«БРИГАНТИНА» ДЛЯ ВСЕХ
ПЕРВОЕ ИСПЫТАНИЕ ПАРУСНОГО КАТАМАРАНА
ДЛЯ МАССОВОГО ТУРИЗМА

Туризм на разборных парусных судах быстро завоевывает популярность в нашей стране. Лет 15 назад на плесах Волги, Селигера, озер Карелии можно было встретить лишь одиночек-энтузиастов, а теперь туристские группы ходят по Байкалу и Белому морю, по Гауе и Каме, по Балхашу и водохранилищам Днепра. Ежегодно проводятся традиционные слеты-соревнования туристов-парусников: «Осенняя регата» в Москве и «Белые ночи» в Ленинграде. Соревнования по технике парусного туризма устраиваются в Таллине, Донецке, Загорске, Николаеве и в ряде других городов.

Однако развитие парусного туризма не проходит гладко в первую очередь из-за отсутствия необходимых парусных судов. Сейчас туристы в основном ходят на байдарках с самодельными парусами и на польских швертботах «Мева». Импорт «Мев» прекращен пет 10 назад, а своими руками переоборудовать байдарку в парусный тримаран под силу далеко не всем. Вот почему возник и созрел вопрос о выпуске отечественного разборного парусного судна для массового туризма.

Большую подготовку к этому важному событию провели сами туристы, накопившие немалый опыт постройки и эксплуатации таких судов. Сначала была сформулирована задача: спроектировать парусник, в котором могла бы свободно разместиться семья из трех человек с полным запасом походного снаряжения. Судно должно быть достаточно быстроходным, хорошо идущим против ветра, приспособленным для походов по любым внутренним водоемам и в прибрежной зоне больших озер и морей, вес в упаковках — в пределах 55—60 кг. Это позволит использовать парусник и в походах выходного дня. Задача была трудной. Для сравнения напомним, что «Мева», не удовлетворяющая задаче по вместимости, весит 85—90 кг, а хороший парусный тримаран на основе «Салюта-5,2», имеющий ограниченную мореходность,— 75—80 кг.

Группе энтузиастов понадобилось несколько лет, чтобы найти и разработать тип парусника, полностью отвечающий поставленным требованиям. Им оказался построенный со значительными отступлениями от традиционных схем небольшой, но достаточно надежный катамаран с надувными поплавками. На III конкурсе лучших разборных парусных судов за разработку принципов конструирования легких катамаранов группа самодеятельных конструкторов во главе с автором этой статьи была награждена Дипломом I степени сборника «Катера и яхты». Один из наиболее удачных образцов экспериментальной серии — «Аргонавт-4,5», победитель «Осенней регаты-79», был признан лучшим судном сезона (вес его — 50 кг).

Вскоре удалось перейти на серийный выпуск разборных катамаранов подобного типа. Конструкторы серьезно отнеслись к делу и сразу поняли особенность задачи — создать не просто хорошее судно, а поистине массовое, то есть максимально надежное, простое в управлении, прощающее даже грубые ошибки начинающих «капитанов», молодых или седых, не имеющих никакого предварительного опыта управления парусниками.

Всем этим задачам и отвечает в той или иной мере разработанная модель. Катамаран состоит из двух резиновых надувных поплавков длиной 4,5 м. Они крепятся к развитому силовому мосту из дюралевых труб, Сверху на мост устанавливается кокпит, защищающий экипаж от брызг и ветра снизу и с боков. В носу кокпит оканчивается эффективным волно-, брызгоотбойником. Вещи располагаются в носовом и кормовом багажниках и частично вдоль бортов кокпнта. На ночь на дно кокпита-трамплина укладывают два стандартных надувных матраца, а над кокпитом ставится палатка (вес ее с каркасом — 2,5 кг). Две-три минуты, и довольно просторный, теплый ночлег готов. При этом полностью разгружать катамаран не надо.

Вооружено судно одним гротом повышенной жесткости площадью 5,3 кв. м. С таким парусом оно остается практически неопрокидываемым даже при ветрах выше средней силы. Вспомогательным парусом служит стаксель площадью 3,7 кв. м. При суммарной площади парусности 9 кв. м катамаран становится довольно быстроходным и спортивным судном, особенно если его полностью разгрузить.

К весне 1980 года промышленный вариант катамарана находился еще в стадии проектирования, но специально для испытаний уже был построен действующий макет будущего судна. Его появление было связано с необходимостью еще на стадии проектирования выявить слабые места и повысить качество судна. Испытывался макет в наиболее жестких условиях — в весеннем походе от Бердянска до Геническа по Азовскому морю, которое только что окончательно очистилось ото льда. Экипаж испытателей состоял из двух внештатных экспертов ВНИЛТЭ: Е. С. Кузнецова — одного из самых активных энтузиастов строительства малых катамаранов, и автора этих строк.

Чтобы читатели смогли представить, как чувствуют себя туристы в новом судне, приведем описание хотя бы одного дня похода.

8 ЧАСОВ УТРА. Катамаран стоит на берегу Обиточного залива, на песчаной косе. Ветер юго-западный, 2—3 м;'с, волн нет. Все вещи уложены (в катамаране сейчас, по примерным расчетам, включая наш собственный вес,около 300 кг груза). Грот поднят, можно выходить в море. Отталкиваемся веслом от берега, и переход начался. Курс бакштаг (ветер сбоку—сзади), скорость—около 3,5 км/ч. Минут 20 уходит на то, чтобы устроиться со всеми удобствами и утеплиться — весна сильно запоздала, и на воде не больше +1О°С. Солнца нет, сплошная облачность.

Ставим стаксель. В слабый и средний ветер он дает существенную прибавку скорости. Наш лаг показывает 5 км/ч. Прошли мели, и как-то незаметно пропал из виду берег. Идем по компасу. Наш план — выйти на северный берег залива, а потом идти вдоль него на запад.

10 ЧАСОВ, Штурман докладывает: «Вижу берег и строения. Расстояние —1,5—2 км». Низкие облака и большая влажность атмосферы (почти туман) не позволяют раньше обнаружить, что мы вышли к Преславу. Приводимся к ветру (теперь он уже дует спереди — сбоку со скоростью 5—7 м/с, курс бейдевинд) и идем вдоль берега. Лаг показывает 6—8 км ч. Волна уже разогналась до 0,5 м, но мы ее почти не ощущаем. Особенность нашего катамарана — очень мягкий ход на волнении.

11 ЧАСОВ. Вышли из-под защиты Обиточной косы. С моря на наше суденышко спереди—сбоку идут валы высотой до 1 метра. День назад мы уже попадали в такие волны, но попутные. Катамаран их выдерживал легко, правда, его водило, приходилось постоянно работать рулем. Пользуемся случаем и начинаем экспериментировать со встречной волной.

Ставим катамаран к волне носом, потом бортом, потом под углом и убеждаемся, что мореходности судна вполне хватает для всех этих условий. Вода и брызги в катамаран практически не попадают, так как, скатываясь с волны, поплавки довольно мягко встречаются с гребнем следующей. Если волны идут лагом, то некоторые из них бьют по трамплину снизу, но трамплин мягкий, из ткани, и легко гасит энергию ударов.

Снова ложимся на курс. Несмотря на значительное волнение (большее не предусмотрено программой испытаний) и встречный ветер, скорость держится в пределах 6—8 км ч.

11 ЧАСОВ 30 МИНУТ. Ветер постепенно засвежел до 7—9 м/с. Экипаж, согласно инструкции, снимает стаксель. Но даже под одним гротом скорость на курсе бейдевинд держится в пределах 6 км/ч. Объясняется это очень высоким аэродинамическим качеством паруса типа «Стриж. Немаловажна и простота управления им. Недаром на представительной «Осенней регате—79» одну из гонок выиграл на «Аргонавте-4,5» рулевой, лишь день назад впервые ступивший на парусное судно.

12 ЧАСОВ. Погода неустойчивая, солнца нет, тучи опустились еще ниже. Капитан решает идти ближе к берегу, чтобы в случае каких-либо осложнений быстро найти убежище. Берег от Обиточной косы до косы Федотова — это отвесный глинистый обрыв. В некоторых местах встречаются узкие промоины с небольшими пляжами и везде очень шумный прибой,

12 ЧАСОВ 30 МИНУТ. Опасения оказались напрасными, ветер стихает. Поставили стаксель — менее чем за минуту.

13 ЧАСОВ. Ветер «сел» окончательно. Скорость судна 1,5—2 км/ч.

Почти полный штиль. Волны, не услев разыграться, постепенно мельчают. Используя затишье, обедаем. У нас есть все для безопасного приготовления горячей пищи на ходу, но на сей раз штурман (по совместительству — кок) отдает предпочтение сделанным впрок запасам и достает двухлитровый термос. После обеда капитан укладывается спать, благо места в кокпите достаточно, а штурман остается на вахте, наблюдая за погодой. Штиль явно ненадолго, облака движутся довольно энергично. Интересно, с какой стороны подует ветер?

14 ЧАСОВ. Ветер подул в прежнем направлении. Он далеко не попутный, но идем нормально. В районе Строгановки катамаран стало прижимать к берегу и не удалось с ходу проскочить один из мысов. Пришлось закладывать километровый контргалс в море.

16 ЧАСОВ. На траверзе — Приморский Посад. По генеральному курсу пройдено около 50 км. Обычная дневная норма для таких катамаранов (если дует нормальный ветер). За Приморским Посадом «стенка» на коротком участке понижается, и наше внимание лривлеквют хорошие подходы к берегу. Капитан держит совет. Вариантов два: в связи с неустойчивой погодой приставать или идти еще 25 км до Молочного лимана, к теплому и приятному песчано-ракушечному пляжу. Решаем: поскольку дует отличный и даже не совсем встречный ветер, а экипаж бодр и сыт и к тому же все вещи сухие, продолжить движение. До темноты еще 4,5 часа, и 25 км пройти, конечно, можно. Теперь всё наше внимание сосредоточено на управлении судном. Тщательно настраиваем паруса, пробуем различные варианты — пытаемся выжать из катамарана максимальную скорость. Настоящая гонка с приближающимся вечером.

19 ЧАСОВ. График движения удалось выдержать. Хорошо видна Степановка, а за ней и конец береговой «стенки». Но главное событие — впервые за весь день показалось солнце. И как! Темный высокий обрыв, над ним огромный густо-красный шар. А вокруг на фоне черных туч вьются крупные белые чайки.

19 ЧАСОВ 45 МИНУТ. Когда проходили Степановку, начались странности с ветром. Он не усилился, но резко сменил направление и стал почти попутным. Волна по-прежнему небольшая, но мы решаем идти к берегу: светлого времени остается в обрез. Скоро стаксель приходится снять, так как аегер быстро крепчает, а маневрировать во время причаливания удобней с одним гротом. Разгоняем катамаран и направляем его перпендикулярно берегу, даем дифферент на корму. Обычно судно так легко вылетает из воды, что выходишь на берег, не замочив ног. Вот и теперь решительно «выбрасываемся» на песок. 75-километровый переход закончен. За день удалось пройти всю «стенку» Обиточного залива. Выносим из кокпита два тяжелых рюкзака, пресную воду, оттаскиваем катамаран от кромки прибоя и быстро ставим над кокпитом палатку. Замеряем анемометром скорость ветра — 10—12 м/с. Укрыться от него, к сожалению, негде: берег ровный и пустой.

Пришлось сделать очередное «изобретение»: раньше на ночь грот спускался с мачты, а теперь его в растянутом виде вместе с мачтой и гиком просто сняли с катамарана, положили мачтой на землю, а шкот использовали как оттяжку у верхнего угла большого ветрозащитного тента. Никаких дополнительных стоек и веревок не потребовалось. По низу подсыпали к мачте песок, положили надувной матрац, штурман включил газовый кипятильник. Тихо и уютно. Над раскладным столом висит «светлячок», и как-то забывается, что всего в нескольких метрах грохочет прибой и набирает силу начинающийся ночной шторм.

Итак, каковы же итоги испытаний? Катамаран полностью выдержал проверку, в том числе и при экстремальных условиях. За две недели не было ни одной, даже самой незначительной, поломки — сказалось применение только хорошо проверенных и уже «доведенных» конструкторских решений. Судно хорошо сцентровано. При всех нагрузках при всех вариантах «вооружения» и ветрах оно четко слушается руля, быстро выполняет повороты оверштаг и фордевинд, легко набирает ход из любых положений. Мореходность судна вполне достаточна для туристских походов — оно уверенно чувствует себя и в море, и в прибойной зоне при подходах к берегу. Никакие «соленые брызги в лицо» и «волны, вкатывающиеся на палубу», нас не донимали. В кокпите и ночью, и на переходах очень просторно. Катамаран способен ходить любыми курсами в довольно свежий и в слабый ветер. За весь поход грести пришлось лишь один раз, когда при отличной солнечной погоде катамаран был «заштилен» в полукилометре от берега. Средняя скорость за поход составила 6 км/ч. И это в море!

Общее впечатление — судно получилось удачным. Надежным, неприхотливым, простым в эксплуатации, достаточно вместительным и быстроходным.

Проведенные испытания были первыми, но далеко не последними. В конструкцию катамарана будут внесены некоторые усовершенствования и изменения, вызванные требованиями серийного производства. Если все пойдет хорошо, то к будущему сезону суда первого выпуска обретут своих владельцев.

В. ПЕРЕГУДОВ,

член бюро комиссии водного туризма
Федерации туризма ЦСТЭ

«Турист», 1980, № 8

Основные технические данные катамарана:

Вес в упаковках с оснасткой
Грузоподъемность
Длина
Ширина
Диаметр поплавков
Размеры дна кокпита
Глубина кокпита
— менее 60 кг
— до 300 кг
— 4,5 м
— 2,1 м
— 0,47 м
— 1,9 х 1,85 м
— 0,3 м