|
О парусном
туризме Среди разнообразных видов спорта есть такие, занятие которыми имеет своей главной целью не победу над другим человеком и даже не совершенствование своих физических возможностей, а тесное общение со стихийными силами природы. К таким видам спорта относятся туризм, охота, альпинизм, парусный спорт. В этом ряду парусные плавания занимают особое положение, поскольку предоставляют человеку возможность общаться сразу с двумя природными стихиями: воздушным океаном и водным простором. Пожалуй
- это единственный спорт, для которого погодные процессы являются
не побочными обстоятельствами, а необходимым условием успешной
деятельности! Когда в атмосфере ничего не происходит, то на море -
штиль, и парусные суда стоят без движения в ожидании ухудшения
погоды. Для
нашей страны парусный туризм имеет особое значение, так как разборные
конструкции судов легко позволяют перевозить их наземным транспортом
и перебрасывать с одного водоема на другой по суше. Это открывает
паруснику множество удаленных друг от друга водоемов, разбросанных
по нашей сухопутной территории. Нам открыты воды всех трех
океанов, которые омывают наши берега, независимо от того, где
постоянно проживает турист и базируется его судно. При нашем
более чем скромном достатке большинства населения использование
дешевых туристских судов, которые на порядок дешевле самых дешевых яхт,
позволяет заниматься парусным туризмом значительным категориям
людей. В этом деле не может быть контраргументом опыт западных
стран, где подобные суда не популярны: развитая транспортная и
сервисная инфраструктура запада в сочетании с меньшими размерами
сухопутных территорий позволяет там развивать классический яхтинг,
вовлекая в него также потенциальных туристов-парусников.
Здесь и азартные парусные гонки, и дальние путешествия по суровым и неизведанным районам, и спокойное плавание по освоенной акватории, где известна каждая бухта и каждый камень, здесь же широкие возможности самому конструировать и строить свое судно. Несмотря на все достоинства парусного туризма, широко он не был распространен до 1972 года, когда одновременно и в Москве, и Ленинграде при городских клубах туристов сформировались небольшие группы энтузиастов, поставившие своей целтю развитие туризма на разборных парусных судах. Руководителями групп были Р.Пирский в Ленинграде и М.Лимонад в Москве. Московская группа подобрала для своих плаваний пустынный участок берега Иваньковского водохранилища возле станции Московское море, который и стал называться Парусным Берегом. Парусный Берег превратился в постоянно действующий лагерь, где любой турист-парусник мог получить приют, консультации и помощь в течение всей навигации.
За время его существования разительные перемены произошли в техническом обеспечении. В условиях практического отсутствия промышленных разборных парусных судов туристы обходились своей смекалкой и изобретательностью. Начинали с оборудования байдарок простейшим парусом. Сарин из Николаевского кораблестроительного института показал, что возможно изготовление для байдарок вполне профессиональных парусов, не уступающих яхтенным. В.Перегудов внедрил идею тримарана на основе байдарки, которая позволила увеличить безопасность и скорость плавания. Он же предложил оригинальную схему паруса "стриж", удобную для самостоятельного изготовления. Коллективное творчество московских туристов (А.Козлов, В.Кузнецов, В.Святенко, В.Успенский) привело к разработке типовой схемы парусного катамарана с надувными поплавками, который не уступает по навигационным качествам сравнимым яхтам с жесткими корпусами. |