«ЛЕНА»

Гвоздев 15 Jun 2005, 22:12

Как говорят, скромность украшает человека.

Вот и я, будучи, ну очень, скромным, возьму себе в соавторы Вильяма, нашего товарища Шекспира и скажу: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о… яхте «Лена». Полгода яхту строили и готовили к плаванию…. Четыре года первый и пока единственный в мире прогулочный швертбот шёл вокруг света…. Восемь лет яхта, совершившая первое в Союзе (России) одиночное кругосветное плавание, валялась на мусорной свалке!..

Два последних года «Лена» стоит на пьедестале в яхт-клубе «Адмирал»… Замечу, господин Президент этого яхт-клуба Юрий Борисович Канцев пятнадцать лет назад, будучи тогда президентом фирмы «Совмаркет», первым из деловых людей предоставил возможность – совершить это плавание.

Вспомним историю:

а). Три века назад царский отпрыск, будущий император и самодержец всея Руси, поелозил задницей на банке корабельного бота и с той поры с «Дедушки Российского Флота» сотрудники музея ртом сдувают пыль и языком вылизывают место, где сидел царь-батюшка…

б). За четыре года на швертботе «Лена» Строитель Светлого Будущего, Ударник Коммунистического Труда, (и т.д. и т.п. на целую страницу) до костей истёр свою пролетарскую задницу и…. Через десяток лет яхта «Лена» (Внучка Дедушки Российского Флота) прикажет нашим внукам – долго жить.… А ведь плавание «Лены» и «ботика Петра Первого» не сопоставимы…

7 Jul 2007, 20:28

В старые времена в Дагестане, когда между мужчинами возникал спор, и джигиты уже были готовы выхватить кинжалы, женщина снимала с головы платок и бросала его к ногам забияк. Спор мгновенно прекращался. Считалось, кто после этого скажет хоть одно слово, тому пристало, вместо папахи, носить женский платок.

В качестве этакого платка, решил дать здесь пару писем с «Лены».

(ЕГ – 020)

… Как ни удивительно это звучит, пишу из Лас-Пальмаса. Добрался с трудом: штиль, встречный ветер, туман и прочие пакости погоды растянули этот переход на четыре месяца. Зато повидал Грецию, Италию, Францию, Испанию. Зарубежьем я очарован!

То, что магазины забиты продуктами и товарами, меня меньше всего волнует. Думаю, что через какое-то время и у нас все это будет. Но вот отношением людей к нам, гомо советикус, я удивлен.

Семьдесят лет нам вдалбливали в голову сказки, о загнивающем капитализме, про их волчьи нравы и отношения, и прочую чушь. Все совершенно иначе! Они нас прекрасно понимают и готовы в любую минуту помочь. Были в пути и поломки, и голодные денечки, и прочие "мелочи", и везде, куда бы я обращался, шли навстречу, помогали. И если бы не эта помощь, я вряд ли смог бы продолжить плавание.

Писал вам несколько писем и давал телеграммы. Получали ли вы их, не знаю. Дело в том, что отправить письма скажем, из Неаполя или Марселя я не мог по той простой причине, что по вине доблестных албанских пограничников оказался без копейки в кармане. Не имея карты, в штормовую погоду угодил в их территориальные воды. После досмотра и тщательной проверки документов наследники великого воина Албании Скандербега решили, что деньги мне ни к чему и подчистили судовую кассу до копейки (правда, 16 украинских купонов оставили). Сами понимаете, ни позвонить, ни конверт купить я не мог, а посему пользовался оказией.

Разумеется, продуктов, запасенных в Новороссийске, не хватило, и... Выручили здорово ребята наших судов "Тарханы", "Ленинский комсомол", "Комсомолец Узбекистана" и "Петр Первый". Посудите сами: в декабре прошлого года фирма "Совмаркет" закупила для похода продукты на сумму чуть больше десяти тысяч рублей (по моим расчетам на три месяца), а я на них "шиковал" больше восьми месяцев. В результате избавился от "лишних" 20 килограммов веса, отхватил классический авитаминоз (ногти на руках и ногах расслаиваются от нехватки в организме микроэлементов и витаминов) и еще кое-что. Сейчас, когда вышел на старт и, по сути, только и начинается океанское плавание, сижу в Лас-Пальмасе без гроша и без продуктов.

Здесь в порту много наших судов из Литвы, Эстонии, Украины и России, и ребята меня откармливают. Принесли бананов, яблок, апельсинов, помидоров и пр. овощей и фруктов. Теплоход "Валанчус" взял меня на полное довольствие, т/х. "Прометей" отправляет мои телеграммы домой и в адрес "Совмаркета", т/х. " Ариэль" взвалил на себя часть моих забот.

Словом, наши ребята отогрели мне душу и вселили уверенность в успешном окончании этого плавания. Дал телеграмму на имя руководства фирмы с просьбой выслать денежку для закупки продовольствия. Пришлют, не пришлют – не знаю. Как бы там ни было, а 20 августа я намерен стартовать через Атлантику (немножко подлечусь и пойду). Закупили ребята для меня кучу лекарств, поливитаминов и пр.

Полагаю, к этому времени приду в норму. Здесь фирма "Совиспан" (совместная испанско-советская), которая снабжает наши суда, пообещала дать мне продуктов на 3 месяца. Думаю, на переход их хватит. План таков: из Лас-Пальмаса пойду на о. Барбадос, затем вдоль Малых Антильских островов, на Пуэрто-Рико и, если позволит погодка, на Нью-Йорк. Если же надвинутся холода, то, видимо, придется на Пуэрто-Рико перезимовать

Как буду добираться назад, не знаю. Есть три варианта: 1) продать яхту и самолетом вернуться домой (не хочется, да и кто её купит); 2) погрузить яхту на наш пароход и на нем добраться до Союза; 3) вернуться своим ходом домой (по душе, были бы харчи).

За время похода довелось встречаться со многими иностранцами и, как правило, это очень порядочные, доброжелательные, готовые прийти на помощь люди. Порой бывало неудобно перед ними за наше извращенное представление о них. Отличные ребята! Приду, о многом расскажу.

Кое-что довелось, и повидать в этом смысле интересное и непривычное. К примеру, сижу на Гран-Канария уже неделю и до сих пор ни полиция, ни таможенники не удосужились взглянуть на меня. Они, конечно же, знают, что яхта пришла в Лас-Пальмас, но им "до лампочки" проверка документов, досмотр и прочие формальности, возведенные в культ нашими пограничниками.

Конечно, как только я начну здесь хулиганить и т.п., они мгновенно явятся, а сейчас стараются не портить мне отдых. И так почти везде.

И еще припомнился по контрасту другой случай. Яхта "Альфа", возвращаясь из Турции в Новороссийск, угодила в шторм, у нее сломался двигатель. И вместо того, чтобы ошвартоваться у пассажирского причала, где обычно проходят таможенный и пограничный досмотр, она зашла в яхт-клуб. Не успели подать концы, как наряд автоматчиков был уже на причале. И пошло-поехало выяснять: кто, куда и откуда... Сравнение, конечно же, не в нашу пользу.

За рубежом уважают туриста, идут ему навстречу, помогают (это и занятость для многих людей, и живая копейка). Турист здесь в почете и всегда желанный гость. Я это доброе расположение ощутил на себе, хотя назвать меня беззаботным туристом можно весьма условно.

Когда вы получите это письмо, я буду уже в океане. Если до вас будет доходить какая-нибудь информация обо мне, и вы надумаете порадовать ею читателя, то уж не пугайте его страхами о голодной смерти мореплавателя-одиночки. Все это мелочи. Все пройдет. До встречи. Ваш Гвоздев.

«Лена». Лас-Пальмас. 12 августа 1993г.

7 Jul 2007, 21:13

(ЕГ – 021).

Пишу из города Сан-Хуана, того самого, что на райском острове Пуэрто-Рико. Прибыл сюда 5-го ноября, отдохну, отремонтирую яхту, заправлюсь водичкой и, если повезет, продуктами и... с Богом в путь. Я намерен через Панамский канал выйти в Тихий океан, затем пройти Торресовым проливом в Индийский, и далее, через Суэцкий канал, вернуться домой к осени 94-го года. Сейчас уже зима (здесь лето, благодать), и без зимнего снаряжения идти Северной Атлантикой не рискую, боюсь, а ждать до весны, даже здесь, в Раю, нет смысла. Вот и надумал (еще, будучи в Новороссийске) продолжить плавание в Тихом океане.

Кстати, буквально через неделю здесь начнутся торжества, посвященные 500-летию открытия о. Пуэрто-Рико Колумбом (в 1493 году во время второго плавания). Так что мне повезло: на 500-летие Америки опоздал (точнее, "меня опоздали"), но все равно пятисотлетие!

Пуэрториканцы народ удивительный. Принесли мне фруктов, овощей и прочей снеди, сводили в самую престижную парикмахерскую и бесплатно привели мою голову в порядок, (год не стригся), а ведь стрижка здесь стоит немалые деньги – $35. Один молодой сеньор, Роберто (яхтсмен) – взял надо мною шефство, сводил меня в магазин спортивной одежды синьоры Росалии и через считанные минуты я, сбросив лохмотья, превратился в этакого респектабельного туриста (два костюма, обувь и пр.), и опять же бесплатно, поскольку я первый русский, добравшийся до Пуэрто-Рико в одиночку и, видишь ли, сеньоры хотят быть первыми из тех, кто оказал мне помощь.

Не устаю поражаться гостеприимству и доброму ко мне отношению островитян: в Сан-Хуане у меня никаких проблем, все решается быстро, легко и оперативно.

Перед выходом в море Роберто обещал подремонтировать паруса и яхту в целом. Языковая проблема здесь отошла на задний план: сеньор Хулио Марте – это "май френд", бывший студент Московского университета, говорит свободно по-русски (его жена Янина из Польши преподает здесь в университете русский язык) и согласился быть моим переводчиком и гидом.

Что же касается моих шефов из фирмы "Совмаркет-ИНК", которую, я имею честь представлять здесь, то они и глаз не кажут. В общей сложности дал им более десяти телеграмм с просьбой помочь денежкой (ведь обещали!), и все впустую. Сегодня дал факс, и если и на этот раз не ответят, больше не буду на них тратиться. Бог с ними, обойдусь. За все это время фирма дала мне всего-навсего 100 долларов (100 булок хлеба, или 100 банок пива), да и те отняли албанские пограничники (я вам писал).

О моих затратах судите сами: в Бриджтауне (Барбадос) таможенные расходы – 25 долларов, портовые услуги – 17, стоянка в "Марине" (частный яхт-клуб) по 5 долларов в сутки, за 10 суток – $50 и пр. Я не говорю уже о телефонных и телеграфных услугах (они мне оказаны бесплатно нашим теплоходом "Видное" из Мурманска, капитан Козлов Яков Епифанович), а продукты подбросили местные парни из полиции (береговая охрана). К счастью, здесь оказался (впервые) наш самолет из "Аэрофлота" и ребята помогли, в частности, Борис Петрович Солдатов дал мне 50 долларов, моряки собрали 10, да местные яхтсмены из "Barbados cruising" 60 долларов. Вот так и живу, "достойно" представляя российскую фирму за рубежом.

О самом плавании через Атлантику скажу без рисовки: оно прошло на редкость спокойно. Только два дня дул ветер, 20-25 метров в секунду. И во второй раз все повторилось. Лоция предупреждает, что август-сентябрь-октябрь в том районе, где я проходил, это сезон тропических ураганов. Мне повезло, я их не встретил, и на Барбадосе местная пресса с удивлением восприняла этот факт.

Если быть предельно откровенным, то сам переход из Лас-Пальмаса до Барбадоса (50 суток) не составил и одной сотой тех трудностей, которые довелось мне претерпеть дома, перед этим. Чего стоит многомесячное стояние у причала Новороссийска, без денег, без продовольствия, без документов, без уверенности в том, что поход все же состоится?! Ну, да ладно! Поверьте, что перейти океан не так уж и трудно, но вынести то, что вытерпел я на пути к нему, океану, не каждый, далеко не каждый сможет. Не хватает терпения! Да что я вам говорю, вы и сами все знаете.

Во время плавания отказал ваш приемник, и я не имел возможности в течение 40 дней проверить часы – отсюда неточность в определении местонахождения, сомнения, беспокойство, тревога и т.д. Но, к великому моему удивлению, к острову Барбадос я подошел точно в намеченное время и в нужную точку (задержка из-за погоды составила 5 суток – планировал добраться за 45).

Сам себя расхваливаю: "Си мэн вери гуд" (как сказал знакомый яхтсмен из Англии Редфорд), т.е. хороший моряк. Но вот что удивительно, до сих пор так и не видел ни одной акулы. Летучих рыбок здесь, что комарья на Волге, а акул не видел. Не знаю: то ли радоваться, то ли огорчаться.

По дороге мимо прошло с десяток крупных судов, но их капитаны не страдают любопытством и не обратили на меня внимания. За дни атлантического перехода я отъелся, как боров (в Лас-Пальмас прибыл перед этим без "лишних" 22 кг). Спасибо фирме "Совиспан" (совместная русско-испанская компания по снабжению наших судов, в основном рыбодобывающих). Директор с нашей стороны Петр Федорович Ротар и с испанской Хосе Гонсалес снабдили меня всевозможными продуктами и медикаментами на 100 дней: бананы, апельсины, яблоки, помидоры, картофель, лук, чеснок, консервы рыбные, мясные, молоко, печенье (ох, какое вкусное.), макаронные изделия, чай, сахар и пр. Скажу без прикрас, благодаря им (сеньорам Ротору и Гонсалесу) я восстановил свои силенки и без проблем одолел путь в 50 суток.

Здесь в Сан-Хуане питаюсь, как у нас говорят, на убой: каждый день кто-нибудь из местных жителей приносит огромный пакет с фруктами и другими вкусными вещами. Объедение! Что еще сказать? Места здесь благодатные, рай для туризма и отдыха. Экзотики хоть отбавляй, как в песне "чудо остров Чунга-Чанга..." и т.д.

Зашел на днях в продовольственный магазин, смотрю и своим глазам не верю. Конечно, есть здесь и нищие, и преступность, и развалюхи, и куча проблем, но в основной своей массе люди живут или, как мы говорили, "гниют". Вот бы нам "погнить" так, хотя бы пару годков! Ну, да ладно с политикой. Вернусь, будет, о чем рассказать.

На этом заканчиваю. Привет от меня друзьям и нашим. До встречи. Е.Г.».

7 Jul 2007, 21:52

(ЕГ - 026).

…Пишу Вам второе письмо и снова из Кабо-Рохо (остров Пуэрто-Рико). Cлучилось вот что. В воскресенье 6 февраля в 14.00 вышел я в море с намерением добраться до наикрасивейшего острова Кюрасао. Отошел от берега чуть больше 20 миль при ветерке 5–10 метров в секунду и... И сломался руль (перо руля утонуло в мгновение ока). Повезло мне! Случись такое в штормовую погодку, да с наветренной стороны скал, и небо показалось бы с овчинку.

Поломку воспринял совершенно спокойно (вода есть, продуктов в изобилии, рядом берег, погодка благодать). Яхта, правда, не управляема, крутится юлой на полутораметровой волне. Убрал паруса, из куска фанеры и спинакер-гика смастерил весло-руль и через двое суток (это 25-30 миль!) добрался до прежнего места стоянки.

Снова оформляю у таможенников (теперь они мои друзья) свой приход в порт, и Луис Лосада, о котором я уже вам писал, снова взваливает на себя все заботы, связанные с ремонтом, точнее с изготовлением нового руля. Расходы немалые: только один лист водостойкой фанеры стоит 60 долларов да плюс работа. Но для меня это ничего не будет стоить, так как друзья все расходы берут на себя.

Вообще-то, на яхте "Лена" руль слабое место, ахиллесова пята, а точнее, дерьмо собачье. Трижды ломалась коробка руля, а теперь вот и перо руля приказало долго жить.

Здесь, в Кабо-Рохо, Луис Лосада мой ангел-хранитель. Общаемся мы с ним в основном посредством жестов, но довольно-таки хорошо понимаем друг друга. Он – известный здесь врач-терапевт, имеет свою клинику и обширный круг знакомых и друзей. Поэтому у меня нет проблем. Его жена, Мириам Мендоса, отлично готовит (Луис тоже великолепный кок) и старается откормить меня перед дальней дорогой. Занимается Мириам и фотографией и получается это у нее вполне профессионально (фото, которые из Кабо-Рохо, – это ее работа). Благодаря Луису и Мириам я объездил на их машине добрую половину острова.

Оба они хорошо знают достопримечательные места, флору, фауну и историю и с удовольствием показывают остров мне. Я рад, что имею таких друзей. Вчера мы с Пито, другом Луиса и моим, ездили в Порто-Рояль, в мастерскую, где для меня делали руль. Мастер Хосе Альварес поработал накануне до глубокой ночи, и руль был уже готов, осталось оклеить его стеклотканью. Сегодня руль должны привезти на яхту.

Вчера, когда Пито, не моргнув глазом, выложил из своего кармана 300 долларов за ремонт (в такую сумму обошлась очередная недоработка Ситникова, конструктора яхты "Лена"), я чуть в обморок не упал! До сих пор я хожу как пришибленный. И это не первый случай, когда мне приходят на помощь совершенно бескорыстно. И вот таких людей нас семьдесят лет учили ненавидеть.

А под вечер с Луисом Лосада едем на ужин к Пито Паган (он тоже пытается перед дальней дорогой подкормить меня, и делает все, чтобы я не скучал). До глубокой ночи режемся в... домино (я здесь по части "козла" котируюсь по высшему разряду). Луис – мой переводчик, и смотреть со стороны на его усилия – это умора. Когда со мною говорят по-английски, Луис переводит на испанский язык, когда же объясняются по-испански, он усердно переводит на английский и верит, что я его понимаю.

Что касается моего испанского, то после одного случая я стараюсь больше "говорить", если это так можно назвать, по-английски. Как-то стою у причала, занимаюсь судовыми работами. Подходят две очаровательные сеньоры, и одна, побойчее, после расспросов о трансатлантическом переходе спрашивает, как у меня обстоят дела с "баньо" (banjo)? Дескать, яхта маленькая, и если есть в этом смысле проблемы, то пусть "сеньор русо навиганте" не стесняется и приходит на пассажирский причал, где она работает.

Тронутый заботами "линда мухер", то есть красивой женщины, я поспешил заверить, что с баней (в русско-испанском разговорнике слово "banjo" переводится как "ванна") – все нормально и даже куда проще. Сейчас, мол, тепло, и я наливаю в ведерко пресную водичку, натираюсь мочалкой и ковшиком поливаю себя из ведра. Для убедительности слова сопровождаю жестами и мимикой, изображая русскую баньку. От изумления у сеньор округлились глаза и обеих красавиц, словно ветром сдуло с причала.

Я тогда не понял причины такой странной реакции, а оказывается, слово " banjo " (мне Луис потом объяснил) означает не что иное, как "туалет", то бишь по-морскому "гальюн". Можете вообразить, что подумала "маравьоса сеньорита" (очаровательная сеньорита), видя, как сумасшедший русский (на таком корыте, как "Лена", нормальные люди не плавают) ковшиком поливает свою голову чем-то непотребным, мочалкой растирает все это по телу и при этом тает от удовольствия.

Умора! А еще был случай: когда я в "Макдональде" для себя и моих друзей заказывал обед, (я попросил не помогать мне с переводом), то у клиентов (человек тридцать) и обслуживающего персонала от смеха слезы выступили на глазах. Друзья утверждают, что я перещеголял самого Чарли Чаплина. Как-нибудь расскажу подробнее в другой раз.

Во вторник, 15 февраля, намерен продолжить плавание. До встречи. Привет моим и нашим друзьям и знакомым. Всего наилучшего.

Е. Гвоздев, Кабо-Рохо (Пуэрто-Рико).

Jul 2007, 04:14

(ЕГ – 030).

…Пишу с благословенного острова Таити. Прибыл сюда 25 июня, через девяносто три дня после выхода из порта Бальбоа (Панама). Плавание проходило вполне нормально. Первоначально неустойчивый ветер и грозы задержали в пути, и через 17 дней добрался до Галапагосских островов.

На подходе к архипелагу сломался руль, и, пока ремонтировался, пронесло мимо, так что острова видел только в бинокль. Затем юго-восточный пассат без особых хлопот домчал меня до Таити. В пути повил рыбу, купался, загорал, по ночам убирал паруса и отоспался всласть. Откормил брюшко, отпустил бороду и усы и теперь щеголяю седой бороденкой среди островитян.

Раз пять видел акул (в Атлантике встречаться с ними не довелось), попадались в пути и морские черепахи (примерно с метр диаметр панциря). Одну даже вызволил из веревок – запуталась основательно среди плавающих рыбацких снастей. Дельфины доставили мне истинное удовольствие, а вот касатки напугали до смерти. Однажды ночью в штилевую погоду подвергся нападению какого-то существа – то ли меч-рыба четырежды ударила в борт яхты, то ли акула вздумала пошутить. В лунном свете заметил узкое длинное тело и вертикально расположенный хвостовой плавник, значит, это был не дельфин. Пока сообразил, в чем дело, да пока схватил гарпун, бодливая тварь уплыла, не причинив яхте никакого вреда (удар пришёлся по касательной в левый борт).

На подходе к Таити снова поломался руль (коробка руля и петли), теперь уже основательно, и как по заказу, начался шторм, (88 дней стояла отличная погодка, а тут...). Четверо суток отстаивался на плавучем якоре, ремонтировался. Обвязал руль веревками (14 веревок пошло!) и, как только ветер стих, повернул курсом на Таити (течением и ветром уже мимо пронесло). Здесь встретили хорошо. Стою в яхт-клубе (марине). Менеджер (директор) яхт-клуба Мишель Алькон взял на себя заботы о ремонте руля, точнее, по изготовлению из нержавеющей стали новой коробки и петель (фирменные были из алюминия, бронзы и стали – лучшего дерьма, вернее, худшего сочетания металлов трудно и придумать). Также помог с ремонтом парусов и предоставил мне бесплатную стоянку у причала.

При оформлении прихода возникло небольшое недоразумение. Въездной визы на остров Таити у меня не было (как, впрочем, и во все другие страны) и с меня потребовали залог в сумме 1100 долларов США (на тот случай, если мне вздумается поселиться в тени под пальмами навсегда, то власти купят на мои же деньги авиабилет и выдворят «строителя светлого будущего» прочь). И опять выручил Мишель, взяв на себя обязательства перед иммиграционными властями относительно российского мореплавателя-одиночки. Словом, все уладилось, и буду я здесь стоять до полного окончания ремонта, а затем продолжу плавание.

После Таити пойду до островов Самоа (там у меня есть друзья), затем на острова Фиджи, Новая Каледония и далее Брисбен (Австралия). Предполагаю к началу ноября добраться до Австралии (к этому времени начнется сезон тропических циклонов) и вдоль берега под прикрытием Большого барьерного рифа дойти до порта Дарвин, где намерен отдохнуть, запастись продуктами (как я это буду делать – ума не приложу), отремонтироваться и, если повезет и будет здоровье, пройти через Индийский океан и Суэцкий канал домой. Когда приду? Трудно даже представить – на следующий год летом.

Что сказать о Таити? Остров весь в зелени, очень много цветов, растет здесь буквально все и круглый год, но многие продукты (молоко, мясо и пр.) привозят из Новой Зеландии, Австралии, Японии и т. д. Есть здесь, как в раю все, что твоей душе угодно, но цены бешеные, и жизнь дорогая. К примеру: стакан ананасового сока стоит 500 полинезийских франков или 5 долларов США, 1 кг бананов – 2 долл. Сходил в столовую покушал (кусочек жареной рыбы, полпомидора, картофель жареный, хлеб и баночка кока-колы) – 10 долл. и всё в том же духе. Да что говорить, если за пачку обыкновенного стирального порошка (650граммов весом) с меня содрали 4 доллара 95 центов (какая точность)! И все в этом духе (факс, например, – 12 долларов за 2 странички текста). Может, для здешних аборигенов это и недорого, так как минимальная зарплата здесь (ниже просто не бывает) равна примерно 100 тысячам франков (около одной тысячи долларов США), но для меня, гонщика-испытателя российской фирмы "Совмаркет-ИНК", это дороговато.

Кстати, с фирмой "Совмаркет" и с Юрием Канцевым удалось связаться через Лидию Яковлевну Кунявскую (в США) и он знает о поломке руля и моих финансовых затруднениях. Но пока от "Совмаркета" никакой помощи нет (с самого выхода из Новороссийска), хотя, конечно, обещают помочь денежкой. Если вам удастся созвониться с Канцевым, то передайте ему, что из Дарвина я обязательно с ним попробую созвониться по телефону, и обещанная помощь мне ох как пригодится перед выходом в Индийский океан. Замечу, что большую часть пути я уже одолел и теперь с каждой милей не удаляюсь, а приближаюсь к дому.

...

Дважды объехал вокруг остров Таити, (здешние яхтсмены устроили мне поездку на машине), осмотрел достопримечательности острова – их здесь можно сосчитать по пальцам одной руки. В отличие от нашего Дагестана, где несоизмеримо больше памятников истории, природы и культуры, а значит, и возможностей для развития туризма, тут туризму уделяют серьезное внимание, и неудивительно – это живая копейка в казну и рабочие места для местного населения. Гостиницы – не в пример нашим «Каспию» и «Дагестан» (я побывал в одном из отелей) – готовы предоставить туристу максимум услуг...

Скажу о том, что меня удивило и вызвало зависть, в яхт-клубе “Tahiti”, где я стою, яхт больше, значительно больше, чем в Махачкале, Баку, Астрахани, Актау и других наших городах на побережье Каспия вместе взятых (я имею в виду крейсерские яхты) и таких яхт-клубов на острове около десятка. Для сравнения, у нас в Махачкале населения в два раза больше чем во всей Французской Полинезии, а нет ни одного яхт-клуба. Да и какие яхты! Мне и во сне такие красавицы не снились.

Вот как тут "дичают" островитяне. Что касается музыки, то она здесь просто волшебная, а вот танцы мне не понравились – эрзац на потребу туристам. Наши мужики танцуют значительно лучше, ну а женщины – вполне нормально: если посмотреть раз-другой, то на третий уже и не хочется.

Будучи в Союзе, я неоднократно слышал, что на Таити самые красивые в мире женщины. Скажу, положа руку на сердце – это ложь чистейшей пробы. Есть, конечно, у всех народов и во всех странах красавицы, но если быть справедливым, то самые красивые женщины у нас в России. Это так! Без всякой предвзятости.

На днях побывал в одном ущелье, где до открытия острова французами был культовый храм и богам приносились человеческие жертвы. А, выражаясь открытым текстом, рубили здесь головы диссидентам на "законном основании" и, не исключено, лакомились человечиной. С приходом французов католическая церковь разрушила эту мерзость до основания, и за двести лет все уже позабыли, что там было.

Несколько лет назад поток туристов из-за дороговизны (Таити, как говорится, не ближний свет) начал уменьшаться, и тут местные краеведы, бизнесмены и отцы острова вспомнили о его прошлом и восстановили в некоторой степени этот храм. Теперь здесь дают представления, для чего построили две трибуны для зрителей, и любознательный турист может присутствовать при ритуале «усекновения головы» богами избранной жертвы, естественно, за определенную плату. Скажи, пожалуйста, ну кто откажет себе в таком удовольствии – взглянуть на "пляски каннибалов"? И текут денежки из кармана туриста в казну. Повторяю, делается все для туристов.

И вспомнился мне один эпизод: был я со своим другом Эдуардом Богдановым на реке Чусовой (на моторной лодке шли из Махачкалы до Нижнего Тагила). Видел там крест на месте, где, по преданию, родился известный уральский заводчик Демидов. Так вот, с приходом советской власти этот крест выбросили в реку, и лежал он там до хрущевской оттепели. Затем его с разрешения властей все же подняли из воды, поставили на место и сделали дополнительную надпись: дескать, кровопийца и т. д. и т. п. Но по просьбе трудящихся, мол, установлен на место на потребу туристам.

А вот и совсем свежий пример. Перед моим отходом из Махачкалы местная пресса писала о «патриотах» Дагестана, которые по ночам зубилом и молотком старались уничтожить надписи с памятника петровских времен. Ну что ж... Похвально! Попробуй сейчас кто-нибудь из таитян на этом культовом храме (на о. Таити) что-нибудь сломать или испачкать. С него полиция сдерет такой штраф, что и праправнукам тошно будет. Вот так они тут и "гниют"! Турист здесь, как корова в Индии, – священное животное, будет лежать на дороге, и никто его не тронет.

Но добавлю только для вас, поделюсь сомнениями: ну стоило ли мне плыть десятки тысяч миль, чтобы увидеть пляски дикарей, Ей-ей, не стоило! Но это, конечно, шутка. Только что директор яхт-клуба пригласил меня на завтрак по случаю прибытия двух яхт из Америки (есть повод выпить). А вообще-то пьяных я здесь не видел, драк и скандалов тоже. Люди живут, не причиняя друг другу лишних забот и огорчений.

Я тоже тут прибалдел: под сенью пальм объедаюсь перед дальней дорогой бананами, апельсинами, авокадо, грейпфрутами и Чёрт знает еще чем. Друзья привезли мне пару корзин каких-то экзотических фруктов (11 наименований). Вот я и пытаюсь с ними расправиться.

Продуктов у меня, запасенных в Сан-Хуане (о. Пуэрто-Рико) и купленных уже здесь, до Австралии должно хватить, газ для приготовления горячей пищи имеется, одеждой снабдили друзья-пуэрториканцы, и теперь даже в десятиградусный мороз я не замерзну. Словом, до австралийского порта Дарвин есть все необходимое для плавания. Отремонтируюсь и – с Богом в путь-дорожку. Не волнуйтесь.

Всех обнимаю. До встречи. Месяца через 3-4 напишу.

Е. Гвоздёв, о. Таити, Папеэте, «Лена», 11 июля 1994г.».

Гвоздев 27 Aug 2006, 10:30

ПИСЬМО № 17.

(Дневник мореплавателя-одиночки).

… Итак, 21 июля 1994г., в 10 часов (время судовое) вышел из Папеете (о. Таити). Погода скверная. Намок, простыл, заболел и с высокой температурой трое суток провалялся голодным в каюте. "Лена" под одним штормовым стакселем идет в нужном направлении, и я уже доволен тем, что не надо сидеть у руля. Через трое суток океан успокоился, ветер стих до 4-6 м/сек, появилось солнышко и... волчий аппетит.

Выхожу на палубу, осматриваю горизонт и по корме в 50-60-ти метрах от яхты замечаю гладкое пятно, словно вылили жир на воду. Откуда? Я как будто кастрюльку не мыл... Подыграла волна, и на её гребне увидел длинный узкий силуэт, похожий на атомную субмарину, только размером поменьше. Фонтан пара и воды недвусмысленно указал на то, что по корме кит.

Лихорадочно осматриваюсь вокруг: кит один или с товарищами?.. А если это мамаша, то где её бэби?.. И тут же услужливая память подсказала случаи из истории мореплавания, когда киты топили яхты.

Ушастик, как я его окрестил с первой минуты, плавно направился к яхте с левого (наветренного) борта. Хватаю багор и… через минуту осознаю всю комичность своего положения. Будь, что будет… Он – властелин океана….

Хватаю фотоаппарат (импортная «мыльница»), а он, сволочь, не работает – батарейки сели. Беру наш «Зенит» и, позабыв про выдержку и диафрагму, снимаю Ушастика. Его голова поравнялась с носом "Лены " и ещё добрая половина оставалась за кормой. Мягкий толчок (ударов не было) - и "Лена" соскользнула на метр вправо с его тёмно-серой с пятнами ракушек и морских водорослей спины. Ушастик поворачивает вправо, "Лена " снова лезет на его спину... Хватаюсь за руль и в паре с китом описываю полудугу. Скорость у него чуть больше, и вот уже рядом со мной, буквально в метре, плавно ворочается громадный хвост шириной больше яхты. Инстинктивно приседаю в каюте (как-никак, техника безопасности, хрен бы ему на рыло).

Наконец прошел и хвост... Пронесло! Кит, сделав несколько вдохов и выдохов, развернулся справа по борту и снова пристроился в хвост "Лены", словно истребитель времён Второй Мировой войны. Выдохнул, набрал скорость и прицелился в руль "Лене". Ну, держись, Гвоздев! Сейчас будет таранить, и смеху не оберешься.

Сукин сын (или дочь) сломает руль, а может и шверт. Что делать? И тут пришла наконец-то в мою седую голову здравая мысль: Александрович, не поддавайся на провокацию, изобрази из себя плавающее бревно (в прямом и переносном смысле) и жди... В общем, изобразил. Кит подплыл метров на восемь-десять. Я стараюсь ему подставить наветренный левый борт, чтобы удар пришелся по касательной, а он выбросил фонтан метра на два-три, развернулся на 90 градусов и плавно поплыл на юг.

Я заворожено смотрю вслед "Ушастику" и только сейчас замечаю, как дрожат руки-ноги, а всего меня прошиб озноб... Вся встреча длилась ровно 20 минут и напугала меня основательно: даже расхотелось продолжать плавание. И окажись рядом наше судно, может быть сгоряча и запросил бы помощи. Но быстро одумался.

Полагаю, кит был около 12 метров, не меньше. Самое страшное, что не знаешь, что делать, как себя вести и что предпринять. Никакой агрессивности в отношении меня кит не проявлял, скорее всего, пошел на контакт из любопытства или от скуки. А для себя я понял одно: при возможности от встречи с этими гигантами следует уклоняться, а уже коль доведется свидеться, то надо вести себя прилично и не провоцировать животное на скандал. И тем более не стоит перочинным ножичком ковыряться у него в носу...

После встречи дней двадцать подряд стоило только уснуть и тут же снится Ушастик… Кошмар, какой то. На подходе к Новой Каледонии снова встретился с парочкой китов, причем один выскочил из воды метрах в 400-х от "Лены". Поэтому пришлось подойти вплотную к коралловым рифам, на мелководье. Думаю, сюда они не полезут. И уж совсем неожиданность: остановился как-то в бухте недалеко от Нумеа (25 миль до порта) на ночевку: глубина 11метров, а рядом с яхтой, примерно 50м от берега, снова киты!

Как мне потом объяснили, у них было время появления малышей, а они тогда заходят в бухты, где тихо, чистая вода и нет людей. Вот я тогда и сделал вид, что меня в бухте нет.

8 Jul 2007, 04:16

(ЕГ – 034)

Здравствуйте!

Пишу из Нумеа (столицы Новой Каледонии). От Таити добрался сюда за два месяца. По пути сделал еще две остановки на островах Восточное Самоа и Фиджи. Все нормально, здоровье отличное, недостатка в продуктах не испытываю, наоборот, их слишком много.

В море встретился четырежды с китами, один из них, метров около двенадцати, подошел вплотную к яхте, приподнял ее на своей спине (от чего у меня сердце ушло в пятки) и, не причинив никакого вреда, удалился на юг. Снимал его на фото, но в городе Паго-Паго (Восточное Самоа) журналисты то ли потеряли пленку (я им дал её для проявки и печати), то ли "замылили" в своих интересах.

Словом, ни пленки, ни снимков мне так и не вернули.

На переходе от Самоа до Фиджи опять сломался руль, и 400 миль шел, раскрепив его веревками. На Фиджи местные власти содрали с меня пятьдесят долларов и, рассмотрев мой паспорт советского моряка (старый бланк), выгнали в течение 12 часов в океан с поломанным рулем. Так и пришлось еще 750 миль идти до Новой Каледонии.

Зато здесь встретили великолепно, я даже не ожидал такого гостеприимства! Стою в марине (яхт-клубе) бесплатно (хотя стоянка в сутки для судов класса моей "Лены" – 10 долл.). Директор клуба Бруно предложил бесплатно поднять яхту на берег и отремонтировать её, а ведь одна краска для подводной части корпуса стоит 125 долл. США. Словом, все идет хорошо.

Здесь встретил и русских: Галину (она замужем за французом Жан-Пьером) и Людмилу (тоже замужем), у обеих – дети, куча домашних забот. Но они и их мужья взяли надо мною шефство, и недостатка в продуктах я не испытываю. Показали мне город, окрестности и сделали для меня очень многое.

В австралийском посольстве получил визу на три месяца и на днях отправляюсь в Брисбен (Австралия), затем в город Дарвин. Там буду ждать от "Совмаркета" денежку (они обещали) и попробую вам позвонить.

Был и в индонезийском посольстве (обещали выдать визу). Планирую после Австралии добраться до Индонезии, дальше – Сингапур, Шри-Ланка, Индия, Джибути, Суэцкий канал, Стамбул и, наконец, домой. Соскучился.

Обнимаю. Нумеа. Яхта «Лена». 3 сентября 1994г.».

8 Jul 2007, 04:21

(ЕГ – 041).

БОНЖУР!

Пишет вам Эжен, как меня здесь зовут мои новые друзья-яхтсмены, то есть Женя.

Два дня назад добрался до Кокосовых островов из Дарвина (Австралия) без особых приключений за 36 дней. Здесь заправлюсь водой и через пару дней продолжу плавание до архипелага Чагос (это примерно 1500 миль) и далее – до Сейшельских островов еще 1000 миль, а там уже и до Красного моря – рукой подать. Таков, по моим соображениям, наилучший маршрут в смысле ветра и погоды в это время года. Может, к концу текущего года и доберусь домой, если ничто и никто не помешает.

Продуктами запасся в Дарвине, как минимум, на полгода, денежка на карманные расходы и оплату за прохождения Суэцкого канала тоже есть, с одеждой нет проблем. В общем, не прогулочный швертбот, а плавучий санаторий «Лена» совершает кругосветку по волнам Мирового океана. Правда, в Дарвине перед отплытием удалил три зуба, теперь образовалась экономия в сухарях – грызть то их нечем. Посещение стоматолога - удовольствие дорогое, но мои друзья оплатили счет от дантиста.

На Кокосовых островах места благодатные, в лагуне водичка теплая и чистая, много рыбы и всякой живности. Большие акулы и другие божьи твари, которые неравнодушны к человеку, сюда не заходят, так что купальный сезон длится круглый год. И я, пользуясь этим, почистил подводную часть корпуса "Лены" от ракушек и водорослей, а остальное время балдею в тени кокосовых пальм, попиваю кокосовое молочко и т. д.

В лагуне, помимо моей «Лены», стоят еще две яхты, семейные экипажи с детишками бродят по белому свету и заглянули сюда на отдых. Тут же оказались и старые мои знакомые Серж Теста и его супруга Робин. Хорошие ребята! Через некоторое время они напишут вам письмо и пришлют несколько фотографий. Живут они в Сан-Франциско (США), идут вокруг света на 20-ти метровой яхте собственной постройки. За несколько лет до нашей встречи Серж совершил одиночное кругосветное плавание на яхте 3,6 метров дленной. Я с ним познакомился ещё в Дарвине и теперь, пользуясь, случаем, записал на диктофон часовое интервью с ним и снимал на фото. Приеду домой, будет, что показать и послушать. В общем, друзей у меня по свету появилось много.

Всего вам доброго.

Е. Гвоздёв. 30 мая 1995г., яхта «Лена», Кокосовые острова».

8 Jul 2007, 04:27

(ЕГ – 042)

…Итак, 18 августа прибыл в Джибути. Позади еще один океан, Индийский, позади волшебная страна Австралия с ее милыми кенгуру и не вполне дружелюбными крокодилами.

На переходе от Сейшельских островов до Джибути 3 августа угодил в шторм (25-27 м/сек и короткая, крутая волна высотой до 5-6 м) и вынужден был укрыться от непогоды за мысом Рас-Хафун (Сомали, Африка). На следующий день не смог выбрать якоря, шторм не утихал, и я решил его переждать. На берегу появились местные жители и, видимо, обеспокоенные моим положением, доброжелательно и гостеприимно (как мне казалось) махали руками и платками. А 5 августа, утром, часиков в 6, на рыбацкой лодке подошли к "Лене" несколько сомалийцев и, выяснив, что я один, попытались прикончить из автомата мореплавателя-одиночку.

Спас от верной смерти один араб, заслонив меня своим телом. Он же уговорил меня взять паспорт и поплыть на лодке к берегу, якобы в деревню. На берегу подошли еще 12 человек, вооруженных автоматами (видел 4 автомата) и ножами. Среди них трое ребятишек лет по 13-14, трое мужчин 40-50 лет и остальные по 20-30. Пока я объяснял, кто я и откуда, лодка вернулась на "Лену" и ... российско-дагестанская территория подверглась ограблению.

Забрали деньги, двухмесячный запас продовольствия, 11 канистр из-под воды, всю одежду (даже ватные брюки 60 размера, 5-го роста – ума не приложу, зачем они им в Африке?), медицинскую аптечку, инструменты, постельные принадлежности, паруса, якоря, навигационное оборудование, часы (4 шт.), два радиопередатчика, четыре общевещательных радиоприемника (подарки моих друзей), бинокль, четыре фотокамеры и, что очень обидно, более 2500 фотографических негативов (весь поход!), портативный магнитофон с 11 кассетами, на которых все дневниковые записи... В общем, забрали все подчистую!

О "добросовестной" работе грабителей можете судить по тому, что умыкнули даже мои очки и теперь ни читать, ни писать без них не могу. Даже ключи от моей махачкалинской квартиры – и те уперли, не говоря от таких "ценных" сувениров, как зубная щетка, помойное ведро и порванные, пардон, трусы, которыми я вытирал палубу...

После этого захода отвели меня в кусты и, пока длился спор между "гостеприимными" сомалийцами, минут 15-20 я стоял под дулом автомата. Как я понял, мнения разделились: 8 человек хотели сохранить мне жизнь, 6 – пустить в расход. Трое ребятишек в споре не принимали участия, а исполнитель воли своих сотоварищей жевал какую-то травку, и ему было безразлично нажать на курок или нет. Минут через 20 вполне симпатичный малый подошел к исполнителю и выдернул из его автомата рожок с патронами...

Затем после бурных обсуждений мне предложили (двое из них говорили по-английски: тот, кто прикрыл меня на яхте, и Магомед-Карим, который выдернул обойму с патронами) уплатить за яхту и за мою жизнь... 200000 долларов США (двести тысяч!), я не шучу. Я сказал, что яхта старенькая и стоит максимум 400 долларов (да простит меня ее хозяин – "Совмаркет"), а за мою жизнь никто и ломаного цента не даст.

А сделав дырку в моей шкуре, "доблестные гвардейцы" (так себя называл один грабитель) понесут убытки, как минимум, в один патрон. А надо сказать, что патроны они экономили и стреляли, видимо для подбадривания себя и для моего устрашения, одиночными выстрелами вверх. Посовещавшись, «братья сомалийцы» решили все же меня отпустить. Вернули два стареньких паруса. Зато два спинакера, два грота и четыре стакселя оставили себе.

Вернули один компас, секстан без оптической трубы, 40 литров воды, 12 килограммов рису, газовую плитку, пиротехнику, карты, книги и главное – дневники! Удивительно, что не тронули аккумулятор и солнечную батарею (видимо, не врубились что к чему), а вот фонарики и батарейки к ним забрали.

Если я вам скажу, что это были не люди, а шакалы, то возьму грех на душу, оскорбляя животных. Гребут все подряд, вырывая друг у друга из рук приглянувшуюся вещь, спорят, торопятся, оглядываются по сторонам, насвинячили в каюте и на прощание еще пообрезали все фалы, шкоты и прочие веревки. Говорят, что путник в доме мусульманина – это посланник Аллаха. Если это так, то сомалийцы ограбили посланника Аллаха. Полагаю, спасло меня только абсолютное внешнее спокойствие и отсутствие на борту какого-бы то ни было оружия (кроме перочинного ножа). Да еще то, что я из России. Будь я американцем или другой национальности – этого письма не было бы. Все-таки за 70 лет мы многое «друзьям» во всем мире надавали, особенно оружия. Так что они еще помнят Союз. К тому же, расстреливать россиянина из «Калашникова», видимо, постеснялись.

Остаток дня и половину ночи приводил яхту в порядок, остался в одних брюках, старой рубашке и шерстяных плавках. 40 литров воды и 12 кг рису – это на 600 миль пути с неустойчивыми ветрами и штилями слишком мало (рыболовецкие снасти до последнего крючка уперли). Плавание в Аденском заливе очень трудное, температура в каюте днем +42, ночью +31-+33 градуса. Морская вода, солнце и пот разъедают тело похлеще любой язвы.

Пришлось ежедневно по три глотка пресной воды тратить на "баню" и водные процедуры. Прибыл в Джибути через 13 дней (повезло), и сразу – в яхт-клуб, объяснил командору месье Маурису, что со мной приключилось. Тут же позвонил в российское посольство, и я, получив кусок мыла, полотенце, брюки и рубашку, отправился в душ, а моя одежда в стирку (запашок от нее – не приведи Господи!). Потом был ужин и встреча с Борисом Михайловичем Беликовым, представителем нашего посольства. Оказался Борис Михайлович толковым мужиком. И после обстоятельной беседы дал мне письмо из Москвы, а в нем – 500 долл. США. (Спасибо, что вы сообща смогли достучаться до "Совмаркета").

Их я решил приберечь на проход по Суэцкому каналу. А продуктами и снаряжением, может, помогут наши из посольства и местные яхтсмены. Короче, глядя по обстоятельствам...

Плавание я намерен продолжить недельки через две-три. Нужны продукты, якоря, вода, какие-нибудь часы и радиоприемник (определять сигналы точного времени), веревки, медикаменты (последние два дня чувствую себя неважно – болит сердце, немеют левая нога и обе руки, видимо, двадцатиминутное стояние под дулом автомата не прошло бесследно). Требуется ремонт стакселя и, как всегда, руля и еще кое-что по мелочам. Если повезет и в Красном море не ограбят (второго визита бандитов я не вынесу), то в Средиземном море понадобятся уже теплые вещи.

Видимо, придется зайти в Израиль, надеюсь, там эмигранты из Союза помогут, а затем и Афины не далеко – круг по шарику замкнется. В Греции есть наше посольство и журналисты, а также моряки зачастую заходят в порты – сообща и решим, что делать дальше.

До встречи. Ваш Гвоздёв.

«Лена». Джибути. 24 августа 1995г.

8 Jul 2007, 04:38

Ну, как? Не надоело читать? Тогда ещё парочку писем подброшу:

(ЕГ – 044)

…Пишу из города Массауа, Эфиопия (или, как принято здесь называть, Эритрея). Спор о том, как называться этому месту, видимо, был жарким – до сих пор стоят разрушенные снарядами дома, а те, что уцелели, испещрены осколками и пулеметными очередями. Короче, была здесь война... Иду по Красному морю с превеликим трудом: нет карт, нет навигационного снаряжения, нет продовольствия, нет одежды. Иду... налегке.

Как я уже писал из Джибути, "Лена" была ограблена доблестными сомалийскими жителями селения на мысе Рас Хафун. Восемнадцать шакалов напали на одного старенького льва!

Случись нечто подобное, ну скажем, с американской яхтой, уже стоял бы там, на якоре эсминец, и рота морских пехотинцев навела бы порядок среди "борцов за свободу и независимость". А тут ограбили территорию России (судно по морскому праву является частью страны), сорвали российский флаг, а мы засунули язык в задницу и жуем сопли – Великая Морская Держава.

В Джибути, наши ребята из посольства помогли, чем смогли из своего скудного заработка. У нас, оказывается, нет даже статьи в консульском уставе, по которой можно было бы оказать помощь соотечественникам, попавшим в затруднительное положение.

Чтобы продолжить плавание, будучи в Джибути, зашел на французский военный фрегат, где помогли продуктами. И, вы знаете, готов был от стыда сквозь палубу провалиться, когда вахтенный офицер спросил у нашего консула, (мы явились вдвоем, он переводил):

1. Что предприняло правительство России в связи с пиратским нападением на яхту "Лена"?

2. Почему посольство не помогает своему соотечественнику?

Не хотел бы я оказаться ни президентом нашей великой державы, ни тем более министром иностранных дел! И, что более всего обидно, присмотрелся я к французским матросам и, скажу откровенно, сравнение не в пользу наших черноморских дистрофиков (я в Севастополе два года назад видел наших ребят, над которыми Министерство обороны ставит эксперимент на выживание).

За эти дни побывал в городе Ассаб. По пути заглянул туда в надежде чем-нибудь разжиться. Помогли водой и медикаментами. Впечатления от Африки удручающие: нищета, безработица, антисанитария, коррупция среди чиновников и т.д. и т.п. Жуть! После Австралии, где я почувствовал себя человеком, не могу привыкнуть к этой грязи, воровству и обману...

Уже здесь, в Массауа, созвонился с нашим консульством в Асмаре, объяснил ситуацию в надежде, что свои ребята помогут. Тут мне турки уже предлагали погрузить "Лену" на теплоход, отправить до Стамбула и еще дорогу оплатить. Но я наотрез отказался – хочется до Новороссийска (как минимум) добраться своим ходом. Когда это будет, затрудняюсь ответить. Иду вдоль берега днем, ночью становлю на якорь (карт нет, а напороться на коралловые рифы не хочется). Пробовал идти там, где судоходная трасса, но через два-три дня выматываюсь до нуля. У меня нет огней, и столкновение вполне возможно там, где за сутки встречается 30-50 судов и всем надо уступать дорогу.

Как буду проходить Суэцкий канал, не знаю. Есть у меня 300 долларов (из присланных в Джибути фирмой "Совмаркет"). Их я запрятал, сам ни хрена не знаю куда. В общем, берегу их на черный день или на оплату прохода Суэцкого канала.

Вот и все мои новости. Как вспомню о безвозмездно утраченных, то есть похищенных грабителями слайдах и фотографиях (их около 2500 было!) и 11-ти кассетах с дневниковыми записями, так хочется выть по-волчьи!

Ничего не жаль: ни денег украденных, ни радио, ни прочего имущества, а вот фотографий цветных жаль до слез. Какие там были кенгурёшки, крокодилы, черепахи и прочая живность! Двухлетний труд уперли, шакалы... Ах!..

Постарайтесь сообщить моим родным и в "Совмаркет", что здоровье мое вроде бы в норме. Первоначально плохо слушались руки и ноги. Видимо, перенервничал, когда яхту грабили. Сейчас как будто все утряслось.

Плавание я намерен продолжить. Может быть, по пути до Суэцкого канала, зайду еще в какой ни будь порт, все будет зависеть от наличия съестных припасов и воды. Ну, а если говорить честно, то Красное море с его обитателями на берегах – это не для туризма...

Приду домой, о многом можно будет рассказать. Добавлю лишь одно. Я убедился: чем вороватей начальство, тем беднее живет народ. Вот по тому, как живут люди, и можно судить — кто стоит у власти. Да ладно! Бог им судья, этим сомалийцам! Привет всем нашим друзьям и наилучшие мои пожелания. До встречи.

БРАТЬ ИЛИ НЕ БРАТЬ?

(из дневников «Лены).

«Лена», подчистую ограбленная сомалийцами, стоит у причала в порту Массауа (Эритрея). Двое местных мальчишек лет 9-11-ти подзывают меня и спрашивают – не тот ли я моряк, которого ограбили пираты. Получив утвердительный ответ, протягивают мне четыре небольших печеньица и деньги (в пересчёте на доллары, примерно 75-78 центов). Я – в шоке. Отказаться от помощи – обидеть ребятишек, взять – опуститься ниже некуда…. Тем более что за день до этого служащие нашего посольства в Асмаре и французские военные моряки помогли мне продуктами и деньгами и с голоду я, естественно, не подыхал. Как быть?

Успокоившись, принял соломоново решение – деньги и печенье взял, а взамен подарил ребятам складной ножик и электрический фонарик.

Е. Гвоздёв. Яхта "Лена", порт Массауа. 22 сентября 1995г.».

8 Jul 2007, 04:40

(ЕГ – 046)

…Пишу из порта Лимасол, что на острове Кипр. Пришел сюда неделю назад, запасусь продуктами, водичкой и продолжу плавание. В Красном море задержался: планировал пройти его за 20-25 дней, а шел против ветра, течения и волн – 86! Почти столько же, как через Тихий океан. Сейчас холодно, и я не спешу в Черное море. Доберусь до Афин, там зиму отсижусь и в конце марта по весне двину домой. Уже надоело болтаться по белому свету.

Здоровье мое в норме, только после тропиков никак не привыкну к холодам (по ночам на яхте в каюте уже 10 градусов). Зимней одеждой (шуба, сапоги) меня снабдили наши моряки, так что терпимо.

Здесь созвонился с нашим посольством в Никозии, а они – с Москвой, с "Совмаркетом" и те клятвенно заверили, что помогут с денежкой. Надеюсь, все будет нормально. Осталось добраться до Афин и кругосветное плавание закончится (круг по шарику замкнется).

Я вам постараюсь позвонить из Афин. Плохо то, что от вас нет никаких вестей, волнуюсь: как вы там поживаете? Здесь, в Лимасоле встретил наших россиян, они дали мне почитать "Аргументы и факты". Прочитал – волосы дыбом встали! Жуть на Руси страшенная! Оказывается, пока я нёс флаг России вокруг света, за это время руководящие товарищи променяли родную советскую власть на буржуйскую чечевичную похлёбку.

Вот и оставляй вас одних без присмотра!..

Поздравляю с Новым годом. Желаю счастья, здоровья и до скорой встречи.

E. Гвоздев, 27.12.1995 г. Лимасол, о. Кипр.

P.S. Пробовал созвониться по телефону с Олегом Санаевым, не получилось. Постараюсь дозвониться до него из Афин.