Московский комсомолец, 1 сентября 1979 г.

ОСЕННЯЯ РЕГАТА

В последние субботу и воскресенье лета на Московском море в шестой раз проводился традиционный «Матч команд городов». Инициаторы соревнований — парусная секция Московского клуба туристов и сборник «Катера и яхты».

Солнце над морем — вполнеба. А кругом, как в веселом мультфильме, — зеленый лес, алые и снежно-белые паруса, оранжевые палатки. Торжественно выстроилась на Парусном берегу разноцветная флотилия — 130 яхт из Москвы, Ленинграда, Таллина, Калининграда... В 12.00 старт.

Внимание! На дистанцию вызывают байдарки, катамараны и тримараны. Быстро влезаю в оранжевый спасжилет, вспоминаю все про левый и правый галс. Сегодня я матрос тримарана М-9. Рулевой Игорь Горячев поворачивает румпель. Полный вперед!

Ветер попутный, и все быстрее летит по волнам наша яхта. Легкая, светлая, изящная. Нешуточное это дело — построить корабль. Ты и конструктор, ты и плотник, ты и швея. Работы и на год, и на два. Зато теперь — соленые брызги, :-) бешеный ветер в лицо, километры морских дорог. Да что говорить! Лучше моря только море.

А вот правила движения здесь посложнее, чем на суше. Крутой разворот у буйка. Уступаем путь катамарану с ленинградским номером, обгоняем экипаж таллинцев. Как-то незаметно прошли половину дистанции. Солнце в зените, на небе ни облачка, а ветер насвистывает знакомый матросский мотив. Матросская служба нелегкая, особенно с непривычки. Почему-то никак не опускается шверт. Вожусь-вожусь, а у рулевого новая команда наготове: «Правый галс!» Значит, надо как можно быстрее переместиться на противоположный борт. Хорошо бы еще при этом не очутиться в воде! Тут тримаран резко кренится набок. «Матрос, держи равновесие!» Держу. Свешиваюсь за борт, раскачиваюсь, размахиваю руками. «Все в порядке, рулевой». И вдруг удар, скрип. Столкнулись! Выяснять, кто виноват — мы или шустрая байдарка — некогда. Желтый парус соперников убегает все дальше и дальше.

Пролетела мимо элегантная «МЕВА» Юрия Георгиевича Иванова. Ничего не скажешь, стаж: Иванов ходит на парусниках с 1952 года. У нашего экипажа опыта поменьше. Не самые первые, но уж и не последние— двенадцатые — пересекаем финишную черту. Грохочет мегафон, снуют по берегу болельщики. А рулевые тут же со всех ног устремляются к главному судье. Вопросы, споры, шум, гам. Но Николай Метан спокоен и невозмутим: апелляционное жюри протесты разберет и справедливость восстановит. Кое-кого придется дисквалифицировать.

Счастливые и усталые подходят к штабной палатке победители. Поздравляем Иванова, поздравляем Михаила Власенко. А главный приз — Кубок сборника «Катера и яхты» на этот раз завоевала команда Ленинграда. Но разве в одних только гонках дело. Главное — эта встреча, шумный палаточный город, туристское братство. Обжигает пальцы закопченный котелок. В записной книжке — тридцать новых адресов: Старая Русса, Загорск, Ленинград. И не кончаются рассказы про Белое море и про Азовское, про Селигер и Байкал. Закаленные морские волки, зеленые новички — мы одна большая семья.

Поздним вечером весь лагерь у костра. Убегают в звездное небо гигантские мачты-сосны. Между соснами — сказка, быль? — белые треугольники парусов. Долго-долго звенят гитары. Завтра новый рабочий день — мы студенты, инженеры, рабочие, врачи. Сложим разноцветные паруса, засунем на антресоли любимые яхты: лето закончилось. Но сейчас — еще полчаса до рассвета. И поем мы о дальних гаванях, о старинных клиперах. О том, что скоро снова на каком-то море «будем к переходу ставить паруса».

М.РУБАНЦЕВА