Было это в 1992 г. Сразу скажу, история реальная. Итак, осень, середина сентября.
В Москве на Пироговском вдхр. проходили соревнования (названия регаты не помню). Я участвовал на Луче. Ветер был 12-14 м/c (данные с судейского судна), т.е баллов 6. На старт вышло 13 лодок. При таком ветре я с трудом справлялся с лодкой, и вскоре после старта безнадёжно отстал от всего флота. Однако, я решил пройти дистанцию до конца. Финишировал я 13-ым из 13-ти как минимум через полчаса после всех.
И вот тут-то и начались мои приключения. Я повернул и пошёл назад в сторону Клязьмы фордаком. По какой-то причине мне не удавалось вывести Луч на глиссирование — он застревал между двумя волнами, а когда начинал обгонять очередную волну — зарывался в неё носом и вода перекатывалась через палубу.
Небольшое отступление.
В г.Дубне раньше был (а может и сейчас есть) общественный туалет с унитазами очень интересной конструкции: корыто со сливным отверстием, в которое автоматически, каждые две минуты сливается вода из бачка. Внутри корыта сделаны два выступа, на которые человек ставит ноги, когда пользуется этим чудом дизайна. Если вы сидите там более 2-х минут, то во время автоматического слива надо подпрыгнуть и переставить ноги на края корыта, чтобы их не залило водой. Так вот, именно этот сортир мне тогда и вспомнился, поскольку при обгоне очередной волны мне приходилось вылезать из кокпита и ставить ноги на палубу, чтобы намочить их не до середины голени, а только по щиколотку.
Дальше — лучше. Напротив Бухты Радости я перевернулся. Ни с того ни с сего. Ну ладно, думаю, не доглядел. Ставлю лодку, беру румпало и вижу, что кронштейн крепления баллера отвалился.
Как известно, парус на Луче надевается сверху на мачту, поэтому просто так смайнать его нельзя. Кроме того, для того чтобы парус был более плоским, перед гонкой я притянул шкотовый угол к гику при помощи небольшого штерта (хотя правилами класса это запрешено, но так делают почти все!).
Итак, я решил смайнать грот (заметьте, что всё это происходило при 6-бальном ветре и соответствующей волне). Первым делом я попробывал развязать штерт оттяжки шкотового угла (ножа у меня не было!). Мне это удалось сделать минут за 10-20, причём за это время яхта много раз переворачивалась. Потом я намотал грот вокруг мачты, не вынимая лат. На это ушло ещё столько же времени. Однако, даже смотанный грот сильно парусил, ведь в нём были латы. И вот, когда лодка в очередной раз перевернулась, я на секунду замешкался и положенную на борт яхту отнесло от меня метра на три.
Отвлекусь ещё раз. Спасжилетов тогда на базе не хватало, но в гонку без спасжилета не пускали. Поэтому я надел рваный спас-жилет, а поверх него куртку. Я попытался догнать свою лодку, но расстояние между мной и лодкой не уменьшалось. Плыть было тяжело, тяжелая одежда и рваный спасжилет тянули на дно. В какой-то момент я нырнул чуть глубже, чем обычно, и почувчтвовал, что выныривать очень тяжело. Если бы я начал снимать с себя куртку, потом спасжилет, то лодка убежала бы от меня, а в том что я вплавь доберусь до берега, я не был уверен.
К счастью, в этот момент мимо проходил Картер 30 (названия, к сожалению не помню). Я поднял руку. Увидев мое бедственное положение, Картер подошел с наветра и оказался в паре десятков метров от меня. С борта крикнули, нужна ли мне помошь. Но, в это время мой Луч затормозился, т.к. Картер закрыл ему ветер, и я смог догнать свою яхту. Взобравшись на Борт своей лодки, я показал Картеру, что помощь мне не нужна, прокричал слова благодарности и не ставя лодку на ровный киль продолжил дрейфоввть в сторону берега.
Через некоторое время меня вынесло на мысок. Дальше по ветру за мыском был залив и где-то в двухстах метрах — берег с с заброшенным дебаркадером. На мыске я вынул латы из грота, плотно обмотал парус вокруг мачты, принайтовал гик к мачте, а мачту к лодке, уложил сломанный руль в кокпит, разделся, разложил мокрую одежду рядом с лодкой. И тут я обнаружил, что мой шверт пропал. Я посмотрел по ветру, и на другой стороне залива, на дебаркадере увидел мужика, который держит в руках мой шверт и показывает его мне. Я знаками показал ему, чтобы он положил шверт на дебаркадер, и, проверив все ли закреплено как следует, пустился вплавь к дебаркадеру.
Добравшись до цели, я оценил, что если сюда я плыл по ветру и по волне, то назад против более чем полуметровой волны и 6-ти бального ветра, да ещё и со швертом мне не выгрести. И я пошёл в обход.
Обходить пришлось значительно больше, чем я предполагал. Сначала пришлось добраться до Дмитровского шоссе, потом по мосту вдоль шоссе пересечь залив (может это и речка какая была, я не помню), и в итоге по другому берегу дойти до мыска, где я оставил свой Луч.
А теперь представьте себе, что вы водитель автомобиля и едете по Дмитровскому шоссе. Середина сентября, уже не жарко, тучи, ветер в 6 баллов. И тут Вы видите: по обочине шоссе идёт бородатый мужик в плавках, а под мышкой он несёт белую пластиковую доску метр в длину и сантиметров 30 - 40 в ширину. Что Вы о нём подумаете?
Ну ладно, добрался я до своего Луча, и стал думать как выбираться к яхт-клубу. Где-то в километре от меня (по-моему, то место и называется бухтой Радости, но я не уверен) я увидел пару крейсерских яхт. И я пошёл к ним, опять оставив свою яхту на мыске. Одной из яхт было не по пути (дело было уже к вечеру, воскресенье), а на второй (это был крейсерский швертбот, названия, к сожалению, тоже не помню) мне согласились помочь. Я вернулся на мыс, взял носовой луча в руки, и вдоль берега по колено, а иногда по грудь в воде дотащил Луч до тешки (а-ля "Бурлаки на Волге"). Не помню, почему мне не удалось загрузить в свой Луч сразу всё, что со мной было. Однако, мне пришлось сделать ещё одну ходку на свой спасительный мысок за вещами.
Дальше особенных приключений не было. Тешка взяла на буксир мой Луч. А я сидел в кокпите тешки, отогреваясь горячим супом и чаем. Вот что значит парусное гостеприимство!. Кстати, с парусным гостеприимством я сталкивался много раз, и таких случаев у меня было гораздо больше, чем случаев проявления безразличия.
Тешка дотащила меня до яхт-клуба. Я поблагодарил их и (наконец-то!) вытащил свой луч на берег в "порту приписки".
Вот такая история.
В заключение, хочу во-первых ещё раз сказать спасибо всем тем, кто так или иначе помог мне тогда. А во-вторых, если интересно, можно разобрать эту историю с пользой для дела. Т.е: очевидно, что я в этой истории действовал с грубыми нарушениями хорошей морской практики. Ну, с ходу, навскидку:
1. Рваный спас-жилет, да ещё и под курткой,
2. Мат.часть надо проверять тщательнее,
3. Отсутсвие на борту ножа,
4. Использование запрещённой оттяжки шкотового угла грота.
Кто может, поплните этот список. Мои промахи усугубляются ещё и тем, что к тому моменту я занимался парусным спортом уже 14 лет (мне тогда было 19 лет). В оправдание могу сказать лишь, что в юности люди иногда совершают и более безумные поступки.
Спасибо за внимание,
С уважением,
Яхтенный рулевой 1-го класса
Черкащенко Михаил.