" на Дзене,
а также выдержки из обсуждений на парусных форумах.

Русская Семёрка
Почему полярники в экспедиции берут смирительные рубашки для себя

Американец Ричард Бэрд, который в 1920-30-х годах совершил ряд экспедиций в Антарктиду, одним из первых включил в комплект снаряжения смирительные рубашки для полярников. Такая мера объяснялась печальным опытом других экспедиций, столкнувшихся с явлением полярного психоза.

Полярная болезнь

О том, что некоторые члены экспедиции могут начать вести себя неадекватно, Бэрду рассказал другой исследователь Антарктики, Руаль Амундсен. Норвежец назвал это явление «экспедиционным бешенством», так как заболевшие представляют опасность для себя и окружающих. Как рассказывал Амундсен, в 1898 году один из его моряков, Толлефсен, во время зимовки внезапно убежал в ледяную пустыню. А второй полярник, которого Амундсен пытался утихомирить, чуть не зарубил главу экспедиции топором.

Разные исследователи называли данное состояние кабинной лихорадкой, полярной болезнью или острым экспедиционитом. Все эти психиатрические диагнозы являются неофициальными, однако имеют чёткие симптомы. Заболевшие становятся крайне раздражительны, они совершают импульсивные поступки или странные движения.

Подобные явления издавна фиксировались в полярных широтах. Например, русским поморам было известно психопатическое состояние «меряченья», когда больного неудержимо тянуло повторять слова окружающих, во всём подчиняться им или, напротив, совершать безумные выходки. Например, в 1792 году сын купца Рыбина, находившийся с ним на промысловой шхуне, увидев в небе полярное сияние, неожиданно выбросился за борт и поплыл на север. Когда его силы в холодной воде иссякли, юноша утонул. Туземцы Севера объясняли подобные поступки «зовом Полярной звезды».

Иной случай полярного психоза, предположительно, случился в 1959 году на советской антарктической станции Восток. Один из полярников так разозлился на партнёра по шахматной партии, что ударил его ледорубом (после чего шахматы на советских научных станциях запретили, см. Вики, прим. ГШ).

Лауреат Нобелевской премии этолог Конрад Лоренц рассматривал полярную болезнь в своей книге «Агрессия. Так называемое зло». Сам он вживую столкнулся с похожим явлением, когда после Второй мировой войны находился в советском плену.

По мнению Лоренца, заболевание возникает в ситуации, когда люди в силу обстоятельств оказываются замкнуты в пределах небольшой группы. Как бы они хорошо ни относились друг к другу, со временем обстановка неминуемо накаляется. Лоренц говорил о «резком снижении пороговых значений» стимулов, провоцирующих внутривидовую агрессию. Как он признавался, это состояние является «мучительным».

«Субъективно это выражается в том, что человек на мельчайшие жесты своего лучшего друга – стоит тому кашлянуть или сморкаться – отвечает реакцией, которая была бы адекватна, если бы ему дал пощёчину пьяный хулиган», – отмечает учёный.

Разбейте что-нибудь

Лоренц видел возможное решение проблемы в так называемом «смещённом действии». Для этого полярник или военнопленный должен был отойти подальше от других людей и что-нибудь разбить, «не слишком дорогое, но чтобы разлетелось на куски с наибольшим возможным шумом».

Космические психозы

С симптомами, похожими на полярную болезнь, сталкиваются и моряки-подводники. В их случае к сенсорной депривации (недостаточность воспринимаемых человеком ощущений, прим. ГШ) добавляется клаустрофобия. Однако информация о подобных инцидентах недоступна. Больше известно о влиянии замкнутого пространства на космонавтов.

«Маленькая колкость, неудачная шутка – ну пожмёте плечами в нормальной жизни, здесь реально взорвётесь внутри, потому что из-за малого входящего информационного потока все наши эмоции здорово обостряются», – рассказывал космонавт Сергей Рязанский (цитируется по журналу «Воздушно-космическая сфера»).

Примечателен эксперимент «Марс-500», который в рамках подготовки будущего полёта на Марс в 1967 году провели специалисты советского Института медико-биологических проблем. Они на целый год заперли в копии отсека космического корабля трёх добровольцев. Подопытным «космонавтам» пришлось ютиться на нескольких квадратных метрах пространства. Очень скоро «экипаж» стали раздирать конфликты, затем они попросту начали друг друга игнорировать. По ночам участников эксперимента мучали кошмары. Однако, к счастью, обошлось без серьёзных происшествий, что доказало принципиальную осуществимость длительных межпланетных перёлётов.


А что у нас?

Liber:
Проблема экипажа — это очень сложная задача. Хочется жить дружно и не иметь никаких, даже самых малых конфликтов, но у всех есть свои характеры, и далеко не ангельские. А ангелам в море и делать нечего, тут больше черти подходят. И приходится нам с нашими характерами-проблемами как-то умудрятся совместно уживаться в лодках и ходить в моря.

кэп-Сталкера:
Вспомню то, что экипаж Ветра в три человека, уже имея три трёхнедельных парусных похода рассирается в начале четвёртого и приходится их рокировать в эскадре. При этом средний возраст экипажа за 50. Вспомню как несложный поход по Ладоге закончился размолвкой на пол года среди семейных экипажей, бывших близкими друзьями.

Алекс М 560
Тоже 2 раза за туристическую практику имел случаи, когда чтобы не портить себе нервы, люди решали разойтись и продолжать путешествие каждый по своему отдельному плану. Технически - реально. Но осадочек остается очень неприятный

Илья МГУ
Разделение руководства морской экспедицией на два раздела - общий и морской применялось довольно часто. Например, в экспедициях "Челюскина" и "Сибирякова" руководителем был Шмидт, а капитаном - Воронин. Такая же практика укоренилась и у ивановцев. Олег Волынкин - руководитель, а Александр Леванов - капитан. Залог успеха при таком разделении руководства - чёткая договорённость на стадии подготовки и её строгое выполнение в плавании. Я считаю, что у нас с Литвиновым не было никаких конфликтов по этой части. Каждый неукоснительно выполнял данные им обязательства. Бывали случаи, когда я подчинялся требованиям руководителя. Ну а в море со мной никто не спорил.

Решение о выходе в море принимается сообща. Руководитель при этом руководствуется стратегическими соображениями и общими интересами экспедиции, а капитан - безопасностью плавания. В этом смысле, я имел право вето на выход в море. Злоупотреблять этим правом было незачем, поскольку цели были общими. Разумеется, мнения других участников выслушивалось и принималось во внимание.

Что касается матросов-друзей и матросов по случайным объявлениям. У тех и других есть свои достоинства и недостатки. Люди новые, руководствуются оговорёнными условиями поведения, и как правило, стараются им соответствовать. Но это всегда - лотерея. Скажу лишь, что я редко нарывался. Как правило, большая часть случайных попутчиков оказывалась вполне приличными людьми. За редким исключением, со всеми впоследствии сохранялись хорошие отношения (не обязательно переросшие в дружбу). Матросы-друзья удобны тем, что с ними есть уже сложившиеся отношения, есть взаимная симпатия и общие интересы. Но иногда бывает, что став участниками путешествия, друзья начинают требовать неких привилегий и в итоге, садятся не шею. Частенько это кончается плачевно, и для дружбы, и для путешествия. Поэтому, я всегда провожу при подготовке инструктаж каждого участника, независимо от его статуса в мирное время.

Гидролог
По своему опыту походов и экспедиций перечислю следующие моменты, которые должны быть решены еще на стадии подготовки. (все ИМХО)

  1. Четко оговоренная иерархия (адмирал-руководитель, капитаны, матросы). Это не значит, что матрос - «тварь безответная» ;D. Все имеют право голоса, но последнее слово за адмиралом (на судне за капитаном), т.к. на нем вся ответственность. И чтоб без обид ;). И все дебаты до принятия решения, как только решили - далее не обсуждается. Главное выдержать грань между диктатурой и демократией.
  2. Четкое осознание целей путешествия (отдых, рыбалка, экстрим, наука и т.д.).
  3. Четкое разделение обязанностей (руководитель-адмирал, завхоз, ремонтник, медик и т.д.), чтобы каждый знал свою зону ответственности и свои обязанности (при подготовке, на маршруте, стоянке и т.д.) с учетом п.2.
  4. Качественная подготовка к путешествию по всем вопросам маршрута и матчасти.
  5. Занятость всех во время путешествия, т.к. праздное шатание способствует конфликтам. Это не зависимо от погоды, нахождения на маршруте или дневке.
  6. Полноценный отдых, т.к. усталость так же способствует конфликтам. А устают люди ото всего: физ. работы, плохой погоды, холода и жары, однообразия и т.д. Если без фанатизма и нет острой необходимости, то один выходной (пардон, дневку) в неделю надо обязательно. Злоупотреблять тоже не гоже (см. п.4).
  7. Контроль подготовки со стороны руководителя/капитана. Не обязательно влезать во все самому и обижать недоверием, но... Хороший руководитель не тот кто все делает сам, а кто грамотно ставит задачу и ненавязчиво контролирует ее выполнение. ;) Сюда же можно отнести контрольный выезд (или несколько) хотя бы костяка группы. Там можно проверить готовность и матчасти, и людей (сходимость характеров).
Понимаю, что это некий идеал и все предусмотреть невозможно, но к этому надо стремиться. Чем полнее проведена подготовка, тем проще будет на маршруте, а значит больше удовольствия получат все. Абсолютно не понимаю людей, которые готовы идти (и идут) в поход (причем по серьезному маршруту) с людьми, которых знают мало и только по переписке. Точно также и без нормальной всесторонней проработки маршрута или матчасти.

кэп-Сталкера
...К остальным пунктам я бы ещё добавил:
8. Организация очерёдности держуства по кухне и комплекса выполняемой работы. Надо ещё обдумать, добавить и возможно определятся некие правила организации похода к выполнению руководителем.