Случай в Финском заливе

отправлено Чекмарев К.В. on June 27, 05 at 16:22:38

Лет пятнадцать тому назад со мною произошла неприятная, но, на мой взгляд, весьма поучительная история, которую считаю возможным опубликовать для пользы судоводителей-любителей.

Погожим солнечным воскресным вечером возвращаюсь я с рыбалки из района острова Верперлуда, что в Маркизовой луже рядом с Лисьим носом. Слабенький редкий для этих мест западный ветерок и достаточно свободного времени соблазнили меня не заводить мотор, а идти домой под парусами. Иду потихоньку стаксель и грот - «бабочкой». Ход не более 2-3 узлов. Временами ветер почти совсем стихает. Паруса при этом безжизненно повисают, и лодка движется по инерции или встает. Торопиться некуда, шуметь мотором не хочется. Наслаждаюсь чистым морским воздухом и солнышком в спину. Полное благолепие!
Иду вдоль берега на расстоянии 2-2.5 км. Уже прошел радиомачту в Ольгино. Скоро траверс Лахты. Места исхоженные многократно все знакомо. Изредка смотрю вперед, а в основном по сторонам. Красота! Город как на ладони. Залив искрится солнечными бликами. Очередной раз стих ветер. Стою. Проходит какое то время. Продолжаю стоять. Смотрю за борт…. Дно!!!
Мель! Да какая! Обегаю по борту катер. Сколько видит глаз под водой желтенький песочек. Чистый, ровный, как стол ни камушка, ни водорослей.
Осадка носом 50 см кормой 60 см, киль ровный, днище гладкое (обводы яла 6) никаких выступающих частей. Киль вошел в мелкий песок мягко без скрипа и толчка. Волн нет. Катер ровнёхоньконько стоит на плоском участке днища.

Перегретый летним солнцем, не размышляя, прыгаю за борт.

Теплая вода чуть выше колена. Обхожу судно вдоль борта. Пробую стронуть – шевелится. Если слегка приподнять, можно сдвинуть (водоизмещение 3Т длина 7м ширина 2м), значит не так все страшно. Сняться смогу. Не впервой!
На худой конец есть мотор (6 л.с.). Винт расположен существенно выше линии киля и свободен. Можно попытаться, но это, в крайнем случае.
Провожу разведку глубин.
Сначала иду прямо по курсу. Глубина уменьшается через 30-40 м уже по колено. Ясно дальше нельзя. Меняю тактику, иду вокруг катера, постепенно отдаляясь. Вода теплая песочек мелкий и мягкий. Волн нет, солнышко греет. Просто приятная прогулка.
Надо же, какая большая мель! Как это раньше не замечал? Ходил здесь не один раз. Наверное уровень воды в заливе понизился. Несколько дней стояла тихая погода.
Вокруг мель и только в кормовом секторе нашел понижение дна (до плавок) в виде желоба шириной не более 15 м.
Выходит, я в слепую нашел вход в этот желоб и метров 50-70 шел по нему, углубляясь в мель. Это надо же так постараться! Точно - повезло, так повезло.
Ясно, что выход только назад.
Теперь главное. Я один, поблизости никого. Сил не много, а катер тяжелый. Надежда только на мягкий грунт и везение.
Процесс выглядел в такой последовательности:
- упираюсь руками в привальный брус в носовой части и, слегка приподнимая, разворачиваю посудину вокруг сидящей глубже «пятки»,
- перехожу к корме и, приподнимая корму, толкаю катер в направлении «желоба»,
- за один подход удается сделать 3-4 шага, потом отдых,
- где- то на десятом подходе, судно слегка закачалось, всплыло и пошло само. УРА!!!

Уставший, бреду вслед за медленно идущим катером и отдыхаю. Обдумываю, как обходить мель (ближе к берегу или мористее).
Слегка дунувший ветерок приятно охлаждает взмыленную спину.
И тут я замечаю, что расстояние от меня до кормы стало существенно больше.
Оба паруса приняли ветерок и поволокли судно без капитана в море.

Прыгая за борт, перегретый на солнце и успокоенный тихой погодой, я не потравил шкоты.
Слава Богу, ветер (вернее его порыв) был слабым и непродолжительным.

Попытка догнать «пешком по дну» не дала результата, так как вода уже доходила до пояса. Бросаюсь в воду и плыву, как на рекорд. Расстояние сокращается. На последнем издыхании я хватаюсь рукой за борт. Какое то время болтаюсь за кормой, как старая швабра. Затем, собрав остатки сил, влезаю в кокпит и падаю в изнеможении.

Ветерок тем временем поменял направление (теперь он дул на Петродворец) и существенно усилился. Курю и мысленно проигрываю возможные варианты развития сложившейся ситуации.
Вот плоды моих кошмарных фантазий:

Вариант 1
Сижу плотно. Убрал паруса. Сняться всеми известными способами не удалось. Катеров приемлемых размеров (и мощности) близко не проходило. Проплывал только рыбачок на резинке передал ему свой телефон сообщить о ситуации (отдал ему пойманного утром судака). Как потом выяснилось – не позвонил. Наступает ночь. Спать не получается. Ночью подошла гроза с сильным ветром (так оно и было в ту ночь). К утру катер лежит на боку, а вокруг волны с барашками. Зажигай дымовой сигнал и надейся на случай. В понедельник да в такую погоду залив пуст.
Безрадостная картина с непредсказуемым финалом.

Вариант 2
Догнать катер не удалось. Ушел в направлении Петродворца. Возвращаясь назад, вплавь, еще не сразу нахожу проклятую мель. Переводя дух, оглядываюсь на исчезающий вдали парус. При таком ветре, если его не переедет «Метеор» или какой ни будь «Wicking Lain» он уткнется ночью в южный берег залива. Найдут только утром. Капитана, надо полагать, будут искать где ни будь поблизости. И уж конечно не посреди залива на, неизвестно откуда взявшемся, меляке в двух километрах южнее Лахты. Отчетливо представляю заголовок бульварной газеты - «Летучий голландец Маркизовой лужи».
Стоять ночь по колено в воде, на ветру под дождем с грозой да в одних плавках?…Б р р р
Надо спасаться вплавь. Два километра в экономном режиме за час полтора проплыву.
Наверное не замерзну (21градус). Потом ночью в плавках, босиком до ближайшей милиции. Рассказы о том, что ты капитан «Летучего голландца» воспримут с интересом, как бред пьяного (или сумасшедшего). Документы то все уплыли. В лучшем случае серьезный разговор будет только утром. Если сразу не увезут на Пряжку (это наш городской санаторий для Наполеонов инопланетян и прочих капитанов)
Как говорил известный персонаж (ослик Иа Иа), «.. и с этой стороны ничуть не лучше!»

Другие варианты даже не буду рассматривать. Результаты похожие и где то мрачнее.


Вот выводы сделанные мною в результате этих размышлений:
- легенды о «летучих голландцах» не всегда выдумки,
- какой бы ни была простой ситуация «…считай себя ближе к опасности!!! »,
- покидая судно, подумай, как будешь возвращаться ( конец с узлами метров 10-15 закрепленный на корме и болтающийся в воде – иногда помогает),
- паруса без присмотра остаются парусами,
- хорошая погода еще не повод для благодушия.

Обдумывая свое приключение, не заметил, как оказался вблизи Петровского фарватера.
Засвежевший предгрозовой ветер и пронесшийся от Петродворца «Метеор», вернули меня к действительности.
Дальше все автоматически по отработанной годами программе.
Стаксель - на закрутку, грот на гик, куртку на плечи. Запускаю надежный мотор – старичок Л-6 и (минут через 50), с первыми крупными каплями дождя вхожу в родную гавань клуба «НЕВА». Быстрая швартовка. Брезент на кокпит. И в каюту пережидать дождь.
За кружкой горячего чая решаю, что не плохо бы описать это приключение для других, таких же как я, «мореходов». В назидание.
И вот спустя 15 лет (на пенсии) сподобился.
Не судите строго – не писатель!

На этом кончу я рассказ
Но если кто нибудь из вас
Кайфуя в ясную погоду
Задумает свалиться в воду
Не убирая парусов
Раздетый вовсе до трусов
Пусть вспомнит мель ту роковую
С кормы веревку узловую
Пусть сей рассказ припомнит снова
И капитана Чекмарева!


Санкт-Петербург
23.06.2005


Немного о себе.
Родился в г. Свободном Амурской области Хабаровского края в 1943г.
Моряком, к сожалению, не стал по состоянию здоровья.
Окончил ЛЭТИ, инженер-конструктор электронной техники.
Работал в НИИ «ИНТЕГРАЛ» и НПО «ПОЗИТРОН» по оборонной тематике.
В настоящее время пенсионер «ВЕТЕРАН ТРУДА», но продолжаю работать конструктором в ООО «МИНИТЕХ».

Для контактов:

Тел. дом. 242 24 30
Тел. моб. 8 911 238 41 21
Mail to: konstructor43@mail.ru