Комсомольская правда, 19 ноября 1974 г.

ОДИН СРЕДИ ВОЛН

Хождение за море... на байдарке

Однажды спросили старика: для чего существует море? Старик ответил: рыбам — плавать, птицам — летать, людям — ходить. Люди, сколько они себя помнят, всегда ходили по морю. Одни ходили за рыбой, другие за жемчугом, а третьи просто потому, что не могли не ходить. У древних было хорошее присловье: плавать по морю необходимо. Необходимо! Желание достичь горизонта, заглянуть за него двигало вперед корабли Колумба и Магеллана.

Человек не может сидеть на месте, сложа руки. Это противно его природе. Даже сейчас, располагая огромными техническими возможностями, он продолжает испытывать необоримую тягу к движению, к борьбе с силами природы. Поднявшись на никем доселе не покоренную горную вершину, пройдя на плотах ревущий пенный порог, человек начинает полнее чувствовать свою власть над Природой и вместе с тем сильней любить ее, потому что его любовь становится осознанной, прочувствованной. Понятие Родины для нас прежде всего связано с окружающей природой. И это чувство, конечно, будет полнее, если ты сам, своими ногами, пройдешь по. земле, по ее морям и горам.

...Наш известный яхтсмен олимпийский чемпион В. Манкин как-то сказал: «Какое это необыкновенное ощущение — один в бескрайнем море, с глазу на глаз со стихией! На яхте с экипажем, пожалуй, не так. А на большом корабле — разве это плавание? Совсем другое дело, когда ты идешь вровень с волнами, заглядываешь им в глаза...»

Мне знакомо это. Я понимаю яхтсменов, которые уходят по зову моря. А можно ли на байдарке отдаться во власть волн? Да, на обыкновенной байдарке? Не спешите с ответом. Можно — утверждаю я.

История байдарки берет свое начало от древнего каяка, который в течение многих веков используется у северных народов как промысловая и транспортная лодка. В 1928 году летчик Франц Ромер иа парусной байдарке иа прорезиненной ткани, натянутой на деревянный каркас, перешел Атлантику.

В нашей стране спортивная байдарка тоже пользуется большой популярностью. Простота в управлении, легкость делают ее доступной для каждого. Плавание по порогам и водный слалом, гонки на различные дистанции и дальние путешествия — на все годится байдарка. Не плавала у нас байдарка только по морю. Как-то не было это принято...

Трудно сказать, когда у меня зародилась идея транскаспийского перехода на парусной байдарке. Готовился я к этому испытанию несколько лет. Каспий выбрал потому, что для мореплавания он особенно труден; в случае успешного прохождения этого маршрута можно смело путешествовать в любом районе Мирового океана.

Как утверждает Большая Советская Энциклопедия, Каспийское море по силе и продолжительности штормов является самым буриым из всех южных морей Европы и Азии. Особенно сложен участок между Баку и Красноводском. Ветры тут неустойчивые, очень резкие, волнение беспорядочное. Именно здесь и проходил мой маршрут.

Старт был назначен в ночь на 1 октября, когда с берега дул удобный м несильный ветер.

Первые восемнадцать миль до промысла банки Макарова прошел хорошо. Курс был проложен ст мыса Пута, что южнее Баку, на буй у северной оконечности этого промысла.

Утром ветер начал менять направление и постепенно усиливаться. Я несколько поправил курс. Надо сказать, что прогноз, полученный накануне, и мои собственные наблюдения позволили правильно спланировать тактику на первую половину пути. Чем выше поднималось солнце, тем больше к югу, усиливаясь, «заходил» ветер.

После девятнадцати часов хода, когда было пройдено 67 миль, я сделал первую большую остановку. Плавучий якорь держал хорошо, он не давал лодке развернуться лагом к волне. Ветер, дувший весь день с вюйда силой в шесть баллов, развел четырехметровую волну. В наступившей темноте мрачно светлели редкие, но крупные беляки барашков. Заснуть не удавалось. Я мог себе позволить только немного расслабиться, но для отдыха и это было хорошо.

В девять часов ветер стал садиться. Вот запись из бортового журнала: «Ставлю стаксель. Компасный курс 105 градусов с учетом сноса 10 градусов правого галса. Скорость — 3,5 узла. Полночь: ветер — 5 баллов, волнение среднее, ход и курс прежние. В лодке сухо, но лютый холод. Стаксель зарифлен на три оборота, шверт подобран».

По ночам действительно было очень холодно. Чтобы согреться, я то и дело спускал паруса, вытаскивал из «трюма» весло и работал им. Так бывало каждую ночь, причем по мере приближения к туркменскому берегу ночи становились все холоднее.

Вторые сутки прошли нормально. Ветер продолжал свой тур-де-вальс вокруг картушки компаса, ход был хорошим, и я уже мог надеяться на успех. Но на третий день случилось то, чего мне меньше всего хотелось. Подул сильный ветер с востока. Встречный ветер у парусников называется «мордотык». Постепенно набирая силу, он засвежел до шести баллов. Опять начался свист в снастях, опять появилась пена на гребнях. Брызги вновь полетели в лицо, и снова пришлось быстро натягивать «непромоканец».

На  снимке: Александр СУДЕЦ на своей  байдарке во время тренировочного плавания.

За этот день, идя длинными галсами, я с трудом прошел по курсу пятнадцать миль, оставшиеся до Красноводской косы. Уже ночью, когда слева открылся маяк Тарту и стали видны огоньки селения, ветер неожиданно стих. Вход в Красновод-ский залив был где-то южнее. Я спустил паруса и на веслах пошел вдоль берега. При полном штиле байдарка вошла в Красноводский залив. 4 октября в 3 часа 27 минут по бакинскому времени под днищем лодки зашуршал песок красноводского берега. Путешествие было закончено. Оно заняло 74 часа.

Море потребовало от меня мобилизации всех сил, всего опыта, накопленного за годы путешествий. Знание лоции, навигации, мореходной астрономии, такелажного дела, умение владеть парусом и веслом — без этого я бы не мог надеяться на успех.

А.СУДЕЦ,
оператор Центрального телевидения,
председатель водноспортивного клуба «Эфир».