Капитан-Клуб, 2000 г., № 4 (15), с. 72

Вторая кругосветка Евгения Гвоздева

Вот уже почти полтора года, как из Махачкалы в свое второе одиночное кругосветное плавание ушел Евгений Гвоздев. Можно немало поведать о его отваге, мастерстве моряка и упорстве. А можно просто напомнить, что яхта Гвоздева длиной всего 3,6 м, а капитану перед началом плавания стукнуло 65 лет.

Прежде чем говорить, куда по глобусу уже дошел Евгений Александрович, напомню, как складывалась для него прошлая весна. За три года на суше Гвоздев не только восстановился физически и морально, но и достроил новую яхту.

Проект кругосветки в честь 300-летия Петербурга, инициированный «Золотой книгой», лопнул, и Евгений Александрович решил, не дожидаясь чьих-либо благодеяний, идти в океан на своей самоделке.

В начале марта 1999 г. почти готовую яхту он спустил с балкона второго этажа, где она строилась, и на грузовике отвез в док судоремзавода.

Здесь закрепил на днище яхты тяжеленный, под 100 кг киль, выкрасил борта ярославскими белилами и нанес надписи: на носу — название судна «Саид», на корме — порт приписки: Makhachkala. И по апрельскому холодку отправился в плавание на восточный берег Каспия, в Актау.



Ходовые испытания прошли удачно — 370 миль в оба конца «Саид» осилил без особых сложностей, если не считать продолжительного штиля посреди моря, из-за чего путешествие несколько затянулось.

4 мая 1999 г. Е.Гвоздев благополучно привел свое миниатюрное судно обратно в Махачкалу и еще две недели устранял недоделки, собирал имущество и продукты, до предела набив «салон». Тюков, пакетов, ящиков и сумок было столько, что спать первое время приходилось, высунув ноги наружу через люк. Внутри яхта напоминала большую нору или маленькую берлогу, вмещающую 700 кг груза, в том числе 90 кг веса самого путешественника и 250 л воды (из расчета всего по 2 л на сутки). Остальное — продукты (трехмесячный запас) и яхтенное снаряжение. Ни радиостанции, ни спутниковой навигации, стоящей слишком дорого для пенсионера, совершающего вполне частное кругосветное плавание. Таковы правила игры, выбранной Гвоздевым. Суровой и опасной мужской игры...

Нас, редакцию газеты «Новое дело», следивших за каждым шагом Гвоздева в его первой кругосветке 1992—1996 гг., никак не упрекнешь в ироничном или, более того, недружеском отношении к Евгению Александровичу. Но когда во время проводов 17 мая 1999 г. я смотрел, как беззащитно выглядит в каспийских волнах его яхта, в голове неотвязно звучала старая песенка про трех мудрецов в одном тазу, плывущих по морю, да еще в грозу.

За первым показательным переходом «Саида» из гавани махачкалинского судоремзавода в торговый порт следили объективы фото и тележурналистов. Судно «Веха» тащило на буксире маленькую 6елую яхту, которая исправно взбиралась на волны и спускалась с них и, казалось, все это могло тянуться бесконечно.

Ее размеры (длина 3,6 м, ширина 1,4 м) выбраны не произвольно, а повторяют размерения яхты «Австралийская штучка», на которой Серж Теста обогнул земной шар за 500 дней. У тех мудрецов, что ходили по морю в тазу, дело кончилось плохо. У Гвоздева и тазик побольше, попрочнее, и характер покрепче. Не дотерпев совсем немного до 3-летия своего возвращения из первой кругосветки, отважный махачкалинец стартует в новый поход. Плавание начатось трудно. Неожиданно долгий и сложный переход до Астрахани, борьба с волжским течением, которое никак не мог осилить слабенький мотор. Потом переброска яхты автомашиной в Новороссийск, что позволило сберечь массу времени, сил и средств. Мелкий ремонт в яхт-клубе морского пароходства. Выяснение отношений с тамошними пограничниками и таможенниками, сильно походившее на вымогательство. Только 2 июля прошлого года Гвоздев смог выйти в Черное море курсом на Босфор.

Уходя из Махачкалы, он предупредил, что писем будет мало, вероятнее телеграммы со встречных российских судов. Моряк торопился, поскольку знал, опоздание с графиком похода в Северном полушарии приведёт к тому, что в Южном он столкнется с зимой и штормами. Так оно и вышло.

То ли активность российского торгового флота теперь сильно упала, то ли торопился путешественник очень, но обещанных писем и телеграмм мы в редакции так и не дождались. Лишь в конце декабря раздался телефонный звонок с Канарских островов.

См. сообщение Дженни Миллер в Катерах и ЯхтахВ общем, за полгода он одолел Черное, Мраморное, Эгейское, Ионическое и Средиземное моря, вдоль берегов Испании вышел к Гибралтару и под Рождество достиг Лас-Пальмаса, опровергнув тем самым утверждение, что российским пенсионерам путь на Канары заказан. Гвоздев торопится и, едва отметив с новыми и старыми друзьями католическое Рождество 27 декабря, выходит в Атлантику курсом на Бразилию. Если помните, именно в эти дни Западную Европу накрывает ураган, испортивший французам праздник. Его правое крыто зацепило Канары и через несколько дней в Лас-Пальмас вернулось несколько крупных яхт с поломанными мачтами и, увы, неполными экипажами. Гвоздева спасло то, что он повел «Саида» круто на юг. И перед уходом еще раз предупредил друзей, что ближайшие 2-3 месяца писем от него не будет, и просил не беспокоиться.

Он плыл 90 дней (20 дней штиля) и 4 апреля зашел в частный яхт-клуб Рио де Жанейро. Отсюда его выставили через несколько часов, приняв, вероятно, за морского бомжа — настолько не вписывалась маленькая скромная яхта в шикарный местный пейзаж. Купив продуктов (Гвоздев уже сидел на жесткой диете — на рисе, который ему дали встреченные в Атлантике рыбаки) и набрав воды, махачкалинец гордо двинулся дальше на юг, дав себе слово не соваться в богатые яхт клубы, где понятия о морском братстве забыты или вовсе неведомы. Уже в следующем по курсу яхт клубе порта Сантус близ Сан Паулу, где наконец разобрались в его флагах и поняли, откуда он плывет в своем тазу, наш яхтсмен оказался в центре внимания журналистов. Им он беззаботно и насколько позволял сленг объяснил, что огорчают его только две вещи: опоздание из-за штиля на традиционные бразильские карнавалы и незнание португальского языка, заменить который англо-испано-французским морским жаргоном невозможно.

Далее были бразильские порты Уба-Туба, Изабелла и Флорианополис. Именно оттуда состоялся в начале июля звонок Е.Гвоздева в редакцию. Знаете, это немного ошарашивает, когда после лопотания телефонистки "Уно моменто, сеньор" знакомый голос с характерным выговором вдруг четко произносит: — "Это Гвоздев беспокоит. Из Бразилии." Я, естественно, спрашиваю: "Это там, где много диких обезьян?" На что слышу вполне резонное —"Обезьян много — денег мало. Хватит хохмить." Тем не менее, разговор через океан длился 12 минут. Кое-что удалось узнать, а самым сильным впечатлением от трех месячного перехода через Атлантику были не штормы, а нападение меч-рыбы. Рыба просто охотилась и повредила киль, хотя могла проткнуть борт. Но обошлось.

На момент разговора яхта «Саид» стояла во Флорианополисе последний день. Гвоздев сказал, что идет в Монтевидео, столицу Уругвая, но особо торопиться не будет, и вот почему. Его следующей и главной целью является мыс Горн — очень хочется выйти в Тихий океан, обойдя именно его. Если предприятие удастся, Гвоздев войдет в историю мирового яхтенного спорта. Но его лучше осуществлять в теплое время года, то есть, по понятиям Южного полушария, с октября по апрель. Поэтому оставшиеся месяцы Гвоздев будет к мысу Горн подбираться, чтобы начать штурм в наилучшую пору, когда теплее и дыхание Антарктиды не столь леденящее. Судя по тому, что в июле Евгений Александрович больше не звонил, он идет на юг вдоль побережья Бразилии. Так далеко каспийские мудрецы в своих тазах еще не забирались.

Олег Санаев, главный редактор
еженедельника «Новое дело»,
Махачкала.
Фото автора.




Дополнительная информация: следим за беспримерным плаванием

За бортжурналом. Фото прислал David Melman из Буэнос-АйресаБУЭНОС-АЙРЕС, 9 сентября 2000. /Корр.ИТАР-ТАСС Павел Кузнецов/.

Совершающий одиночное кругосветное плавание на яхте длиной всего 3,7 м российский путешественник Евгений Гвоздев пришел под парусом в столицу Аргентины. Он сообщил корр. ИТАР-ТАСС, что благополучно прошел Черным и Средиземным морями и пересек Атлантику.

Плавание Е. Гвоздев начал в мае 1999 года. Яхту, которая носит имя "Саид" и весит 350 кг он построил своими руками. Путешественник родился в 1934 году в Белоруссии, с 1949 года живет в Махачкале. По специальности он судовой механик. Многие годы ходил по Каспийскому морю на крупных рыболовецких судах.

В ближайшее время путешественник намерен продолжить плавание и попытаться выйти в Тихий океан через Магелланов пролив. Это уже второе одиночное кругосветное плавание Е.Гвоздева. В 1992-1996 годах он обогнул Землю на яхте "Лена" длиной 5,5 м. Как и в нынешнем плавании, тогда он пользовался только компасом и секстаном. На яхте россиянина нет никаких средств связи и электронных приборов, определяющих координаты. В России его ждут супруга, трое детей и четверо внуков.

Снимки, присланные Гектором Мазони (Hector Masoni) из Буэнос-Айреса:


Евгений Гвоздев и Гектор Мазони — в гавани и Porta del Mar.

Февраль 2001 — пройден Магелланов пролив

Небольшое проявление инициативы в Сети, и вот 7.03.2001 пришло письмо из Пунта-Аренаса!

"Dobriy Djen y Drushba"

Yes, I have heard about him! He was here in Punta Arenas, Chile...

Да, я о нем слышал!

Он был тут у нас в Чили, Пунта Аренасе чуть больше месяца назад - шел Магеллановым проливом из Атлантики в Тихий. Сам я его не видел, но слышал, что он некоторое время провел у нас в порту (неделю или полторы).

Когда он пошёл было дальше, направляясь в Пуэрто-Монт, береговая охрана Чили завернула его назад в порт, так как у него не было обязательных по международным стандартам вещей - радио для подачи сигнала бедствия и чего-то ещё, точно не знаю. На следующий день об этом объявили в новостях, и много народу из Пунта-Аренаса скинулись и снабдили его всем, что надо. Так что в конце концов он пошел в Пуэрто-Монт.

В городских газетах было о нем несколько больших статей, погляжу дома - может, какая-то еще цела, но успеха не гарантирую.

Сам я из Восточной Германии, ваш друг и тоже любитель приключений
Себастьян.

Март 2001: Пуэрто-Монт!

10 апреля Гвоздев вышел в сторону Вальдивии, планируя и дальше подниматься к северу вдоль чилийского побережья.

Here I attach more information about your lost sailor ( but it is all in Spanish, sorry .. ).
Yours
Raimundo Runge


"Саид" в Вальдивии (фото прислал Hector Masoni)

Середина июня 2001: Антофагаста

Гвоздев вышел из Антофагасты, идет к Перу (?).

He start now from Antofagasta, 1.400 km at the north of Santiago, and sail to Iquique and Arica, in the border with Peru.

Yours from Puerto Montt - Chile
Raimundo Runge

Статья на испанском (jpg 250 Kb) Кто сможет перевести, напишите!

28 июля, сообщение яхтсмена Петера Киттеля

When Yevgeni wanted to clear himself and 'SAID' out of Puerto Natales, near Torres del Paine National Park, the Chilean Navy declared his trip the equivalent of the US Coast Guards 'manifestly unsafe voyage' and wouldn't let him leave. Instead they bought him and his boat passage on a steamer north to Puerto Montt, well past the notorious Golfo de Penas. They didn't have to dig too deep into their pockets though.

Когда Евгений хотел отплыть из Пуэрто Наталя (около национального парка Torres del Paine), службы чилийского флота объявили его плавание "явно небезопасным путешествием" (в терминах Береговой охраны США) и не хотели выпускать его в море. Взамен предлагали оплаченный провоз его и лодки пароходом на север в Пуэрто Монтт (в прошлом Golfo de Penas). /Они все же не должны слишком глубоко забраться в свой карман (??)/.

you see:
'Said' is 3,70 meters long( about 12 1/2 feet)
She weighs 350 Kilos(770 lbs), 120(264 lbs) of them in the keel.

В самом деле, ведь "Саид" имеет длину /всего/ 3,70 м (около 12,5 футов), весит 350 кг (770 фунтов), 120 кг (264 ф.) из которых приходится на киль.

His biggest problem, says Y. is to carry enough water and food on long trips. 'Said' simply doesn't have a lot of space. 'Average speed 2 knots' he told me.

While here he kept giving away stuff, including charts, lines and sails - 'I have five - nyema prablema'(if I got that right)to gain space. He figured he could make it to Tahiti nonstop in 90 days with the provisions he had aboard.

Самая большая проблема, сказал Евгений — то, что надо взять достаточно воды и пищи на долгий переход. На "Саиде" просто нет места, а средняя скорость, как сказал он - 2 узла.

Чтобы освободить место, он оставил здесь кое-что из снабжения - карты, тросы и паруса. - "У меня их пять, нет проблем" (если...??). По его расчету, с имеющимся запасом провизии он мог бы совершить безостановочный переход на Таити за 90 дней.

I think I talked him into stopping at Easter Island to top off his water...

It was a three hour fight with Chilean Bureaucracy - I could help him with my Spanish there - to get 'SAID' and her Captain cleared out of Chile.

Я советовал ему зайти на Остров Пасхи, чтобы пополнить (?) запас воды...

Три часа шла борьба с чилийскими портовыми бюрократами, чтобы "Саида" и его капитана выпустили из Чили. Я помогал ему объясняться по-испански.

Then we said our good-byes and waved and hollered from a distance: 'See you in Tahiti!' I wasn't ashamed that people saw me cry. I wasn't the only one anyway. Everyone(including one or two of the bureaucrats!) loves his spirit.

Потом мы попрощались, когда он уже отошел, крикнул - "Увидимся на Таити!" Не было стыдно, что люди видят мои слёзы. Я был не единственным, во всяком случае. Всех (включая одного или двух из бюрократов!), поразил его дух, мы полюбили его.

Best of Luck, Yevgeni!


Peter Kittel - Abenteuer Feuerland, www.juprowa.com
Заходите на форум этого сайта, там могут быть новости о Гвоздеве.

Из-за невнимательности и своих "выдающихся познаний" в английском и географии я сообщил в нескольких письмах, что Гвоздев пошел на Таити из Пуэрто-Наталя. На самом деле этот город находится на юге Чили, описанная встреча произошла еще до захода Гвоздева в Пуэрто-Монтт. Пересечение могло быть начато, по видимому, из Антофагасты. - Г.Ш.

Сообщение в конференции на Yachting.ru

Отправлено Евгений on August 08, 01 at 16:47:39:
16 июля Евгений Александрович Гвоздев покинул территорию Чили и идет на Таити.

13/02, еще уточнения

Приходят письма из Чили, Аргентины, Уругвая от тех, кто встречался с Гвоздевым или просто слышал о нем и разделяет тревогу за его судьбу.

Спасибо, Guille ( from Argentina of http://www.cibernautica.com.ar/foro/index.html ) - thank you very much!

I’m doing the probable trip that Evgeny would do . . . .

I’m found this :

6/Febraury/2001 – Arrived to Punta Arenas ( Chile ).
8/Febraury/2001 – Leaved Punta Arenas ( Chile ).
The information is at http://www.tercera.cl/diario/2001/02/08/t-08.10.3a.CRO.RUSO.html ( is in Spanish )

4/March/2001 – The Chilean Navy was looking him.
The information is at http://www.tercera.cl/diario/2001/03/04/t-04.15.3a.CRO.RUSO.html ( is in Spanish )

8/June/2001 – He was in Antofagasta.
The information is at http://www.tercera.cl/diario/2001/06/08/t-08.18.3a.CRO.RUSO.html ( is in Spanish )

This newspaper said that he will go to Tahiti or Australia, and said that he will not go to Peru for terrorist’s problems ( I don’t know what this means ).

Action:

I had written ( yesterday ) to the Port’s Captains for the principals ports and sailing people at the north of Chile <...>, Peru until Lima <...> and Colombia <...>.

Also write to a group of software for GPS ( general position systems - OziUsers-L@yahoogroups.com ) with people at New Zealand and Australia. Also other persons had written to the Chile Navy. All this mails in spanich that is easy for us. Nobody has replayed us, at this time.

I think that Evgeny could go to :

1.- Galapagos or Easter Island ( this is not so probable because it is at south of Antofagasta )

2.- From south to north : New Zealand, Australia, Fiji, New Caledonia, French Polynesia, Marquesas Island, Kiribati, Tuvalu or New Guinea ). This will be our next step to write.

Evgeny will appear ! ! !

Все мы ждем и надеемся на лучшее.

Запросы о помощи в поиске сведений о Гвоздеве сделаны и на сайтах www.presidence.pf и www.kremlin.ru. (С первого тут же пришел автоответ от имени президента французской Полинезии с извещением о получении и обещанием рассмотреть; на втором сайте такая простенькая функция, похоже, не предусмотрена.) - Г.Ш.
PS: зато 24.02 пришел ответ: сообщение переправлено в МИД. Будем надеяться, что если российские представители в дальних странах будут знать о Гвоздеве, вдруг при случае окажут ему какую-либо помощь.

20 февраля: все в порядке, плавание продолжается!

Ура! В свое время поиски в Махачкале не дали ничего, а теперь — прошу любить и жаловать сайт газеты "Новое дело" (прим. 2008 - неактуальная ссылка удалена, ищите в "Дагестанской правде"), благодаря главреду которой Олегу Санаеву мы и узнали о Гвоздеве. Правда, информацию о Гвоздеве найти на сайте поначалу не удалось (только о том, что попал Евгений Александрович в список "человек года", который составляла газета). Первая попытка наладить связь по e-mail была неудачна, но сегодня удалось поговорить с Олегом по телефону. Итак...

Гвоздев, выйдя из Арики (самый север Чили, вблизи границы с Перу), был на Таити еще в ноябре! Что ему менее всего интересно — так это шумиха и реклама вокруг плавания. Прислал факс в "свою" газету в родном городе — и все. В мировых и местных таитянских новостях — ничего, мы тут с ума сходим, аргентинские яхтсмены начали организацию общественного движения за то, чтобы добиваться от ВМФ Чили и Перу ответа — не видал ли кто "Саида".

А Гвоздев в это время тихо-мирно обживается на Таити :-)). Кстати, вы не были на Таити? Мы тоже. То-то же.

Ему помогли с ремонтом лодки и поправкой здоровья после четырехмесячного перехода, и только что, 6 февраля, Гвоздев отправился дальше. Вот его сообщение, только что опубликованное в "Новом деле":

Здравствуй, "Новое дело"!

Оформил отход и 6 февраля ухожу на Моореа (здесь рядом), затем на Райатеа, Бора-Бора и Самоа. Если на Самоа не понравится, иду до Австралии без остановок.

На борту яхты продовольствия на 4 месяца. С водой, надеюсь, проблем не будет - мне яхтсмены и руководство яхт-клуба "Таити" подарили ручной портативный опреснитель морской воды. Весит штукенция примерно два с половиной кг, а за день можно накачать около 20 л воды, пригодной для питья. Доставили его самолетом из Франции (там цена ему 500 долларов, на Таити - тысяча). Не удивляйтесь, Таити - самый дорогой остров в мире: лимоны - 9 долларов за кг, яблоки - 7, помидоры - 5 и т. д. И это в самом дешевом магазине...

Здесь мне сшили бесплатно грот, и теперь на борту имеется один новый комплект парусов и два - стареньких. Для мотора закупил 30 литров бензина, обзавелся копией карты Торресова пролива, отдохнул, напичкал организм витаминами, подстригся на лыску (в целях экономии шампуня и воды). Пора и честь знать... А если серьезно, то надоели Таити до чертиков. Хочу домой, в Россию. Всего доброго, обнимаю.

Е. ГВОЗДЕВ. 05.02.2002 г. Таити, борт яхты "Саид".

Сообщение, полученное Гектором Мазони:

The Port auhority of Papeete transmitted to us your message.

Evgeniy GVOZDEV is presentely in the Leward islands of French Polynesia ( Raiatea & Bora Bora) He arrived on SAID after 125 days sailing from Peru to Tahiti the 13 rd of last november & he spent more than 2,5 month in the Tahiti yacht club where he receivrd a warm welcome & interest. His project is to sail non stop from Bora Bora to Torres Strait ( North of Australia) heading to Darwin as soon as the wheather conditions are good ( end of the cyclon season: march/april)

He is in good condition of health. A new mainsail, food, charts, shipschandlery, an emergency watermaker, a dinghy were offered to him by the members of the Tahiti yacht club.

Michel ALCON
Yacht club de Tahiti manager

Евгений ГВОЗДЕВ находится в настоящее время на островах Общества Французской Полинезии (Райатеа или Бора Бора). Он прибыл к нам на САИДЕ после 125 дней плавания от Перу до Таити 13-го ноября (2001 г.) и более 2,5 месяцев пробыл в яхт-клубе Таити, где нашел теплый прием.

Евгений планировал дождаться на Бора-Бора хорошей погоды (конец сезона циклонов: март/апрель) и пойти без остановок к Торресову проливу (севернее Австралии), на Дарвин. Он в добром здравии. Члены яхт-клуба Таити предоставили ему новый грот, продукты, карты, аварийный опреснитель, тузик и прочее снабжение.

Michel ALCON,
управляющий яхт-клуба Таити.

PS: А любопытно, какой же тузик теперь на "Саиде"?

9.07.2002 - сообщение Гектора Мазони:

Удалось узнать, что Гвоздев все-таки заходил на Самоа (на какой именно остров, неизвестно) и в начале июня пошел дальше к Австралии.

2.08.2002 - Дарвин, Австралия!

Перевод статьи в газете Herald Sun:

За твою лодку, Иван!

2 авг. 2002

РУССКИЙ искатель приключений Евгений Гвоздев предполагает, что может стать жертвой австралийской паранойи по отношению к тем, кто прибывает в страну на лодке. 68-летний отставной моряк в одиночку идет вокруг света под парусом на самодельной 3,7-метровой стеклопластиковой лодке Саид. Он поражен решением австралийских иммиграционных властей, которые разрешили ему остаться в Дарвине только на 10 дней, чтобы пополнить запас продуктов, воды, лекарств, карт — и снова уйти в море.

"Я знаю, что в Австралии много проблем с мигрантами, но я-то тут проездом" — говорит Гвоздев. — "Мой паспорт оказался не в порядке — значит, капут! Австралия — первая страна, где у меня оказалась проблема с паспортом". Сейчас яхта Гвоздева стоит в марине Дарвина, где ему предоставили бесплатную стоянку. Проблема г-на Гвоздева в том, что у него паспорт СССР 15-летней давности, срок действия которого истек 14 июля.

Г-н Гвоздев покинул свой родной порт Махачкала на Каспийском море 17 мая 1999 г.

Перед тем, как пересечь Атлантику и попасть в Бразилию, он прошел Черное и Средиземное моря. Он обогнул Южную Америку и пересек Тихий океан от Чили до Таити, потом переходами по островам шел к Самоа. Лодка Гвоздева стоит в Tipperary Waters Marina; друзья, оставшиеся у него в Дарвине со времени захода сюда в предыдущем плавании помогают ему подготовиться к следующему шагу пути — переходу на Кокосовые острова. Есть задержка с получением денег из России, а русское консульство в Сиднее говорит о 5-месячном ожидании для того, чтобы заменить паспорт.

"Ему 69 лет. Они не дают ему времени чтобы поправить здоровье, привести в порядок лодку, получить деньги и поправить паспорт — черт побери, ни для чего!" — говорит обитатель марины Peter Doolette. — "Это вопрос жизни и смерти, и многие из нас борются за то, чтобы он стартовал нормально. Если бы австралийский путешественник попал в такую передрягу в России, представляю, сколько было бы шума".

Но вчера иммиграционный департамент заявил, что не намерен на следующей неделе выгонять в море г-на Гвоздева, построившего лодку на балконе своей квартиры. "Любое лицо может запросить продление пограничной визы, просто обратившись к нам", заявила представитель департамента.

Управляющий марины Peter Dermoudy, помогавший Гвоздеву еще во время его прошлого захода в Дарвин в 1995 году во время одиночного кругосветного плавания на лодке побольше (5,5 м), заявил властям, что крайний срок для пребывания в Австралии 8 августа совершенно неприемлем.

"Он имеет право на некоторую отсрочку. Его пример вдохновляет абсолютно всех нас, показывая, что не надо быть миллионером, чтобы следовать своей мечте", сказал г-н Dermoudy.

Вчера Армия спасения, St Vincent de Paul и сочувствующие помогли Гвоздеву продуктами и деньгами, чтобы поддержать совершенно издержавшегося и истощенного мореплавателя для пути через Индийский океан.

Австралия предоставила г-ну Гвоздеву месячную временную визу, когда 10 июля он прибыл на Gove Peninsula, самую отдаленную северную точку Северных территорий.

Он едва стоял на ногах, когда дошел до Самоа, и использовал весь свой 200-л бак для воды на пути в 7400 км. Чтобы пополнить снабжение, он прибыл в Дарвин 29 июля. Его виза истекает 8 августа. При росте 181 см он обходится на лодке рубкой длиной 1.5 м и должен спать согнувшись. У него нет радио и навигационного оборудования, кроме секстана. Он утверждает, что "Саид" — самая маленькая парусная лодка, прошедшая Магеллановым проливом. Г-н Гвоздев рассчитывает вернуться домой в следующем году.

Его известность в России выросла благодаря регулярным публикациям о его приключениях. (???) 5.5-м лодка, на которой он побывал в ряде австралийских портов в середине 90-х, стала в России музейной, сказал он.

Прилив сочувствия: Евгений Гвоздев на борту "Саида" в Дарвине. В ожидании помощи от друзей и собратьев по парусу. Фото AP.

16.01.2003 - дополнительный материал по Дарвину: перевод двух интервью на австралийском радио. По ссылкам на потоковое аудио можно услышать все самому!

Около 20.09.2002 - Кокосовые острова

Получено сообщение Терри Уошера (Terry Washer, Cocos-Tourism):

Evgeny has been to Cocos and sailed on again two weeks ago.
Евгений был на Кокосах и две недели назад снова ушел в море.

Ноябрь 2002 - Коломбо

Статья от 10 ноября (перевод), найденная только через 2 месяца, 9 января. Гвоздев жив, здоров, хотя и истощен: оказался в трудном положении. Какая-то непонятная история: его снова ограбили? 10 января дозвонился до Олега Санаева (он уже не в "Новом деле", а зам.главреда "Дагестанской правды": то-то в НД больше не было сведений о Гвоздеве!). Санаев сообщил, что через несколько дней в газете и на сайте появится новый большой материал, а с Гвоздевым все в порядке; он заходил в порт Кочин в Индии и сейчас на пути к Джибути.

Стамбул

Дагестанская правда

Е.Гвоздев: есть вторая кругосветка!

6 июля дагестанский яхтсмен и предшественник Евгений Гвоздев достиг Стамбула. Таким образом по географическим и спортивным показателям он завершил свое второе одиночное кругосветное плавание - то есть пересек свой собственный курс, проложенный в Мраморном море и проливе Босфор четыре года назад.

Об этом Евгений Александрович сообщил телефонным звонком в редакцию из Турции. Путь от греческого острова Родос, откуда он звонил раньше, занял больше месяца. Такая длительность перехода Родос-Стамбул объясняется затяжными штилями в Эгейском море и осложнениями с греческими пограничниками, которые встретили российского яхтсмена весьма неприветливо.

После нескольких дней отдыха Е.Гвоздев движется в Черное море. Проблемой в этой части перехода является сильное встречное течение в Босфоре, которое не под силу миниатюрной яхте "Саид" ни под парусами, ни под мотором. Скорей всего, дагестанское судно из знаменитого пролива выведет в море какая-нибудь яхта помощнее - то ли турецкая, то ли российская, которые в этой части Черного моря не редкость.

Следующий звонок Е.Гвоздев обещал сделать уже из Севастополя, где его ждут коллеги из яхт-клуба Черноморского флота России./19.50 - 09.07.2003

ДОМА!!!

Дагестанская правда

Евгений Гвоздев вернулся домой после одиночного кругосветного плавания.

69-летний мореплаватель из Махачкалы Евгений Гвоздев прибыл в субботу в порт родного города. Таким образом он поставил точку в трехлетнем одиночном кругосветном плавании. 

Свою "кругосветку" Е.Гвоздев совершил на яхте "Саид" длиной 3,7 метра, шириной в 1,4 метра и водоизмещением в 600 кг, собранной на балконе собственного дома. 

В мае 1999 года он вышел из махачкалинского порта на Каспийском море, затем пересек Черное и Средиземное моря, Атлантический, Тихий, и Индийский океаны, прошел через Магелланов пролив. 

В Махачкале был устроен торжественный прием в администрации города. Мэр Саид Амиров вручил путешественнику ключи и ордер от двухкомнатной квартиры. /08.10 - 11.08.2003