Случай, о котором хочу рассказать, произошёл в 1992году на Азовском море.
Собрался я с семьёй в очередной раз попутешествовать. И замыслил замахнуться на море, пусть хоть и небольшое. За зиму собрал “ крутой ” катамаран. Взяв за основу конструкцию катамарана Святенко и своего предыдущего (в 91 на Московской регате был вторым после Святенко). Ну да это другая история.
Информация к размышлению:
Характер – нордический. В общем, не катамаран - танк.
Так вот, собрался я с семьёй отдохнуть на Азовском море. А тут Крыгин из Донецка устраивает Украинское ралли как раз в нужном месте и в нужное время.
Ралли - Геническ – Керчь. Решил предварительно проверить катамаран на участке Мариуполь – Геническ и затем продолжить путь до Керчи, приняв участие в ралли.
Нашел практически на улице молодую пару влюбленных, желающих красиво и дёшево отдохнуть, прихватил сына 7 лет, жену, новенький катамаран и отправился покорять Азов, ну заодно и всю Украину.
Не буду, затягивать повествование подробностями отъезда, сборки и прочими радостями, отмечу только, что Азов, на удивление, встретил нас неласково. У меня жена из Мариуполя поэтому бывал там часто но такого. В общем, волна метр - полтора. Но это ерунда, мы молодые, опытные (может быть даже самые) – как никак пятый поход под парусом, отправились совершать "одиночку". О том, что мы поехали куда-то на Азов - знали только родители.
Итак, солнце светит, волны 1-1.5м, ветер 8-10м/с, скорость – фантастика, на ужин – устрицы – вот-вот начнут расти крылья…
Прошло дней семь!!! Я уж было начал подумывать, что жена начала обратный отсчет моим прегрешениям накопившимся за год в период постройки очередного парусника, а ведь это уже был пятый вариант (ну вы понимаете), как ветер стал усиливаться…
Решили мы пообедать, пристали к берегу, точно не помню где, но люди ещё были. Пляж, песочек, кушаем. Час, два… Пора бы продолжить плавание – время поджимает, а волна 2м, по воде пена с полосами, ветер свистит, ванты поют, песок по ногам хлещет и я понял – “обратный отсчёт” начал давать пробуксовку.
Но впереди, примерно километрах в двух, заливчик. Решили до него добраться и уже там становиться на ночь. Тащить катамаран в полосе прибоя – не реально, ветер навальный. Поэтому ребёнка и Джульетту пустили по берегу, а сами вышли в море в составе Ромео, жены и адмирала. Напомню Ромео – первый раз под парусом, жена – третий, но румпель только при сборке. Так вот, с помощью местных отдыхающих мужиков, отошли мы метров на сто от полосы прибоя (первая ошибка, ну хотелось поближе к берегу, страшновато всё таки) и двинулись вдоль берега. Но не прошло и пары минут, как очередным валом с белым бараном руль срезало по самую стойку, и повис мой титан на сорлине за бортом. Первое ощущение – шок.. Валы метра два ветер более 15 м\с, на борту один бооолее-мееенее опытный адмирал.
Первым делом катамаран разворачивает против ветра (как в книжках прописано) и этот танк как ломовая лошадь полетел в сторону открытого моря. Шок, у меня, длился секунд десять, остальные просто ничего не поняли.
Вспоминая всех Бондов, Колсов и прочих теоретиков, начал с помощью парусов выруливать в сторону берега, команда поняла, что что-то не то.
Не вышло. Приспособил весло вместо руля – не помогло.
После очередной, наверное, пятой попытки я посмотрел в сторону берега и понял – шутки кончились, берег был киломметрах в 3-х - 4-х. Тут я бросил шкоты, весло и спустил грот, надеясь, что стаксель развернёт нас в сторону берега. Но не тут то было. Мой танк курс менять свой не захотел и продолжил резать скулой волну с не меньшей прытью.
Пришло время второму шоку, но уже общему. Я понял, что тканевые обвесы по бортам, которые так хорошо нас защищали от брызг и волн, не дают повернуть катамаран на курс фордевинд, выдавливая корму под ветер.
Снова приспособил весло в качестве руля, скомандовал Ромео вылезти подальше на нос и помочь мне вторым веслом повернуть нос в сторону берега. Ромео мальчик был - не слабый и только благодаря ему неизвестно с какой попытки мы стали на фордевинд километрах в 5 от берега.
Весло – от байдарки таймень, как известно, не симметричное и, вставленное в пространство между последней балкой и тросами трамплина, не служило идеальным рулём. В общем, штангу в 120 кг поднимать на институтских соревнованиях было легче, чем удерживать курс на волне в 2 метра этой скачущей лошади, благо это было не долго.
Пять километров пролетели минут за десять, вылетели на берег всем корпусом так что, прибой до поплавков и не докатывался.
Наш герой Ромео скатился с катамарана в самом прямом смысле, так как сидел на носу, распластался на песке лицом вниз и, скребя пальцами пляжный песок, пытался обнять весь земной шар. Уже после, придя в себя, признался, что если бы в последнюю попытку мы не повернули к берегу – он хотел уже броситься в море и плыть к берегу, ну сумасшедший, что возьмёшь.
На удивление, жена спокойно сошла на берег (потомственная морячка) и принялась проверять: не потеряли ли мы её косметичку…
Вобщем-то и всё, если не считать, что руль я за пару часов починил в местной слесарной мастерской, наложив две пластины из ржавого железа толщиной в 3-4мм на полированный титан (кстати, сломалась пластина дюраля толщиной 10мм и шириной 20см). Что дошли мы до Геническа, прошли всё ралли при волне 1-1.5м, покорили всю Украину и благополучно вернулись домой в Харьков.
Жаль, только контакты с Ромео потерялись, но, думаю, парус он уж бросить не сможет, потому что это было не последнее наше приключение до Керчи, слава Богу, остальные были не такие опасные, но об этом в другой раз.
Разбор ошибок.
1. В штиль и в бурю турист должен пить чай на берегу.
2. Учиться управлять лодкой без руля нужно до того как он сломается.
3. Весла должны быть симметричные, удобнее рулить.
4. На борту должно быть два человека умеющих управлять лодкой.
5. Руль должен иметь 16-ти кратный запас по прочности (как трос лифта).