«ГЕТАН»

Гвоздев 29 Dec 2005, 23:54

(Наброски)

В конце пятидесятых годов попался мне обрывок, какой то газеты с кратким сообщением о кругосветном плавании француза Марселя Бардьо. Рано осиротев, он с одиннадцати лет начал зарабатывать себе на пропитание и, как многие мальчишки в этом возрасте, мечтал о море. Шли годы. Незадолго до второй мировой войны Бардьо, будучи вполне самостоятельным молодым человеком, решает построить парусную яхту и совершить на ней одиночное кругосветное плавание. Упорно преодолевая материальные затруднения и всевозможные лишения, он приступает к строительству.

Война внесла свои коррективы. Только 1 января 1950 года «Катр ван» («Четыре ветра»), так назвал яхту мореплаватель, вышла из Парижа и через восемь лет, оставив за кормой около 70-ти тысяч миль, вернулся к себе на родину.

Помнится, тогда меня, профессионального моряка, больше всего удивила та дерзость, с которой был брошен вызов Его Величеству Океану. Восхищали упорство и мужество мореплавателя. Неужели можно, вот так, одному в океане?.. Мне понятно, когда на яхте экипаж несколько человек, но – один, в океане!..

С этого клочка газетной бумаги началось моё знакомство с историей одиночных трансокеанских плаваний. Удивительный мир парусов незаметно увлёк меня. В букинистическом магазине случайно приобрёл книгу Джошуа Слокама «Один под парусом вокруг света» и желание - самому совершить одиночное кругосветное плавание накрепко запало в душу.

Сам я по профессии - судовой механик и что касается лоции, навигации и прочей судоводительской премудрости, то с помощью знакомых капитанов и своей усидчивости, надеялся со временем одолеть их. Со строительством яхты и наукой ходить под парусами дело представлялось несколько сложнее.

Под парусами я от роду не хаживал и не видывал, как это делают другие, яхт-клуба же, где можно было бы чему-то поучиться, в городе Махачкале, где я проживаю, нет.

Поразмыслив, решил - для начала пройтись по книжным магазинам в поисках литературы по малому судостроению. Расположенный на берегу Каспийского моря город Махачкала имеет торговый и рыбный порты, судоремонтный завод и ряд предприятий связанных с морскими ведомствами, казалось бы, от литературы для моряков и яхтсменов полки книжных магазинов и городских библиотек должны ломаться. Увы!.. Кроме описания моделей эскадренных миноносцев времён второй мировой войны, речных бронекатеров и подводных лодок да чертежей крейсера «Аврора» ничего не смог выискать.

Двумя годами позже вышел первый номер научно-популярного сборника «Катера и яхты» и по многим, интересующим меня вопросам, появилась определённость и полная ясность. Пополнив теоретические знания, приступаю к поиску и проработке чертежей будущей яхты, приобретаю необходимые материалы для её строительства, готовлюсь к выходу в море.

Однако в размеренную и так хорошо спланированную жизнь вмешалась Судьба - заболела и умерла жена. На руках остались двое малолетних ребятишек, житейские дела заслонили и на долгие годы отодвинули мечту о парусах.

В конце семидесятых годов появилась возможность заняться яхтенными делами. К этому времени, будучи постоянным читателем журнала «Катера и яхты», я уже имел представление о том, что такое однокорпусная парусная яхта со стационарным вспомогательным двигателем, построенная в соответствии с лучшими мировыми стандартами по проекту ведущих яхтенных конструкторов на стапелях солидной судостроительной верфи.

Такая «посудина», имеющая неограниченный район плавания, достаточный комфорт и полное снаряжение - весьма дорогое удовольствие и мне, строителю светлого будущего, не по зубам. Тщательно изучив свой семейный бюджет, порывшись в родословной и не отыскав в ветвях фамильного дерева ни явных, ни тайных обладателей необходимой для покупки яхты суммы, пришёл к трезвому выводу - надо самому строить.

Теперь - то я знаю, что такое - строить яхту своими руками!.. Это - истёртые ноги в поисках оцинкованных шурупов; это - кровавые волдыри на руках от знакомства с рубанком; это - свободные от работы вечера и воскресные дни, растраченные, чёрт знает, зачем и для чего; это - бесконечные советы друзей и знакомых - как надо делать и чего не следует делать. От них у судостроителя-любителя, в конце - концов, наступает «просветление» и, убедившись в своей полной никчемности, он начинает всерьёз задумываться: а не луч-ше - ли сжечь, почти готовое к спуску на воду, творение рук своих.

И всё же! Чего стоят те мытарства в поисках «отвердителя» для эпоксидной смолы, куска бакелитовой фанеры или полоски стеклоткани в сравнении с запахом свежей древесной стружки! Что такое домашняя ковровая дорожка в сравнении с секстаном, который удалось достать за полцены! Ну и что из того, что старый плащ уже стыдно одевать? Зато, какой стаксель подвернулся! Не какая-нибудь парусина, а - настоящий лавсан!..

А если с первого раза, точно и правильно отбить ватерлинию, то, уверяю вас, наслаждение судостроитель получит не меньшее, чем от созерцания полотен Левитана. Когда же ваш мини-крейсер, или как уверяли знатоки - «рундук», закачается на волнах и вы, осторожно ступив на палубу, поймёте, что он, как ни странно, держит вас и не намерен скрыться под водой, тут до вашего сознания доходит: яхтсмен тоже человек, притом, способен на такое, что не под силу простому смертному.

Не верите? А вы попробуйте на одной любви к парусу построить, как утверждают (не без оснований) солидные научные трактаты, сложное техническое сооружение, именуемое яхтой, тогда поймёте. И хотя после первого же пробного похода судостроитель, теперь уже - судовладелец, снова примется пилить, строгать, подгонять, перекраивать, перестраивать и ...так до скончания дней своих - Боже упаси скептиков непочтительно отозваться о мини-крейсере, выстраданном в муках и созданным, грубо выражаясь, из отходов производства.

Вопрос: где строить - имеет немаловажное значение. Хорошо, если есть собственный дом или дача. Неплохо, если они имеются у родственников или друзей. Местный яхт-клуб или лодочная станция могут пойти вам навстречу. Но что делать тому, кто живёт в коммунальной квартире и, во всей округе нет ни одного квадратного метра свободной площади, где бы вы могли после работы и в воскресные дни мастерить? Здесь каждый судостроитель-любитель проявляется во всём блеске своей изворотливости.

Например, мой товарищ Эдуард Богданов - энтузиаст водно-моторного вида спорта, смог уговорить свою жену, и она разрешила занять под эллинг одну из двух комнат (согласитесь, не у каждого такая жена). За зиму моторная лодка типа «Москвичка» длиной 3,6 метра и 1,25 шириной была построена. Как при этом Эдуард Никитич умудрился не беспокоить соседей - не представляю. Но подлинно известно, что некоторые из них даже не подозревали о том, что за стеной их квартиры находится судоверфь.

Зато, когда в четыре часа утра из окна пятого этажа кооперативного дома стали спускать на землю готовое судно, без усиленного наряда милиции не обошлось - судостроителя приняли за грабителя. Затем разобрались и, как нельзя, кстати, помогли доставить к берегу моря, пахнущую свежей краской, моторную лодку.

Для меня отыскать в Морском торговом порту, где я работал, заброшенный уголок, спросить у администрации разрешение на его, так сказать, аренду, расчистить место от мусора и камней, особого труда не составило. «Уголок» оказался по соседству с причалом портового флота и в течение всего строительства кто-нибудь из товарищей по работе, или просто знакомых, выкроив минутку для перекура, считал своим долгом поделиться со мной полезными советами на все случаи жизни. Я и не подозревал - каково строить яхту на виду у профессиональных моряков!

Теперь, после двух лет строительства я с полной ответственностью утверждаю: - во всей Вселенной не существует более компетентных болельщиков и никто в мире не даст столько бесплодных советов, как они. Шутки - шутками, но если хвататься за сердце при виде того, как подготовленным к установке сухим стрингером измеряют глубину у причала, или единственной отделочной кистью белят деревья на субботнике, то провались оно всё пропадом - лучше арендовать необитаемый остров в Тихом океане.

До начала постройки и теперь я придерживаюсь того мнения, что яхту лучше строить «с нуля», то есть: разработать самому, или подобрать готовый проект и, сообразуясь со своими возможностями, приступать к закладке киля. Яхты «Калан», «Морской конёк», «Нерпа» и ряд других проектов, описанных в сборнике «Катера и яхты» удовлетворят многих, не ограничивая творческого подхода судостроителя-любителя. Тогда как переделка судна (чаще шлюпки) вынуждает действовать в определённых рамках.

Тем не менее, для меня постройка яхты из отжившего свой век списанного «вельбота» оказалась самой доступной в смысле материальных затрат (примерно 600 рублей). К тому же ставилось три основные задачи: научиться строить, научиться ходить под парусами и, наконец, в походах отработать такую конструкцию яхты, которая удовлетворила бы меня, как будущего мореплавателя-одиночку.

Два года упорного труда и к лету 1979-го в моём распоряжении оказался дешёвый, мореходный, безопасный и сравнительно комфортабельный мини-крейсер, переделанный из списанного «вельбота».

На яхте имеются: портативная газовая плитка, запасной газовый баллон, два компаса, секстан, бинокль, двое часов, переносной радиоприёмник, четыре якоря и прочее снаряжение необходимое для длительного плавания без захода в порты (продолжительностью четыре - шесть месяцев).

Задолго до спуска яхты на воду встал вопрос - как назвать творение рук своих? Оказывается, вовсе не просто, придумать имя своему детищу. Перебрал сотни три названий: - Аврора, Андромеда, Мария, Афродита, Лада, Русь... и т.п. Только яхт, катеров и моторных лодок с благозвучным названием «Елена Прекрасная» мне доводилось видеть с полдюжины, а так хочется чего-нибудь особенного...

Наконец, после утомительных поисков и раздумий, проблема решилась сама собой: надо назвать яхту - «ГЕТАН» (аббревиатура имён всех членов моей семьи). Просто, оригинально и приятно ласкает слух и согревает душу судостроителя-любителя, а теперь уже - судовладельца и, разумеется, молодого, растущего капитана, который со временем, непременно, обратится в морского волка.

18 Nov 2007, 05:48

Август 1979г.

«ГЕТАН» выходит на ходовые испытания. Первое в моей жизни плавание под парусами началось. Опыта – кот наплакал…

На пятый день плавания с наступлением вечерних сумерек решил стать на якорь и отоспаться (перед этим двое суток не спал). Убраны паруса, на глубине 1,5 – 1,7м. отдан якорь, включен якорный огонь, входной люк закрыл марлей от комаров и… спать. Благо, ветер с берега (NW = 3 – 5м./сек.).

Ночью ветер сменился и зашёл на SO (прижимной), продолжаю спать… Под утро «моряна» (название юго-восточного ветра на Каспии) усилилась до 15 – 18м./сек. К полудню пришла волна, и началось…. Оказывается, «ГЕТАН» стоит на якоре в двух кабельтовых от низкого, поросшего камышом берега и в 20 – 30-ти метрах от того места, где глубины резко увеличиваются с 1,5 до 10 – 15-ти метров. С моря идёт волна около двух метров, на меляке растёт до трёх и выше, «вскипает» и обрушивается на яхту.

Пару раз «ГЕТАН» коснулся корпусом о грунт. Ветер усиливается…. Что делать? Надо сниматься с якоря и уходить в море, но выбрать якорь не хватило силёнок. Успокоившись, замечаю, что метрах в пятидесяти по корме от яхты и далее в сторону берега волны значительно меньше. А что если потравить якорный канат?

Достаю все свои запасы верёвок (75 метров), наращиваю ими якорный конец и, багром измеряя глубину, осторожно спускаюсь под ветер. И действительно, на новом месте высота волн чуть больше метра и глубина под килём яхты осталась прежней. Ура! Жить можно.

…К вечеру ветер стих, ночью волнение улеглось, ходовые испытания продолжаются.

8 Sep 2006, 02:50
ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА

(Дневник Е. Гвоздёва).

…В полночь 11 ноября 1983 года ветер стих до 1-2 м/сек. К утру, продвинувшись ещё на пару миль, «ГЕТАН» застыл с обвисшими парусами. Судя по всему, осенний Каспий решил отдохнуть – не качает, не валяет, тихо, безоблачно и сравнительно тепло. Горизонт закрыт дымкой, видимость неважнецкая. Наскоро позавтракав, беру швабру и приступаю к генеральной приборке. Пошли восемьдесят шестые сутки одиночного плавания без захода в порты, и назвать яхту белокрылой, а тем более – белоснежной язык не поворачивается. Изодранные паруса требуют иголки с ниткой, измочаленные фалы и шкоты – замены. Подводная часть корпуса покрылась водорослями и ракушкой, и чтобы не терять скорость, надо умудриться его очистить. Словом, хочу с максимальной выгодой использовать дарованное Природой затишье.

В 07,00 слева по борту слышатся звуки работающих дизелей, и, словно призрак, из марева появляется теплоход «Геокчай». Изменив курс, судно направляется к яхте и на малой скорости проходит в двадцати метрах от ГЕТАНа. На ходовом мостике старший помощник капитана Валерий Овчинников, мой давний приятель. Обмениваемся приветствиями. Спрашивает, нужна ли помощь. Отвечаю – всё окей! Узнав, что они идут в Махачкалу, прошу передать капитану порта Крахмалёву: на ГЕТАНе всё в норме.

Расстояние между яхтой и теплоходом увеличивается. На прощанье желаем друг другу «счастливого плавания». «Геокчай» прибавил обороты двигателям, берёт курс на Махачкалу, а ГЕТАН - на восток, в свой семнадцатый в этом плавании бросок через Каспий…

Как и планировалось, через месяц, оставив за кормой свыше 6 тысяч миль, ГЕТАН, истерзанный осенними штормами, вернулся в родной порт.

А двумя неделями позже на переходе из Бекдаша в Махачкалу в районе Дербентской впадины «Геокчай» с грузом сульфата попал в жестокий шторм. Волной сорвало люковое закрытие носового трюма, и вода хлынула внутрь. Агония судна продолжалась недолго.

В канун Нового года, 31 декабря т/х. «Геокчай» (капитан А. Ландов) затонул, унеся с собой 16 человек экипажа и двух пассажиров – жену и девятимесячного сына Валерия Овчинникова. Спасательные средства, как известно, не использовались…